Декоративно-прикладное искусство. Витраж (9 класс)


Декоративно-прикладное искусство
Открытый урок по искусству в 9 классе
Подготовил: учитель технологии МБОУ СОШ п. Новониколаевский Ли Бэла Моисеевна
-27609426479500
-2628244020776003759200509683900
Цель урока: приобретение учащимися теоретических знаний о видах декоративно-прикладного искусства и постижение практических приемов работы с материалом.
Задачи:
Образовательная:
·  знакомство с многообразием материалов и техник современного ДПИ;
·  знакомство с витражным искусством;
·  изучение техники выполнения эскиза (имитации) витража;
Развивающая:
·  развитие композиционных и графических навыков; воспитание вкуса и эстетического отношения к действительности.
·  развитие графических навыков и образного мышления;
·  развитие зрительной памяти и воображения;
·  развитие фантазии, стилизация формы при умении создавать художественный образ;
·  накопление практических навыков и развитие творческого отношения к работе;
·  закрепление навыков художественного оформления работ.
Воспитательная:
·  формирование эмоционально - ценностного отношения к предметам художественной культуры.
·  воспитывать уважение и интерес к различным видам декоративного искусства.
·  формирование художественной грамотности учащихся при выборе цветовой гаммы (колорита);
·  формирование навыков правильной организации рабочего места, аккуратности, точности в работе.
Оборудование для учителя:
Презентация «Декоративно – прикладное искусство»
Мультимедийный проектор, компьютер
Оборудование для учащихся:
Картон, цветная бумага (пленка), тушь черная, клей, ножницы, канцелярский нож.
Ход урока.
Учитель: Добрый день друзья, я рада вас видеть. Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие на восток, где была создана художественная роспись ткани, познакомимся с художниками, которые могут моделировать и изменять художественную среду, создавая картины в технике коллажа и узнаем об искусстве витража. Но вначале мы поговорим о декоративно – прикладном искусстве.
Что такое декоративно – прикладное искусство? Зачем оно людям? Как осуществляется связь времен в этой области искусства?
Актуализация знаний о видах искусства в ходе беседы (варианты ответов учащихся).
- «Что такое искусство?»
Слово искусство в широком смысле обозначает умелое, искусное выполнение всякого дела.
В специфическом значении – это художественное творчество, в результате которого создается художественный образ, отражающий действительность.
Мир искусства широк и разнообразен. Тема сегодняшнего урока «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека».
- А что значит декоративное искусство?
Умение художественно украсить любую вещь, применяемую в быту, дать ей особое звучание, оформить ее.
Учитель: Правильно. Мы живём в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и на улице, и дома. Среди этого многообразия есть предметы, которых удостоил особым вниманием художник: они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Эти художественные предметы относятся к области декоративно-прикладного искусства. В сочетании слов декоративно-прикладное искусство, главное слово декор, что значит, украшение, имеет несомненное отличие, от других видов изоискусства.
- Что делают мастера-художники?
Художник – прикладник, создавая свой художественный образ, прежде всего, знает художественные особенности материала, с которым он работает. Единичные авторские художественные произведения, в которых проявлена творческая индивидуальность, предназначаются не только для выставочного показа и являются произведениями декоративного искусства. Они приходят в наш дом. Поиски нового языка, нового стиля в декоративно прикладном искусстве, как и в других видах искусства, не замыкаются в традиционных рамках.
- Декоративно – прикладное искусство может быть молодым и современным?
Конечно, язык современного ДПИ богат и разнообразен, его материалы: пластмасса, стекло, нитки, даже бытовой мусор, который можно преобразить. Оно будет существовать до тех пор, пока будет существовать потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности, где любой предмет стакан, и ложка, и стол, ткань, ваза, и книга и так до последнего предмета будет значителен и интересен по мысли и по форме.
Учитель: Итак, мы поняли, что декоративное искусство - обширнейшая область творческой деятельности человека. Изделия из керамики, дерева, металла, стекла, текстиля являются древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, они знаменуют творческое развитие человека и его культуры? Художник в своеобразии и условности образного языка данного искусства осознает окружающий мир и может его преобразовать.
Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.
К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.
Проверка Д/З: Вашим домашним заданием было найти материал и рассказать о таких видах ДПИ как батик и коллаж.
Выступления учащихся:
1 ученик: Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Батик – это искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.
Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным на ткань, не пропускает через себя краситель, т. е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ «батик».Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики.
2 ученик: Узелковый батик - это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду. 
Холодный батик. На ткань, от руки, с помощью стеклянной трубочки наносится холодный резервирующий состав по контуру рисунка. Затем даётся время подсохнуть резерву и работа расписывается анилиновыми красителями разного цвета. В холодном батике резервирующий состав не удаляется.
3 ученик: Горячий батик. Силуэты контура рисунка, а также пятна обводятся, нанося горячий резервирующий состав. Резерв наносится тонкой жёсткой кисточкой. После нанесения резерва работа пропитывается и мгновенно высыхает. Затем наносится краска, от светлого к тёмному, в несколько слоёв, высушивая каждый. Техника росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями. Для художника очень важен выбор ткани – хлопчатобумажная, шелковая, выбор красителей - анилиновые краски, акриловые, краски зависят от типа ткани, они хорошо растекаются по ткани, смешиваясь друг с другом.
