Рабочая программа по ИЗО 4 класс, автор Шпикалова Т.Я.

Рабочая программа по ИЗО
УМК «Перспектива»
Авторы:Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова
1. Роль и место дисциплины
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В __4__ учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.


2. Адресат
Программа адресована обучающимся в начальной школе 4кл. общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Обутверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785)
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образованияи науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014у.г.
Программы для общеобразовательных учреждений (Комплект «Перспектива» программы дляначальной школы.М.: «Просвещение».2012г.)
Учебный план образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год

4. Ценностные ориентиры учебного предмета
Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.


5. Цели и задачи
Цели курса:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному ис-кусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– формирование навыков работы с различными художественными материалами.


6. Специфика программы
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.


7 . Содержание курса
Мир изобразительных (пластических) искусств
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (об-щее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных ис-кусств: портрет (на примере произведений И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, Рембрандта ван Рейна); пейзаж; натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А. А. Пластова и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение навыками бумагопластики.
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).


8.Требования к результатам
В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и уменийорганизовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
– в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

9.Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение уроков освоения новых знаний, уроков рефлексии и контроля. Используется коллективная работа, работа в малых группах, в парах, индивидуальная.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
ОНЗ – урок «открытия» нового знания
Р – урок рефлексии
ИК-итоговый контроль знаний

10. Место курса в учебном плане.
В Федеральном базисном учебном плане в 4 классах на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели). Предмет «Изобразительное искусство» может быть интегрирован с предметом «Технология» в единый курс.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий

11.Итоговый контроль
Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью подготовленного проекта.

12. Объем и сроки обучения
На изучение ИЗОв начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс на 35 ч – в 3 классе (35 учебные недели).
1 четверть – 9 ч.
2 четверть – 7 ч.
3 четверть –10 ч.
4 четверть – 9 ч.


Учебно–тематический план по ИЗО (34 часа)

Восхитись вечно живым миром красоты
11ч.

Любуйся ритмами в жизни природы и человека
14ч.

Восхитись созидательными силами природы и человека
9ч.

Итого
34ч.


Тематическое планирование по ИЗО 4 класс.


Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащихся.

Восхитись вечно живым миром красоты.
( 14 ч.) Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно (1 ч)
Восприятие произведений живописцев А. Куинджи, Л. Бродской, З. Серебряковой, графика М. Ахунова и резных прялок Архангельской и Вологодской областей второй половины XIX в., запечатлевших красоту окружающего человека мира.
Основные содержательные линии. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Образы природы и человека в живописи. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Средства художественной выразительности языка, живописи, графики, декоративно – прикладного и народного искусства, передающие богатство, красоту и художественный образ окружающего мира.
Творческое задание с использованием средств выразительности живописи и графики.
Материалы: акварель, фломастеры, цветные карандаши и мелки, аппликация.

Рассматривать произведения мастеров декоративно прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства.
Различать средства художественной выразительности в орнаментальных композициях народных предметов быта и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать своё мнение о том, что обозначали в узорах на старинных изделиях быта горизонтальные и вертикальные волнистые линии, кресты и перекрещивающиеся линии.
Сопоставлять изображение мира в орнаментальном узоре прялки с живописным и графическим, находить общее и различное.
Участвовать в обсуждении выразительных средства для передачи образа окружающего пространства в произведениях разных видов искусства и в живописном, графическом пейзаже.
Изображать пейзажную композицию по летним впечатлениям. Применять выразительные живописные и графические средства в работе. Выражать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Дерево жизни – символ мировоззрения.
Наброски и зарисовки: линия, штрих, пят-
но, светотень (1 ч)

Восприятие символических и реалистических изображений дерева в произведениях выдающихся живописцев XIX в. И. Шишкина, А. Саврасова и современного графика А. Мунхалова, в гобелене С.Гавина, учебной работе.
Основные содержательные линии. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображении деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты, Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы.
Диалог об искусстве. Роль живописных и графических средств художественной выразительности в создании поэтического образа дерева.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Творческое задание с использованием графических средств выразительности (линия, штрих, пятно, светотень).
Материалы: уголь, фломастер.







