Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусств Живопись. Программа по учебному предмету В.01.СКУЛЬПТУРА


Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
пгт. Магдагачи
Дополнительная предпрофессиональнаяобщеобразовательная программа
в области изобразительного искусства

«Живопись»
В.00. Вариативная часть
Программа по учебному предмету
В.01. СКУЛЬПТУРА

Срок работы по программе - 5 лет
2015г.
«ОДОБРЕНО»
Педагогическим советом
МАУДО «ДШИ» пгт. Магдагачи
«___»___________ 2015 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАУДО «ДШИ»
пгт. Магдагачи
______________ К.Н. Гамага (подпись)
«___»___________ 2015 г.
Разработчик – Товолжанская Ольга Григорьевна, преподаватель
живописи, рисунка, композиции станковой, прикладного
творчества, истории искусств, скульптуры,
первая квалификационная категория;
Рецензент –

СОДЕРЖАНИЕ
№ Наименование раздела Стр.
1. Пояснительная записка 4
2. Учебно - тематический план 8
3. Содержание учебного предмета 17
4. Требования к уровню подготовки обучающихся27
5. Формы и методы контроля, система оценок 28
6. Методическое обеспечение образовательного процесса 28
7. Список рекомендуемой литературы 30

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Скульптура» разработана на основе примерной комплексной дополнительной образовательной программы Художественно-эстетической направленности по предметам «Скульптура» и «Лепка» и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», является вариативной частью, что даёт возможность расширения, дополнения и углубления знаний обучающихся по данной программе.
Учебный предмет «Скульптура» даёт возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства.

Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса, папье-маше, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся. Большое внимание уделяется работе с глиной, изучение традиций Дымковской игрушки и лепка простых композиций, изучение технологии
керамики и создание простых керамических форм, а также начальные навыки работы на гончарном круге.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Учебные предметы реализуется при 5-летнем сроке обучения в 1-5 классах: 34 рабочих недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
Общая трудоемкость учебных предметов «Лепка» и «Скульптура» при 5-летнем сроке обучения составляет 476 часа, из них: 238 часов - аудиторные занятия, 238 - самостоятельная работа.
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации Всего
часов
Классы 1 2 3 4 5 Полугодия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Четверти 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 Аудиторные занятия 17 17 34 34 34 34 17 17 17 17 238
Самостоятельная работа 17 17 34 34 34 34 17 17 17 17 238
Максимальная учебная нагрузка 34 34 68 68 68 68 34 34 34 34 476
Вид промежуточной аттестации ТП ТП ТП ТП ТП – творческий просмотр;
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия осуществляются в форме групповых занятий численностью от 10 человек.
Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
-аудиторные занятия:
1 класс – «Лепка» - 1 час в неделю.
2 - 5 классы – «Скульптура» - 2-3 классы – 2 часа в неделю.
- 4-5 классы – 1 час в неделю.
- самостоятельная работа;
1класс – «Лепка» - 1 час в неделю;
2-3 классы – «Скульптура» 2 часа в неделю;
4-5 классы - «Скульптура» 1 час в неделю;
Цели учебных предметов:
Целями учебных предметов «Лепка» и «Скульптура» являются:
Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.
Формирование у детей школьного возраста комплекса знаний, умений и навыков в области художественного творчества, позволяющих осваивать учебные предметы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Задачи учебного предмета
Знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, глина, пластилин, соленое тесто, пластика – масса, папье –маше, другие материалы.
Знакомство со способами лепки различных форм и предметов.
Формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция». Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
Формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
Формирование умения работать с натуры и по памяти.
Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
Формирование конструктивного и пластического способов лепки.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический;
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебногопредмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета.
Мастерская для занятий лепкой должна быть оснащена удобной мебелью (столы и стулья), подиумами, натюрмортными столиками, компьютером, интерактивной доской.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебных предметов «Лепка», «Скульптура» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления.
Содержание программы включает следующие разделы:
материалы и инструменты;
лепка с натуры и по представлению;
лепка народной игрушки;
творческие задания;
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс «ЛЕПКА»
№ п/пНаименование раздела, темы Вид учебногозанятия Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные
занятия
Итого за первое полугодие 34 часа 17 часов 17 часов
1 полугодие
1раздел. «Материалы и инструменты»
1.1 Вводный урок.
