Второй иностранный язык как составляющая предметной области «Филология» согласно ФГОС


Второй иностранный язык как составляющая предметной области «Филология» согласно ФГОС
Изменения в политической, социально-экономической и культурной жизни России, которые происходят в стране за последние 20 лет, безусловно, отражаются и на языковой политике, языковом образовании в нашей стране. Популярным стало раннее изучение иностранных языков, всё большее распространение получает тенденция овладения несколькими иностранными языками. Первым иностранным языком, в большинстве случаев, является английский язык, на базе которого дети начинают изучение другого европейского языка.
В своей работе учитель иностранного языка должен учитывать тот факт, что доминирующими тенденциями XXI века, определяющими пути модернизации российского образования, являются
постоянно изменяющаяся структура рынка труда,
доступность многообразной информации, быстрое изменение технологий,
креативность и творчество - самый востребованный продукт образования, ведущий фактор экономического роста и национальной и личностной конкурентоспособности,
Эти тенденции определяют ключевые эффекты, которые государство планирует получить от модернизации образования:
социальное выравнивание общества,
формирование инновационной экономики, развитие человеческого потенциала,
формирование российской гражданской идентичности личности,
взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур,
конкурентоспособность личности, общества и государства.
Исходя из этого, одобренная Правительством Российской Федерации стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования как элемента политической, экономической и культурной сфер жизни страны.
Осуществляется процесс постепенного перехода от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной с поэтапной работой со знаниями:
Одним из главных требований к определению целей обучения второму иностранному языку должны быть их реалистичность и достижимость, поэтому коммуникативная компетенция становится ключевым понятием в формулировке целей обучения как первому, так и второму иностранному языку, что подразумевает формирование у учащихся способностей, готовности и желания участвовать в межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться вовладеваемой ими коммуникативной деятельности.
В методике обучения иностранным языкам в школе этот процесс представляется как «диалог культур». Это возможно только при условии осознания и овладения уч-ся ценностями родной культуры, что делает восприятие иных культур более точным, глубоким и всесторонним.
Это необходимое условие для взаимопроникновения, взаимодействия культур, т.е. для реализации того сложного и многогранного процесса, который определяется в настоящее время как межкультурная коммуникация.
Основными слагаемыми эффективной методики обучения второму иностранному языку в средней школе бесспорно являются:
учет психофизиологических особенностей школьников;
учет в обучении сходств и различий языков,
опора на лингвистический опыт школьников.
Объем курса второго ИЯ компенсируется значительным лингвистическим опытом учащихся, который характеризуется синтезом знаний, умений и навыков, полученных ранее. Он позволяет быстро и осознанно овладевать обще грамматическими понятиями и терминами, даже несмотря на наличие интерферирующего ( отрицательного) воздействия первого ИЯ. Таким образом, фактор сходства и различия между языками является существенным в методике обучения второму ИЯ.
Работу по обучению второму иностранному языку облегчают уже сформированные общеучебные умения школьников, а именно:
работать в разных режимах (индивидуально, в парах, в группах)
наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, аргументировать
распознавать, дифференцировать языковые явления и слова (артикли, имена собственные, структуру предложения, глагол-связку)
планировать высказывание, понимать иностранную речь на слух, общаться с одним или несколькими собеседниками
пользоваться словарем, применять интуицию, догадку, манипулировать словообразовательными признаками
Таким образом, успешное обучение и овладение второму иностранному языку зависит:
не только и даже не столько от усвоения материала учебного пособия, сколько от степени погружения в язык (участие в школьных, районных, городских, всероссийских, международных проектах, конкурсах, олимпиадах, поездках и т.д.);
насколько забыт факт, что он является вторым иностранным языком;
насколько учащиеся проявляют заинтересованность к изучаемому языку, невзирая на нехватку языковых средств;
насколько сильна их личная мотивация.
Иные цели тождественны результатам и представлены на метапредметном, личностном и предметном уровнях. К личностным результатам относятся, например, формирование мотивации к изучению иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык», осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка и др.; к метапредметным результатам: развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение, развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией и др.
Базисный учебный план основного общего образования предусматривает введение второго иностранного языка, начиная с 5 класса, на изучение которого отводится 70 часов в год (по 2 часа в неделю).
Требования к предметным результатам освоения базового курса второго иностранного языка должны отражать:
-Сформированность коммуникативной иноязычной компетенции как инструмента межкультурного общения
-Владение знаниями о социокультурной специфике страны
Достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускнику общаться в устной и письменной форме с носителями языка
-Сформированность умений использовать ин язык как средство получения информации из иноязычных источников
В учебном процессе могут быть использованы учебники иностранного языка, содержание которых соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования.В федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения в качестве ведущего образовательного подхода провозглашается дятельностный подход. Это означает, что УМК должно соответствовать данному подходу.