Конспект урока изобразительного искусства по теме Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Хохлома 1 класс


Конспект урока изобразительного искусства
1 класс
Тема: «Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Хохлома»
УМК «Перспектива», 2012 г.
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 160 Ленинского района
Ретина Т. В.
Квалификационная категория II
Стаж работы учителем начальных классов 5 лет
E-mail: tany-my@mail.ruг. Нижний Новгород
2012 год
Конспект урока изобразительного искусства
в 1 классе
по теме: «Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Хохлома».
УМК «Перспектива»
Учебник: Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство. 1 класс : учеб. для общеоразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012.
Тип урока – поиск новых знаний
Цель урока – знакомство с искусством хохломской росписи
Задачи:
Познавательные: познакомиться с русским народным промыслом – хохломской росписью, его красотой, историей и особенностями; освоить орнаменты хохломской росписи, понятие «палитра хохломы» и ее составляющие цвета, основные приемы работы кистью (примакивание, мазок без нажима, тычок);
Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу на протяжении всего урока; оценивать свою работу, соотнося свой рисунок с образцом в учебнике;
Коммуникативные: учиться строить связное монологическое высказывание, слушать одноклассников и учителя;
Личностные: учиться восхищаться красотой декоративно-прикладного творчества русского народа, испытывать гордость за свою Родину, за мастерство соотечественников, чтить историю и культуру своего народа.Оборудование: Предметы посуды, украшенные хохломской росписью, изображения такой посуды, технологическая карта с изображением элементов травного орнамента, карточки с названиями этих элементов орнамента, компьютерная презентация «Хохломская роспись», компьютер, проектор, экран, кисти, краски, альбомы для рисования, учебники.План:
ОргмоментВызов знаний
ЦелеполаганиеПоиск новых знаний
Физкультминутка
Практическая работа
Рефлексия
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся Теоретическое обоснование
Оргмомент- Я услышала звонок и иду искать молодцов.
Называет молодцами тех, кто приготовил к уроку все нужные принадлежности, навел порядок на парте и занял свое место. Можно назвать весь ряд молодцами. Можно одного молодца попросить перечислить необходимые принадлежности на парте, если эта работа необходима. Стараются стать молодцами: готовят парту к уроку, если она не готова, проверяют все нужные к уроку принадлежности, занимают свое место, настраиваются на работу. Регулятивные УУД: контроль своего поведения, коррекция в случае необходимости
Личностные УУД: создание мотивации – быть молодцом
2. Вызов знаний
- А у нас случилось чудо:
В гости к нам пришла посуда!
Не простая, расписная,
И, как будто золотая!
Демонстрирует предметы посуды с хохломской росписью
- Как вы думаете, на самом ли деле она золотая?
Выслушивает рассказы детей, регулируя последовательность их высказываний. Выясняет знания детей о хохломе на данном этапе. Любуются красивой посудой, восторгаются ее узорами, рассматривают ее со всех сторон.
Высказывают предположения о том, настоящая ли позолота в хохломе. Рассказывают, что знают об этой посуде, где раньше ее видели.
Личностные УУД: испытание эстетических чувств, восхищения красотой хохломы
Коммуникативные УУД: построение связного высказывания, слушание говорящего3. Целеполагание- Хотите на самом деле узнать, золотые ли это узоры?
- Что еще хотите узнать об этой посуде?
Вопросов может быть много, надо чтобы дети выработали основные информационные линии.
- Тогда спросим об этом у мастера, который расписывает эту посуду. Его рассказ мы найдем в учебнике. Откройте содержание и найдите, на какой страничке в учебнике мы попадем в гости к народному мастеру Веселову.
- Открываем страницу 28 - Да!
- Как ее расписывают, кто ее расписывает, какими красками, какие бывают узоры…
Открывают учебник, находят содержание и по содержанию определяют страницу учебника с новой темой:
- Страница 28
Открывают учебник на странице 28 Личностные УУД: создание мотивации к учебной деятельности
Регулятивные УУД: умение принимать задачу, ориентирование в учебнике при помощи содержания.