Наблюдать деревья разнообразных пород природ своего родного края. Рассказывать о своих наблюдениях деревьев. Рассматривать произведения живописцев, графиков и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, в которых главным персонажем является образ дерева как древнейший символ-образ в искусстве, в устном народном творчестве.
Определять, какими изобразительными средствами выражают художники своё отношение к дереву как наиболее почитаемому человеком явлению природы в своих произведениях, относящихся к разным видам искусства.
Объяснять значение понятия набросок в художествен-
ной деятельности.
Участвовать в обсуждении цвета как основного выразительного средства живописи, его возможности в передаче своеобразия природы России разных географических широт, роли линии в различных видах изобразительного искусства, отражения в рисунке характерных особенностей формы.
Работа по художественно-дидактической таблице «Наброски лиственных и хвойных деревьев».
Сверять с изображениями на ней собственные наброски.

Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации. Выражать в творческой работе своё отношение к природе.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

3. Мой край родной. Моя земля. Пейзаж:
пространство, планы, цвет, свет (1 ч)

Восприятие произведений выдающихся художников
И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитана,
Н. Ромадина, И. Билибина и современного художника А. Либерова, отобразивших родную природу в живописных и графических пейзажах.
Основные содержательные линии. Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Вклад русских художников в развитие отечественного пейзажа. Средства художественного языка искусства в отображении национального пейзажа. Понятия мой край родной, моя земля, моя Родина. Образ дерева в композиции
пейзажа в зависимости от замысла художника. Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты композиционных схем
пейзажа с деревьями».
Творческое задание с использованием художественных выразительных средств живописи и графики в многоплановом пейзаже, в котором дерево главный герой композиции.
Материалы (по выбору): цветные мелки,
пастель, уголь, акварель, гуашь.
Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIXXX вв. Рассказывать об особенностях
русского национального пейзажа. Приводить примеры.
Называть главные средства выразительности в кар-
тинах художников-пейзажистов (пространство, цвет,
свет, линия, штрихи, тон).
Объяснять значения слов национальный пейзаж..
Высказывать своё мнение об отличии понятия мотив в пейзаже от понятия мотив в декоративно-прикладном искусстве.
Участвовать в обсуждении особенностей воссоздания
родной природы в пейзажах живописцев и графиков,
средств художественной выразительности, своеобразия
композиции.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Соотносить композиционные схемы с пейзажами, находить соответствия в передаче пространства.
Выполнять композицию пейзажа на тему «Величие
и красота могучего дерева» согласно теме и условиям творческого задания. Выражать в пейзаже своё отношение к образу дерева, к природе родного края.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

4. Цветущее дерево символ жизни.
Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи (1 ч)
Восприятие произведений народных и современных мастеров городецкой росписи.
Основные содержательные линии. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями: народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Искусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Образы цветущей природы в творчестве народного мастера и художника. Общее и различное в выявлении приёмов городецкой живописи и других школ народного мастерства.
Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для цветов».
Творческое задание с применением последовательности и приёмов городецкой росписи кистью.
Материалы: кисть, гуашь, бумага.
Р а с с м а т р и в а т ь и з д е л и я м а с т е р о в Городца отображающих народное восприятие мира, связь человека с природой, родной землёй.
Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров, выделять из них 'наиболее распространённые мотивы.
Рассказывать о центрах народных промыслов, в которых цветы, цветущие ветки, букеты являются главными мотивами.Участвовать в обсуждении средств создания образов цветущей природы в городецкой росписи, её своеобразия в отличие от других школ народного мастерства.Работать по художественно-дидактической таблице. Различать приёмы городецкой росписи - «подмалёвка», «разживка чёрным цветом, «разживка белилами». Повторяя за народным мастером приёмы чёрной и белой «разживок», рисуя кистью.
Выполнять роспись цветущей ветки с помощью «разживки чёрным цветом и белилами».

