Развитие творческой личности на уроках технологии через декоративно-прикладное искусство


«Развитие творческой личности на уроках технологии через декоративно-прикладное искусство»

МОУ СШ № 23
Учитель ИЗО и технологии
Сивко Валентина Владимировна
Содержание:
Введение
Глава 1 Творчество как необходимый компонент развития личности
1.1 Творческая личность — важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
1.2 Структура творческого процесса
Глава 2 Развитие и реализация творческого потенциала учащихся
2.1 Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
2.2 Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
Заключение
Использованная литература
Введение
«Воспитание должно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутолимую жажду труда » К.Д. Ушинский.
Занятия по технологии, как и по любому другому предмету, представляет собой законченный, целостный, ограниченный временными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, логическую единицу темы, раздела, курса. Оно является звеном в цепи и решает конкретные образовательные и воспитательные задачи, которые определяются программой трудового обучения.
Исходя из этого, можно сформулировать конкретные задачи изучения технологии на каждой школьной ступени.
В начальной школе образовательная область «Технология» решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки к труду, развитие чувства удовольствия от процесса участия в нем и удовлетворения его результатами, обеспечивает понимание роли труда в жизни людей, ознакомление с материалами и ручными инструментами, применяемыми в быту, и получение навыков ручной работы.
В среднем школьном звене должна быть продолжена работы по выработке взглядов, системы ценностей, психологических установок, качеств личности, которые необходимы для того, чтобы стать эффективным работником, и позволяют, с одной стороны, быть полезным обществу, а с другой - реализовать личные устремления. В процессе обучения необходимо ознакомить с отраслями народного хозяйства, видами труда, распространенными профессиями, научить использовать наиболее часто применяемое оборудование и инструменты, вовлечь в общественно полезные труд, который является необходимым условием воспитания и становления гражданина и труженика. Полученные знания, умения и навыки должны быть достаточными для оптимального выбора школьниками своей будущей карьеры.
Итогом обучения в старшей школе должны стать умения обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей; находить и обрабатывать необходимую информацию; сотрудничать в коллективе, объективно оценивать свои профессиональные возможности и уметь соотносить их с реальной обстановкой на рынке труда; получение профессиональной начальной подготовки, позволяющей включиться в трудовую деятельность или продолжить образование в специальных учебных заведениях.Реализация этих целей, дополненная последовательной работой по профориентации, помогла бы как решению народнохозяйственных задач, так и грамотному формированию и исполнению личных планов школьников.
В процессе обучения педагог создает необходимые условия, вооружает школьников технологическими знаниями и практическими умениями, организует работу по их освоению и руководит ею. В результате этого процесса учащиеся проходят путь от «незнания» к «знанию», от «неумения» к «умению». Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастающей трудности.
Глава 1 Творчество как необходимый компонент развития личности
«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик».
А.С. Макаренко.
1.1 Творческая личность — важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания
Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.
Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания. Без формирования способности к эстетическому творчеству не добиться всестороннего развития личности.
Центральное место в эстетической творческой способности занимает эстетический вкус, эмоции. Все эти факторы являются мощными стимуляторами творчества. Поэтому только в ходе развития творческих способностей человека может начинаться подлинное эстетическое воспитание. Поворот школ к учащемуся вызвал большой интерес педагогического общества к идеям образования, которое в настоящее время определяет направленность инновационной деятельности.
Главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей – это личностно - ориентированное образование. Всякое обучение есть создание условий для развития личности.
Личность – это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщённых системах качеств.
Личностно - ориентированное образование ориентировано на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни.
Принцип дифференцированного образовательного процесса способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.
Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.
Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:
построение дифференцированного процесса обучения невозможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;
обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;
только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е.
в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.   
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.
Обучаемость – это восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.
1.2 Структура творческого процесса
В отдельных видах творчества структура творческого процесса обладает своими особенностями. Ограничимся рассмотрением её на примере научного и технического творчества.
Все еще встречается представление, ограничивающее научное творчество нахождением решения проблемы. Но в этом случае не учтено само начало творческого процесса, начало его развертывания. Осознание потребности, постановка и формулирование проблемы – это начальные рубежи процесса поиска решения проблемы. Фиксируя конкретную проблемную ситуацию и цель исследования, проблема направляет весь творческий процесс в его сложном движении к результату. Идеальное, как центральное звено творческого процесса, рождается под непосредственным воздействием проблемности и для удовлетворения соответствующей потребности субъекта.