4. Поиск новых знаний
Читает первый абзац параграфа.
- Где же это место – село Хохлома и Заволжье? В нашей ли они стране? Это далеко от нашего города?
- Давайте посмотрим карту нашей Нижегородской области.
Используется проектор и презентация с картой Нижегородской области, где отмечены Хохлома, Семенов, Ковернино и Нижний Новгород.
- Так далеко ли от нашего города село Хохлома?
- Верно! На карте отмечены основные центры хохломской росписи. Наша нижегородская земля полна талантливыми мастерами, которые делают такую красоту
Читает в учебнике про мастера С. П. Веселова.
- Какой орнамент использует мастер?
- Какие еще узоры вы видите на нашей посуде? Использовать презентацию
- Это растительный орнамент.
- Какие цвета используют мастера хохломской росписи?
-Верно, это палитра хохломы, и другие цвета мастера хохломы не используют.
Читает учебник с. 30
- Понравилась вам золотая хохлома?
-Но секрет хохломы в том, что в ее золотых узорах золота нет. И этот секрет хранят мастера хохломы. Слушают, следят за текстом.
Высказывают предположения, но могут затрудняться с ответом.
Рассматривают карту, находят на ней слово Хохлома и другие отмеченные населенные пункты.
- Нет! Это в Нижегородской области!
Испытывают чувство гордости за родной край и его талантливых людей – своих земляков.
Слушают, следят по учебнику.
- Травный.
- Разные растения
Наблюдают и рассматривают узоры на посуде и в презентации, делают выводы:
- Золотой, черный, красный, зеленый.
Слушают о любви к земле, о передаче мастерства ученикам.
-Да.
Личностные УУД: испытание чувства гордости за своих земляков и их искусство
Регулятивные УУД: умение удерживать учебную задачу и следовать ей на протяжении урока.
Познавательные УУД: знакомство с географией хохломской росписи, ее историей, особенностями орнамента.
5. Физкультминутка
-Мастера хохломы изображают всегда растительный орнамент. Сейчас я буду таким мастером, а вы – моими красками. Я буду говорить «травка», и вы присядете. Я скажу «кустик», и вы встанете и поставите руки на пояс. А если я скажу «дерево», вы поднимете руки вверх и встанете на носочки.
Показывает движения и объясняет.
- А теперь я вас буду путать, говорить одно, а делать другое. Вы делаете, то, что я скажу, а не то, что покажу! Слушают и запоминают задание, повторяют движения за учителем. Стараются показать нужное движение вовремя, ориентируясь не на зрительный образ, а на звуковой сигнал. Регулятивные УУД: принятие и удержание поставленной задачи, ориентация на звуковой сигнал вопреки зрительному образу.6. Практическая работа
-Но попробовать нарисовать хохломскую травку мы тоже можем. Посмотрите, из каких частичек она состоит. Использует таблицу
Все элементы здесь разные. А названия их перепутались. Догадайтесь, где какие элементы.
Показывает, как нарисовать травинку, усик и завиток приемом мазка без нажима, капельку приемом примакивания и ягодку приемом тычка (можно использовать пальчик).
Корректирует работу детей. Рассматривают таблицу элементов и соотносят элементы с названиями «травинка», «капелька», «усик», «завиток», «кустик».
Рисуют по очереди все элементы хохломы, пробуют использовать показанные приемы рисования. Соотносят получившийся узор с образцом. Познавательные УУД: освоение приемов, которые используются для рисования элементов орнамента хохломы.
Регулятивные УУД: соотнесение результата с образцом
7. Рефлексия
- Какие красивые узоры у вас сегодня получились! Маленькие мастера подрастают у хохломы. А за что вы сами себя можете похвалить? - Мы знаем цвета и приемы рисования хохломы, знаем, где живут ее мастера, гордимся своими земляками! Регулятивные УУД: умение формулировать вывод.
Коммуникативные УУД: умение строить стройное высказывание.