Календарно-тематическое планирование уроков ИЗО в 5 классе (ФГОС) Т.Я. Шпикалова


№ п/п № по разделу Тема раздела, урока Кол. час. Тип урока
Планируемые результаты (предметные) Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности. Домашнее задание Дата
Образ родной земли в изобразительном искусстве – 9 часов.
1-2. 1-2. Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта. 2 Урок
изучения нового материала Рассматривать произведения мастеров натюрморта, в которых отразилась красота предметного мира, даров земли в пору осени. Различать средства художественной выразительности в натюрмортах живописцев и графиков. Сопоставлять изображения плодов в композициях натюрмортов художников разных стран. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успехов и неудач в собственной учебе. Выполнить рисунок с натуры отдельных осенних плодов.
Выполнить с натуры натюрморт из овощей. 3-4. 3-4. Осенние плоды в твоем натюрморте. 2 Урок
изучения нового материала Рассматривать живописно-декоративные натюрморты художников разных стран. Рассказывать о своих впечатлениях от них. Определять, какими изобразительными средствами выражают художники свое отношение к плодам земли в произведениях разных видов искусства и какие приемы они используют для усиления декоративности. Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Анализировать цвет как основное выразительное средство декоративной живописи. Выполнить декоративный натюрморт в карандаше.
Завершить работу в цвете в технике коллажа. 5. 5. Чудо-дерево. 1 Урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков Рассматривать декоративные рельефные композиции «древо жизни» в архитектурных сооружениях.
Рассказывать об особенностях плакетного искусства.
Называть главные средства выразительности рельефных композиций.
Объяснять значение слов барельеф, горельеф. Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.
Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. Выполнить рельефную композицию из пластилина «Древо жизни». 6-7. 6-7. Красота осеннего пейзажа в живописи и графике. 2 Урок
изучения нового материала Рассматривать лирические пейзажи русских художников, пейзажные композиции в техники монотипии. Выделять особенности «пейзажей настроения». Сопоставлять отображение лирического настроения в творчестве художников-пейзажистов и русской поэзии. Рассказывать о главных выразительных средствах в осенних пейзажах живописцев. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Анализировать свои действия и управлять ими;
сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. Выполнить эскиз осеннего пейзажа в технике монотипии.
Завершить работу над пейзажем. 8-9. 8-9. «Осенних дней очарованье» в книжной графике. 2 Урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков Рассматривать примеры оформления книги выдающихся мастеров отечественной книжной графики. Сопоставлять техники, манеры и приемы выполнения иллюстраций разных художников-иллюстраторов. Рассказывать об основных компонентах книги.
Объяснить смысл понятий графика, гравюра. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успехов и неудач в собственной учебе. Выполнить осенний пейзаж графическими средствами.
Выполнить иллюстрацию к лирическим стихам русских поэтов. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре
и современной жизни и их образы в искусстве – 8 часов.
10. 1. Человек и земля-кормилица. Праздник урожая. 1 Урок
изучения нового материала Рассматривать произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, в которых нашли отражение осенние праздники и ярмарки. Различать средства художественной выразительности. Определять смысловой центр многофигурных композиций в произведениях живописцев и народных мастеров. Объяснять смысл понятий бытовой жанр, пропорции фигуры человека. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Выполнить рисунок фигуры человека в движении. 11. 2. Ярмарка. 1 Урок
изучения нового материала Рассматривать живописные произведения бытового жанра. Сравнивать произведения западноевропейских мастеров с произведениями отечественных живописцев. Находить общее и различное. Определять тему, сюжет бытовой картины, смысловой центр. Называть художественно-выразительные средства. Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.
Уважительно относиться к творчеству, как к своему, так и других людей. Выполнить многофигурную композицию «Ярмарка». 12-13. 3-4. Зимняя пора в живописи и графике. 2 Комбинированный Рассматривать произведения пейзажного жанра в творчестве художников разных эпох, отразивших состояние и настроение природы в зимнем пейзаже.
Находить общее и различное в передаче естественной красоты зимнего пейзажа. Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. Выполнить зарисовки зимней природы.
Выполнить композицию зимнего пейзажа. 14-15. 5-6. Делу – время, потехе – час. Рукодельницы и мастера. 2 Комбинированный Рассматривать произведения живописи, изображающие молодежь в сценах совместного труда и отдыха. Рассказывать о старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются в жизни родного края. Определять сходство и различия в изображении костюмов разных персонажей. Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание.
Уважительно относиться к творчеству, как к своему, так и других людей. Выполнить графический эскиз пояса.
Конструировать изделие «пояс» (плетение из трех и пяти нитей). 16-17. 7-8. Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства. 2 Комбинированный Рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие образы фольклорных героев. Сравнивать особенности изображения добрых и злых героев в произведениях изобразительного искусства. Различать средства художественной выразительности. Понимать условность и субъективность художественного образа. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. Изобразить сказочного героя.
Изобразить былинного героя. Мудрость народной жизни в искусстве – 8 часов.