Инструменты и
материалы.
урок 2 1 1
2 раздел Лепка с натуры и по представлению
2.1 Лепка с натуры геометрических форм
урок 4 2 2
2.2
Выполнение рельефного подсвечника «Осенний кленовый лист»
урок 4 2 2
2.3 Лепка с натуры овощей, фруктов.
урок 4 2 2
2.4 Лепка по представлению композиции «Домашние животные»
урок 4 2 2
3 раздел Лепка Дымковской и Каргопольской игрушки
3.1
Дымковская игрушка. Лепка животных и растений.
урок 2 1 1
3.2 Каргопольская игрушка «Палкан» урок 4 2 2
4 раздел Творческие задания
4.1 Выполнение композиции из полуобъемных форм на плоскости
урок 6 3 3
4.2 Новогодняя, рождественская композиция
урок 4 2 2
2 полугодие
5 раздел Лепка с натуры и по представлению
5.1 Лепка композиции по представлению «Дикие животные»
урок 6 3 3
5.2 Лепка с натуры фигуры человека с применением простого каркаса
урок 8 4 4
5.3 Выполнение сюжетной композиции по представлению «Охота», «Цирк» урок 8 4 4
6 раздел. Творческие задания
6.1 Выполнение рельефа «Славянские обереги»
урок 4 2 2
6.2 Выполнение композиции
«Новые формы обычных предметов»
урок 4 2 2
7 раздел Лепка с натуры и по представлению
7.1 Выполнение многофигурной композиции по представлению «Русские народные сказки, былины»
урок 4 2 2
Итого за второе полугодие
34 17 17
Итого за год 68 34 34
2 класс «СКУЛЬПТУРА» 2 год обучения
1 раздел «Соленое тесто»
№ Наименование раздела, темы Вид учеб-ного заня-тияОбщий объем времени в часах
Максимальная учебная нагрузка Самостоятель-ная работа Аудиторные занятия
Итого за год 136 68 68
1.1 Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто». Физические и химические свойства материалов. Инструменты и материалы. Урок 34 2 2
1.2 Полуобъемная композиция «цирк» в технике «соленое тесто» с применением гуаши. Урок 4 2 2
1.3 «Театральная кукла». Урок-игра 4 2 2
2 раздел «Пластилиновая композиция»
2.1 «Изразец». Урок 3 2 2
2.2 Коллективная работа «Русская печка», «Очаг», «Камин». Урок 4 2 2
2.3 Изготовление магнита на тему: «Времена года». Урок 2 1 1
3 раздел «Фактуры в пластилиновой композиции»
3.1 Изготовление «фактурных валиков» для дальнейшего использования в композициях. Урок 4 2 2
3.2 Композиция «Замороженное оконце». Урок 2 1 1
3.3 Дальнейшее знакомство с фактурами, текстурами. Способы выполнения различных фактур, текстур. Урок 4 2 2
3.4 Творческая работа «Пенек с грибами». Урок 2 1 1
3.5 «Морские камешки». Урок 2 1 1
4 раздел «Коллаж»
4.1 Коллаж «Морские сокровища». Урок 4 2 2
4.2 Декоративное панно «Слово-образ». Урок 4 2 2
4.3 Декоративное панно «Русская народная сказка» (коллективная творческая работа). Урок 4 2 2
5 раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов»
5.1 Композиция с использованием ниток, пластиковых трубочек, декоративных булавок, лент, кружев и др. в творческой работе «Паук с паутиной», «Муравейник». Урок 4 2 2
5.2 Изделие «Волшебное зеркало» с применением пластилиновой живописи, декоративных материалов, фольги. Урок-игра 4 2 2
6 раздел «Объемные формы»
6.1 Объемная композиция на тему: «Овощная семейка». Урок 4 2 2
6.2 Объемная лепка на тему: «Домашние животные», «Кошки», «Животные севера и юга». Урок 4 2 2
6.3 Знакомство с каркасом. Выполнение пластилиновой модели человека.
