План-конспект открытого урока по дисциплине «Декоративно-прикладное искусство» по теме: «Хохломская роспись и её особенности» для специальности: 44.02.03

государственное бюджетное профессиональное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)














ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

по дисциплине «Декоративно-прикладное искусство»
в группе ПДО 3
по теме: «Хохломская роспись и её особенности»
для специальности: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Преподаватель: А.А. Пономарева

















Волгодонск
2015
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

по дисциплине «Декоративно-прикладное искусство»
в группе ПДО 3
по теме: «Хохломская роспись и её особенности»
для специальности: 050148 Педагогика дополнительного образования

Преподаватель: А.А. Пономарёва
Дата проведения урока: 12.10.2015
Группа: ПДО 3
Тема урока: Хохломская роспись и её особенности.
ЦЕЛИ УРОКА:
- Закрепление теоретических знаний по изучению Хохломской росписи, её истории, техники и технологии.
- Развитие творческих способностей и художественного вкуса учащихся.
- Ознакомление с образцами народного творчества.
- Совершенствование приёмов выполнения Хохломской росписи.
- Воспитание любви к Родине, её истории и национальной культуре.
- Формирование уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России, осознанного видения связи прошлого и настоящего времен.
- Воспроизведение и закрепление знаний, умений, навыков, техники и технологии Хохломской росписи растительного орнамента.
- Формирование желания прикоснуться к народным истокам, традициям, создать подобное.
- Выработка у учащихся принятия, понимания и умение прочтения народного искусства.
Вид урока: традиционный.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: закрепление знаний по теории Хохломской росписи; закрепление умений и навыков свободной кистевой росписи графического типа.
- РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие умения выполнять более сложные вариации орнаментальных композиций на основе Хохломской росписи
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: формирование любви и уважения к прошлому наследию нашей Родины, эстетического вкуса.
Тип урока: комбинированный.

Практическая часть:
- выполнение хохломского растительного орнамента на изделии (кухонная разделочная доска).
Учебно-методическое оснащение урока:
- наглядные пособия с образцами хохломского промысла;
- карточки-упражнения, карточки-задания с элементами Хохломской росписи растительного орнамента и мотива «Птица»;
- учебные пособия:
М.С.Соколова «Художественная роспись по дереву», Владос, М., 2008; Книга с фотографиями изделий мастеров Хохломской росписи из серии «Народные промыслы», «Золотая Хохлома» Т.И.Емельянова; Энциклопедия «Роспись. Техника. Приёмы. Изделия. Наина Величко «АСТ пресс, 2009.
- образцы изделий с Хохломской росписью:
Раздаточный материал:
- карточки с Хохломской росписью;
- сводная таблица ошибок при написании Хохломской росписи;
- инструкционные карты с последовательностью выполнения работ;
- лучшие работы учащихся и преподавателя, выполненные ранее.
Оборудование, инструмент, приспособления
для учащихся: краски гуашевые, палитра, кисти беличьи и колонковые № 1, 2, 3, ёмкость с водой, салфетки или ветошь, деревянные заготовки, предварительно грунтованные с выполненными эскизами на них.
Для учителя: классная доска, мел, наглядные пособия.
План и ход урока:
Организационная часть – 2 мин.
Закрепление полученных знаний на предыдущем уроке – 12-15 мин.
Сообщение новых знаний - 3-5 мин.
Практическая работа учащихся – 20-25 мин.
Завершение урока – 2-3 мин.
Домашнее задание.