Птица символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита (1 ч)
Восприятие образа птицы-света в творчестве городецких мастеров конца XIX XX вв.
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Работа по художественно-дидактическим таблицам: «Образцы декоративных разживок для птиц».
Творческое задание с использованием приёмов работы кистью (силуэт, пятно, линия, «разживки белилами», выявляющие ритм оперения) в декоративном изображении птиц.
Материалы: кисть, гуашь, бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов

Рассматривать декоративную композицию с птицами «у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Рассказывать, что означает в народном искусстве образ птицы-света. Высказывать суждение о заполнении пространства в декоративной трёхчастной композиции в городецкой росписи прялочного донца.
Участвовать в обсуждении символики: мотива птицы в городецкой росписи и художественных выразительных средств решения этой декоративной композиции.
Работать по художественно-дидактической таблице. Повторять за народным мастером ритм и форму «разживок белилами».
Выполнить кистью свой вариант росписи птиц у цветущей ветки с использованием: приёмов городецкой росписи. Выражать в творческой работе своё отношение к природе, к образу птицы-света.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Конь символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: пиния, силуэт с вариациями городецких разживок.
Восприятие образов вороного коня и всадника в изделиях городецких мастеров и п р о и з в с д е н и я х х у д о ж н и к а - г р а ф и к а Т. М а в риной. Традиционный образ-символ коня в народном искусстве. Неразрывная связь природы и образов народного творчества.
Основные содержательные линии. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народ ной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Ознакомление с. произведениями народных художественных промыслов в "России (с учётом местных у с л о в и й). IIродолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Глубина поэтического изображения коня и всадника на коне, их синтетичность в фольклоре (конь-время, к о н ь - с в е т, к о н ь - птица, конь - богатырская сила), связанные с возрождением солнечного тепла, света, жизни. Живописная манера кистевой росписи в творчестве городецких мастеров.
Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для коня».
Творческое задание с использованием с р е д с т в в ы р а з и телъного языка народного декоративно-прикладного искусства.
Материалы: кисть, гуашь, бумага.
Различать, как образ-символ коня представлен в разных видах устного народного творчества в декоративн о - п р и к л а д н о м и н а р од н о м и с к у с с т в е.
Рассказывать, почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводить примеры из разных видов народного творчества.
Участвовать в обсуждении художественных средств в создании выразительного образа коня-символа в народном искусстве и называть их.
Работать по художественно-творческой таблице. Овладевать живописными приёмами изображения коня. Осваивать приёмы белильных разживок для коня.
Выполнять кистью свой вариант росписи коня с использованием приёмов городецкой росписи и декоративного обобщения фигуры коня без карандашного рисунка .
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художственнои деятельности.


Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, Симметрия, динамика, статика.
Восприятие произведений мастеров разных поколений, современных мастеров, продолжающих и paзвивающих традиции: старейших мастеров городецкой росписи И. Мазина, Ф. Красноярова, И, Лебедева и детских творческих работ.
Творческое задание с использованием средств выразительного
языка народного декоративно-прикладного искусства, с применением традиционных приёмов декоративных разделок для объединения разных цветовых сочетаний.
Материалы: кисть, гуашь, бумага

Участвовать в обсуждении художественно-эстетической ценности изделий с городецкой росписью, преемственности живописных традиций в творчестве мастеров современного художественного промысла «Городецкая роспись».
Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий разнообразных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй). Выражать в творческой работе своё отношение к искусству городецкой росписи.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека.

Восприятие произведений выдающихся портретистов XIX в. В. Тропинина, В. Маковского, В. Васнецова, В. Сурикова и современных художников Г. Васько, П. Павлова, запечатлевших в своих работах образы творческих людей.
Основные содержательные линии. Образ современника. Образ человека в традиционой культуре.
Жанр портрета. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Искусство портрета. Выявление характерных признаков образа портретируемого и его принадлежности pc творческой профессии.
Работа по художественно-дидактической таблице «Композиционные схемы изображения лица человека в разных ракурсах».
Творческое задание с использованием средств выразительности живописи и графики, соблюдением пропорции лица человека.
Материалы: акварель, гуашь, пастель, фломастеры.
Рассказывать, по каким признакам можно определить, что на портрете изображён художник или народный мастер.
Участвовать в обсуждении образов художников и народных мастеров в произведениях живописи и графики, особенностей передачи внешнего облика в лице, костюме, в предметном окружении; выбирать положение головы и передавать её поворот, движения фигуры.
Работать по художественно-дидактической таблице. Читать пропорции лица человека во фронтальном положении и вполоборота. Выполнять портрет народного мастера или художника в момент создания им художественного произведения. Выражать в творческой работе своё отношение
к изображае мому герою.