Урок 4 2 2
3 класс
№ Наименование раздела, темы Вид учеб-ного заня-тияОбщий объем времени в часах
Максимальная учебная нагрузка Самостоятель-ная работа Аудиторные занятия
Итого за год 68 34 34
1.1 Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины, кольца, кубики, плоские формы – колокольчик, бабочка и др.). Урок 4 2 2
1.2 Изготовление украшений, брелоков, шкатулки фокусника, рамочки для фото. Урок 4 2 2
1.3 Изготовление магнитов. Тема: продукты питания, инициалы, цветы и др. Урок 4 2 2
2 раздел «Лепка из глины»
2.1 Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из глины. Изготовление декоративной тарелки. Урок 4 2 2
2.2 Изготовление декоративной вазочки, сосуда с росписью. Урок 4 2 2
2.3 Изготовление традиционной игрушки из глины с росписью: козлики, уточка, петушок. Урок 4 2 2
2.4 Тематическое панно с подвесками «Кот на крыше», «Ярмарка», «Рождество». Урок 4 2 2
3 раздел «Пластилиновая композиция»
3.1 Тематический натюрморт из нескольких предметов. Урок 4 2 2
3.2 Композиция-панорама «Замок. Рыцарский турнир». Урок 4 2 2
4 раздел «Объемные формы»
4.1 «Геометрическая пирамидка». Изучение и изготовление геометрических тел (конус, цилиндр, куб, шар, пирамида). Урок 4 2 2
4.2 Шахматное королевство.
Урок 4 2 2
4.3 Лепка с натуры. Использование чучел птиц и животных. Урок 4 2 2
4.4 Творческая работа «Басни», «Птичий двор». Урок 4 2 2
4.5 Работа с каркасом. Динозавр, лошадка, ослик, обезьяна, жираф. Урок 4 2 2
4.6 Человек. Фигура в движении: «спорт», «на катке», «танец» и др. Урок 4 2 2
4.7 Человек и животное. «Хозяин и его животное», «охота», «цирк». Урок 4 2 2
6.8 Коллективная работа: «пираты», «каникулы», «путешествие во времени», «виртуальный мир» и др. Урок 4 2 2
4 класс «СКУЛЬПТУРА»
№ Наименование раздела, темы Вид учебногозанятия Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные
занятия
Итого за год 68 часов 34 часа 34 часа
1 полугодие
1Раздел. Лепка с натуры и по представлению
1.1 Лепка с натуры головы человека. Урок. 4 2 2
1.2 Создание одно-двух фигурной композиции на историческую тему. Урок. 4 2 2
2 полугодие
1.3 Создание многофигурной композиции на тему «Спорт». Урок. 8 4 4
2раздел. Творческие задания
2.1
Декоративно-пространственная композиция на основе готовых форм. Урок. 18 9 9
5 класс «СКУЛЬПТУРА»
№ Наименование раздела, темы Вид учебногозанятия Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные
занятия
. Итого за год 68 часов 34 часа 34 часа
1 полугодие
1 Раздел. Лепка с натуры и по представлению.
1.1
Лепка с натуры головы человека. «Портрет одноклассника». Урок. 6 3 3
1.2 Лепка с натуры фигуры человека. Урок. 12 6 6
2 полугодие
2.Раздел. Творческие задания.
2.1 Выполнение композиции на свободную тему в свободной технике и материале. Урок. 16 8 8
Общий объем времени в часах 476
часов 238 часов 238
часов
Содержание учебного предмета
Первый год обучения
Раздел «Материалы и инструменты»
Тема: Вводный урок. Инструменты и материалы.
Предмет «Лепка», а в дальнейшем предмет «Скульптура». Оборудование и пластические материалы. Порядок работы в мастерской скульптуры. Знакомство с пластилином, его физическими и химическими свойствами, с инструментами и методами их использования. Организация рабочего места. Знакомство с видами и жанрами скульптуры. Знакомство с основными приемами лепки, с понятием «плинт».
Самостоятельная работа: Создание эскиза с зарисовкой геометрических фигур.
Материал: пластилин
2 Раздел «Лепка с натуры и по представлению»
2.1. Тема: Лепка с натуры геометрических форм.
Знакомство учащихся с понятиями «форма», «объем», «пропорции». Лепка объемных геометрических форм, используя приемы лепки от куска, применяя способы измерения пропорций. Высота 8-10 см. Формирование умения трансформировать геометрические формы. Закрепление учащимися понятий «форма», «пропорции», «плинт».
Закрепление способов измерения пропорций, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления.
