Дополнительная образовательная программа студии Волшебный бисер

.
РЕСПУБЛИКА КРЫМ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым
«Дворец детского и юношеского творчества»


ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом Директор ГБОУ ДО «ДДЮТ»
протокол №__________ ______________В.В. Кочетова
от____________2016 г. ____________2016 г.



Дополнительная образовательная программа
студии «Волшебный бисер»





Направленность – художественная

Срок реализации программы- 4 года

Тип программы – общая

Вид программы - модифицированная

Возраст обучающихся – 7-16 лет

Составитель - Елизаренкова Инна
Васильевна, 
педагог дополнительного
образования





г. Симферополь,
2016 г.
Пояснительная записка.
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремёсел. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывает у учащихся большой интерес.
Дополнительная образовательная программа «Волшебный бисер» разработана на основе авторской программы кружка "Бисероплетение" педагога дополнительного образования Каменской С.Б. При составлении программы были также использованы материалы методического пособия «Бисер. Уроки труда в начальной школе» Басковой Т.Н., авторской программы «Технология» Н.М. Конышевой. Программа, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. 
В ней также учитывается новый государственный статус региона и соответствует Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Актуальность программы состоит в том, что она составлена с учётом возрастных особенностей детей. Методика обучения бисероплетению направлена на творческое развитие человека любого возраста. Данная программа предлагает изучение почти полностью исчезнувшего из обихода современного человека вида прикладного искусства. В настоящее время этот вид искусства вновь приобрел популярность.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься прикладным творчеством, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид творчества очень популярными среди школьников и молодёжи.
Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию эстетических качеств, пробуждение интереса детей к декоративно-прикладному творчеству.
Цель настоящей программы:
- научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самостоятельно составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма.
Задачи:
- образовательные:
- углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения;
- формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
- освоение техники бисероплетения;
 - развивающие:
- развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
- формирование эстетического и художественного вкуса.
- воспитательные:
- привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам;
- привитие основ культуры труда.  
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности учащихся играет определенную роль в их воспитании.
Механизм реализации программы.
Программа предусматривает обучение, как девочек, так и мальчиков.  Данная программа рассчитана на 4 года обучения.
Формы и режим занятий:
Занятия первого и второго года обучения проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Количество часов - 144. Занятия третьего и четвертого года- 2 раза по 3 часа. Всего- 216 часов. Наполняемость групп первого и второго года обучения составляет 15 учащихся (возраст учащихся 7-9 лет); третьего и четвертого-10 учащихся (возраст учащихся 10-15 лет).
В начале и середине учебного года детей необходимо познакомить с правилами техники безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. Ввиду большой сосредоточенности глаз при работе с бисером необходимы перерывы, во время которых рекомендуется выполнение комплекса упражнений для глаз. Обучение в основном проходит в групповой форме, которая используется при объяснении нового материала. В рамках одного учебного занятия также применяется организация работы по подгруппам и индивидуально. Это позволяет обучать детей более сложной технике и помогать в изготовлении творческих работ. В процессе обучения происходит выработка жизненно важных качеств: трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, художественный вкус. Отработка навыков бисероплетения производится на небольших плоских однослойных изделиях. Затем дети выполняют объемные фигурки. Основное внимание на занятиях обращается на совершенствование навыков техники бисероплетения и качество выполнения изделий. Также большое внимание уделяется вопросам цветоведения. Цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия, поэтому учащимся необходимо показать многообразные варианты сочетаний цветов и оттенков, научить подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия.
Практическая работа на занятиях не является жестко регламентированной, дети имеют возможность выбора и реализации своих творческих замыслов, что позволяет удержать интерес  к бисероплетению. Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями.
Прогнозируемые результаты.
К концу первого и второго года обучения, учащиеся должны знать:
- различные виды материалов, инструментов; специальную терминологию, обозначающую материалы, инструменты, основные приемы низания («бисер» «бусина», «рубка» «стеклярус», «проволока», «иголка», «нитки». «фиксирование» и др.);
- основные приемы низания: «параллельное плетение», «бугорки», «крестик», «зигзаг»,
- основы цветоведения (цвета, удачно сочетаемые в изделиях из бисера); основы композиции («ритм», «симметрия»);
- некоторые сведения из истории развития бисероплетения; правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях.
По окончании первого и второго года обучения учащиеся должны уметь:
- подбирать цвет материалов с учетом законов цветоведения.
- самостоятельно изготавливать простые изделия: браслет, ожерелье, игрушку (по образцу или рисунку);
- применять технику низания на проволоку: «параллельное плетение», «объёмное плетение» и др.;
- применять технику низания на иглу с ниткой: «бугорки», «зигзаг», «крестик» и др.; подготовить рабочее место.
К концу третьего и четвертого года обучения учащиеся должны знать:
- основные положения теории цветоведения и композиции;
- основные материалы и инструменты, применяемые в искусстве бисероплетения (с которыми познакомились в течение первого курса  обучения, и новые – «станок»);
- технологические этапы изготовления изделий из бисера.
По окончании третьего и четвертого года обучения учащиеся должны уметь:
- изготавливать украшения, композиции цветов из бисера, проявляя свой художественный вкус;
- применять более сложные технические приёмы низания: «сеточка ромбом», «мозаичное», «кирпичный стежок», «коралловое» и др. Творчески применять приёмы, изученные ранее
(«вышивка», «ткачество»); самостоятельно составлять схемы низания изделий по готовому образцу и собственным замыслам; составить рисунок и продумать композицию изделия.
Учебно - тематический план первого года обучения
№ п/п
Темы
Количество часов



