Методическая разработка на тему: Методические основы использования народного декоративно-прикладного искусства как средство эстетического развития


Методические основы использования народного декоративно-прикладного искусства как средство эстетического развития
Детям шестого года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, т.к. уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше. У детей развивается способность эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. В декоративном рисовании дети умело подбирают цвета узоров, осваивают композиционные приемы расположения узора на различных формах. В начале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров. Детей можно научить в первом квартале новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям дают овал, треугольник, розетта и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора.
В старшей группе в количестве композиционного приема необходимо чаще применять принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету. В качестве элемента узора дети могут использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии , мазки, точки, круги) и более сложные формы -растительные ( листья, ягоды, цветы, ) , которые трудно повторить несколько раз. Ребятам нужно показывать новые приемы рисования кистью, прикладывание кисти к бумаге плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.
В старшей группе детей можно научить использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний дети учатся видеть красоту цвета в определенной гаме: синий, голубой, белый, оранжевый, желтый, и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора. Например, тонких кружевных узоров снежинок кружева. На занятиях по декоративному рисованию педагогу необходимо дать детям различные формы, вырезанные из бумаги: в виде блюдца, овального подноса, бочонка, ковша, шапочки, коврика, платья. Каждая форма требует украшения определенным декоративным узором и в определенных местах. Узор для платья может быть выполнен на подоле, рукавах, у ворота; узор для коврика должен создаваться в целесообразной последовательности: по углам, в середине, по краям. Педагог может давать одно задание, но формы могут быть различными. Для декоративного рисования необходимо давать цветной фон, так как узор должен красиво сочетаться с цветом бумаги: если дымковская роспись хорошо сочетается с белым фоном, то хохломская должна выполняться на темном фоне. Педагог может показать детям отдельные приемы рисования узоров. Иногда педагогу необходимо дать детям возможность выполнять декоративные работы коллективно: всем вместе или отдельными группами. В старшей группе детей необходимо учить составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских - птички, лошадки.
Формы и методы ознакомления детей с искусством разнообразны. Рассматривание произведений сопровождается беседой, вопросами к детям; самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений. Знакомя детей с народными игрушками, воспитатель должен стремиться вызвать у них эмоциональное отношение к образу, учить видеть особенности элементов росписи, красоту цветочных сочетаний. Для занятий можно подобрать несколько дымковских игрушек, детально рассмотреть их с детьми, обратить внимание на белый фон игрушек, особенности элементов росписи (клетка, волнистая линия, пятно, точка); показать некоторые приемы дымковской росписи. В групповой комнате или в зале устанавливаются выставки произведений изобразительного искусства, с детьми проводятся экскурсии в музеи или на выставки для просмотра произведений искусства. Воспитатель должен поощрять самостоятельное рассматривание, выслушивает рассказы детей. На занятиях по рисованию или лепке можно использовать скульптуру малых форм из керамики, фаянса, камня, гипса. Нужную скульптуру ребенок может взять в руки и детально рассмотреть. Дети лепят в меру своих умений и творческих возможностей. Важно привлечь желание детей к тем сторонам скульптурного изображения, которые могут обогатить лепку. На занятиях по декоративному рисованию педагогу необходимо широко использовать произведения народного декоративно-прикладного искусства, знакомя дошкольников с наиболее доступными формами; хохломской и городецской росписью по дереву, мастерством вологодских кружевниц, вятской игрушкой, с искусством мастеров России, Украины, Прибалтики.
Важной задачей является передача в лепке характерных движений человека, животного. Необходимо научить детей лепить небольшие скульптурные группы из двух, трех фигур, отражающих динамику действия. Тематика лепки связана с влиянием декоративно-прикладного искусства. Образцы народного творчества способствуют развитию у детей умение создавать изделия из глины, помогают лаконичными средствами добиваться остроты пластического решения, придают выразительность работам детей. Эти прекрасные образцы ознакомят детей с народной росписью. Основной метод при показе образцов декоративно-прикладного искусства - беседа. Основываясь на знании объемных тел (шар, цилиндр, конус), по типу глиняных народных игрушек, дети могут лепить куклу, птиц, козликов, крынки, горшки, блюда, кубанцы, барельефы. Эти предметы можно расписывать гуашевыми или темперными красками. Детьми выполняется задание по лепке посуды по мотивам керамических народных изделий Гжели, Скобина. Можно показывать диапозитивы о предметах народного искусства. Это способствует обогащению восприятия детей, активизирует их творчество, повышает художественное качество детских работ. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно- прикладного искусства. Учить лепить птиц, животных, человека по типу народных игрушек (дымковская, филимоновская, карго польская и др.).
