Конкурс Педагог года 2016 Эссе Я-учитель Манджиевой Фаины Ульмдженовны


Здравствуйте, уважаемый коллега!
Позвольте обратиться к Вам с письмом. Пусть это не удивит вас, так как я испытываю потребность поделиться тем, что накопилось за годы моей работы в школе. Я проработала учителем уже 35 лет. В этом году решила принять участие в конкурсе «Педагог года». Это даёт возможность подвести некоторый итог моей трудовой деятельности и ответить на один очень важный для меня вопрос: сумела ли я воплотить свою мечту в реальность?
А мечта моя сформировалась ещё в раннем детстве, когда я играла со своими куклами в школу и выступала, сама ещё хорошо не понимая, в роли учителя. Так зародились первые зёрна мечты. А что такое мечта? Я считаю, что мечта – это сокровенное желаниe чего-либо очень конкретного, воплощение которого принесет человеку огромное счастье. Почему я так уверенно говорю об этом? Потому что у меня все началось с мечты – мечты стать учителем. И не просто учителем, а учителем, который будет дарить добро и надежду на счастливое будущее.
Не ошибусь, если скажу, что у каждого из вас в душе неизгладимый след оставил ваш первый учитель. Первого учителя мы помним всю свою жизнь. Моим первым учителем была Федоренко Валентина Георгиевна. Именно благодаря ей окрепла моя мечта стать учителем. Это было первым шагом к исполнению моей мечты.
В моих глазах она была не просто учителем, а неким Божеством, которому подвластно всё. Именно поэтому я всегда с обожанием смотрела на свою первую учительницу, которая, как мне казалось, знала всё. Мы, ученики, были влюблены в неё. И нас она любила безгранично. С годами мне всё больше хотелось походить на неё. Мне хотелось, чтоб глаза моих учеников загорались так же, как горели когда-то у нас, когда мы слушали свою учительницу. Её пример - это пример не слова, а дела. Пример, который и сейчас ведет меня по моей профессиональной стезе.
В 1980 году я закончила Элистинский педагогический колледж им.Х.Б.Канукова, а потом СГПУ факультет начального образования. Так был сделан следующий шаг к моей мечте. Желание исполнилось, звание «учитель» стало моей гордостью.
И вот я снова в школе, но теперь я – учитель! И не просто учитель, а учитель начальных классов. Я первая учительница, которая входит в жизнь ребёнка.
Дорогой коллега! Были ли у вас сомнения в правильности выбранной профессии? У меня – никогда! Я всегда хотела быть учителем именно начальных классов. Почему? Потому что, как мне кажется, начальная школа – это настоящая чудесная кладовая знаний, это фундамент всего воспитания будущего Человека. И от того, что было заложено в начальной школе, кто был рядом с ребенком эти четыре года, чему он научился, какими стали его душа и сердце, зависит, каким завтра окажется сегодняшний первоклассник. Разве не в этом заключается высокая миссия учителя начальных классов? Я мечтала стать не просто учителем, а хорошим учителем, то есть таким, который умеет мечтать вместе с детьми, помогает каждому ребенку научиться верить в себя. Но быть хорошим учителем, в моём понимании, - это значит быть тем, кто вместе с детьми превращает мечты в цели, а цели – в результаты. А результаты моей работы показывают, что я не зря тружусь. Каждый день я иду к этому. Как бы трудно мне ни было, постепенно превращаю мечту в реальность.
А на пути к реализации моей мечты сколько было раздумий, сколько поисков, сколько сомнений, бессонных ночей! Это знакомо каждому из нас, не правда ли?
Я не только учу, но и учусь сама. Не правда ли, учитель это тот, кто учит. Но и дети нас ведь тоже учат. Как бы я могла открывать для себя новые горизонты, если бы к этому меня не подводили сами дети? За время своей работы я пришла к выводу, что дети умеют учить лучше взрослых, потому что они говорят и действуют открыто. Для меня очень важно не задуть огонек желания ребенка, говорить о том, что он думает, что его волнует, радует или печалит. Поэтому меня всегда радует, когда дети не боятся задавать интересующие их вопросы, а я стараюсь давать на них исчерпывающие ответы. Таким образом, у нас идет взаимное обучение. Я учу и учусь у детей. Постепенно я приближаюсь к реализации своей мечты – стать тем учителем, который помогает каждому ребенку взять новую высоту, ту, в которую он не верил.
В связи с этим, мне кажется, очень верна мысль французского писателя 19 века Эрнста Легуве : «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас». На мой взгляд, эти слова актуальны и в нашем 21 веке, когда темп жизни настолько стремительный, что необходимо постоянно адаптироваться к новым условиям. И результаты моей работы показывают, что я на верном пути.
За 35 лет моей педагогической деятельности я сделала не один выпуск. Сегодня с гордостью могу сказать, что каждый мой выпускник состоялся как человек, нашел свое место в жизни, вырос добрым, честным человеком.