Самостоятельная работа: Создание эскиза с зарисовкой геометрических фигур.
Материал: пластилин
2.2. Тема: Выполнение рельефного подсвечника «Осенний кленовый лист»
Знакомство с рельефной лепкой. Закрепление строения кленового листа и создание с помощью пластилина.
Самостоятельная работа: создание графической зарисовки кленового листа и рельефная лепка листа в виде подсвечника.
Материал: пластилин, глина, бумага, гипс
2.3. Тема: Лепка с натуры овощей, фруктов.
Закрепление учащимися понятий «форма», «пропорции», «плинт». Закрепление способов измерения пропорций. Лепка овощей или фруктов с натуры. Передача в лепке характерной формы, пропорций. Закрепление умения учащихся лепить от куска обеими руками .Самостоятельная работа: создание графической зарисовки овощей и фруктов.
Материал: пластилин, глина, бумага, гипс
2.4. Тема: Лепка по представлению композиции «Домашние животные»
Знакомство с общей формой и пропорциями домашних животных. Знакомство с понятием «статика». Закрепление знаний о форме плинта и различных способов построения композиций. Знакомство с понятием «динамика». Построение композиции на прямоугольном плинте. Знакомство с формой и пропорциями домашних животных, построение объемной композиции на прямоугольном плинте, передача формы и пропорций кошки или собаки, передача динамики композиции через пластику животных (высота 5-10 см.).
Самостоятельная работа: сбор материала на тему «Домашние животные».
Материал: пластилин, глина.
3 раздел «Лепка Дымковской игрушки»
3.1. Тема: Дымковская игрушка. Лепка животных и растений
Знакомство с историей народного промысла Вятки. Знакомство с материалом «глина», с приемами лепки. Изучение формы простых фигур «птичка», «цветок». Знакомство с формой игрушки «собачка». Изучение последовательности работы над игрушкой. Знакомство с традиционной росписью дымковской игрушки. Изучение орнамента промысла, изучение цветовых решений росписи. Разбор возможных вариантов росписи.
Лепка из глины фигуры собаки, используя приемы лепки дымковской игрушки. Грунтовка игрушки.
Самостоятельная работа: сбор материала на тему «Дымковская игрушка, формы и орнаменты».
Материал: лепная масса на выбор учащихся, бумага
4 раздел «Творческие задания»
4.1.Тема: Выполнение композиции из полуобъемных форм на плоскости.
Знакомство с историей возникновения маски, её предназначение в традициях и обрядах различных народов, знакомство с пропорциями лица человека, способами трансформации лица, изучении схем для передачи эмоций человека. Разбор последовательности работы над лепкой маски. Знакомство с технологией папье-маше, последовательности работы (оклеивание маски). Изучение способов росписи маски, разбор цветовых эскизов маски. Изучение возможных способов декорирования маски дополнительными материалами.
Самостоятельная работа. Работа над графическими эскизами. Поиск решения образа маски. материалами.
Материал: пластилин, глина, бумага, гипс и др.
4.2. Новогодняя, рождественская композиция.
Познакомить с традициями и культурой проведения новогодних и рождественских праздников: «Новый год». «История русской ёлки». «Рождество Христово». «Рождественский сочельник».
Познакомить с традициями и культурой проведения новогодних и рождественских праздников. Научить комбинировать различные материалы, украшать декоративные изделия: «Новогодняя герлянда», «Домик для свечи».
Самостоятельная работа: выполнение тематической композиции в объёме.
5 раздел «Лепка с натуры и по представлению»
5.1. Тема: Лепка композиции по представлению «Дикие животные»
Знакомство с общими формами и скелетом диких животных. Знакомство с проволочным каркасом более сложной конструкции. Закрепление знаний о построении композиции. Изучение пластики животных, формы, способов передачи характера животных. Знакомство с различными способами выполнения фактуры в пластилине, глине. Изучение деталей, способов передачи фактуры травы, кожи и др. элементов, передачи через пластику животных разнохарактерных отношений между героями композиции (любовь, забота, нападение, борьба, преследование и др.), проработка деталей, проработка различных текстур на плинте (трава, деревья, камни и др.)Высота 15-20 см.
Самостоятельная работа: сбор материала на тему «Дикие животные».
Материал: пластилин, бумага, гипс и др.