Учить использовать обмакивание пальцев в воде, что бы сгладить неровности вымпельного изображения, когда это необходимо для передачи образа предмета.
Аппликация по мотивам народного орнамента положительно воздействует на развитие художественной способности детей, воспитывают у них интерес к народному искусству. Художественные способности формируются во взаимосвязи обучения детей умению видеть, понимать и оценивать прекрасное в жизни, в искусстве и творчески перерабатывать воспринятое в рисунке или аппликации, отображая уровень приобретенных знаний, умений и навыков, развитое чувство линии, ритма, симметрии и гармонии. Надо знакомить детей с лучшими образцами народного орнамента, проводить экскурсии в музей, беседовать об искусстве того или иного народа, решая основные задачи эстетического, трудового и интернационального воспитания. Целенаправленная организация работы зависит от степени художественной образованности воспитателя, знания и понимания им народного искусства, его умение руководить эстетическим и нравственным, патриотическим развитием каждого ребенка.
В учебно-воспитательную работу по аппликации входит:
-изучение теоретических вопросов и ознакомление со спецификой народных образцов в искусстве народов России;
-отбор учебного материала по орнаментальному искусству, в плане первоначального ознакомления дошкольников с искусством своего народа, затем других национальностей;
-овладение воспитателем практического умения в создании аппликации, подготовка наглядных пособий для проведения занятий;
-определение последовательности проведения занятий по ознакомлению с образцами народного творчества;
-выбор путей применения получения знаний, умений и навыков.
Для выполнения аппликаций по образцам народных орнаментов можно использовать геометрические, растительные фигуры, широко распространенные в декоративно-прикладном искусстве разных народов нашей многонациональной страны. Эти фигуры к их простейшей комбинации в узорах могут выполнять дети 5-7 лет. Целенаправленное использование орнаментов в работе с дошкольниками имеет большое значение в интернациональном воспитании детей, развития у них интереса к народному искусству, содействует формирование их художественного вкуса. Выполняя аппликации по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного общения, познают приемы творческой импровизации декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.
Раскрытие специфики декоративного творчества должно идти в тесном взаимодействии с формированием эстетических восприятии и чувств детей, развитием их потребностей воссоздании прекрасного, воспитанием у них бережного отношения к произведениям народного искусства. Из многочисленных образцов народного искусства воспитатель отбирает элементы геометрического, растительного и роговидного орнаментов, наиболее доступных для воспроизведения дошкольниками в аппликациях.
Знакомить детей с народным искусством можно по литературным источникам, музейным коллекциям, посредством посещения выставок, просмотра слайдов. Большое значение имеют детские книги, рассказывающие о жизни народов нашей страны, об особенностях природы в разных районах. Рассматривая иллюстрации, воспитатель обращает внимание на старинную русскую одежду, знакомит с ее названием.
Рассматривание и его анализ образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала способствует запоминанию детьми очертание народного орнамента, его композиционного строя и колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов.
К учебно-методическим изданиям относятся разработки занятий по изобразительной деятельности и художественному труду для всех возрастных групп детского сада. Для каждой возрастной группы издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации», включающий примерное планирование занятий по рисованию, лепке и аппликации на учебный год и конкретные разработки занятий с иллюстрациями, представляющими варианты образов и композиций, а также основные способы и приёмы создания выразительного образа.
К наглядно-методическим изданиям относятся:
1. тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Еловый лес» и пр.);дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.);
2. незавершённые композиции для выставочных коллективных работ по сюжетной аппликации и рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.);3. технологические карты по аппликации, лепке, конструированию из природного материала для создания детьми технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обучения планированию работы («Цветы», «Насекомые», «Зоопарк», «Космос», «Динозавры» и т.д.);4. серия альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы», «Пи-санки»).
Только такой подход может обеспечить развитие индивидуальности ребёнка, учесть образовательные запросы семьи, уровень и направленность работы ГОУ, а также способствовать развитию инициативы и творчества педагогов.
Воспитатель (взрослый) выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного культурного опыта. Ему предоставляется право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, а также конкретных условий воспитания и развития детей.