Творческая разработка. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении. Предметно-игровая среда в группе ДОУ.


Творческая разработка.
Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении. Предметно-игровая среда в группе ДОУ.
1. Основные принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУПредметно-развивающая среда ДОУ – комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном образовательном учреждении, – должно служить интересам и потребностям ребенка, а ее элементы (оборудование, игры, игрушки, дидактический материал и пр.) – его развитию.
Исследования предметной среды ведутся уже давно. Большой вклад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С.Л.Новоселова. Н.Н.Подьяков, Л.А.Парамонова, Е.В.Зворыгина и др. В 90-х годах ставится вопрос о предметно-развивающей среде в работах В.А.Петровского, Л.М.Клариной. Л.А.Смывной, Л.П.Стрелковой и др.
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского (1993 г.). В данной работе получили дальнейшее развитие основные положения «Концепции дошкольного воспитания» (1989 г.) применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды:
принцип дистанции при взаимодействии;
принцип активности, самостоятельности, творчества;
принцип стабильности – динамичности;
принцип комплексирования и гибкого зонирования;
принцип эмоциогенности среды;
индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды;
принцип открытости – закрытости;
принцип учета половых и возрастных различий детей.
В работах О.А.Артамоновой, Т.М.Бабуновой, М.П.Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:
комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм;
соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;
учет всех направлений развития ребенка;
разнообразие сред, их рациональное расположение;
обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;
доступное расположение предметов и пособия в соответствии с возрастом детей;
создание условий для изменения среды.
Цель взрослого в предметной среде содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:
обеспечить чувство психической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.
Основными направлениями при проектировании предметно-развивающей среды в ДОУ являются:
- всестороннее развитие детей;
- психологический и физический комфорт детей и взрослых.
При проектировании предметно-развивающей среды нашего ДОУ авторы Программы «Детство» выделяют следующие основные составляющие:
- пространство;
- время;
- предметное окружение.
Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает ее влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих как пространство и время позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде.
Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса нашего ДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Способность наших детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.
Авторы программы «Детство» предлагают свой Проект развивающей среды в ДОУ:
Использование
пространства Влияние
пространства на
интеллектуальное
развитие ребенка Влияние пространства на социальное развитие ребенка Влияние среды на физическое
развитие ребенка
Многофункциональное использование всех помещений ДОУ.
Использование спален, раздевалок увеличивают пространство для детей. Удаление «познавательных центров» от игровых существенно влияет на результат работы в этих центрах. Увеличение пространства для деятельности и движений ведет к увеличению социальных контактов на более благоприятной основе. Увеличивается двигательное пространство, что способствует увеличению двигательной нагрузки.
Создание игрового «Городка», мини-кабинетов, экологической лаборатории, логопункта и т.д. создают возможность детям осваивать все пространство ДОУ. Расширяются возможности для освоения образовательного пространства. Расширяется круг общения ребенка Еще более увеличивается пространство для движений
«Изрезанность» пространства, «лабиринтное» расположение мебели (при этом мебель не должна быть высокой, чтобы визуально не исчезло ощущение простора, света в помещении). Развивается ориентировка в пространстве. «Уголки уединения» в изрезанном пространстве дают возможность ребенку уединиться. Ребенок испытывает комфорт. Улучшается социальный климат в целом .Двигаясь по «изрезанному» пространству, ребенок учится координировать свои движения, владеть своим телом.
Гибкость, мобильность обстановки во всех помещениях ДОУ. У ребенка есть возможность заняться проектированием обстановки .Совместное проектирование и изменение обстановки сплачивает детей и взрослых, улучшает социальные отношения. Тело ребенка, реагируя на изменение обстановки, само становится гибким и мобильным.
Все пространство «разбирается» на части и вместо целостного пространства проектируется множество небольших «центров», в которых относительно полно представлены различные виды деятельности и имеется все необходимое оборудование. У ребенка есть возможность целенаправленных, сосредоточенных занятий каким-либо видом деятельности, концентрация внимания, усидчивость. Развиваются навыки социокультурного поведения. Создание центров физических движений; спортивный зал, свободные коридоры дают возможность заниматься физическими упражнениями, не мешая другим.