Вольный ветер дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет (1 ч)

Восприятие пейзажей живописцев XIX XX вв. А. Куинджи, II. Крымова, А. Ткачёва, 3, Браговского, Е, Винокурова и графика В. Фаворского, в которых едва ли не главное место занимает изображение неба.
Основные содержательные линии. Жанр пейзажа. Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, ритм.
Диалог об искусстве. Приёмы передачи бесконечности и глубины небесных просторов, стремительности продвижения облаков по небу. Статика и: динамика в композиции пейзажа.
Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты графического решения облачных масс».Творческое задание с использованием средств выразительного языка графики (точка, линия, штрих, светотеневое пятно).
Материалы: простой карандаш, цветные карандаши, гелиевая ручка, фломастеры.



Движение жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий
(1 ч)

Восприятие произведений отечественных мастеров живописи XX в. А. Дейнеки, М. Сарьяна, И. Глазунова, Б. Домапшикова, графики Л. Пахомова, В. Курчевского, М. Ахунова, Л. Киселёвой и народного мастера И. Маркичева из Палеха.
Основные содержательные линии. Образы природы и человека в живописи. Разница в изображении природы в разное время года, суток, различную погоду. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Искусство как универсальный способ отображения изменчивости в природе и человеческой жизни. Живописные средства художественной выразительности, передающие статичность и динамичность композиции произведений разных видов искусства.
Творческое задание с использование средств выразительности языка живописи и графики.
Материалы: акварель, гуашь, фломастеры, цветные карандаши.


Осенние метаморфозы. Пейзажи: колорит, композиция.
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Творческое задание с использованием языка живописи для передачи движения в композициях.
Материалы (по выбору): акварель, гуашь, обрывная бумажная мозаика, фломастеры.






Рассматривать живописные и графические пейзажи художников, в которых отражаются древние представления человека о природных стихиях. Участвовать в обсуждении выразительных средств передачи состояния природы в пейзаже (чередование резких цветовых пятен, мазков, плавные и тонкие переходы цвета, разбивка пространства неба неравномерно расположенными формами облаков в живописных работах).
Работать по художественно-дидактической таблице. Различать графические выразительные средства для передачи планов в пейзажах. Исследовать возможности графики при передаче ветреного состояния природы.
Выполнять по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром. Выражать в творческой работе своё отношение к. разным состояниям в природе.






Наблюдать подвижность жизни природы и человека и отображение её в разных видах искусства. Рассматривать произведения разных видов искусства, отображающих явления окружающего мира.
Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие выразительно передавать состояние спокойствия в природе или её ритмов и изменений.
Участвовать в обсуждении художественных приёмов, позволяющих передавать состояние статики и динамики. Прослеживать, как передана подвижность цветовых пятен в набросках людей, деревьев. Выполнить композиционные схемы к понравившимся произведениям, подчеркнув направление движения главных элементов в их композициях.
Выполнять наброски с натуры деревьев, транспортных средств, заводных игрушек и детей в движении. Выражать в творческой работе своё отношение" к разным состояниям в природе.
Наблюдать изменчивые состояния осенней природы. Называть особые приметы осенней природы в разные периоды, приводить примеры.


Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых живописцы и графики отразили изменчивость природы, её различные состояния в осеннюю пору.
Сопоставлять, как по-разному художники и поэты отражают жизнь природы на человека осенью. Называть приёмы, которые используют художники для передачи в картине движения, яркости и мажорности' пейзажей.
Участвовать в обсуждении колорита, динамики пейзажной картины, расположения и характера элементов композиции, гармоничного чередования цветовых пятен, многообразных графических и цветовых подвижных элементов.
Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать колористические приёмы передачи изменчивых состояний осенней природы. Осуществлять поиск нужных цветовых оттенков для выполнения мотива осеннего пейзажа.
Изображать один и тот же уголок природы в пору золотой и поздней осени. Дополнить композицию изображениями домов, людей, техники


Учебно-тематический план
ИЗО 4 класс.
Тема
Количество часов
Вид контроля

Восхитись вечно живым миром красоты

11ч.


Любуйся ритмами в жизни природы и человека
14ч.


