Урок биологии в 9 классе по теме: «Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека».


Урок биологии в 9 классе по теме: «Глобальные изменения в биосфере,
вызванные деятельностью человека».
Цели: 1. Уметь устанавливать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи: фактор (причина) — изменения в окружающей среде (последствия) — реакции биологической системы (результат).
2. Развивать умения учащихся излагать материал, строить свои выступления в соответствии с законами драматургии, с позиции историзма, использование краеведческого материала; умения формировать коллективное решение, обсуждать проблемы, доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ.
3. Воспитание экологической культуры, анализ созидательной и разрушительной роли человека в природе.
Этапы урока:
1.Приветствие.
2. Мотивация урока и актуализация темы.
3. Создание проблемной ситуации.
4. Изучение новой темы.
5. Закрепление.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Приветствие.
Эпиграф к теме урока:
Не насыщая пищей чрева
Жует себя двадцатый век.
И рубит, рубит жизни древо,
как беспощадный дровосек...
Великий разум! Запрети ты
Рубить хотя б последний сук.
М.Дубин2. Просмотр видеоролика «Экология»
Вопросы для активации учащихся: Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?(2мин).
Какие проблемы экологии можно рассмотреть?
Задание 1. Дать определение понятиям: биосфера, глобальные проблемы, деятельность человека,
парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди. 5 мин.
Как Вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Сегодня на уроке мы с вами установим причинно-следственные связи влияния деятельности человека на биосферу. Какие последствия несет за собой данный фактор, и какой результат на сегодня мы с вами имеем.
Для начала я хочу выяснить, какой информацией вы владеете:
3. Задание 2. Создание проблемной ситуации.
Заполнить таблицу:
Положительное влияние человека на биосферу Отрицательное влияние человека на биосферу
Сравнить данные таблицы со своими ответами, дополнить недостающие графы. 5 мин.
Как видите, имеются много факторов, как положительных, так и отрицательных, и все они приводят к глобальным проблемам, некоторые из которых мы с вами рассмотрим.
4.Изучение новой темы, работа в группах:
Задание 3. Каждой группе необходимо разработать рекламную акцию: Стратегии разрешения глобальных экологических проблем, вызванных деятельностью человека.
Для данной работы необходимо использовать дополнительный материал в виде текста, где ученики выделяют главное, анализируют, синтезируют и интерпретируют. 10 мин.
1 группа: Исследователи озоновых дыр.
2 группа: Исследователи парникового эффекта.
3 группа: Исследователи кислотных дождей.
4 группа: Разработка и организация экологических организаций.
5. Закрепление. Выступление групп, защита своих мини – проектов. Группы готовят дополнительные вопросы. 10 мин.
Взаимооценивание групп. 3 мин.
6. Составление синквейна:
Правила построения синквейна:
1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).
2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.
4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.
5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).
1 строка_________________________________________________________________
2 строка_________________________________________________________________
3 строка_________________________________________________________________
4 строка_________________________________________________________________
5 строка_________________________________________________________________
5 мин.
Рефлексия урока:
Оклеить глобус с призывами о решении данных проблем, с пожеланиями на будущее.
Спасибо, и сегодняшний урок мне бы хотелось закончить словами: 5 мин.
Я видел тихую тростиночку,
Я слышал горький плач реки.
Жалел засохшую былиночку,
Гадал, что шепчут тростники;
Молился почке распустившейся,
Я околдован был водой.
Душе в природе растворившейся,
Восторг дарован и покой.