 
Использование времени Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка Влияние пространства на социальное развитие ребенка Влияние среды на физическое
развитие ребенка
Временная последовательность разных видов жизнедеятельности. Ребенок учится планировать свою деятельность более организованно и целесообразно проводить свободное время. Упорядоченное времяпровождение ведет к эмоционально благоприятной атмосфере в группе. Выработка динамических стереотипов способствует улучшению здоровья в целом.
Оптимальное сочетание в режиме дня регламентированной целенаправленной познавательной деятельности под руководством взрослых, нерегламентированной деятельности при организации взрослым и свободной деятельности (соответственно 20:40:40). Оптимальное сочетание для поддержания активности ребенка в течение дня. Возможность разнообразного общения. Отсутствует утомляемость.
Время для общения по схемам:
«я - я»
«я - педагог»
«я - друг, друзья»
«я - все» Разнообразие общения - разнообразие информации, расширение ориентировки в окружающем мире Широкая социальная практика общения с разновозрастными партнерами. Разнообразие контактов ведет к разнообразию двигательной активности.
 
Использование предметного окружения Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка Влияние пространства на социальное развитие ребенка Влияние среды на физическое развитие ребенка
Использование многофункциональных, вариативных модулей. Развитие конструктивного мышления. Умение договариваться, обсуждать совместные планы. Развивается физическая сила.
Разнообразное стационарное оборудование сюжетно-ролевых игр (игры всегда развернуты) Ориентировка в окружающей действительности. Упражнение в различных социальных ролях. Активизация движений.
Дидактические игры и пособия по всем разделам программы в доступном месте. Интеллектуальное развитие. Обеспечение активного общения. Развивается усидчивость, концентрация.
Широкое использование в интерьере значков, моделей, символов, схем, планов, загадочных знаков и т.п. Развивается познавательный интерес, пытливость, любознательность Возникновение дружеских отношений на основе совместного поиска Развивается усидчивость, концентрация.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, воспитателю необходимо обратить особое внимание на игрушки и материалы, развивающие различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую и двигательную. Известно, каждый вид деятельности включает в себя несколько специфических типов, характерных для определенного возраста. Каждый тип деятельности предполагает специальное материальное оснащение, поэтому остановимся на их краткой характеристике с указанием возрастного диапазона, типа предметов и игрушек.
1.1 Игровая деятельность – главная движущая сила развития ребенка дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Поэтому необходимое требование к предметной среде ДОУ – создание материальных условий для ее полноценной реализации. Прослеживая логику развития игры в дошкольном возрасте, необходимо выделить формы игровой деятельности. Каждая из них предполагает специфические игрушки и игровые материалы.
Режиссерская игра – создание воображаемого пространства, разворачивание сюжета с помощью игрушек. Для режиссерской игры необходимы игрушки-персонажи (образные игрушки) и соответствующая им предметная среда (предметы оперирования и маркеры «кукольного пространства»).
Ролевая игра – создание и проигрывание сюжетов от имени персонажа – требует атрибуты роли (соответствующие аксессуары и костюмы), предметы оперирования и маркеры игрового пространства.
Игры с правилами, которые, в свою очередь, делятся на подвижные со специальным оборудованием (мячи, кегли и пр.) и настольные (лото, домино, игры-бродилки типа «гусек» и пр.).
1.2 Продуктивная деятельность – т.е. активность, направленная на получение определенного результата, в дошкольном возрасте способствует формированию образного мышления, творческих способностей. Выделают следующие типы детской продуктивной деятельности.
конструирование – создание построек из различного вида конструктора;
изобразительная деятельность – рисунок, живопись, аппликация, лепка;
составление картинок – построение целостных сюжетных изображений из отдельных частей. Для данного типа деятельности разработан специальный игровой материал (вкладыши, разрезные картинки, кубики, пазлы);
ремесло – создание поделок (ковриков, корзинок, игрушек и пр.) из специального, подручного или природного материала.