Восхитись созидательными силами природы и человека
9ч.


Требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Знать / понимать:
доступные сведения о памятниках культуры и искусства, о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея), своего региона;
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;
названия центров традиционных народных художественных промыслов России и своего региона и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;
средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;
магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы по-строения (ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента), характер элементов городецкой росписи – растительный и зооморфный, антропоморфный;
о взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;
названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими;
способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;
особенности вышивки разных регионов России;
традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачество;
понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;
виды природных материалов, используемых в плетении;
уметь:
применять приемы акварельной живописи («по сырому», а-ля прима и др.), приемы получения «звучных», чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;
пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;
применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизации);
соблюдать последовательность выполнения изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);
анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;
решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и им-провизацию по мотивам народного творчества;
высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;
решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;
комбинировать различные приемы работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;
выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины;
изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приемов технологии в народном творчестве;
оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;
экономно и рационально использовать материалы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
в самостоятельном творчестве;
высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, страны и других народов мира;
проявлять положительное отношение к процессу труда, результатам своего труда и труда других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.
Программно-методическое обеспечение к концу 4 класса
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785)
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год.
Сборник программ УМК «Перспектива» - изд-во «Просвещение», 2011
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Учебник. 3класс.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс.
Литература и средства обучения
Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр, кроме специально оговоренных случаев)
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экземпляра на двух учащихся)
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экземпляров)

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое количество


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


1
Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. – М. : Детская литература, 1984
Д

2
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.

Д

3
Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.
Д

4
Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.
Ф

5
Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.
П


Интернет-ресурсы.


1
Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
Д

2
Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org
Д

3
. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru
Д

4
Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru
Д

5
Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su
Д


Информационно-коммуникативные средства


1
Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
Д

2
Большая электронная энциклопедия (CD).
Д

3
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
Д

4
Аудиозаписи. Классическая музыка.
Д


Технические средства обучения.



Компьютер
Д


Мультимедийная доска.
Д


Учебно-практическое оборудование.



Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.

Д


Штатив для картин.
П


Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
Д


Наглядные пособия.




Произведения изобразительного искусства.