Каждый из нас, уважаемый коллега, понимает как никто, что в нашей работе стоять на месте нам, учителям, просто противопоказано. Мы всю жизнь учимся. Из опыта своей работы скажу, что очень важно учиться в течение всей своей жизни, а еще важнее уметь включать рефлексию в свою профессиональную жизнь, постоянно отвечать на вопросы: что я знаю? Чего еще не знаю? Что умею и что не умею? Такие размышления приводят к мысли о постоянном самообразовании. Когда мне трудно, когда одолевают сомнения, я обращаюсь к трудам великих мастеров. Учусь у таких педагогов, как К.Д, Ушинский, Н.К. Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, и всегда нахожу ответы на мучающие вопросы. Особенно я люблю читать и перечитывать педагогические раздумья Антона Семёновича Макаренко «Воспитание гражданина». Часто обращаюсь к своим коллегам: Н.В.Галченко, Т.В.Насуновой, Г.Д.Алаевой, которые всегда помогают советом.
Не знаю, может, многое из того, о чём я говорю, уже испытано вами, да, наверно так и есть. И я не «открываю Америки», просто я делюсь своими наблюдениями, выводами. Может, они ещё пригодятся кому-нибудь, может, кто-то найдёт для себя полезное.
Я учу детей самостоятельно проверять свои работы и работы своих товарищей. Это дает им возможность не только критически осмысливать написанное, но и находить практический выход: «применять правило».
Учу ребят самих оценивать свою работу. Положительная оценка усилий ребенка им самим - залог его успешной работы в дальнейшем. Поэтому я составляю портфель достижений каждого ученика, где он строит траекторию своего развития.
Знаете, уважаемый коллега?! В наше время глобальных изменений, когда инновации коснулись всех сфер нашей жизни, а особенно школы, перед нами остро встал вопрос: каким должен быть учитель, чтобы соответствовать всем тем требованиям, которые поставлены перед современной школой. Думаю, что и вы задумывались над этим не раз. Нам, учителям, имеющим большой опыт работы, необходимо перестроить не только всю свою работу, но и мышление. Пересматривая всю свою работу, я прихожу к выводу, что самое главное – это не только давать знания, а прежде всего прививать любовь ребенка к «жажде» познания, научить его, шаг за шагом терпеливо преодолевая трудности, уверенно идти по лабиринтам загадочной и удивительной страны Знаний. Я счастлива тем, что иду в ногу с современностью, учу детей умению общаться, так как человеческое общение нельзя заменить ничем. Я помогаю детям раскрыть свои способности и таланты, а для этого необходимо немалое педагогическое мастерство. Это требует от меня знаний , навыков. И я постоянно самосовершенствуюсь.
Дорогой друг! Наверно, каждый из нас не раз задумывался над вопросом, что же для меня главное? Мое педагогическое кредо заключается в том, что сначала надо требовать с себя, а потом с учеников. И тогда тебя будут ценить твои ученики и уважать их родители. Каждый свой урок я стараюсь превратить в небольшое открытие для детей. Стараюсь идти в ногу со временем-использовать инновации, различные методики: игровые технологии, технологии интерактивного обучения. Я использую в своей работе технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Это кладезь для творчески работающего учителя. Моя любимая технология – это технология проектного обучения. Проектную деятельность применяю на различных этапах обучения, а также и во внеурочное время.
В своей профессиональной деятельности реализую принципы развивающего обучения, когда ученик понимает то, что он изучает, и то, что с ним происходит в процессе этого изучения.
Мои ученики активно участвуют в районных и республиканских конкурсах исследовательских проектных работ, таких как «Ювента» в номинации «Проектная работа».
Как классный руководитель вижу свою задачу в воспитании многогранной и творческой личности. Мои дети принимают самое активное участие в жизни школы: они участвуют в различных конкурсах «Моя малая Родина», в акции «Сохраним сайгаков», в спортивных соревнования, выпускают различные газеты, Они участвовали в конкурсе вокалистов «Дуулыч, торhа», принимали участие в акции «Бессмертный полк», посвященной 70-летию Победы. Мне хочется, чтобы каждый мой ученик стал яркой индивидуальностью. и если это получится, я буду вполне счастливым человеком.
Каждый из нас в своей работе опирается на помощь родителей. Ведь это наши первые помощники. И я в этом направлении веду большую работу по просвещению родителей в вопросах воспитания. Часто родители помогают мне проводить различные мероприятия. Иногда они сами становятся инициаторами проведения мероприятий: «Дарите детям добро», «Нужно ли воспитывать в детях патриотизм?».
Мои родители частые гости на уроках и во внеклассных мероприятиях. На внеклассных мероприятиях, где активно участвуют родители, чувствуется единение родителей, детей и учителя.
Вот и всё, дорогой коллега, что я хотела рассказать, чем поделиться с Вами. А самое главное – это то, что мечта моей жизни исполнилась, я реализовала её. Я – Учитель. Для меня это не профессия, это образ жизни, а мастерство – не случайная удача, а систематический поиск и труд.
Вот так я считаю. И так я хочу
Быть путеводной звездой и зажигать
на небосклоне новые звезды,
Обучая, любя и радуясь.
Отбросив прочь свои сомненья,
Ваять, писать и рисовать.
Осуществлять одно призванье:
Работой звезды зажигать!