Итак, структура творческого процесса является довольно сложной. Для характеристики этапов (или фаз) научного творчества приведем несколько близких друг к другу трактовок.
Д. Маккиннон выделяет пять этапов:
1) накопление знаний, навыков и умений для четкого формулирования проблемы;
2) этап «сосредоточения усилий», который иногда приводит к решению проблемы, а иногда вызывает усталость и разочарование;
3) уход от проблемы, переключение на другие занятия; этот этап называют периодом инкубации;
4) озарение, или «инсайт»;
5) верификация.
А.М. Селезнев выделяет в творческом процессе следующие фазы:
1) обнаружение научной проблемы, выбор предмета исследования, формулирование цели и задач исследования;
2) сбор информации и выбор методологии исследования;
1) поиск путей разрешения научной проблемы, «вынашивание» новой научной идеи;
2) научное открытие, «рождение» научной идеи, создание идеальной модели открытого ученым явления;
3) оформление полученных научных данных в логически стройную систему.
По мнению И. Тейлора  творческий процесс имеет этапы:
1) формулирования проблемы;
2) трансформации, когда проблема трансформируется с помощью метафоры, аналогии, «реверсирования» и т.д.;
3) внедрения и использования творческого продукта, т.е. преобразования какой-то части окружающей среды.
Что касается технического творчества, то оно имеет следующие звенья: раскрытие технического противоречия, формулировку технической задачи, выработку технической идеи, создание идеальной модели, материализацию идеального образа, отработку и внедрение работоспособного технического объекта, его дальнейшее совершенствование.
Глава 2 Развитие и реализация творческого потенциала учащихся
2.1 Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
            Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Известный педагог В.Н. Шацкая определяла творчество дошкольников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.
            Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:
В предварительном создании эскизов на бумаге;
В продумывании элементов узора;
В расположении их на объемах;
В создании предметов декоративного характера;
Умения найти способ изображения и оформления предмета;
В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
В процессе работы с различными материалами школьники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется  свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.
            Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.
            Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
            На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
            В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.
При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей – Ханты и Манси.
Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов Ханты и Манси. Также дети учатся умению составлять узоры на северные мотивы, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки.
У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.   
            В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.
            На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.
В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
            Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
2.2 Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Чтобы реализовать эти возможности, я опираюсь   на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество.
Время, в котором мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит технология. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха, а также вырабатываются такие качества, как настойчивость, любознательность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.Для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии выделены следующие виды работ:
Конструирование и моделирование одежды;
Вязание;
Вышивка;
Аппликация;
Проектная деятельность;
Художественная обработка материалов;
Кулинария.
Содержание учебно – познавательной деятельности учащихся на уроках технологии во многом определяется сменой объектов труда.
В 5 – 6 классах девочки знакомятся с различными видами швов. Чтобы вызвать интерес к данной работе, можно применить эти швы в рисунках на ткани. Изготовление таких рисунков вызывает у девочек желание проявить свою индивидуальность и фантазию. А при изучении темы «Получение хлопчатобумажных и льняных тканей» или «Получение шерстяных и шелковых тканей» дать учащимся задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить творческую работу «Дом моделей» или «Модница». Эти работы развивают образное мышление, формирует творческое начало.
Для того чтобы раскрыть у учащихся творческое начало необходим индивидуальный подход. На уроках можно использовать различный уровень обучения, применять дифференцированные задания. Например, при выборе модели фартука, юбки или ночной сорочки предлагать учащимся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения – изделия с простейшими элементами отделки, средний – изделия повышенной сложности изготовления и отделкой; высокий уровень – изделия с  внесением более сложных элементов и отделки.
В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с не высоким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то это нужно поддерживать.
В 8 классе, при изучении раздела декоративно – прикладной направленности, девочки знакомятся с техникой лоскутного шитья. Здесь открывается широкий простор для введения детей в мир творчества, развития у них интереса к труду, художественной фантазии и вкуса. В лоскутных полотнах каждая ячейка сетки представляет собой конструктивную часть – блок. Из блоков собирается (сшивается) лоскутное полотно. Каждый блок может иметь свой  рисунок, мотив, состоящий из модулей, в которых может быть одна или несколько геометрических фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников, полос).  Эта тема включает целый блок уроков, на которых девочки совершенствуют свои умения и навыки в работе с тканью, овладевают и закрепляют важные технологические приемы. Эти работы получаются очень интересными, каждая старается сделать свое изделие, не похожее на другие.  Для стимулирования творческой деятельности, после завершения шитья, работы выставляются на показ перед девочками. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах, стремление с каждым разом делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество.