1.3 Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка и для приобщения его к культуре. На протяжении дошкольного детства познавательно-исследовательская деятельность существенно преобразуется, проходя путь от экспериментирования с предметами к оперированию знаковыми системами. В рамках данного вида выделим следующие типы познавательной деятельности и. соответственно, обеспечивающие их материалы:
детское экспериментирование – практическое, действенное обследование реальных объектов и их свойств (игры с динамическими или составными игрушками, занятия с песком и водой, со вкладышами, с магнитами и пр.). С возрастом сложность объектов повышается;
восприятие детской художественной литературы (сказки, стихи, рассказы) – важнейший тип деятельности. Способствует не только художественному, но и познавательному и общекультурному развитию дошкольника. Соответственно необходимо обеспечить ДОУ – качественно и количественно – художественной литературой, что является важным показателем его материальной среды;
познавательные действия с наглядно-образным материалом, включающим набор тематических картинок для классификации (с изображением видов транспорта, растений, животных, видов спорта и пр.), серию картинок для установления последовательности событий, набор парных картинок для сравнения и пр.;
учебная деятельность, предполагающая освоение учебных материалов (буквы, цифры, схемы, модели) и действий с ними. Предпосылки освоения данного типа деятельности формируются в старшем дошкольном возрасте.
1.4 Для двигательного развития дошкольников также требуется соответствующее материальное обеспечение, цель которого – стимулировать и развивать различные виды движения (лазанье, прыжки, бег и пр.). Речь идет о необходимом спортивном оборудовании, предназначенном для физического развития детей (горки, скамейки, мячи, гимнастические маты, кегли и пр.).
Для каждого параметра движений разработаны конкретные показатели, выраженные качественно и количественно. Для каждого вида деятельности составлен примерный перечень предметов и материалов в соответствии с их назначением и с учетом возраста детей.
Перечень представляет собой своеобразный норматив, определяющий необходимое и достаточное число предметов и материалов, которые должны обеспечить разные типы детской деятельности. Оценивая материалы для каждого типа деятельности, следует рассматривать:
1) количественный состав предметов и материалов. Наличие и число соответствующих предметов сопоставляются с нормативом. В результате выявляется наличие и оптимальное количество данного вида материала в группе ДОУ;
2) соответствие данного материала возрасту детей в группе и развивающий потенциал. Для разного вида материалов этот показатель конкретизируется разными параметрами. Критерии оценки развивающего потенциала конкретных типов игрушек разработаны в Центре игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета. Так, для строительных конструкторов это может быть количество деталей, сложность их соединения, тип построек и пр.; для образных игрушек – характер (образ), степень условности, наличие встроенных механизмов (интерактивность). В результате оценки материалов по данному показателю выносится заключение как об их соответствии возрасту детей, так и о развивающем значении;
3) возможности действия с данным материалом определяются двумя аспектами:
досягаемостью для детей или только для взрослых. Если его хранят в закрытых коробках в шкафах, на верхних полках и в других недоступных для детей местах, если он недоступен для самостоятельной деятельности детей, его наличие в группе бессмысленно. В то же время некоторые предметы следует разместить вне досягаемости детей, так чтобы они были доступны только взрослым;
возможностью действий, которая обеспечивается также фактическим состоянием данного материала, т. е. его сохранностью, полнотой, прочностью и др. Ветхие книги или игрушки, которые разваливаются в руках, или неполные наборы конструктора не позволяют нормально ими действовать.
Полученные материалы подвергаются детальной количественной и качественной обработке. На этой основе составляется отчет о состоянии предметно-развивающей среды в обследованных группах ДОУ. Суммарное заключение по данным показателям позволяет выяснить состояние развивающей предметной среды по каждому типу деятельности и проблемные точки для комплектации среды.
