Программа кружка Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы


Пояснительная записка
Программа «Декоративно-прикладное искусство» имеет художественно-эстетическую направленность и знакомит учащихся с традиционной национальной культурой нашего народа, позволяет реализовать связь времен, не нарушая целостности художественного развития народного и декоративно-прикладного искусства, древнерусской живописи.
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на сохранение живого наследия и рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, это живой родник современной художественной культуры.
Большие возможности для обучения и воспитания детей заключены в разных видах декоративно-прикладного искусства. Оно способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе занятий, развивают у них эстетическое отношение к действительности.
Программа рассчитана на один год обучения, 144 часа занятий, для учащихся 5-8 классов.
Форма обучения – очная. Формы проведения занятий и методы обучения разнообразны: беседа, наблюдение, показ приемов работы, работа по образцу, экскурсия, защита творческих проектов, выставка работ. Данной программой предусматривается выполнение практических заданий учащимися на каждом занятии.
В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Детям становится понятна связь между действиями и получением результата. Формируются ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами. По мере освоения разнообразных умений возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе через работу с подручными материалами, природным и бросовым материалом. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов и формы цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Цель и задачи программы.
Цель программы: Развитие личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства через формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи программы:- Научить приемам исполнительного мастерства.
- Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
- Научить правильно использовать термины, формулировать определение понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
- Развивать природные задатки и способности.
- Развивать навыки работы с различными материалами и в различных техниках.
- Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.
- Воспитывать эстетические качества, чувство ответственности.
Содержание программы.
Учебный план.


п/п Наименование раздела и темы Количество часов Контроль
Всего Теорет. Практич. 1 История развития народных художественных промыслов России.
27
10.5 16.5 1.Введение, инструктаж (правила безопасной работы). 2 2 устный опрос
2.Народное и ДПИ России. 2.5 1 1.5 беседа
3.Категории народного творчества. 2 1 1 беседа
4.Традиции народного искусства Древней Руси. 2.5 0.5 2 беседа
5.Истоки русского народных промыслов России.
Понятие «Народный мастер» 2 1
1 беседа
6.Образы и темы русского народного творчества. 2.5 0.5 2 испытание изделий.
7. Материалы для ДПИ. 2 1 1 беседа
8. Крестьянский дом, убранство, предметы быта и домовая резьба. 2.5 0.5
2
беседа
9. Методы строительства жилья древними жителями Руси 2 1 1 беседа
10.Скульптурная резьба. 2.5 0.5 2 выставка работ
11. Изготовление моделей скульптур дикой природы. 2 1 1 беседа
12.Изготовление элементов декора усадьбы. 2.5 0.5 2
выставка работ
2 Художественная обработка дерева.
29
10
19
1.Основные виды художественной обработки дерева. 2
1 1 беседа
2.Богородская и абрамцево-кудринская резьба. 2.5 0.5 2 выставка работ
3.Техника точения деталей вращения. 2 1 1 беседа
4. Русские матрешки. 2.5 0.5 2 беседа
5. Роспись по дереву, Хохломская роспись.
2
1 1 выставка работ
6. Семеновская роспись по дереву. 2.5 0.5 2 беседа
7. Городецкая роспись. 2 1 1 видео опрос.
8.Северодвинская роспись
2.5
0.5 2 беседа
9. Резьба по дереву. Геометрическая резьба. 2 1
1
Выставка
10. Яворская резьба по дереву.
