Конспект родительского собрания на тему Как научить ребёнка работать над собой


Как научить ребёнка работать над собой.
Автор: Наставшева Елена Ивановна, учитель Пояснительная записка:Дети растут в семье, их воспитывают родители, воспитание даёт определённые результаты. Но очень нужно и полезно, когда ребёнок занимается самовоспитанием, составляет свою программу воспитания и идёт к намеченной цели, достигая её. Это нелегко, приходится преодолевать определённые трудности, но это посильно только тем, у кого сильная воля и желание. Этот материал я готовила к родительскому собранию. Хочется убедить родителей, что ребёнок может воспитывать себя сам.Цель: формирование представления учащихся о самовоспитании и пользе его;Задачи: понять принципы самовоспитания;привести положительные примеры самовоспитания;вызвать желание у учащихся составить свою программу самовоспитания и выполнять её.Самовоспитание – это сознательная, планомерная работа человека над собой с целью выработать у себя такие свойства, которые отвечали бы как его личным требованиям развития, так и требованиям общества.
.Для чего нужно самовоспитание?
Вот что писал по этому поводу К. Д. Ушинский:
Потребность в самовоспитании возникает как естественная необходимость в самосовершенствовании отдельных личностных черт. Самовоспитание может включать в себя различные стороны человеческого развития. Оно может быть направлено на воспитание нравственных или физических качеств, может касаться интеллектуальной или эстетической стороны развития. В зависимости от своих планов, жизненной направленности, конкретной цели человек воспитывает у себя определённые свойства и качества. Важно, каким себя хочет видеть человек, что он считает значимым для себя. Если сын, например, желает стать физически сильным, он закаляется, если он хочет заниматься наукой, он развивает наблюдательность, память, свой ум. Направленность самовоспитания зависит также от тех трудностей, с которыми человек сталкивается в жизни. Это излишняя застенчивость, неумение сдерживать себя, нерешительность, лень и т.д. Например, часто излишняя застенчивость, неумение держать себя могут затруднять общение ребёнка со своими сверстниками, а недостаточная самостоятельность затрудняет исполнение поставленной цели. Многие выдающиеся люди уделяли огромное значение самовоспитанию: Ленин, Дзержинский, А.С. Макаренко, Л. Н. Толстой.На основе анализа своих личностных качеств Л. Н. Толстой наметил большую программу исправления.
Я привожу примеры письменных высказываний подростков:1. «Я ставлю перед собой задачу воспитать крепкую волю, упорство и настойчивость. Каждый день занимаюсь музыкой по три часа в день, но иногда не хватает усидчивости…»2. «Решил закалять тело, стать сильным и ловким. Собираюсь стать спортсменом, как мой отец. Утром делаю зарядку, посещаю гимнастический кружок. Это улучшило моё здоровье».3. «Воспитываю в себе силу воли и физическую силу. Хочется стать сильным и смелым. Выполняю режим, встаю рано. Хочется спать, но я встаю, хотя мать ругает, что я всю квартиру бужу». Почему же мать ругает мальчишку? Да потому, что она не понимает тех усилий и стараний, которые предпринимает её сын, чтобы стать лучше.
4. «Ставлю перед собой задачу хорошо кончить школу. Понимаю, что для этого нужна воля, и стремлюсь воспитать её. Если возьмусь за одно дело, стараюсь довести его до конца. Однако не всегда это у меня выходит. Иногда отвлекаюсь. Трудно перевоспитать себя. Не всегда приходится считаться со своими желаниями». Эти примеры говорят сами за себя. Дети стремятся к самовоспитанию, ставя перед собой определённые задачи».Вот как они оценивают свои результаты:1. «Трудно говорить о себе, о мне кажется, что результаты неплохие. Я стала более живой и общительной, научилась понимать и уважать чувства других, научилась любить людей».2. «В результате самовоспитания у меня появилась сила воли. Я теперь могу заставить себя сделать то, что надо, а не то, что хочется. Утром теперь всегда встаю в семь часов, даже в воскресенье. Это очень здорово. Я совершенно перестала бояться темноты и по кладбищу даже ночью проходила. Да, результат есть. Но я понимаю, что этого мало. Я продолжаю работать над собой и никогда этого не брошу».3. «Хотел воспитать, выработать в себе сдержанность, быть менее вспыльчивым. К концу девятого класса я добился умения владеть собой».4. «Я решительно боролась со своей раздражительностью и резкостью. Постоянно следила за своими поступками, за тем, что и как говорю. Ну, а теперь окружающие считают меня человеком выдержанным, со спокойным характером».Как видим, в результате самовоспитания ребята становятся лучше.Большую роль в побуждении детей к самовоспитанию играют правильные требования родителей, подкрепляемые разумной организацией жизни ребёнка в семье.
Занятия по самовоспитанию:(музыка, спорт)А. С. Макаренко говорил, что с самого раннего возраста дети должны быть приучены к точному времени и точным границам поведения.Важным средством самовоспитания ребёнка является пример яркого литературного героя. Жизнь замечательных людей показывает, как они вели борьбу со своими собственными недостатками. Дети должны знать некоторые способы и приёмы воздействия на себя. Такими способами могут быть: самовнушение, самоубеждение и упражнения. Самовнушение – это такое воздействие на самого себя, которое осуществляется при помощи слова. Слова самовнушения рекомендуется произносить от своего имени в утвердительной форме и в настоящем, а не в будущем времени, например: «Я не курю».Самоубеждение – это доказательство самому себе истинности или ложности определённого положения, правильности или неправильности своего поступка, отношения к кому – либо или чему – либо.Упражнения: это повторение поступков и действий, направленное на формирование определённого стиля поведения. Л.Н. Толстой рекомендовал разоблачать собственную лень и безволие.Это можно сделать в форме внутреннего самоубеждения:«Я увиливаю от работы потому, что одолела лень»Стыдно, а ещё хвастаю, что я сильный».«Я должен работать»«За дело!»Если у сына или дочери план намеченных упражнений не выполняется, они могут сами себя наказывать. Например, лишать себя удовольствия посещать кино в течение недели, месяца, отказаться от участия в играх и т. д. Если же намеченная ими программа выполняется успешно, они могут поощрять себя внеочередным посещением кино, театра и т. п.Вспомните Гулю Королёву, главную героиню книги Елены Ильиной "Четвёртая высота". Она преодолевала свои "высоты" благодаря своему упорству и силе воли. Если ей не давался предмет в школе, она учила материал, кропотливо разбиралась в темах предмета.

Конец формы