«Создание рабочей программы по предмету изобразительное искусство для основной школы. ФГОС (5 класс).





Исследовательский проект
«Создание рабочей программы по предмету
Изобразительное искусство для основной школы
(5 класс)»


Тананыкиной Юлии Александровны,
учителя изобразительного искусства МОБУ «Лицей №5» г. Оренбург,



















2014 г.
Оглавление

Введение 3
1.Внедрение стандартов второго поколения в образовательный
процесс .5
2. Рабочая предметная программа по изобразительному искусству для
5 класса.....11
Заключение 40
Литература 42























Введение

В условиях модернизации образования, государство испытывает потребность в кадрах, которые способны в каждом ученике, ребенке видеть, прежде всего, человека, успешную личность с ее индивидуальными особенностями, в учебной работе - развивать умение решать ситуативные задачи, анализировать, сравнивать, выделять причинно-следственые связи.
Задачи, которые формируют сегодняшние условия функционирования и развития образования определяются проектами, ставшими стратегическими для развития экономики и социальной сферы Российской Федерации: Федеральная целевая программа развития образования, Приоритетный национальный проект «Образование», Федеральный комплексный проект модернизации образования, Президентская инициатива «Наша новая школа».
В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
Школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Мир не стоит на месте, и сегодня ведущую роль играют информационные технологии. Нужно идти в ногу со временем, и, в соответствии с этим неотъемлемой частью учебной работы является использование видеофильмов, слайд - презентаций, и проблемный подход в преподавании материала.
В каждом ученике, ребенке нужно видеть, прежде всего, человека, успешную личность с ее индивидуальными особенностями, в учебной работе - развивать умение решать ситуативные задачи, анализировать, сравнивать, выделять причинно-следственные связи.
. Таким образом, тема данного проекта является актуальной.









Цель проекта: Развитие профессиональной компитентности учителя изобразительного искусства на основе изучения основных требований ФГОС
Задачи проекта:
Изучить программы по ИЗО:
Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б. М. Неменского. 1-9 классы М. «Просвещение»2010
Изобразительное искусство. 1-8 классы. Развернутое тематическое планирование по программе В. С. Кузина М. «Учитель» 2010
Изобразительное искусство. 5-8 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. М. «Просвещение»2012
Изобразительное искусство. 5-9 классы, Т. Я. Шпикалова. М. «Просвещение»2010
Изобразительное искусство. 5-9 классы. Рабочие программы, Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. М. «Просвещение»2012
Изучить учебники по изобразительному искусству:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] М. «Просвещение»2007
ИЗО 6 класс. Искусство в жизни человека. Под ред. Б. М. Неменского. М. «Просвещение»2010
ИЗО 6 класс. Учебник. Изобразительное искусство. Под ред. Шпикаловой Т. Я. М. «Просвещение»2010
Учебник по ИЗО для 5-8 классов. Мировая художественная культура. М. «Просвещение»2010
Б. М. Неменский ИЗО 4 кл Учебник «Каждый народ художник». М. «Просвещение»2007
Задачи проекта:
Изучение методической литературы;
Изучение методических рекомендаций.
Написать рабочую программу по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса.










1.Внедрение стандартов второго поколения в образовательный процесс.
В соответствии с законом «Об образовании» (ст. 7) в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта являются планируемые результаты освоения предметных программ общего образования. Они представляют собой систему обобщенных личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Важнейшими нормативными документами при этом служат:
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (п. 9) устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Согласно п. 10,11,12 стандарта, личностные результаты освоения основной образовательной программы общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5 освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
- сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета на данной ступени;
- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования на следующей ступени;
- способность работать с учебными моделями изучаемых объектов и явлений.

2. . Рабочая предметная программа по изобразительному искусству для 5 класса
1.Рабочая предметная программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение основных видов пространственных искусств: изобразительных живопись, графика, скульптура; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства     традиционного крестьянского и народных промыслов, и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.

2.Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в вос питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание  проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе основной школы отводится всего 35 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю. .
Планируемые результаты обучения ИЗО
Личностные результаты освоения программы изобразительного искусства
В ценностно - ориентационной сфере:

·        Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

·        Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
В трудовой сфере:

·        Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
В познавательной сфере:

·        Овладение средствами художественного изображения;

·        Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
Метапредметные результаты освоения программы изобразительного искусства
В ценностно-ориентационной сфере:

·        Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

·        Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
В трудовой сфере;

·        Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;

·        Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
В познавательной деятельности;

·        Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

·        Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:

·        Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

·        Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
В познавательной сфере;

·        Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

·        Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;

·        Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
В коммуникативной сфере:

·        Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;

·        Диалогический подход к освоению произведений искусства;

·        Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
В трудовой сфере;

·        Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).





Технологии преподавания предмета «Изобразительное искусство»:

частно-предметные:
игровая(обыгрывание ситуации, фантазия на тему, создание игрушки);
информационные (показ презентаций на мультимедийном оборудовании, использование аудио и видеоаппаратуры на уроках)
педагогический рисунок (рисунок на доске)
дифференцированное обучение (индивидуальная работа, дифференциация заданий разного уровня сложности, по интересам, технике исполнения и т.д.)
здоровьесберегающие (уроки на пленэре, организация физкультминуток, обеспечение работы кабинета согласно рекомендациям по санитарно-гигиеническим условиям на уроках ИЗО)
проблемные технологии (освоение способов создания художественного образа; познание способов и методов художественного творчества; освоение приёмов изобразительности).
Материально-техническое обеспечение предмета «Изобразительное искусство» в основной школе
Кабинет изобразительного искусства должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу художественной мастерской, выставочного зала, лектория: наличие мольбертов, диапроекторов, магнитной доски, мультимедийного оборудования.
Выбор помещения и его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.178-02).
Специфика урока изобразительного искусства предъявляет особые требования к рабочему месту учителя: оно должно быть укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям художественной педагогики, иметь стационарно смонтированный пульт дистанционного управления. Кабинет оборудуется средством для зашторивания окон с автоматическим и ручным приводом.
Методическое сопровождение предмета «Изобразительное искусство».