2.5
0.5 2 беседа
11. Выпиливание древесины. 2 1
1
беседа
12. Прорезная резьба по дереву. 2.5 0.5 2 выставка работ
13. Объемная резьба по дереву. 2 1 1 беседа
3 Художественные изделия из лозы, бересты и соломки. 18
6
12
1.Технология заготовки, изготовления изделий. 2.5 0.5 2 беседа
2.Основные центры производства изделий. 2 1 1 видео опрос
3.Способы плетения. 2.5 0.5 2 беседа
4.Плетение в цветочно-декоративном оформлении. 2 1 1 Тест
5.История изготовления изделий из бересты. 2.5 0.5 2 беседа
6.Технология тиснения и резьбы по бересте. 2 1 1 выставка работ
7.Выжигание по бересте и древесине. 2.5 0.5 2 беседа
8.Технология работы с соломкой, узоры из соломки для декорирования изделий. 2 1 1 Демонстрация изделий на выставке
4 История развития русской художественной керамики. 20.5 6.5
14
работа по образцу
1. Промыслы по изготовлению глиняной игрушки. 2.5 0.5 2 выставка работ
Центры изготовления керамической посуды. 2 1 1 беседа
тест
3. Гжель. Скопинская керамика. 2.5 0.5 2
беседа
4.Балхарская керамика. 2 1 1 5.Хохломская игрушка. 2.5 0.5 2 выставка работ
6.Удмуртские мотивы в лепке из глины. 2 1 1 беседа
7. Технология лепки из красной глины. 2.5 0.5 2 беседа
8 .Методика обжига глиняных изделий 2 1 1 беседа
9. Роспись глиняного изделия. 2.5 0.5 2 беседа
5 Художественная обработка металла. 22.5 6 16,5 Защита творческих работ
1.Основные виды художественной обработки металла. 2 1 1 беседа
3.Технология чеканки
2,5 1 1,5 беседа
4.Чеканка и выдавливание. 2 2 выставка работ
5.Ковка и гибка металла 2,5 1
1,5
беседа
6.Инкрустация, мозаика. 2 2 7.Гравирование металлов. 2,5 1 1,5 беседа
8.Художественное литье металлов. 2 2 беседа
9.Комплексное использование материалов, и искусственных материалов. 2,5 1 1,5 беседа
10. Использование металла для сварки и ковки узорного орнамента. 2 2 беседа
11. Декоративное напыление и покрытие металла. 2.5 1 1,5 беседа
6 Художественная обработка природного, вторичного материала. 20
4
16
1.Художественная обработка камня. 2 2 беседа
2.Художественная обработка кости и рога. 2,5 1 1,5 беседа
3.Русские художественные лаки. 2. 2
беседа
4.Традиции Мстеры, Палеха, Холуя, Федоскино. 2,5. 1
1,5 беседа
5.Центры традиционной росписи подносов. 2. 2 беседа
6.Искусство стеклоделия. 2.5 1 1,5 беседа
7.Изготовление изделий из вторичного сырья. 2 2 беседа
8.Комплексное моделирование, использование различных материалов. 2,5 1 1,5 беседа
9 Русское узорное творчество. 2 2 беседа
7 Художественная роспись тканей
1.Виды росписи ткани. Центры производства изделий. 2
1 1 8 Проектирование изделий. 5
1 4
1. Изготовление изделий из природного материала. 2.5 0.5
2 беседа
2. Изготовление изделий из комбинированных материалов. 2.5 0.5 2 Защита творческих проектов
Всего 144
45 99

Содержание учебно-тематического плана.
Раздел 1. История развития народных художественных промыслов России.
Ведение. Изучение правил безопасного труда при работе.
Народное и декоративно-прикладное искусство России как часть культуры русского народа. Категории народного искусства (традиция, коллективность, канон, новизна, современность). Традиция - основополагающая категория народного искусства, определяющая его развитие.
Понятие "народный мастер". Истоки русского народного творчества.
Образы и темы народного искусства.
Материалы, используемые в ДПИ. Народное искусство Древней Руси.
Понятие "народные художественные промыслы". Причины их возникновения. Виды и районы народных художественных промыслов.
Народное жилище как образ мира. Убранство крестьянской избы и предметы быта. Домовая резьба. Скульптурная резьба.
Практическая работа. Изображение внешнего и внутреннего убранства избы, изготовление резного декора домовой резьбы, скульптурной резьбы, работа с комбинированными материалами.
Раздел 2. Художественная обработка дерева.