4 ученик: Коллаж (от фр. сollage – «наклеивание») технический прием в изобразительном искусстве, предполагающий наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.
Коллаж в изобразительное искусство был введен кубистами, футуристами и дадаистами, практиковавшими приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, кусков ткани и т. д.  
Жорж Брак - французский художник, основатель кубизма. Первым стал пользоваться техникой вырезки из газет, « Я скомпоновал в графику 3 куска обоев для получения контрастного эффекта». 1912 год. Пикассо сразу же подхватил новшество и интерпретировал его по-своему.
«Коллаж – это игра, игра со смыслом, праздник случая, когда здесь и сейчас встречаются».
В 1912 году В. Матвейс сформулировал два основных принципа нового искусства: принцип случайного и принцип свободного творчества. Игра с формой, построение произведения по принципу свободной или случайной организации художественных элементов создали условия для расцвета коллажа.
 
В начале появления нового вида искусства художники разграничивали два момента: papiers colles — бумажные наклейки на бумажной основе (аппликации) и collage — живописное полотно с включенными в него реальными предметами. Сегодня оба понятия объединились, и определение «коллаж» применяется для любых работ на плоскости с включением «чужих» материалов. Газеты и обои, цветная бумага и кружева, шелк и береста, фольга и стеклярус, куски зеркала и древесины, металлические пластины и веревки — все пошло в ход. Предметы не столько изображаются, сколько непосредственно включаются в картину. Вклеиваются, вшиваются, пришиваются, привариваются. Коллаж дал возможность соединить реальность и воображение, поэтому особое пристрастие к этой технике питали художники, причастные к дадаизму и различным версиям интернационального конструктивизма и сюрреализма.
Учитель: Где можно встретить изделия из батика. Там, где мы встречаемся с бытовыми предметами – может получиться роскошный тюль, для оформления окна, палантин, платок, пояс, зонтик, сумочка. Великолепно будут выглядеть декоративные подушки, покрывала, из прочных тканей можно сделать шторы, абажуры, и конечно одежду.
И еще один вид ДПИ, который мы сегодня с вами разберем – это ВИТРАЖ.
Витраж (лат. Vitrum – стекло) – разновидность декоративного искусства, основным материалом является стекло или иной прозрачный материал. Витраж – стеклянная картина, мозаика или ковер, чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют.
Художественный витраж, старинная разновидность монументального искусства (наряду с фреской и мозаикой), - картины из цветного стекла, пропускающего свет. Их вставляют в оконные проемы, превращают в подсвеченные декоративные панно, монтируют в дверные полотна, решетки. Витражами украшают световые фонари потолков, створки ширм, столешницы, а еще абажуры ламп, ведь цветное стекло оживает только тогда, когда его пронизывает свет.
Витраж как предмет искусства уникален, дорог и долговечен. Как долговечно и его стекло. 
Практическое задание. Создание эскиза витража с помощью картона и цветной бумаги (пленки).
Учитель: Сначала повторим то, о чем мы сегодня говорили на уроке и попробуем дать ответы на следующие вопросы:
1. Что такое ДПИ?
2. С какими видами ДПИ мы с вами познакомились на уроке?
3. Для чего используют витраж современные архитекторы?
Методическая разработка к практическому заданию.
Как и любой другой художник, витражист начинал свою работу с эскиза. Изготавливался эскиз по пожеланиям заказчика, потом обязательно предоставлялся ему на осмотр и одобрение. Если композиция и цветовое решение устраивало заказчика, то художник-витражист переходил к главной части работы.
Мы попробуем сделать бумажную имитацию витража.
Она выполняется в определенной последовательности (таблица):·  1 этап – выбор формата и составление эскиза композиции;
·  2 этап – корректировка эскиза, обводка толщиной до 5мм;
·  3 этап – соединение изображения с рамкой, зачернение;
·  4 этап – вырезание ножницами белых мест («сетка»);
·  5 этап – подклейка цветной бумаги;
·  6 этап – оформление работы на листе бумаги.
Просмотр мастер-класс изготовления витража «Рыбка».
I. Самостоятельная работа учащихся над эскизом композиции
II. Просмотр, корректировка эскизов. Показ наиболее удачных работ.
Важно избегать мелких элементов в рисунке, так как их невозможно аккуратно вырезать и подклеить. После уточнения рисунка его необходимо обвести контуром толщиной до 5мм.
III. Работа с эскизом.
1. Просмотр и показ получившихся рисунков
2. Оформление эскизов. Для того чтобы наш витраж можно было представить на выставке, а также для длительного хранения, необходимо с обратной стороны подклеить плотную бумагу (ватман или картон). Вспомнить с уроков технологии в начальных классах правила оформления художественных работ в паспарту.
IY. Домашнее задание. Закончить работу с эскизом.