всего
теория
практика

1.
Вводное занятие
2
2


2.
История бисера и его использование
2
2


3.

Плетение на проволоке
1) Основы цветоведения
2) Метод параллельного и петельного низания
3) Цветы из бисера
4) Веночек для куклы
5) Интересные игрушки
76
2
4
28
6
36

1
1
2
1
6

1
3
26
5
30

4.
Традиционные виды плетения
14
2
12

5.
Виды подвесок
4
1
3

6.
Изготовление украшений из бисера
6
1
5

7.
Браслеты из бисера
10
2
8

8.
Плетение брошек
14
2
12

9.
Изготовление композиций на военно- патриотическую тему (День народного единства, День защитника отечества, День Победы)
14
2
12

10.
Итоговое занятие.
2

2


Итого
144
23
121


Учебно - тематический план второго года обучения
№ п/п
Темы
Количество часов



всего
Теория
практика

1.
Вводное занятие
2
2


2.
Плетение на проволоке
1. Основы цветоведения
2. Метод параллельного и игольчатого плетения, низание дугами.
3. Цветы из бисера. Миниатюры
4. Маленькие фигурки «В гостях у сказки»
76
2
4

46
24
9
1
1

4
2
67
1
3

42
22

3.
Традиционные виды плетения
18
2
16


4.
Плетение на сетке.
32
4
28

5.
Изготовление композиций на военно-патриотическую тематику (День народного единства, День защитника отечества, День Победы)
14
2
12

6.
Итоговое занятие
2

2


Итого
144
18
126


Учебно - тематический план третьего года обучения
№ п/п
Темы
Количество часов



всего
теория
практика

1.
Вводное занятие
3
3


2.
Плетение на проволоке
1. Объемные игрушки из бисера и бусинок
2. Бонсаи
3.Объмные миниатюрные композиции на проволоке.
77
11
33
33
9
2
4
3
68
9
29
30

3.
Плетение на леске
1. Основные приемы бисероплетения
2. Заколки для волос
3. Объёмные игрушки из бисера на леске

65
21
23
21
9
3
3
3
56
18
20
19

4.
Украшения из бисера
54
6
48

5.
Изготовление композиций на военно-патриотическую тематику (День народного единства, День защитника отечества, День Победы)
14
2
12