5.2. Тема: Лепка с натуры фигуры человека с применением простого каркаса
Знакомство с каркасом. Технические особенности изготовления объемной фигуры с каркасом. Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, Самостоятельная работа :графические зарисовки человека
Материал: пластилин.
5.3. Тема: Выполнение сюжетной композиции по представлению «Хозяин и его животное», «Охота», «Цирк»
Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, животных, передачи движения. Поиск выразительного пластического решения.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала. Выполнение графических набросков человека и животного в движении.
Материал: пластилин, глина, бумага, гипс и др.
6 раздел «Творческие задания»
6.1. Тема: Выполнение рельефа «Славянские обереги»
Знакомство с декоративно-прикладным искусством древних славян,
изучение построения композиции в декоративном рельефе. Продолжение знакомства с материалом «глина», возможностями этого материала. Знакомство с приемами декоративной лепки. Знакомство со способами украшения рельефа (роспись). Составление эскиза композиции для декоративного рельефа. Лепка декоративного рельефа из лепной массы. Роспись высушенного и обожженного рельефа.
Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор материала по теме
Материал: пластилин, глина, бумага, гипс и др.
6.2. Тема: Выполнение композиции «Новые формы обычных предметов»
Закрепление знаний об измерении пропорций предметов, внимательное изучение и анализ формы предметов. Знакомство со способами преобразования формы предметов, с приемами декорирования. Знакомство с образами предметов в различных сказках, преобразование предмета в новый образ при помощи декорирования и другими способами.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию. Выполнение графических зарисовок бытовых предметов.
Материал: пластилин, глина, бумага, гипс и др.
7 раздел «Лепка с натуры и по представлению»
7.1. Тема: Выполнение многофигурной композиции по представлению «Русские народные сказки, былины»
Повторение знаний о пропорциях фигуры человека, животных, правил выполнения каркаса. Повторение законов построения композиции на плинте.
Повторение техник создания различных фактур. Разбор последовательности работы над композицией. Подведение итогов учебного года. Просмотр и анализ работ. Самостоятельная работа: выполнение эскизов к русским сказкам.
Материал: пластилин, глина, бумага
Второй год обучения
1. Раздел «Соленое тесто»
1.1. Тема: Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто». Физические и химические свойства материалов. Инструменты и материалы. Знакомство с технологией изготовления соленого теста, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами и материалами. Использование муки, воды, соли. Самостоятельная работа: выполнение несложных элементов: шарик, «колбаска», жгут, и др.
1.2. Тема: Полуобъемная композиция «Цирк» в технике «соленое тесто» с применением гуаши. Формирование умения сохранять цельность композиции, работая с мелкими деталями. Гармонизация цветового ряда. Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор материала по теме «Цирк».
1.3. Тема: «Театральная кукла». Формирование умения лепить образ куклы-персонажа любой сказки для детского пальчикового театра. Изготовление кукол для пальчикового театра. Использование муки, воды, соли (для головки), тканей, лент, пуговиц (для костюма). Самостоятельная работа: выполнение эскиза будущей куклы.
2. Раздел «Пластилиновая композиция»
2.1. Тема: «Изразец». Знакомство с русскими изразцами. Формирование навыка стилизации природных форм в орнамент. Изготовление плакетки для изразца, нанесение орнамента. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: Подбор иллюстративного материала по теме «Орнамент».
2.2. Тема: Коллективная работа «Русская печка», «Очаг», «Камин». Формирование навыков работы над коллективным заданием. Выполнение плоскостной композиции из фрагментов изразцов, выполненных на предыдущем уроке. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала по заданной теме.
2.3. Тема: Изготовление магнита на тему «Времена года». Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения. Выполнение плоскостной композиции с применением объемных деталей. Использование картона, цветного пластилина, магнитной ленты. Самостоятельная работа: подбор и просмотр иллюстраций о временах года.
3. Раздел «Фактуры в пластилиновой композиции»
3.1. Тема: Изготовление «фактурных валиков» для дальнейшего использования в пластилиновых композициях. Формирование пространственного мышления, творческого воображения. Технология изготовления фактурного валика, знакомство со способом работы. Использование цилиндрических форм (основа для валика), цветного пластилина, клея. Самостоятельная работа: изготовление собственных валиков, выполнение разнообразных фактур.