Р. Алехов. По ком звонит колокол; И. Билибин. Обложка журнала «Народное творчество»; И. Билибин. Заставка для журнала «Мир искусства»; А. Куинджи. Север; Л. Бродская. Овес; З. Серебрякова. Мать; И. Левитан. Озеро. Русь; И. Шишкин. Упавшее дерево; И. Шишкин. Среди долины ровныя...; И. Шишкин. Лесные дали; А. Саврасов. Проселок; И. Левитан. Избушка на лугу; Н. Ромадин. В родных местах Есенина; А. Либеров. Васюганские просторы; А. Мунхалов. Счастье; М. Ахунов. Ровесница века (линогравюра); С. Гавин. Тишина (гобелен); А. Саврасов. Дубы на берегу; А. Вагин. Над полями да над чистыми (линогравюра); Ф. Васильев. Болото в лесу. Осень; Т. Маврина. Городец; П. Павлов. Мать; В. Маковский. Иконник; В. Васнецов. Летописец Нестор; В. Тропинин. Кружевница; Г. Васько. Портрет юноши; В. Суриков. Портрет художника И. Остроухова.
Е. Винокуров. Извечный мотив; В. Фаворский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; А. Куинджи. Облака; Э. Браговский. Весна на Нерли; А. Ткачев. Гроза; Н. Крымов. Ветреный день; И. Глазунов. Два гонца; Б. Домашников. Утро. Урал; А. Дейнека. Разворот книги Б. Уральского «Электромонтер»; М. Ахунов. Дороги; Л. Киселева. Город надвигается; М. Сарьян. Горы; В. Курчевский. Иллюстрация к книге «Быль-сказка о карандашах и красках»; А. Пахомов. Наброски из книги «Моя работа в детской книге»; С. Жуковский. Осень; А. и С. Ткачевы. Пора журавлиная; А. Ткачев. Листопад; И. Воробьев. Вечер механизаторов; Д. Жилинский. Под старой яблоней; И. Симонов. Династия; Ф. Толстой. Семейный портрет; Ю. Кугач. Семья; К. Васильев. Северный орел; В. Алфеевский. Иллюстрация к сказке Маршака «Двенадцать месяцев»; А. Журавлева. Иллюстрации к Месяцеслову; К. Юон. Елочный торг; В. Алфеевский. Двенадцать месяцев; И. Билибин. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»; А. Ставровский. Гитара и маски; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме; О. Богаевская. Детский праздник.
В. Банников. Декоративный натюрморт; Э. Грабарь. Иней. Восход солнца; П. Петров. Роща; А. Саврасов. Иней; Н. Ромадин. Розовая зимка; В. Калинычева. Каникулы; В. Курчевский. Ребята и зверята; К. Петров-Водкин. Натюрморт с чернильницей; М. Андреев. Натюрморт; М. Ромадин. Квартира родителей; П. Кончаловский. Натюрморт; А. Васильев. Реквизит; В. Эльконин. Стеклянная посуда; И. Машков. Натюрморт с самоваром; И. Машков. Фрукты на блюде; Л. Романова. Осенний букет (коллаж); неизвестный художник. П. И. Багратион; неизвестный художник. М. Б. Барклай-де-Толли. Миниатюра; Р. Волков. М. И. Кутузов; Д. Доу. Портреты Д. В. Давыдова, Д. С. Дохтурова, А. А. Тучкова, А. И. Горчакова, И. С. Дорохова, H. H. Раевского, М. И. Платова; Н. Самокиш. Подвиг солдат Раевского под Салтановкой; Ф. Рубо. Кавалерийский бой во ржи (фрагмент Бородинской панорамы); В. Верещагин. Не замай, дай подойти! Атака. На большой Смоленской дороге.
Е. Моисеенко. Синее утро; И. Айвазовский. Ялта; К. Иванов, В. Ездоков. Спортивный праздник; Е. Зверьков. Северная весна; Е. Востоков. Разлив на Волге; П. Петровичев. Ледоход на Волге; плакаты: Т. Лящук «Вода – жизнь», К. Пюсс «Нашим водоемам – чистую воду!», Г. Серебряков «Мир тебе, наша Земля!», Н. Чарухин «Пусть всегда будет солнце!», В. Говорков «Нам нужен водоем!», В. Каракашев «Миру – мир!»; О. Дьяченко. Плакаты из серии «Охрана природы»; В. Домашников. Весна в Ленинграде; П. Фомин. Начало апреля; А. Саврасов. Ранняя весна; В. Сидоров. Майские сумерки; Р. Алехов. Город Вологда. Кремль; А. Бичуков. Памятник защитникам земли Российской на Поклонной горе; А. Бичуков. Пьета (барельеф); П. Корин. Г. Жуков; Е. Моисеенко. 9 Мая; Е. Вучетич. Памятник воину-освободителю в Берлине; Наградные ордена и медали Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.; А. Куинджи. Оттепель; А. Полюшенко. Вечер в лугах.

Д


Произведения народного декоративно-прикладного искусства.Ф



Резные и расписные прялки – вологодские, архангельские, городецкие; изделия городецких мастеров, выполненные Л. Беспаловой, Ф. Касатовой, Ф. Краснояровым, А. Коноваловым, В. Колесниковой; И. Голиков. Осень (шкатулка). Палех; В. Миронов. Пряха. Палех; изделия современных лоскутниц в ляпачной технике, плетеные изделия из бересты (корзинки, шкатулки, солонички, коробейки).
И. Маркичев. Жнитво. Палех; И. Маркичев. Сельхозработы (пластина). Палех; А. Кочупалов. Двенадцать месяцев. Палех; Н. Иванова. Двенадцать месяцев. Холуй; изделия в технике филиграни.
Лубочные картинки: сильный богатырь Еруслан Лазаревич; медведь с козою прохлаждаются; трапеза благочестивых и нечестивых; славный рыцарь Петр Златые Ключи; шут Фарнос на свинье; угощение гостя по старому обычаю; кот казанский – ум астраханский...; Ай, во поле...; пряди, моя пряха...
В. Денисов. Сказание о граде Китеже (шкатулка). Холуй; Т. Милюшина. Лесной царь (пластина). Холуй; М. В. Шибаева. Весна-красна (лоскутная техника); Усманов. Панно из ганча.
Д


15