Образовательная программа кружка Декоративно-прикладное искусство.

Образовательная программа кружка
«Декоративно прикладное искусство»
Пояснительная записка.

Основную роль в эстетическом воспитании играет декоративно-прикладное искусство.
Значение декоративно-прикладного искусства определяется тем, что оно массово. Произведения различных видов прикладного искусства окружает человека ежедневно.
Изучение предмета «Декоративно – прикладное искусство»: помогает детям активно осмысливать окружающий мир, творчески воплощая его в формах декоративно-прикладного искусства.
Здесь налицо поиск наиболее лаконичного и максимально выразительного образа, гармоничного сплава функциональности и красоты предмета, его формы и декора. Очень важно показать детям богатство выразительных средств художественного творчества, дать им возможность своими руками создать красивую, превращая природу и материал в произведения искусства.

Задачи:   развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства;
 создавать предметы декоративно-прикладного искусства  формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;  прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;  воспитывать нравственные качества детей;  формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;  развивать образное мышление, творческие способности;  формировать эстетический, художественный вкус;
 содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Актуальность
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.
Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
Учебно-тематический план. Содержание курса.
I класс (66 часов)
Номер темы
Тема
Общее количество часов





1.
Вводное занятие
Техника безопасности при работе с разными материалами
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов
4

2.
Работа с бумагой
Правила работы с бумагой
Свойства, виды бумаги
Материалы и способы обработки
Выполнение плоскостных композиции из бумаги.
Аппликация;
Бумагопластика или объемное конструирование
Изготовление поздравительных открыток, закладок в книги, работы «Куклы на карандаше», «Фонарики» «Цветущее дерево»

12



3.
Художественная обработка ткани.
Правила работы с тканью
Свойства ткани
Материалы и инструменты
Народные традиции в изготовлении игрушек
Знакомство с различными образцами мягкой игрушки
Аппликация из ткани;
Изготовление игрушек «Зайчик на пальчик», «Мотанечка», «Стригушка», «Пелёнушка»

12


4.
Работа с природными материалами
Правила работы с природными материалами
Сбор листьев, семян, цветков, лепестков
Сушка собранного материала
Работа с гербариями
Работа со скорлупой грецких орехов, косточками вишен, скорлупой фисташек
Панно «Зайчата», «Белочка», «Поздравляю»
12


5.
Кожная пластика
Техника безопасности при работе с кожей
Виды работы с кожей и рабочие инструменты
Технологические свойства кожи
Техника изготовления декоративного ремня, броши, миниатюрных сувениров
Оформление ремешка часов, сувениров
6

6.
Морские пришельцы
Правила работы с ракушками Сбор ракушек
Виды ракушек, хранение и обработка
Оформление объёмных поделок с использованием ракушек
Рамки, коробочки, панно
6

7
Вышивка
Материалы и инструменты для вышивки
Подготовка к вышиванию (расчет рисунка)
Цвета и тона в природе
Украшающие швы
Ажурное вышивание
Вышивание крестом
Изготовление вышивок


8.
Экскурсии в выставочный зал
5

9.
Экскурсия в музей
7

10.
Отчётная выставка –ярмарка работ
Подведение итогов
Подготовка итоговой выставки
Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
2


ИТОГО:
66



II класс (34 часа)
Номер темы
Тема
Общее количество часов





1.
Вводное занятие
Техника безопасности при работе с разными материалами
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов
Экскурсии в выставочный зал
2

2.
Работа с бумагой
Правила работы с бумагой
Свойства, виды бумаги
Материалы и способы обработки
Выполнение плоскостных композиции из бумаги.
Аппликация;
Бумагопластика или объемное конструирование
Изготовление поздравительных открыток, закладок в книги, работы «Куклы на карандаше», «Фонарики» «Цветущее дерево»

6






3.
Художественная обработка ткани.
Правила работы с тканью
Свойства ткани
Материалы и инструменты
Народные традиции в изготовлении игрушек
Знакомство с различными образцами мягкой игрушки
Аппликация из ткани;
Изготовление игрушек «Зайчик на пальчик», «Мотанечка», «Стригушка», «Пелёнушка»

6


4.
Работа с природными материалами
Правила работы с природными материалами
Сбор листьев, семян, цветков, лепестков
Сушка собранного материала
Работа с гербариями
Работа со скорлупой грецких орехов, косточками вишен, скорлупой фисташек
Панно «Ёжики», «Мишка» , «Ореховая гусеница»,
Экскурсия «Сбор природного материала»
6


5.
Кожная пластика
Техника безопасности при работе с кожей
Виды работы с кожей и рабочие инструменты
Технологические свойства кожи
Техника изготовления декоративного ремня, броши, миниатюрных сувениров
Оформление ремешка часов, сувениров
3

6.
Плетение бисером
Материалы и инструменты
Низание
Низание на проволоку
Низание сеток
Мозаика
Кирпичный стежок
Имитация качества
Низание крестиком
Соты
Комбинированное низание
Изготовление изделий «Браслет»
3

7
Изготовление художественных работ из соломки:
Правила работы с соломой
Варка соломы
Разглаживание соломы
Выполнение выкроек
Расклейка соломы
Раскрой изделий
Изготовление изделий (салфетки, кашпо, декоративные картины и т.д.)