Основные виды и промыслы по обработке дерева (Русский Север, Поволжье, Подмосковье). Игрушка деревни Богородское. Абрамцево-кудринская резьба по дереву. Произведения с росписью по дереву - Семеновская и семинская Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Северодвинские росписи.
История возникновения матрешки, изготовление и техника точения наружного и внутреннего объема. Различия в форме и декоре Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской матрешки.
Резьба по дереву, история резьбы и приемы выполнения, разновидности и мотивы этнокультурного наследия.
Практическая работа. Выполнение образцов различных видов резьбы, с применением оборудования для механической обработки древесины, и ручной обработки. Выполнение орнаментальных мотивов различных росписей. Роспись изделий различными приемами и мотивами, с применением техники рисования, шаблонов и копирование. Выполнение орнаментов резьбы по дереву в различных технологиях.
Раздел 3. Художественные изделия из лозы, бересты и соломки.
Народные промыслы по обработке бересты (Архангельск, Вологда, Удмуртия). Плетение из лозы и соломки. История, приемы заготовки и хранения. Технология изготовления оформительского и бытового оформления, утвари.
Практическая работа. Копирование фрагментов, изготовление изделий из бересты, лозы и соломки.
Раздел 4. История развития русской художественной керамики.
Особенности керамики как материала. История развития русской художественной керамики.
Гжель - старейший центр русского народного керамического искусства. Многообразие народных традиций Гжели. Гжельский полуфаянс, фарфор, майолика.
Скопинская керамика и ее особенности (скульптурный декор, глазурь).
Балхарская керамика и ее художественные особенности. Способы ее оформления.
особенности Ленинградских, Конаковских, Дмитровских изделий. Глиняные игрушки России (дымковская, каргопольская, филимоновская, абашевская, жбаниковская).
Характерные приемы работы с материалом на промыслах глиняной игрушки. Приемы выполнения изделий из глины удмуртами.
Практическая работа. Изображение узоров глиняной игрушки. Изображение формы и узоров простейших керамических сосудов. Изготовление изделий из глины.
Раздел 5.Художественная обработка металла.
Многообразие древнерусских традиций, воплощенных в современных промыслах по художественной обработке металла. Серебро с чернью Великого Устюга. История промысла, его истоки и традиции, ассортимент. Развитие лучших черт гравировки с чернью: выразительность силуэта изображения, декоративность рисунка, тонкость и изящество линий.
Кубачи - ювелирный центр Дагестана. Художественные изделия с чернью со знаменитыми кубачинскими узорами. Разнообразие технических приемов.
Златоустовская гравюра на металле.
Ростовская финифть. Возникновение промысла и развитие его традиций. Предметы церковного обихода в ассортименте раннего периода. Портретная миниатюра. Роль цвета. Женские украшения в ассортименте промысла. Возрождение декоративных принципов финифтяной росписи. Ювелирные изделия других промыслов: Мстера, село Красное.
Производство изделий, украшеных гравированным узором с позолотой. Технические приемы декорировки: травление, насечка золотом и серебром, воронение.
Каслинское чугунное литье. Истоки промысла.
Ковка и сварка, покрытие современными композитными материалами.
Практическая работа. Изображение фрагментов изделий из металла. Обработка металла различными методами ручной обработки.
Раздел 6. Художественная обработка вторичного и природного материала.
Художественные изделия из камня, кости, рога. Специфика материалов. Развитие уральского промысла по художественной обработке камня. Центры изготовления изделий: Кунгур, Борнуково, каменная анималистика на промыслах. Тувинская резьба по камню. Искусство стеклоделия. Изготовление изделий из вторичного сырья.
Комплексное моделирование, использование различных материалов. Русское узорное творчество. Традиции в обработке кости в России. Холмогоры, Тобольск, Чукотка, Хотьково - центры костерезного искусства.
Практическая работа Обработка твердых породи комбинированных материалов, и пластмасс. Работа с бросовым материалом и природными материалами Работа с органическим стеклом.
Раздел 7. Художественная роспись тканей
История, технология, виды росписи ткани. Центры производства изделий.
Практическая работа: рисование, работа с комбинированными материалами.