Приветствие учащихся. Установление должной дисциплины – 2 мин. Сообщение темы урока и целей. Провожу фронтальный опрос для закрепления, проверки знаний прошлого урока – 12-15 мин.
Вопросы к учащимся:
- Какие главные моменты вы можете описать из истории Хохломской росписи? (Искусство Хохломской росписи зародилось в 17 в. На берегах заволжских рек. Названо оно по имени села Хохлома – уникальным промыслом благодаря технике, обеспечивающей получение золотого цвета в росписи без использования драгоценного металла. Сейчас существуют 2 крупных центра по изготовлению хохломской посуды: фабрика «Хохломской художник» в селе Сёмино Новгородской области и предприятие «Хохломская роспись» в г.Семёнове.
- Какова палитра Хохломской росписи? (Классическая палитра – красный, чёрный, жёлтый, зелёный, золотой, коричневый).
- Перечислите операции классического варианта изготовления изделий с Хохломской росписью? (сушка белья или заготовки, грунтовка, вгонка, олифление, лужение, роспись, лачение).
- Перечислить операции адаптированного варианта изготовления изделий с Хохломской росписью? (сушка изделия, шлифование, грунтование, покрытие фона золотым акрилом, заливка фона на свободные от элементов поля черным или красным цветом, роспись и графическая проработка, лакирование).
- Какие типы композиций существуют в Хохломской росписи? (Верховое письмо и фоновое: а) кудрина, б) под листок, под ягодку»).
- Чем отличается верховое и фоновое письмо? (верховое письмо имеет золотой фон, на котором пишутся цветы, ягоды, травка; в кудринской росписи: элементы все золотые, а фон заливается черной или красной краской; и в фоновом письме, когда фон заливают красным или черным цветом, сверху пишут растительный орнамент с ягодами).
- К какому виду письма относится Хохломской роспись? (Она является сложной. Имеет тонкости графической проработки черным цветом и является свободной кистевой росписью графического типа).
- Какие изменения и что нового вносится в Хохломскую роспись в настоящее время? (Сейчас многие мастера интерпретируют и импровизируют цветовой палитрой Хохломской росписи и композициями. Например, фон заливают синим, зеленым цветом, вводят белый цвет, меняются композиции, вводятся сложные элементы, насекомые, животные).
Молодцы, вы хорошо подготовились к уроку!
Сообщение новых знаний – 3-5 мин.
А сейчас необходимо продолжить Хохломскую роспись на ваших изделиях, начатых на прошлом уроке.
Операции, необходимые выполнить на этом уроке:
- заливка фона чёрным или красным цветом;
- обводка чёрным цветом контуров всех элементов;
- графическая проработка всех элементов;
- выполнение дополнительных и соединительных элементов;
- проверка правильности выполнения элементов;
- устранение, исправление неточностей при выполнении практической работы (использование сводной таблицы ошибок, допускаемых при написании Хохломской росписи).
Соблюдайте осторожность в обращении с острыми инструментами: кистью, карандашом, не опрокиньте ёмкость с водой на свою или работу соседа по парте. Соблюдайте правильную рабочую позу.
Практическая работа – 20-25 мин.
Целевые обходы рабочих мест учащихся:
- проверка организации рабочего места;
- проверка правильности рабочего положения;
- проверка правильности подбора цветов на палитре;
- проверка правильности выполнения элементов росписи.
Завершение урока. Подведение итогов работы. Сообщение и выполнение целевых установок. Анализ выполнения практических работ.
Сообщение о результатах теоретической и практической работы. Подчеркнуть и отметить особо старательных учащихся.
Домашнее задание – 2-3 мин. Завершить работу с композицией Хохломской росписи дома и покрыть лаком глянцевым ПФ-283 или акриловым на водной основе. Готовую работу принести на следующий урок для просмотра.
Сообщение темы следующего урока: Жостовская роспись и её особенности.
Спасибо за урок!

Список использованной литературы и рекомендуемой для учащихся:
Алферов Л. Технология росписи. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
Величко Н. Роспись. Техники. Приёмы. Изделия. АСТ-Пресс. М., 2008.
Декоративно-прикладное искусство. Серия «Город мастеров». Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
Даглдиян К. Декоративная композиция. Феникс, 2010.
Емельянова Т.И. Народные промыслы. Золотая Хохлома. Интербук.
Паранюшкин Р.В. Композиция. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
Полежаев Ю.О. Художник росписи по дереву. Академия, 2008.
Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. М., Владос, 2006.


Приложение 1.
Инструкционная карта последовательности выполнения
Хохломской росписи
Сушка изделия.
Шлифование.
Шпатлевание.
Грунтование.
Заливка фона золотым акрилом.
Перенесение эскиза композиции на изделие.
Заливка фона красным или черным цветом с сохранением элементов золотым.
Обводка контуров элементов черным цветом.
Графическая проработка всех элементов.
Выполнение травки, соединительных и дополнительных элементов.
Проверка всей композиции с самоанализом.
Устранение неточностей и ошибок.
Лакирование (2 раза).