Е. Смирнова, доктор психологических наук, профессор, руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игрушки, проанализировала современное состояние ДОУ и выявила некоторые типичные ошибки в организации предметно-развивающей среды и на основании анализа разработала конкретные рекомендации по совершенствованию предметно-развивающей среды в группе и детском учреждении в целом. Речь идет о следующем:
1. О создании оптимальных условий для свободной и самостоятельной игровой деятельности детей, поскольку именно эта деятельность в дошкольном возрасте в наибольшей степени способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативности и других базовых качеств личности. Для этого необходимо:
обогатить и разнообразить состав образных игрушек – кукол мужского пола, младенцев, характерных кукол и кукол, моделирующих разные профессии;
обеспечить игровые зоны необходимой кукольной одеждой, мебелью, посудой, транспортом и другими атрибутами игры в соответствии с размером и характером кукол;
расширить состав ролевой атрибутики, позволяющей детям принимать игровую роль. Элементы костюмов, лоскуты тканей, шапочки, атрибуты различных профессий должны быть в открытом доступе для детей. В центре особого внимания должны находиться атрибуты различных профессий должны быть в открытом доступе для детей. В центре особого внимания должны находиться атрибуты мужских ролей;
создать специальные зоны и комплекты для режиссерской игры;
пополнить дефицит маленьких кукол разного пола и возраста, а также предметов «кукольной жизни» (дома, мебель, одежда, элементы ландшафта, транспорт и пр.), соразмерных образным игрушкам.
2. О расширении состава традиционных игр с правилами для дошкольников (лото, домино, простые шашки, игры-бродилки и пр.). Особенно значимы они для детей старшего дошкольного возраста, поскольку формируют произвольность поведения, самоконтроль и способность к нормативному поведению.
3. Об обогащении предметной среды ДОУ материалами для самостоятельного детского экспериментирования, направленного на познание закономерностей механического движения в обыденной жизни, – катапультами, волчками, желобами, кувыркунчиками и пр. В чем значимость игр с такого рода игрушками? Способствуют познанию физических свойств предмета, а также развивают мелкую моторику, познавательную активность, целенаправленность, чувство собственных возможностей.
4. Об обновлении состава детских книг вы ДОУ – пополнении современными изданиями детской поэзии, прозы и познавательной литературы; обогащение библиотеки современными периодическими изданиями для детей.
5. Об особом внимании к оснащению участков ДОУ: восполнение дефицита спортивных и игровых комплексов, велосипедов, самокатов, горок, оборудованных песочниц, инвентаря для самостоятельного сельскохозяйственного и бытового труда детей.
6. О создании предметной среды ДОУ, более гибкой и динамичной, дающей возможность самостоятельно изменять пространство (как педагогом, так и детьми), вносить авторские, субъективные моменты. Данный подход помогает и воспитателям, и детям почувствовать себя хозяевами своей группы и пробуждает творческие импульсы.
7. О снятии затруднений в доступе к игрушкам и материалам для самостоятельной деятельности детей.
Очевидный факт: при построении среды необходимо учитывать возрастные и половые особенности детей как в содержательном характере игрушечных материалов, так и в организации пространства (размер и расстановка мебели и пр.). В построении среды, особенно в старших группах ДОУ, следует учитывать возможности и мальчиков, и девочек, чтобы они могли проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. К данному положению относится и подбор соответствующих полу игр и игрушек. Это важное требование к организации пространства жизнедеятельности детей. В то же время в группе должны быть материалы для игр и занятий, объединяющие детей обоего пола. В этой связи при оценке организации пространства в старшей подготовительной группе необходимо учитывать наличие игрушек и игровых материалов для девочек, для мальчиков и для детей обоего пола.