Работа со вторичным сырьем и полуфабрикатами.
Раздел 8 Проектирование изделий.
Изготовление изделий из природного материала, из комбинированных материалов.
Практическая работа. Индивидуальная проектная работа.
1.4. Планируемые результаты.
В процессе обучения и воспитания у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действияЛичностными результатами освоения программы являются:- стремление к творческой реализации средствами художественной деятельности;- эстетическое отношение к красоте окружающего мира; 
- чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):1. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога; проговаривать последовательность действий на занятии; учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, умение работать по предложенному плану.
2. Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение совместно обсуждать план и этапы намеченной работы; развивать умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности; в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Предметными результатами освоения программы являются: умение определять и стилизовать под руководством педагога самые простые и общие природные формы; умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи.
2.1. Календарный учебный график

п/п Месяц Не-
деля Форма занятия Кол. час. Название темы Форма
контроля
Сентябрь 1 Беседа 2 Введение, инструктаж (правила безопасной работы). Устный опрос
2 Видео презентация
Видео экскурсия 2,5
2 Народное и ДПИ России.
Категории народного творчества. Беседа
3 Урок закрепления
Практическ. работа
2,5
2
Традиции народного искусства Древней Руси.
Истоки русского народных промыслов России.
Понятие «Народный мастер» Беседа
Беседа
4 Практическ. работа
Видео экскурсия 2,5
2 Образы и темы русского народного творчества.
Материалы для ДПИ. испытание изделий
Беседа
Октябрь 5 Практическ. работа
Видео занятие
2,5
2
Крестьянский дом, убранство, предметы быта и домовая резьба.
Методы строительства жилья древними жителями Руси Беседа
Беседа
6 Практическ. работа
Практическ. работа
2,5
2
Скульптурная резьба.
Изготовление моделей скульптур дикой природы. Выставка работ
Беседа
7 Видео экскурсия
Презентация выставки работ 2,5
2
Изготовление элементов декора усадьбы.
Основные виды художественной обработки дерева Беседа
Беседа
8 Практическ. работа
Практическ. работа
2,5
2
Богородская и абрамцево-кудринская резьба
Техника точения деталей вращения. Выставка работ
Беседа
9 Практическ. работа
Практическ. работа
2,5
2
Русские матрешки.
Роспись по дереву, Хохломская роспись. Беседа
Выставка работ
Ноябрь 10 Практическ. работа
Практическ. работа 2,5
2
Семеновская роспись по дереву.
Городецкая роспись. Беседа
Видео опрос
11 Практическ. работа 2,5
2
Северодвинская роспись
Резьба по дереву. Геометрическая резьба. Беседа
12 Практическ. работа 2,5
2 Яворская резьба по дереву.
Выпиливание древесины. Беседа
13 Практическ. работа 2,5
2 Прорезная резьба по дереву.
Объемная резьба по дереву. Выставка работ
Декабрь 14 Практическ. работа 2,5
2 Технология заготовки, изготовления изделий.
Основные центры производства изделий. Беседа
Видео опрос
15 Практическ. работа
Видео экскурсия
2,5
2
Способы плетения.
Плетение в цветочно-декоративном оформлении. Беседа
Тест
16 Практическ. работа
2,5
2
История изготовления изделий из бересты.
Технология тиснения и резьбы по бересте. Беседа
Выставка работ
17 Практическ. работа
2,5
2
Выжигание по бересте и древесине.
Технология работы с соломкой, узоры из соломки
для декорирования изделий. Беседа
Выставка работ
18 Видео экскурсия
2,5
2
Промыслы по изготовлению глиняной игрушки.
Центры изготовления керамической посуды. Выставка работ
Беседа, тест
Январь 19 Практическ. работа
2,5
2 Гжель. Скопин.
Балхарская керамика. Беседа
20 Практическ. работа
Комбинированное занятие
2,5
2
Хохломская игрушка.
Удмуртские мотивы в лепке из глины. Выставка работ
Беседа
21 Комбинированное занятие
2,5
2 Технология лепки из красной глины.