4

8.
Экскурсия в музей
2

9.
Отчётная выставка –ярмарка работ
Подведение итогов
Подготовка итоговой выставки
Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
2


ИТОГО:
34



III класс (34 часа)
Номер темы
Тема
Общее количество часов





1.
Вводное занятие
Техника безопасности при работе с разными материалами
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов
Экскурсии в выставочный зал
2

2.
Работа с бумагой
Правила работы с бумагой
Свойства, виды бумаги
Материалы и способы обработки
Выполнение плоскостных композиции из бумаги.
Аппликация;
Бумагопластика или объемное конструирование
Оригами
6






3.
Художественная обработка ткани.
Правила работы с тканью
Свойства ткани
Материалы и инструменты
Знакомство с различными образцами мягкой игрушки
Изготовление игрушек из меха и драпа
Правила работы с мехом и драпом
Увеличение выкроек
Раскрой изделий
Сшивание изделий
Оформление изделий (глаза, носы, хвосты) Мишка, Кот
6


4.
Работа с природными материалами
Правила работы с природными материалами
Сбор листьев, семян, цветков, лепестков
Сушка собранного материала
Работа с гербариями
Создание букета из сухих цветов
Работа со скорлупой грецких орехов, косточками вишен, скорлупой фисташек
Панно
Экскурсия «Сбор природного материала»
6


5.
Кожная пластика
Техника безопасности при работе с кожей
Виды работы с кожей и рабочие инструменты
Технологические свойства кожи
Техника изготовления декоративного ремня, броши, миниатюрных сувениров
Оформление ремешка часов, сувениров
3

6.
Плетение бисером
Материалы и инструменты
Низание
Низание на проволоку
Низание сеток
Мозаика
Кирпичный стежок
Имитация качества
Низание крестиком
Соты
Комбинированное низание
Изготовление изделий «Мышка»

3

7
Лоскутное шитье:
Технология создания цветовых эскизов;
Цветовая палитра в лоскуте;
Техника сшивания лоскутов
Изготовление изделий «Подставка», панно
6

8.
Отчётная выставка –ярмарка работ
Подведение итогов
Подготовка итоговой выставки
Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
2


ИТОГО:
34


IV класс (34 часа)
Номер темы
Тема
Общее количество часов





1.
Вводное занятие
Техника безопасности при работе с разными материалами
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов
Экскурсии в выставочный зал
2

2.
Работа с бумагой
Правила работы с бумагой
Свойства, виды бумаги
Материалы и способы обработки
Выполнение плоскостных композиции из бумаги.
Аппликация;
Бумагопластика или объемное конструирование
Квиллинг
Изготовление поздравительных открыток, шкатулок
6






3.
Художественная обработка ткани.
Правила работы с тканью
Свойства ткани
Материалы и инструменты
Знакомство с различными образцами мягкой игрушки
Изготовление игрушек из меха и драпа
Правила работы с мехом и драпом
Увеличение выкроек
Раскрой изделий
Сшивание изделий
Оформление изделий (глаза, носы, хвосты) Заяц, Щенок
6


4.
Работа с природными материалами
Правила работы с природными материалами
Сбор листьев, семян, цветков, лепестков
Сушка собранного материала
Работа с гербариями
Создание букета из сухих цветов
Работа со скорлупой грецких орехов, косточками вишен, скорлупой фисташек
Животные
Экскурсия «Сбор природного материала»
6


5.
Кожная пластика
Техника безопасности при работе с кожей
Виды работы с кожей и рабочие инструменты
Технологические свойства кожи
Техника изготовления декоративного ремня, броши, миниатюрных сувениров
Оформление ремешка часов, сувениров
3

6.
Изготовление игрушек из поролона:
Особенности работы с поролоном
Раскрой игрушек
Склеивание и раскраска
Оформление изделий: мозаика, игольница, «Кактусы»
3

7
Лоскутное шитье:
Технология создания цветовых эскизов;
Цветовая палитра в лоскуте;
Техника сшивания лоскутов
Изготовление изделий «Подставка», панно
6

9.
Отчётная выставка –ярмарка работ
Подведение итогов
Подготовка итоговой выставки
Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
2


ИТОГО:
34



Заголовок 1 Заголовок 215