6.
Итоговое занятие
3

3


Итого
216
29
185


Учебно - тематический план четвертого года обучения
№ п/п
Темы
Количество часов



всего
теория
практика

1.
Вводное занятие
3
3


2.
Вышивание бисером на ткани
63
6
57

3.
Салфетка
24
2
22

4.
Плетение на леске
1. Основные приемы бисероплетения
2. Объемные игрушки из бисера на леске
3. Пасхальное яйцо
105
39
39
27
12
6
3
3
93
33
36
24

5.
Изготовление композиций на военно-патриотическую тематику (День народного единства, День защитника отечества, День Победы)
18
4
14

6.
Итоговое занятие
3

3


Итого
216
24
192





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 год обучения
1. Вводное занятие (2 ч.)
Теория: цель, содержание и форма занятий кружка. Ознакомление с помещением, материалами и инструментами, необходимыми для бисероплетения. Правила безопасности ПДД, ППБ.  Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы.
2. История бисера и его использование (2 ч.)
Теория: история стекла и изготовления бисера. Знакомство с разными направлениями работы с бисером, демонстрация образцов.
3. Плетение на проволоке (76 ч.)
1) Основы цветоведения (2 ч.)
Теория: понятие о сочетании цветов. Цветовой круг.
Теплая и холодная гамма. Понятие о композиции из различных элементов.
Практика: зарисовка образцов узоров.
2)  Метод параллельного и петельного низания на проволоке . (4 ч.)
Знакомство с новым методом работы. Демонстрация работ, изготовленных  этим методом. Материалы и инструменты. Подготовка рабочего места.
3) Цветы из бисера (роза, полевые цветы: ромашка, васильки, колокольчик) (28 ч.)
Теория: основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов:
параллельное, петельное. Комбинирование приёмов.
Практика: выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.  
4) Веночек для куклы (6 ч.)
Теория: изготовление цветов и листьев на тонкой проволоке.
Практика: коллективная работа – изготовление веночка для куклы.
5) Интересные игрушки (36 ч.)
Теория: понятие о сувенире. Сувенир в повседневной жизни. Плоские фигурки животных.  Изготовление изделий методом параллельного низания. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практика:  выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка изделия. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.   «Мышка», «Краб», «Рыбка», «Бабочки», «Дельфин»
4. Традиционные виды плетения (14 ч.)
Теория: низание бисера в одну нитку, в две нитки. Дотачивание, закрепление нити.
Практика: простая цепочка из двух бисерин. Цепочка «крестик» в полтора ряда. Цепочка «змейка». Цепочка «в цветочек». Ажурные цепочки-сеточки.
5. Виды подвесок (4 ч.) 
Теория: знакомство с технологией изготовления подвесок и их использование в различных изделиях.
Практика: плетение подвесок.
6. Изготовление украшений из бисера (6 ч.)
Теория: закрепление изученных методов плетения, объединение разных видов плетения.
Практика: украшение изделий подвесками. Плетение колье.
7. Браслеты из бисера (10 ч.)
Теория : эскизы, рабочие эскизы.
Практика: составление рабочих схем. Плетение браслетов.
8.Плетение брошек.(14 ч.)
Теория: зарисовка схем изделий.
Практика: плетение брошек «Паук», «Краб», «Бабочка».
9 Изготовление композиций на военно-патриотическую тематику (День народного единства, День защитника Отечества, День Победы) (14 ч.)
Теория: самостоятельное составление схем.
Практика: работа по самостоятельно составленным схемам.
10.Итоговое занятие(2 ч.) 
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  
2 год обучения.
1. Вводное занятие (2 ч.)
Цель, содержание и форма занятий кружка. Ознакомление с помещением, материалами и инструментами, необходимыми для бисероплетения. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
2.Плетение на проволоке (76 ч.):
1) Основы цветоведения . (3 ч.)
Теория: понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Понятие о композиции из геометрических элементов.
Практика: образцы узоров с разными композициями.
2)  Метод параллельного низания на проволоке
(игольчатое плетение, низание дугами). (4 ч.)
Знакомство с новым методом работы. Демонстрация работ, изготовленных этим методом. Материалы и инструменты. Подготовка рабочего места.
Практика: отработка приемов плетения, зарисовка схем.