Работая с различными видами деятельности, ребенок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. Умение фантазировать и созидать – это начало пути. Одним из таких видов деятельности является вязание на спицах. Изучив основы вязания, можно предложить девочкам  закрепить свои знания вязанием мягкой игрушки. Игрушки изготавливаются на основе одной вязанной детали, заполненной синтепоном. Объемную фигуру перетягивают ниткой, получается объемная восьмерка – голова, другая – туловище. На этой основе можно сделать любую игрушку, все зависит от фантазии ребенка.
В последнее время учителя технологии столкнулись с трудностями, обусловленными рядом объективных причин. Главными из них можно считать уменьшение количества учебных часов и снижение интереса учащихся к изучению материальных технологий. Чтобы не растерять интерес приходится искать новый подход к выбору объектов труда. Это – вышивка лентами. Вышивка лентами – аналог вышивки нитками. Но в отличие от вышивки нитью она получается более объемной и рельефной. Освоение вышивки начинается с пошаговых элементов, как простых одиночных элементов, так и более сложных. Вышитые цветы или букеты оформляются в деревянную рамку и могут стать милым подарком для близких и друзей. Богатая цветовая палитра шелковых и атласных лент приносит массу положительных эмоций. Налицо развитие познавательного интереса и самостоятельности, уверенности в своих силах, появляется потребность делать хорошо и красиво. Изделия получаются разными, не похожими друг на друга, т.к. каждое созданное изделие индивидуально, при ее изготовлении ребенок вкладывает частицу себя, своего характера, настроения, желания. Владение такой вышивкой может впоследствии пригодиться и в индивидуальной трудовой деятельности.
        При изучении раздела «Кулинария» у девочек формируются навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола. На данных уроках применються элементы творчества. Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд, при нарезке овощей, сервировке стола.
        Особое место в обучении девочек технологии занимает метод проектов. В 5 – 6 классах они больше учатся проектировать, чем проектируют сами. Тем не менее результатом этой работы обязательно является конкретное изделие. В 7 – 8 классах девочки  уже вполне самостоятельно выполняют работы. Практическая часть выполняется в классе, а теоретическая часть проекта, связанная с описанием, оформлением документации, выполняется дома, по возможности с использованием компьютера. Защита проектов проходит перед всем классом. Девочки демонстрируют готовые изделия, проводят технологическое и экономическое обоснование своего выбора. Это мероприятие формирует у них чувство ответственности, навыки само – и взаимооценки, вносит в учебный процесс дух соревнования.
        Помимо проектов, девочки выполняют творческие работы, в которых отражают свою фантазию и воображение, формируют творческое отношение к работе.
Заключение
Современный урок технологии отмечается широтой целей обучения. Кроме вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков сейчас на первый план выдвигаются воспитания, развития личности, творческого мышления, обучения способам самостоятельной деятельности.
Как известно, творчество- это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс- это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.
В заключении хочется сказать, что через уроки технологии можно добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т. е. научить ученика сопереживать, то его духовная жизнь станет более полной. Именно тогда развивается нравственный и духовный аспект, а также творческий потенциал ученика, что немаловажно.
Использованная литература
Байбородова Л.В. Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие.- М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС.
Выготский Л.С. “Мышление и речь” - М: Лабиринт 1996 г.
Выготский Л.С. “Собрание сочинений в шестом томе” – М - 1984 – т 4 “Детская психология”.
Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002. – М.: Просвещение, 1997.
Задорожная Н. П. «От педагогического опыта к педагогической рефлексии», 2011 г.
Касьянов В.П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.
Лопанова Е.В, Рабочих Т.Б. Личностно - деятельностные технологии обучения.
Пиаже Ж. “ Речь и мышление ребенка” - М: Просвещение 1971 г.
Шакиров Р.Х., А. А. Буркитова, О.И. Дудкина, «Оценивание учебных достижений». Методическое руководство. 2012 г.