Приложение 2.
Сводная таблица ошибок, допускаемых студентами при написании Хохломской росписи


п/п
Ошибки
Причины возникновения ошибок
Методы устранения ошибок

1
Некачественное выполнение травных элементов.
-кисть плохого качества;
-много краски набрано на кисть;
-не усвоена техника выполнения мазка.
-перебрать или сменить кисть;
-промыть кисть, набрать краску, заострить кончик кисти о край палитры;
-проконсультироваться у педагога, отработать написание мазка на стекле.

2
Неверное построение кустиков из травных элементов.
-недостаточно внимания уделено изучению написания данного мотива;
-не выдерживается ритм при построении данного мотива.
-проанализировать иллюстративный материал;
-отработать построение травных кустиков на стекле;
-проанализировать написание травных кустиков в ритме нарастания и убывания;
-прописать травные кустики, положив стекло на образец.

3
Нарушение цветового ритма при написании травного орнамента.
-недостаточно внимания уделено изучению цветового ритма при написании травного орнамента.
-проанализировать иллюстративный материал;
-отработать травный орнамент с использованием красного и черного цвета и соблюдением цветового ритма.

4
Нарушение орнаментальной композиции.
-нарушение пластики основного стебля;
-не продуман ритм уплотнения и разряжения травного орнамента.
-прорисовать отдельно рисунок стебля;
-проанализировать иллюстративный материал;
-отработать построение травных кустиков на небольшой ветке, используя методические таблицы.

5
Нарушение формы мотива «ягодка» при выполнении росписи «под ягодку».
-не отработана техника написания мотива ягодка.
-проанализировать иллюстративный материал;
-проконсультироваться с педагогом, изучить предложенные методические таблицы;
-отработать написание мотива «ягодка» на стекле.

6
Нарушение формы мотивов «цветок» и «листок» при написании росписи «под листок».
-не усвоена техника написания мотива «цветок» и «листок».
-отработать написание мотива «листок» и «цветок» на стекле;
-проконсультироваться с педагогом, изучить предложенные методические таблицы.

7
Нарушение ритма орнаментальной композиции при выполнении росписи «под ягодку» и «под листок».
-не выдерживается ритм при написании травных и растительных мотивов;
-не выдерживается цветовой ритм при написании орнаментальной композиции.
-проанализировать иллюстративный материал;
-изучение методических таблиц;
-проанализировать принципы построения композиции, выполненных в технике «под ягодку» и «под листок»;
--изучить методические таблицы.


8
Нарушение формы мотива «ягодка» и «листок» при выполнении росписи «под фон».
-не отработана техника написания мотивов «ягодка» и «листок».
-проконсультироваться с педагогом, изучить методические таблицы;
-отработать написание мотивов «ягодка» и «листок» на стекле.

9
Не выдержана толщина ведущей линии в росписи «под фон».
-не отработана техника написания ведущего стебля.
--изучить методические таблицы;
-отработать технику написания ведущего стебля.

10
Нарушение формы мотива «цветок» в «кудринской» росписи.
-не усвоена техника написания мотива «цветок»;
-внутренняя разделка мотива «цветок» разрушает внешний рисунок его основной формы.
-проконсультироваться с педагогом, изучить методические таблицы по теме;
-отработать технику написания мотива «цветок» на стекле;
-проанализировать иллюстративный материал.


11
Нарушен ритм при написании стилизованных листьев «кудринской» росписи.
-не усвоена техника написания «кудринских» листьев.
- изучить методические таблицы;
-проанализировать иллюстративный материал;
-отработать написание «кудринских» листьев на стекле.

12
Нарушена форма мотивов «птица» и «рыбка» в «кудрине».
-недостаточно хорошо усвоена тема «стилизация животных мотивов;
-не усвоена техника написания росписи по мотивам «птица» и «рыба».
-повторить тему «стилизация животных мотивов»;
-выполнить в альбоме стилизацию различных видов птиц и рыб;
-отработать написание данных мотивов на стекле.

13
Отсутствует центр композиции.
-не усвоена схема построения композиций «кудринской» росписи.
-отработать основные схемы композиции на уровне «композиционного поиска».

14
Нарушен ритм орнаментальной композиции при выполнении росписи «кудрина».
-не продуман ритм уплотнения и разряжения мотивов «кудринской» росписи.
-проанализировать иллюстративный материал;
-изучить методические таблицы, проконсультироваться у педагога.

15
Использование в «кудринской» дополнительных цветов, кроме красного и черного.
-незнание цветовой гаммы «кудринской» росписи.
-- изучить иллюстративный материал, методические таблицы.



15