3.2. Тема: Выполнение композиции «Замороженное оконце». Применение в работе изученных ранее фактур и приемов. Использование техники «пластилиновая живопись», жгутов, процарапывания др. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза замороженного окна.
3.3. Тема: Дальнейшее знакомство с фактурами, текстурами. Способы выполнения различных фактур, текстур. Развитие наблюдательности, формирование умения работать с природными формами. Упражнение на выполнение оттисков различных поверхностей (камни, фольга, ткани, полиэтиленовая пленка, кора и др.). Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: продолжение выполнения фактур.
3.4. Тема: Творческая работа «Пенек с грибами». Применение полученных фактур в композиции «Пенек с грибами». Развитие наблюдательности, формирование умения работать с природными формами. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок грибов с натуры.
3.5. Тема: «Морские камешки». Формирование умения передавать характер предметов и поверхностей, их пластическое решение, развитие фантазии. Использование цветного пластилина. Самостоятельная работа: лепка различных камешков.
4. Раздел «Коллаж»
4.1. Тема: Коллаж «Морские сокровища». Закрепление приобретенных знаний, применение их в творческой работе. Развитие способности передавать выразительность изображаемых фигур, умение сохранять цельность композиции при обработке ее отдельных элементов. Использование картона, цветного пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: зарисовка отдельных элементов композиции, работа с иллюстративным материалом.
4.2. Тема: Декоративное панно «Слово-образ». Формирование умения находить цельную форму изображаемой композиции, развитие фантазии, освоение художественных приемов декора. Использование картона, цветного пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: работа с книгой. Знакомство со шрифтами, шрифтовыми композициями. Копирование отдельных букв.
4.3 Тема: Декоративное панно «Русская народная сказка» (коллективная творческая работа). Развитие умения передавать характер сказочных персонажей средствами лепки. Развитие навыков работы над коллективным заданием. Использование картона, цветного пластилина, природного материала. Самостоятельная работа: выполнение эскизов к русским сказкам.
5. Раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов»
5.1 Тема: «Муравейник», «Паутинка с паучком». Выполнение композиции с использованием ниток, пластиковых трубочек, декоративных булавок, лент, кружева и др. материалов для рукоделия. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умение передавать пластику природных форм средствами лепки. Использование картона, цветного пластилина, ниток, бусин, пуговиц, лент и др. Самостоятельная работа: сбор подготовительного материала, изучение иллюстраций.5.2 Тема: «Волшебное зеркало». Выполнение несложного изделия – зеркала с применением пластилиновой живописи, декоративных материалов, фольги. Формирование навыков моделирования, развитие воображения, фантазии. Использование картона, цветного пластилина, ниток, бусин, пуговиц, лент, фольги и др. Самостоятельная работа: выполнение эскизов зеркал.6. Раздел «Объемные формы»
6.1. Тема: Объемная композиция на тему: «Овощная семейка». Развитие наблюдательности, умения найти и подчеркнуть в натуре характерные особенности. Передача характера натуры. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок овощей и фруктов с натуры.
6.2. Тема: Объемная лепка на тему: «Домашние животные», «Животные севера и юга», «Кошки». Развитие наблюдательности, умение подмечать характерные и выразительные движения, позы животных. Выполнение пластического решения с учетом кругового объема. Самостоятельная работа: выполнение фотографий домашних животных. Подбор иллюстративного материала.
6.3. Тема: Знакомство с каркасом. Выполнение пластилиновой модели человека. Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные навыки передачи движения. Использование картона, цветного пластилина, проволоки. Самостоятельная работа: фотографирование людей в движении. Сбор подготовительного материала в виде открыток, иллюстраций и фотографий.
Третий год обучения
1. Раздел «Полимерная глина»
1.1. Тема: Полимерная глина. Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины, кольца, кубики, плоские формы – колокольчики, бабочки и др.). Формирование художественного вкуса, умения грамотно подбирать цвета. Самостоятельная работа: выполнение несложного украшения из бусин.
1.2. Тема: Изготовление украшений. Закрепление полученных навыков выполнения сувениров: брелоков, шкатулки, рамочки для фото. Формирование понятия гармонии, гармоничное сочетание цветов. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.
1.3. Тема: Изготовление магнитов. Применение полученных знаний в изготовлении сувениров, например, магнитов. Формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.
