Конспект урока отличие союзов от союзных слов

Урок разработала Пинюгина Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СЛШ с.Хохотуй Петровск-Забайкальского района Забайкальского края

Конспект урока по теме: "Отличие союзных слов от союзов"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 7, программа М.И.Львовой, С.И. Львова
Предмет: русский язык.
Тема урока: “Отличие союзных слов от союзов”.
Тип урока: урок открытия нового знания
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления знаний по теме “Отличие союзных слов от союзов” средствами системно- деятельностного подхода и технологии критического мышления.
Ожидаемый результат: каждый ученик может выявить уровень сформированности своих умений и определить уровень адекватности самооценки.
Цели урока:
Содержательная цель урока: расширить понятийную базу за счёт включения в неё новых элементов
-систематизировать знания о союзе как служебной части речи;
-способствовать формированию понятия “союзные слова”, выявить отличия между союзными словами и союзами.
Деятельностная цель урока: формировать способность учащихся к новому способу действия
-организовать работу в деятельностном режиме;
-исследовать тему и обосновывать выводы;
-создать условия для развития у школьников умения сопоставительного анализа информации;
Воспитательная цель урока
воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение своей работы
ХОД УРОКА
Самоопределение к деятельности (Организационный момент).
(На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
- выделяется содержательная область («могу»).)
1.Работа по развитию речи на тему «Скоро каникулы» с использованием иллюстративного материала и без него.
1 группа – устная работа, 2 группа – письменная работа. (затем меняется характер работы в группах).
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
( Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.)
Работа с информацией по теме “Союз”
а с использованием метода инсерта (в рамках технологии критического мышления )(Союзы – это служебные слова, которые связывают между собой (однородные члены предложения или части сложного предложения.)
По значению и употреблению в речи союзы делятся на (сочинительные и подчинительные).
Сочинительные союзы делятся на( соединительные, противительные и разделительные).
Подчинительные союзы делятся на( изъяснительные и обстоятельственные.)
Простые союзы состоят из (одного слова), составные из (двух и более слов.)
Союз(и ), являясь одним из самых распространенных, вносит в язык пунктуационные трудности.) (информация, которой должны владеть обучающиеся)
В сложноподчиненных предложениях роль союза, соединяющего части предложения, могут выполнять относительные местоимения (который, чей, каков, кто, что, сколько) и наречия (где, куда, откуда, когда, как, почему, зачем). Они называются союзными словами.
Пометки должны быть следующие: v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; – если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали; + если то, что вы читаете, является для вас новым; ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему информационному тексту тексту, затем 2-я и т.д.
v

+
?


-обратимся теперь к III и IV колонкам, в которых вы отметили не только новую, но и непонятную для себя информацию.

б) представить информацию о том, что вы знаете о союзе на сегодняшний момент, в виде таблице, кластера,
III. Постановка учебной задачи.
(На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.)
Можно открыть учебник и эту информацию найти там. Но насколько я знаю, вам больше нравится самим доходить до сути того или иного языкового явления. Поэтому поработайте теперь самостоятельно, решая эту учебную задачу.
Работа с примерами: Я решил, что буду учиться только на пятёрки.
Я не решил, что буду делать на каникулах.
Информация связана с понятием “союзные слова”. Действительно, в русском языке относительные местоимения и наречия называют союзными словами, которые соединяют в себе признаки местоимения и союза, наречия и союза. Причем, среди них есть слова, в одних случаях употребления являющиеся союзами, а в других - союзными словами. Это что, как, когда. Поэтому в языке существует проблема разграничения союзов и союзных слов. Сейчас мы ее и попытаемся решить. Как же можно сформулировать учебную задачу нашего урока?
Цель: найти отличия между союзами и союзными словами.
Задачи: изучить теоретический материал, отработать его на примерах, умело применять на практике.
IV. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)
(На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.) После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями общепринятыми. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.)
После формулировки темы урока, его цели и задач на основании проведённых исследований ребята приходят к следующим выводам, которые можно оформит в виде таблицы.

Отличие союзов и союзных слов

Союз Союзное слово

1. Можно опустить.
1. Нельзя опустить.

2. Не является членом предложения.
2. Является членом предложения.


Сравнить собственные выводы с материалом учебника стр. 114, справочниками теория Бабайцевой стр.212, другими справочными материалами, добавить в таблицу
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
-Упр.603, стр626.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
-упр. 604.1. (эталон создаётся совместно с сильным учеником).
VII. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
-работа с экзаменационными вариантами(ЕГЭ):найти в тексе предложения с союзными словами и доказать своё мнение. (самооценка)
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока)
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.
Д/задание: упр.604.2, , 605, стр. 115 (на выбор), упр.606 (обязательно)
Подводятся итоги урока: учащиеся дают самооценку, решается вопрос, достигли мы целей урока или нет.