3) Цветы из бисера. Миниатюры: «Лесные фиалки», «Цветущее деревце. (36 ч.)
Теория: основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: игольчатое плетение, круговая (французская) техника, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.  
Практика: выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: деревца, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов.
4) Маленькие фигурки «В гостях у сказки» (34 ч.)
Теория: основные приемы выполнения фигурок героев сказок.
Практика: изготовление изделий методом параллельного низания. «Красная Шапочка», «Феи», «Волк», «Буратино»
3. Традиционные виды плетения (18 ч.)
Теория: низание бисера в одну нитку, в две нитки. Дотачивание. Закрепление нити.
Практика: накладное плетение. Цепочка «Восьмёрка»
4.Плетение на сетке (32 ч.)
Теория: зарисовка схем изделий. Знакомство с техникой выполнения изделий.
Практика: плетение изделий: «Бабочка», «Букет цветов».
5.Изготовление композиций на военно-патриотическую тематику (День народного единства, День защитника Отечества, День Победы) (14 ч.)
Теория: самостоятельное составление схем.
Практика: работа по самостоятельно составленным схемам.
6.Итоговое занятие (2 ч.) 
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  
3 год обучения.
1. Вводное занятие (3 ч.)
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.  
2.Плетение на проволоке. (77 ч.)
1) Объёмные игрушки из бисера и бусинок (11 ч.)
Теория: основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.  
Практика: выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение.
2) Бонсай (33 ч.)
Теория: понятие «бонсай». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления бонсай: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов бонсай. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практика: выполнение отдельных элементов бонсай. Составление композиций. Сборка и закрепление бонсай в вазе. Использование бонсай для оформления интерьера.
 3) Объёмные миниатюрные композиции на проволоке (33 ч.) 
Теория: техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.  
Практика: плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Подготовка основы. Составление композиции. Оформление.
 3. Плетения на леске (65 ч.)
 1) Основные приёмы бисероплетения (21ч.)
Теория: назначение и правила  выполнения косого плетения: уголок, острый угол, тупой угол. Многослойное плетение – вышивка по сетке крестиками, колечками, цветочками, бусинами, гладью. Объёмное плетение. Жгуты: жгут «мозаика», «спираль», шнур квадратного сечения, ажурный жгут. Украшение плотного жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Объёмные цветочки: цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками. Объёмные снежинки. Шарики на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах. Последовательность изготовления. Анализ схем.
Практика: освоение изученных приёмов бисероплетения. Упражнения по выполнению жгутов (жгут «мозаика», «спираль», шнур квадратного сечения, ажурный жгут). Украшение плотного жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками), объёмных снежинок, шариков на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах.
 2) Заколки для волос (23 ч.)
Теория: анализ образцов заколок для волос. Выбор бисера. Цветовое решение. Виды основ. Зарисовка схем выполнения заколок для волос.
Практика: плетение заколок для волос на основе изученных приёмов. Сборка. Оформление. Прикрепление к основе.
3) Объёмные игрушки из бисера на леске (21 ч.) 
Теория: различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, жгута, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.
Практика: выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушек.
4.Украшения из бисера (54 ч.)
Теория: анализ изделий и определение приемов работы. Знакомство с приемами работы: низание ажурных сеток, низание крестиками в несколько рядов, ручное ткачество; технология выполнения изделий.
Практика: выполнение браслетов, кулонов, подвесок и пасхальных яиц разными приемами бисероплетения; выполнение бисерного полотна по схемам и замыслу в соответствии с технологией работы.
5.Изготовление композиций на военно-патриотическую тематику (14 ч.)
6. Итоговое занятие (3 ч.)
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.