2. Раздел «Лепка из глины»
2.1. Тема: Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из глины. Изготовление декоративной тарелки с последующей росписью гуашью. Дальнейшее формирование понятия орнамент, грамотный подбор цветовой гаммы. Самостоятельная работа: работа с литературой, подбор иллюстративного материала.
2.2. Тема: Декоративная вазочка. Изготовление декоративной вазочки, сосуда с росписью. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умение передавать пластику объемных форм средствами лепки. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок посуды.
2.3. Тема: Глиняная игрушка. Изготовление традиционной игрушки из глины с росписью: козлики, уточка, петушок. Развитие наблюдательности, умения подмечать характерные и выразительные особенности игрушки. Выполнение пластического решения с учетом кругового объема. Самостоятельная работа: выполнение эскиза глиняной игрушки.
2.4. Тема: Выполнение тематической композиции - панно «Кот на крыше», «Ярмарка», «Рождество». Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: выполнение эскизов к тематической композиции.
3. Раздел «Пластилиновая композиция»
3.1. Тема: Натюрморт. Выполнение тематического натюрморта из нескольких предметов. Передача основных пропорций и характера предметов. Работа с натуры. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскизов натюрмортов.
3.2. Тема: Композиция-панорама «Рыцарский турнир», «Бал». Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные навыки передачи движения. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
4. Раздел «Объемные формы»
4.1. Тема: «Геометрическая пирамидка». Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, формирование умения передавать пластику объемных форм средствами лепки. Изучение и изготовление геометрических тел (конус, цилиндр, куб, шар, пирамида). Самостоятельная работа: закрепление знаний, посещение мастерской скульптуры, керамики.
4.2. Тема: Творческая работа «Басни», «Птичий двор». Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: зарисовки птиц и животных.
4.3. Тема: Работа с каркасом. Знакомство с каркасом. Технические особенности изготовления объемной фигуры с каркасом. Выполнение композиции – животные: «Динозавр», «Лошадка», «Ослик», «Обезьяна», «Жираф». Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
4.4. Тема: Человек. Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, передачи движения. Выполнение фигуры в движении: «спорт», «на катке», «танец» и др. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
4.5. Тема: Человек и животное. «Хозяин и его животное», «Охота», «Цирк». Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, животных, передачи движения. Поиск выразительного пластического решения. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
4 класс
раздел «Лепка с натуры и по представлению»
Тема:Лепка с натуры головы человека
Повторение пропорций лица человека. Изучение формы головы человека.
Разбор эскизов учащихся. Изучение мимики лица человека в различных эмоциональных состояниях. Изучение формы и пропорций лицевой части головы. Изучение мелких деталей лица. Повторение способов передачи фактуры волос. Просмотр работ и их анализ.
Самостоятельная работа: Составление графических эскизов , набросков головы человека в различных ракурсах.
Материал: пластилин и др.
Тема: Создание одно-двухфигурной композиции на историческую тему
Повторение знаний формы и пропорции фигуры человека. Повторение способов создания каркаса из проволоки. Изучение пластики человека. Повторение пропорций фигуры человека, его основных форм. Изучение мелких деталей фигуры человека (голова, руки, ноги), уделение внимания одежде, костюму.
Самостоятельная работа: Сбор материала на заданную тему( историческая эпоха, костюмы, профессии, занятия, интерьер, характерные особенности исторического времени), поиск композиции для скульптуры, отражающей эпоху.
Материал: пластилин, глина, бумага и др.
Тема: Создание многофигурной композиции на тему «Спорт»
Изучение пластики человека в движении. Изучение мелких деталей фигуры человека (голова, руки, ноги). Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, передачи движения. Выполнение фигуры в движении: «спорт», «на катке», «танец» и др. Самостоятельная работа: подбор
иллюстративного материала, наброски человека в движении, фотографирование людей в движении
Материал: пластилин, глина, бумага и др.
2 раздел «Творческие задания»
2.1. Тема: Декоративно-пространственная композиция на основе готовых форм.
Создание образа или сюжета на основе предложенной формы. Использование различных приемов и техник.. Самостоятельная работа: закрепление знаний, посещение мастерской скульптуры, керамики.
Материал, инструменты: пластилин, глина, бумага, гончарный круг и др.
