Презентация на тему:Предметно развивающая среда в логопедических группах ДОУ


Автор: учитель-логопед МБДОУ № 175Нехаева Л.Б.Роль организации предметно-развивающей среды в логопедической группе детского сада Предметно-пространственная развивающая среда в группе детского сада создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребенка сферах жизни и позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности. В логопедической группе детского сада создание предметно-развивающей среды приобретает особое значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии. Она должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Принципы построения развивающей средыПринцип вариативностиПринцип полифункциональностиПринцип трансформируемостиПринцип насыщенностиПринцип доступностиПринцип безопасности Функции развивающей среды ДОУ Функция стимулирования активности детей Информационная функция Функция сохранения психологического здоровья Воспитывающая функция Развивающая функция предполагают на первоначальном этапе коррекционной работы максимальное насыщение сенсомоторного пространства, так как при дефектах подобного типа, как правило, наблюдается выраженное отставание в развитии восприятия, речи, общей моторики и координации движений, недостаточность эмоционально-волевой сферы, бедность игровой и продуктивной деятельности.ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Микрозона, центрОборудованиеЦелиРаздевалка1.Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности, скамейки.2.Стенды для взрослых «Вот что мы умеем» (постоянно обновляющаяся выставка детских работ), «Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяся фотовыставка), «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе), «Давайте поиграем» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий), мини-библиотека методической литературы для родителей и и книг для чтения детям дома, информационный стенд, расписание работы специалистов.1.Формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы.2.Формирование навыков общения, умения приветствовать друг друга, прощаться друг с другом.3.Провлечение к процессу коррекционно-воспитательной работы родителей, создание единого сообщества педагогов и родителей.Организация развивающей среды в группе {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Микрозона, центрОборудованиеЦелиУголок «Маленькие конструкторы»1.Крупная и мелкая мозаика, вкладыши, сборные игрушки, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.2.Нетрадиционный материал.1.Развитие мышления и пальцевой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения, соединение частей в целое.2.Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков.Организация развивающей среды в группе {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Микрозона, центрОборудованиеЦелиУголок «Маленькие математики»1.Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска.2.Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках».3.Мелкие фигурки и нетрадиционный материал для счета.4.Элементарные модели.5.Блоки Дьенеша.6.Палочки Кюизенера.1.Освоение геометрических фигур и форм предметов.2.Обучение группировке предметов по цвету, форме, размеру.3.Выявление отношения групп предметов по количеству и числу.4. Обучение определению количества путем пересчетаОрганизация развивающей среды в группе {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Микрозона, центрОборудованиеЦелиУголок «Здравствуй, книжка», уголок «Играем в театр»1.Стеллаж для книг, столик и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр, маленькие ширмы для настольного театра, ковролиновое наборное полотно и картинки по изучаемым лексическим темам.2.Детские книги по программе, любимые книжки детей.3.Различные виды театра. Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок.1. Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой.2.Формирование и расширение представлений об окружающем.3.Развитие творчества детей на основе литерных произведений.Организация развивающей среды в группе {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Микрозона, центрОборудованиеЦелиУголок «Маленькие строители»1.Строительный конструктор с крупными блоками.2.Строительный конструктор с блоками средней и мелкой величины.3.Нетрадиционный материал.4.Небольшие игрушки для обыгрывания построек.5.Транспорт разной величины.1.Развитие пространственных представлений, коструктивного праксиса, мелкой моторики, творческого воображения.Организация развивающей среды в группе {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Микрозона, центрОборудованиеЦелиУголок «Мы познаем мир»1.Стол с углублениями для воды и песка и рабочей поверхностью из пластика, пластиковый коврик, халатики, нарукавники.2.Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды.3.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой.4.Аквариум с рыбками, несколько комнатных растений, леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель.5.Ковролиновое полотно и игра «Времена года».1.Расширение чувственного опыта детей, стимуляция тонких движений руки.2.Формирование понятий «много» и «мало».3.Развитие умения экспериментировать с разными материалами.Организация развивающей среды в группе {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Микрозона, центрОборудованиеЦелиУголок «Маленькие художники»1.Толстые восковые мелки, цветной мел, цветные карандаши, гуашь, пластилин.2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, самоклеющаяся пленка.3. Кисти, поролон, печатки, клише, клейстер.4.Наборное полотно, доска, ковролиновое полотно, магнитная доска.1.Развитие пальчиковой моторики, тактильных ощущений, цветовосприятия, творческих способностейОрганизация развивающей среды в группе {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Микрозона, центрОборудованиеЦелиУголок «Маленькие музыканты»1.Музыкальные инструменты.2.Магнитофон и записи музыки.3.Пластиковые прозрачные емкости с горохом, желудями, камушками.1.Развитие слухового восприятия и внимания.2.Формирование исполнительских навыков.Организация развивающей среды в группе {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Микрозона, центрОборудованиеЦелиУголок «Мы спортсмены»1.мячи большие, малые, средние.2. Обручи.3.Толсиая веревка или шнур.4.Флажки.5.Гимнастические палки.6.Модульные конструкции для подлезания, пролезания, перелезания.1.Развитие ловкости, координации движений.2.Обучение согласованным действиям.3.Формирование умения ловить и бросать мяч, катать малые мячи, проползать в обруч, перешагивать через палку или веревку, ходить по прямой ограниченной дорожке.Организация развивающей среды в группе {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Микрозона, центрОборудованиеЦелиУголок «Мы играем»1.Кукольная мебель.2.Игрушечная посуда.3.Игры «Магазин», «Доктор».4.Различные атрибуты для ряженья.1.Формирование ролевых действий.2.Стимуляция сюжетно-ролевой игры.3.Формирование коммуникативных навыков в игре.4.Развитие подражательности и творческих способностей.Организация развивающей среды в группе Заключение Построение развивающего пространства в группе детского сада, использование игр и экспериментирование с различными материалами, музыкальное и световое оформление, фитодизайн и аромотерапия; оборудование «домашнего уголка», позволяют сделать среду эмоционально комфортной, учитывающей возрастные особенности детей. Дети с нарушениями речи, со сложными дефектами развития, имеющие специфические особенности – высокую чувствительность, проявляющуюся в преобладании слабости нервной системы и высокой эмоциональной лабильности, способах освоения мира через чувства и кинестетику, высокий уровень непроизвольного внимания и памяти требуют особого подхода. Поэтому коррекционная работа с ними должна строиться с учетом этих особенностей и включать организацию развивающего пространства с многообразием материалов, активизирующих ощущения и восприятия разных модальностей. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