Методика обжига глиняных изделий Беседа
Февраль 22 Практическ. работа
2,5
2
Роспись глиняного изделия.
Основные виды художественной обработки металла Беседа
23 Практическ. работа
2
2,5 Технология чеканки
Чеканка и выдавливание Беседа
24 Практическ. работа
2
2,5 Ковка и гибка металла
Инкрустация, мозаика. Выставка работ
Беседа
25 Комбинированное занятие 2
2,5 Гравирование металлов.
Художественное литье металлов. Беседа
Март 26 Практическ. работа
2
2,5
Комплексное использование материалов, и искусственных материалов.
Использование металла для сварки и ковки узорного орнамента Беседа
27 Практическ. работа
2
2,5
Декоративное напыление и покрытие металла
Художественная обработка камня Беседа
28 Практическ. работа 2
2,5
Художественная обработка кости и рога.
Русские художественные лаки.
Беседа
29 Практическ. работа
2
2,5
Традиции Мстеры, Палеха, Холуя, Федоскино.
Центры традиционной росписи подносов.
Беседа
Апрель 30 Комбинированное занятие 2
2,5
Искусство стеклоделия.
Изготовление изделий из вторичного сырья.
Беседа
31 Практическ. работа
2
2,5
Комплексное моделирование, использование различных материалов.
Русское узорное творчество.
Беседа
32 Комбинированное занятие 2
2,5
Виды росписи ткани. Центры производства изделий.
Изготовление изделий из природного материала. Беседа
33 Практическ. работа
2,5
Изготовление изделий из комбинированных материалов.
Защита творческих проектов
34-35 Изготовление изделий из комбинированных материалов. 36 Выставка творческих работ 37-38 Заготовка материалов, изготовление изделий из комбинированных материалов. Июнь-август 39-52 Заготовка материалов, изготовление изделий из комбинированных материалов.
2.2. Условия реализации программы.
Занятия по программе проводятся в школьной мастерской.
2.3. Формы аттестации.
Организация тематических выставок.
Выполнение самостоятельных творческих работ, защита проектов.
Фото и видео фиксация, отчеты.
Участие в конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах различного уровня.
2.4. Оценочные материалы.
Критерии и показатели оценки знаний, умений и навыков обучающихся:
Теоретический уровень знаний; степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями; применение полученных знаний на практике; соблюдение технических и технологических требований; качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия; изготовление изделия в установленные нормы времени; соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
2.5. Методические материалы
Формы организации учебного занятия: групповая и индивидуальная работа.
Формы организации образовательного процесса: теоретические и практические занятия
Методы обучения: словесный, наглядный, показ, практические (самостоятельная работа, индивидуальная работа, работа по образцу, работа по плану), иллюстративный. Педагогические технологии: творческий проект, проблемное обучение.
Дидактические материалы: образцы поделок, иллюстрации, электронные презентации, интернет – ресурсы.
Алгоритм учебного занятия:
Вводная беседа.
Целеполагание.
Рассматривание образцов (иллюстраций, готовых поделок и т.д.).
Определение плана работы.
Практическая работа.
Обмен мнениями, устранение недостатков работы.
Рефлексия.
2.6. Литература
Список литературы для учителя
1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества[Текст] : учебно – методическое пособие /С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347с.
2. Беспятова ,Н.К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации [Текст]/ Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с.
3. Демидова Ю., С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]4. Иванченко, В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. [Текст] : Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК /В.Н. Иванченко.- Ростов: Из-во Учитель, 2007. -288с. 5. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей [Текст]/ З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.6. Куприянов Б.В, Салина Е.А., Крылова Н.Г., Миновская О.В.; Под ред. А. В. Мудрика. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с
7. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров[Текст]: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений / 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.8. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. [Текст]/ - М.: 1975. - 112с.9. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.10. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).11. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с.12. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.13. Сборник авторских программ дополнительного обр. детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с14. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. для проф. учеб. заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.15. Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14