4 год обучения.
1. Вводное занятие (3 ч.)
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.  
2.Вышивание бисером на ткани (63 ч.)
Теория: основные приёмы бисероплетения, используемые при вышивании на ткани. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.  
Практика: освоение изученных приёмов бисероплетения, вышивание воротников, косметичек.
3.Салфетка (24 ч.) 
Теория: анализ образцов салфеток. Выбор бисера. Цветовое решение. Последовательность выполнения.
Практика: плетение салфетки на основе изученных приёмов. Сборка и оформление.  
 4. Плетения на леске (105 ч.):
1) Основные приёмы бисероплетения (39 ч.)
Теория: назначение и правила  выполнения косого плетения: уголок, острый угол, тупой угол. Многослойное плетение – вышивка по сетке крестиками, колечками, цветочками, бусинами, гладью. Объёмное плетение. Жгуты: жгут «мозаика», «спираль», шнур квадратного сечения, ажурный жгут. Украшение плотного жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Объёмные цветочки: цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками. Объёмные снежинки. Шарики на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах. Последовательность изготовления. Анализ схем.
  Практика: освоение изученных приёмов бисероплетения. Упражнения по выполнению жгутов (жгут «мозаика», «спираль», шнур квадратного сечения, ажурный жгут). Украшение плотного жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками), объёмных снежинок, шариков на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах.
2) Объёмные игрушки из бисера на леске (39 ч.) 
  Теория: различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, жгута, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  
Практика: выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушек. Мировые мотивы: «Эйфелева башня», «Лондонский гвардеец».
 3) Пасхальное яйцо (27 ч.)
Теория: исторический экскурс. Приёмы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц: полотно, ткачество, мозаика, кирпичный стежок, полотно «в крестик», «полоски». Ажурное плетение, «колечки», вышивка по сетке. Различные варианты оплетения пасхальных яиц: по секторам, низками бисера, «от макушки до макушки»; плетение двух сфер и соединение их между собой; оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Виды основы: папье-маше, парафиновая, деревянная. Составление орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение.  
Практика: подготовка основы. Расчёт плотности плетения. Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Плетение объёмных украшений. Украшение пасхального яйца.  
5.Изготовление композиций на военно-патриотическую тематику (18 ч.)
Теория: самостоятельное составление схем.
Практика: работа по самостоятельно составленным схемам.
6. Итоговое занятие (3 ч.)
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Методическое обеспечение программы.
Процесс обучения построен на принципах: «от простого к сложному»,  учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение, демонстрация наглядных пособий).
Условия реализации программы.
Оснащение кабинета необходимым методическим материалом:
Тематические подборки схем низания демонстрационных и раздаточных;
Технологические карты демонстрационные, раздаточные;
Коллекция образцов;
Библиотека литературы по бисероплетению; (желательно) застеклённая витрина для демонстрации работ.
Технологическое оснащение кабинета:
Мебель по количеству и росту детей;
Ножницы 15 шт., подставки для бисера 15 шт.,  подушечки, игольницы 15 шт.;
Необходимый материал, приобретённый родителями для детей (централизованно).
Список литературы:
Бисер. Маленькие фигурки/Т.И.Татьянина - М: Астрель; СПб.: Полигон,2012.
Цветы и игрушки из бисера Н.Л. Ликсо - М.:ООО «Издательство АСТ»,2011.
Бисер.100 лучших идей. /А.С. Мурзина-М ООО «Полиграфиздат»,2011.
365 фенечек из бисера/Наталья Гусева. - М.:Айрис-пресс, 2010
Божко Л. А. Бисер. Уроки мастерства - М., 2007.
Стольная Е. А. Цветы и деревья из бисера. – М., 2006
. Гура Л.П. и др. Укрась свой дом. – К., 1988
Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.
Журнал “Школа и производство”.
. Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.
. Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: 14.
Издательский дом МСП, 2001
Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.
Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.
Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.


15