18. 1. Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом. 1 Урок
изучения нового материала Рассматривать культовые и гражданские постройки из дерева мастеров Древней Руси на фотографиях, в произведениях живописи и графики. Сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, храмов и других построек. Различать их типы, индивидуальные черты, назначение. Называть ведущие художественные музеи деревянного зодчества России. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. Выполнить графические зарисовки деревянных построек. 19-20. 2-3. Изба – творение русских мастеров-древоделов. 2 Комбинированный Рассматривать постройки деревянного русского зодчества, плотницкие инструменты. Понимать конструктивно-техническую основу избы. Сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов и других дворовых построек. Различать их типы и назначение. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Выполнить макет избы из бумаги. 21. 4. Изба – модель мироздания. 1 Урок
изучения нового материала Рассматривать примеры декоративного убранства в облике деревянных домов. Понимать смысл поэтического отражения образа вселенной в знаках-символах домовой резьбы: условность художественного образа. Сравнивать художественные особенности декоративного убранства домов разных регионов. Различать типы и назначение домовой резьбы. Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе;
воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий;
оценивать ход и результат выполнения работы;
участвовать в обсуждении учебной задачи.
Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Выполнить графические зарисовки знаков-символов в резном убранстве фасада крестьянского дома. 22. 5. Лад народной жизни и его образы в искусстве. Комбинированный Рассматривать сцены семейной жизни далекого прошлого, настоящего в произведениях живописи и графики, лаковой миниатюре. Определять общее и различное в их содержании, композиции и средствах художественной выразительности, помогающие передавать идею связи поколений. Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.
Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Выполнить элементы декора крестьянской избы из бумаги в постройке крестьянского подворья. 23. 6. Художник и театр. Декорации к опере-сказке «Снегурочка». 1 Урок
изучения нового материала Рассматривать эскизы декораций и костюмов В.М. Васнецова, К.А. Коровина, И.Я. Билибина к опере-сказке «Снегурочка». Участвовать в обсуждении особенностей творчества театрального художника, влияния сказочных образов народной культуры и декоративно-прикладного искусства на творчество театрального художника, эскизы театральных декораций и костюмы. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения. Выполнить эскизы декораций, костюмов к театральной постановке. 24-25. 7-8. Художник и театр. Образы персонажей.
2 Комбинированный Рассматривать эскизы костюмов персонажей к операм-сказкам Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (В.М. Васнецов) и «Золотой петушок» (И.Я. Билибин).
Понимать художественные особенности изображения в театрально-декоративном искусстве. Участвовать в обсуждении особенностей работы художника по созданию эскизов театральных костюмов. Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.
Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения. Выполнить эскизы костюмов персонажей.
Создать коллектив
ное панно «Снегурочка» в технике коллаж. Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры
и современной жизни – 3 часа.
26. 1. Гулянье на широкую Масленицу. 1 Урок
изучения нового материала Рассматривать живописные произведения на тему масленичных гуляний. Понимать особенности передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников-живописцев. Участвовать в обсуждении картин, отображающих народный праздник Масленицы, роли природных условий в передаче характера традиционных праздников. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами.
Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. Выполнить по памяти зарисовки фигуры человека в народном костюме в движении. 27-28. 2-3. Традиции оформления праздничной среды. 2 Урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков Рассматривать произведения народных мастеров росписи по дереву на тему календарного народного праздника Масленицы из Федоскино, Городца, Палеха.
Рассказывать, как соединяется реальное и сказочное в сюжетах лаковой миниатюры. Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.
Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. Выполнить многофигурную композицию в цвете.
Создать коллектив
ное декоративное панно «Широкая Масленица». Образ единения человека с природой в искусстве – 6 часов.
29. 1. Животные – братья наши меньшие. 1 Урок
изучения нового материала Рассматривать изображения животных в скульптуре, монументальном и декоративно-прикладном искусстве, станковой и книжной графике. Сопоставлять изображения животных и птиц в графике, скульптуре. Объяснять значение понятий анималистический жанр, художник-анималист. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. Выполнить наброски животных с натуры, по памяти и представлению. 30. 2. Животное и его повадки в творчестве скульпторов-анималистов. 1 Комбинированный Рассматривать произведения отечественных художников-анималистов, создавших образные характеристики представителей животного мира в различных материалах и техниках. Рассказать о характерах и особенностях своих домашних животных. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства. Выполнить скульптур
ный этюд животного по памяти. 31. 3. Экологическая тема в плакате. 1 Урок
изучения нового материала Рассматривать плакаты, посвященные различным актуальным темам современности. Рассказывать о проблемах сохранения природной среды в своем городе. Сравнивать плакаты по содержанию, целям воздействия на человека и закономерностям применения средств художественной выразительности. Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание.
Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения. Выполнить эскиз плаката «Экология в картинках». 32-33. 4-5. Троицына неделя и ее образы в искусстве. 2 Урок
изучения нового материала Рассматривать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, посвященные народным праздникам и красоте изображения природы в окружающем мире, старинным поверьям, традициям народных праздников. Сопоставлять поэтические описания весны и лета в народных песнях с произведениями художников. Объяснять роль цветовой гаммы в создании определенного состояния природы, настроения в картине. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения. Выполнить многофигурную композицию «Хоровод».
Завершить работу над композиции
ей. 34. 6. Обрядовые куклы Троицыной недели. 1 Урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков Рассматривать традиционные праздничные женские и мужские костюмы в произведениях художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. Рассказывать о вкладе народных мастериц в их изготовление и украшение. Раскрывать символическую связь конструкции и декора дома с традиционным женским костюмом. Понимать смысл создания обрядовой куклы в народных культурных традициях. Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий.
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Изготовить куклу в праздничном наряде.