Особенности ведения предмета «Мировая художественная культура» в 8 классе по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Искусство. 8 – 9 класс»»


Районная секция учителей МХК от 05.11.2014 г.
Тема: «Особенности ведения предмета
«Мировая художественная культура» в 8 классе по программе
Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Искусство. 8 – 9 класс»»
Сообщение учителя МБОУ «СОШ № 63 с углубленным изучением отдельных предметов» Суворкиной Елены Николаевны
о разработке рабочей программы по МХК
для 8 класса (базовый уровень)
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Рабочая программа по МХК для 8 класса разработана на основе рабочей программы по предмету «Искусство» для 8 класса образовательных учреждений в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программа учитывает логику изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе (I – VII классы), отражает специфику духовного, нравственно-эстетического опыта человечества, обобщает представление школьников о различных видах искусства в целом и их роли в жизни человека и общества.
Цель общего художественного образования и воспитания – развитие эстетической культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры - наиболее полно отражает внимание современного общества к возрождению духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, умение ориентироваться в современном информационном пространстве.
Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, окажет позитивное воздействие на его духовный мир, формирование ценностных ориентаций. В курсе рассматриваются разные виды искусства (музыка, литература, народное искусство, кино, театр, живопись, хореография, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, мультимедийное искусство) как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного, общего художественного развития школьников в художественно-творческой деятельности.
Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи для реализации цели:
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
углубление интереса и развитие стремления к художественному самообразованию и художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства. Структурно-художественный материал программы формирует художественно-творческую деятельность учащихся на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные явления современной жизни. Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, учатся понимать роль традиций и новаторства в развитии искусства разных народов, размышлять об образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека.
Активное освоение школьниками образовательного пространства Интернета осуществляется в процессе поиска информации о различных событиях культурной жизни в стране и за рубежом.
Главной особенностью ведения предмета МХК в 8 классе по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской является формирование личностных результатов, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся:
Патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.
Эта линия формирования личностных результатов представлена такими темами учебника «Искусство»: «Искусство вокруг нас», «Искусство рассказывает о красоте Земли», «Литературные страницы», «Зримая музыка», «Портрет в искусстве России», «Так начиналась галерея» (о П.М. Третьякове), «Александр Невский».
Становление целостного мировоззрения, охватывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
«Роль искусства в сближении народов», «Искусство – проводник духовной энергии», «Разговор с современником», «Символы в жизни и искусстве», «Звучащий цвет и зримый звук», «Музыкально-поэтическая символика огня», «Что есть красота?».
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира.
«Искусство художественного перевода – искусство общения», «Как происходит передача сообщения в искусстве», «Художественные послания предков», «Откровение вечной красоты», «Застывшая музыка» (архитектура храмов).
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
«Есть ли у красоты свои законы», «Всегда ли люди одинаково понимали красоту», «Великий дар творчества: радость и красота созидания», «Как соотносятся красота и польза», «Как человек реагирует на различные явления в жизни и искусстве».
Обогащение эмоционально-духовной сферы учащихся, формирование ценностных ориентаций зависят от организации учебно-познавательной деятельности как деятельности художественно-творческой. Она осуществляется в области различные видов искусства, включая вокальную, инструментальную музыку и компьютерные технологии, изобразительное искусство, театр, кино, танец и другие современные виды искусства. Такое многогранное общение с искусством побуждает подростков к самопознанию, самообразованию, стимулирует участие в социально-значимых художественных проектах школы и культурных событиях региона.