Развивающая среда должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, устойчивости, а с другой – позволять взрослым динамично (гибко) видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей, возможностей детей, приучать их оптимально использовать имеющиеся площади, творчески преобразовывать пространство. В среде должна быть заложена возможность ее изменения. Планировка дошкольного учреждения должна создавать возможность – и взрослым, и детям – активно преобразовывать среду. Это могут быть специальные предметы (легкие перегородки, ширмы, геометрические модули, скамейки, большие лоскуты ткани, мягкие пуфы, элементы крупного конструктора и соответствующие условия), легко передвигаемые, преобразующие пространство.
Какие стереотипы нежелательны? Традиционные игровые уголки для сюжетных игр («Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход»), темы и сюжеты которых неизменны, что препятствует проявлению самостоятельного игрового творчества. Это во-первых. Во-вторых, негибкое использование помещения зачастую провоцирует учебно-дисциплинарные формы работы с детьми. Так, фиксированное расположение столов и стульев с неизбежностью приводит к тому, что дети сидят «за партами» в неудобных позах. А это отрицательно сказывается ан осанке, физическом и психологическом самочувствии, реализации индивидуальных творческих способностей.
Цель предметной среды детского учреждения – обеспечивать эмоциональное благополучие ребенка и взрослого. По возможности условия учреждения (обстановка) должны быть приближены к домашним, т. е. способствовать эмоциональному благополучию ребенка, вселять в него чувство защищенности и уверенности в себе и тем самым делать его как бы хозяином детского сада.
2. Предметно-игровая среда в ДОУ для детей раннего и дошкольного возраста.Предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Предметно-игровая среда рассматривается как фактор, стимулирующий игровую деятельность ребенка.
Стратегия и тактика построения игровой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.
Это предполагает решение следующих задач:
Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
Радости существования (психологическое здоровье)
Формирование начал личности (базис личностной культуры)
Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности).
Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Предметно-игровая среда создается с учетом возраста детей и имеет свою специфику.
Особенности организации предметно-игровой среды для детей раннего и младшего дошкольного возраста
Предметная деятельность является ведущей, имеет все возможности для осуществления психофизического и психоэмоционального благополучия. Именно в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Взрослый помогает ему усвоить назначение и способ употребления вещей. Особенность предметной деятельности в раннем возрасте – сотрудничество ребенка и взрослого, когда взрослый исполняет роль наставника.
Поэтому в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется подбору игрового оборудования, дидактических игрушек и развивающих пособий.
Предметно-развивающая среда для детей раннего детства предполагает создание благоприятных условий, призванных заложить в ребенке необходимые базовые качества будущей деятельности и формирующейся на их основе психики.
Подбор игрушек и игрового оборудования необходимо дифференцировать по периодам. Оборудование должно отвечать потребностям ребенка в совместных действиях со взрослым, создавать единое игровое поле. Это период (1-1,5 – 1,5-2) интенсивного накопления сенсорного опыта, овладения простейшими способами действий, обобщенными представлениями о цвете, величине, форме. В этот период практическую ценность представляют дидактические наборы(шары, кольца, кубики, цилиндры, столбики и т. д.), лошадки-качалки, сенсорно-дидактический столик, сухой бассейн (развитие координации), кубики (животные, фрукты и др.), пирамиды различной величины.
На 3-ем году жизни вводятся сюжетные игрушки для отображения действий (кормление, уход, купание кукол). Наборы для игр в больницу, магазин, парикмахерскую, что обогащает тематику игр. Также в предметно-развивающей среде для маленьких детей необходимы пособия для выполнения предметно-орудийных действий (способствуют формированию наглядно-действенного мышления): наборы для уборки в доме – щетка, совок, веник, тряпочка; наборы для труда на огороде - грабли, лейка, лопата и др., тематические наборы: «Чьи детки?», «Курочка Ряба» и т.д. Также необходимы игрушки для развития движений: каталки, машины от малых размеров до больших, шары и мячи разных размеров, кольцебросы).
Общие педагогические условия использования предметов и игрушек:
периодические обновления игрушек;
разнообразие предметно-игрового мира;
подбор предметов для развития ребенка (речь, сенсорика, овладение способами действий);
педагогическая поддержка во всех способах использования предметов;
развитие содержания предметной деятельности.