5 класс
1 раздел. «Материалы и инструменты»
Тема: Лепка с натуры головы человека. «Портрет одноклассника».
Повторение пропорций головы человека. Повторение последовательности работы над портретом. Изучение деталей лицевой части головы. Повторение способов создания фактур. Подведение итогов.
Самостоятельная работа: фотографирование людей в движении. Сбор подготовительного материала в виде открыток, иллюстраций и фотографий.
Материал, инструменты: пластилин, глина и др.
Тема: Лепка с натуры фигуры человека.
Повторение пропорций фигуры человека, изучение формы фигуры человека, изучение способов передачи человека в движении. Повторение построения композиции на плинте. Изучение пластики, характерных движений человека. Изучение мелких деталей фигуры, лица, одежды человека. Подведение итогов, анализ работ.
Самостоятельная работа: Сбор материала (фотографии, наброски на заданную тему).
Материал, инструменты: пластилин, глина, бумага и др.
2 раздел «Творческие задания»
2.1. Тема: Выполнение композиции на свободную тему в свободной технике и материале
Выбор учащимися темы и техники выполнения композиции. Обсуждение вариантов композиций, её построения. Утверждение темы и техники выполнения композиции. Повторение последовательности выполнения работы в выбранной технике. Индивидуальная работа с учащимися. Подведение итогов, анализ работ учащихся.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов к тематической композиции, сбор материала по теме.
Материалы, инструменты: пластилин, глина, бумага, гончарный круг, готовые формы и др.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯРаздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Скульптура»:
1. Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».2. Знание оборудования и различных пластических материалов.
3. Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
4. Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
5. Умение работать с натуры и по памяти.
6. Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
7. Навыки конструктивного и пластического способов лепки.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль), может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:
“5” («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи;
“4” («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;
“3” («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Помимо методов работы с учащимися, указанными в разделе «Методы обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся программой применяются также следующие методы:
– объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
– частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
– творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
– исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов);
– игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение праздников и др.).
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами мастеров, народных умельцев, скульпторов, керамистов. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях).
Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить коллективные творческие задания. Это позволит объединить детский коллектив.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихсяДля полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено ведение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнения к изученным темам, рисование с натуры, эскизирование). Учащиеся имеют возможность посещать ремесленные мастерские (скульптура, керамика), работать с книгой, иллюстративным материалом в библиотеке.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
7. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой методической литературы
Бабанский Ю.А. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982. - №7, с. 106-111
Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Владос, 2004. с.66-74
Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005
Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003
Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: 1 век до н.э. – 8 в. н.э. – М.: Искусство, 1977
Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – М., 1998
Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: «Владос», 2004
Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие, РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004
Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004, с.5-29
Керамика Абрамцева. Под ред. О.И.Арзуманова, В.А.Любартович, М.В.Нащокина. - М.: Из-во «Жираф», 2000, с. 64-77
Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: «Владос», 2002. с.6-15
Кузин В.С. Изобразительное искусство и основы его преподавания в школе. Издание 3-е. – М.: «Агар», 1998. с. 179-184
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2004. с. 8-20
Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях. - М.: «Юный художник», 2000. -1-я часть: с. 28-30, 2-я часть: с.23-25
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.: «Искусство в школе», 1995, с.9-29
Моделирование фигуры человека. Анотомический справочник./Пер. с англ. П.А.Самсонова – Минск, 2003, с.31, 36, 56
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1980
Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР. – М: Внешторгиздат, 1980, с.33-36
Русские художественные промыслы./Под ред. Поповой О.С. Каплан Н.И. - М.: Издательство «Знание», 1984, с.31-48.
Скульптура. История искусства для детей. – М.: «Росмэн». Под ред. Е.Н.Евстратовой. 2002, с.8-17
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Издат. центр «Академия», 1999, с. 246-250
Федотов Г.Я. Русская печь. – М.: Изд-во Эксмо, 2003, с. 140-144
Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000 с.51-56

Список рекомендуемой учебной литературы
Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.:«Юный художник», 2002, с. 3-15
Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. – М.: Издательство «Агар». 1998, с.26-28
Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1979
Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1975
Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.: «Сварог и К», 1999. с.129, 135, 150
Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982
Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985
Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высшая школа, 1979
Федотов Г.Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо-Пресс, 2002, с.44, 47
Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997