Правильно организованная предметно-игровая среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Предметная среда в группе должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой комнате организуются зоны, специально предназначенные для этого. На столике расставляется игрушечная посуда; обустраиваются уголки для приготовления еды, купания и укладывания спать игрушек. В определенных местах размещаются машинки и строительный материал, хранятся наборы игрушек для игры в «больницу», «парикмахерскую», «магазин» и т.д. Игровое пространство должно быть удобным для детей, давать им возможность играть как поодиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки должны быть доступные.
Детям удобнее всего играть в игровых зонах. Вместе с тем не следует жестко ограничивать игровое пространство. Игра – это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему нравится. Освоение более широкого пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии.
Групповая комната должна быть оснащена разными видами игрушек.
Один из них – реалистические игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов; например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, посуда и мебель, включающие подробные составляющие их детали, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.
Другой вид игрушек – прототипические – лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.
Третий вид игрушек – предметы-заместители, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении. В качестве заместителей могут использоваться палочки, кубики, шарики, колечки от пирамидки, детали конструкторов, камушки, пуговицы, ракушки, скорлупки от грецких орехов, пустые фигурные катушки и пр. Их лучше хранить в коробке неподалеку от уголка с сюжетными игрушками, чтобы ребенок не тратил много времени на их поиски и не отвлекался от игры.
Непременным атрибутом сюжетных игр являются куклы. Они должны быть в достаточном количестве, разных размеров и материалов (пластмассовые, резиновые, тряпичные, вязаные и пр.), с подвижными частями тела. Больших кукол удобно кормить и причесывать, но трудно держать в руках, купать и баюкать. Кукол-голышей удобно купать, пеленать. Хорошо, если куклы будут иметь разную мимику. Желательно также, чтобы в группе были куклы, несущие отличительные черты народов (имели характерные черты лица, цвет кожи, одежду). Для разыгрывания различных сюжетов необходимы куклы, представляющие профессию: врача, милиционера, пожарного, повара, клоуна, космонавта, гонщика, куклы-солдатики и др.
Помимо этого у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи), птицы (курочка, петушок) и пр., сделанные из разных материалов, имеющие разные размеры и яркую окраску.
Особенности организации предметно-игровой среды для детей среднего и старшего дошкольного возраста
В организации жизни детей 4-5 лет значительная часть времени отводится для самодеятельных игр по инициативе и выбору детей. Воспитатель создает условия для вариативной игровой деятельности, наполняет игровое пространство разнообразными игрушками, предметами-заместителями, полифункциональными материалами для игрового творчества, развивающими настольно-печатными и другими играми.
Важно обеспечивать детям возможность постоянно преобразовывать предметно-игровую среду; наличие достаточного полифункционального игрового материала оптимизирует освоение дошкольниками позиции субъекта режиссерской игры. Дети могут по ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом игры; включают в нее игрушки, сделанные самими детьми; сооружают нужные для игры постройки (пароход, пристань, мост, вокзал, железная дорога, семафор, детский сад, беседки, дом, улица и т.д.); используют в играх природный материал (песок, глина, вода, снег, лед).
Игровое оборудование размещается так, чтобы дошкольники не мешали друг другу. Для этого необходимо рационально использовать все свободное пространство групповых помещений, а также продумать организацию пространства и размещение игрового оборудования на участке для прогулок.
В организации среды необходимо учитывать особенности развития старшего дошкольника, развивать проявления «самости», размещать оборудование так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;
- все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;
- предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со вкусом и настроением;
- размещение материалов должно быть функциональным, а не «витринным»;
- каждый предмет должен выполнять информативную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;
- предоставление возможности свободной ориентации ребенка в пространстве (символы, стрелки);
- учет половой дифференциации.
Пространство группового помещения должно:
- стать полифункциональным (материалы могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);
- иметь подвижные, трансформируемые границы (чтобы вместить при необходимости всех желающих).