·          Учебно-методические комплекты (УМК) по изобразительному искусству (учебники,  рабочие тетради, дидактические материалы)

·          Учебно-наглядные пособия

·          Программно-методические материалы: Программы по изобразительному искусству; Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства).

·          Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства































Мультимедийное, аудио и видеооборудование.
Календарно-тематическое планирование содержания уроков ИЗО в
основной школе (5 класс).

п/п
Дата
Тема урока
(страницы учебника, тетради)
Содержание урока, виды деятельности
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)


план
факт


понятия
Предметные результаты
УУД:
Личностные – Л
Познавательные-П
Регулятивные-Р
Коммуникативные-К
Информационные-И
Личностные результаты

1
2
3
4
5
6
7
8


Древние корни народного искусства (8часов)
1


Древние образы в народном искусстве. Убранство элементов избы (стр.10-27)
Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом.
Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки. Изучение художественного наследия древней Руси. Декоративная работа.
Задание: Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах резьбы по дереву

.
Солярные знаки, Древо жизни, Мать-Земля.
Уметь объяснять смыслы основных знаков – символов,
Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения , создавать выразительные изображения на основе традиционных образов.
Л: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
Р: последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
П: самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели; К: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Воспитание этнической культуры, осознание чувства любви к своей Родине, приобщение к её культуре, осознание своей национальной принадлежности


2


Внутренний мир русской избы. (стр.28-33)
Традиционные образы народного прикладного искусства. Декоративное убранство крестьянского дома. Жизненно важные центры в крестьянском доме.
Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера.
Растительный, зооморфный орнамент, предметы дом. Утвари (прялка, ухват, лобовая доска и т. д.)
Воспитание уважения к истории и культуре своего Отечества.
Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении
Л: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
Р: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с
учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

3


Предметы народного быта и труда(наброски) (стр.34-41)
Предметы народного быта. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи.
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта.
Ендовы, солоницы, вальки, ковш-скопарь, ковш – конюх.
Сравнивать и называть конструктивные и декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Л: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
Р: удерживать цель деятельности до получения ее результата;
П: знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

4


Декор предметов народного быта и труда. Внутренний мир русской избы. Окончание работы.

Нарядный декор – не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме.
Задание: цветовое решение, проработка деталей украшений домашней утвари.
Те же.
Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы
Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды
См.
вышеперечисленное
Воспитание этнической культуры.

5-6


Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Эскиз узора вышивки на полотенце
(стр.42-47)
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках. Символика цвета в крестьянской вышивке.
Задание: создание эскиза полотенца по мотивам народной вышивки.
Условность языка орнамента, стилизация образов коня, птицы, всадника, матери-Земли.
Анализировать и понимать особенности языка народной вышивки, создавать самостоятельные варианты орнаментальной вышивки, использовать традиционные сочетания цветов. Приобретение опыта создания художественного образа
Л: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
Р:  удерживать цель деятельности до получения ее результата;
П: самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели; К: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Оценивать собственную художественную деятельность.
Воспитание этнической культуры.

7


Народный праздничный костюм. Эскиз. (стр.48-57)

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Символика цвета.
Задание: создание эскизов народного праздничного костюма, украшение крупных форм крестьянской одежды народным орнаментом.
Народный орнамент, рубаха, душегрея, сарафан, кокошник, венец.
Понимать и анализировать образный строй народного костюма, соотносить особенности костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.
Л: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
Р: – анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения
Воспитание зтнической культуры.

8


Народные праздничные обряды. Выступление поисковых групп по проблемам народного искусства
Календарные народные праздники – это способ участия человека в событиях природы, народное творчество в действии.
Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Задание: подготовить доклады и выступления по выбранным заранее темам, показ презентаций, репродукций, рисунков.
Народные праздники: Масленица, Троица, Святки, Рождество и др.
Характеризовать праздник, как важное событие, как синтез всех видов творчества.
Находить общие черты в разных видах народного искусства.
Л: – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
Р: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и
пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
П: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств; К: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; К: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения конфликта, принятие решения и его реализация.


Участвовать в художественной жизни класса, школы. Проявлять себя в роли знатоков искусства, народных мастеров, экспертов.












Связь времён в народном искусстве (8 часов)
9


Древние образы в современных народных игрушках. Беседа, эскиз.
(стр.60-66)
Магическая роль глиняной игрушки в древности. Традиционные древние образы в современных игрушках.
Задание: выполнить эскиз глиняной игрушки по мотивам Дымковской игрушки.
Дымковская, Каргопольская, Филимоновская игрушка.
Сравнивать и оценивать форму и декор игрушек, принадлежащих к разным художественным промыслам.
Л:  идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
Р:  удерживать цель деятельности до получения ее результата;
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Воспитание этнической культуры.
Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

10


Лепка игрушки (по мотивам Дымковской игрушки)
(стр.60-66)
Особенности пластической формы Дымковской игрушки. Сюжет и выразительность в скульптурах малых форм.
Задание: создание из пластилина своего образа игрушки.
Художественный образ, выразительность, пластика.
Овладевать приёмами создания выразительной формы в опоре на народные традиции
Л:  идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
Р:  удерживать цель деятельности до получения ее результата;  
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Воспитание зтнической культуры.
Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.


11


Украшение игрушки декоративной росписью. (по мотивам Дымковской игрушки).
(стр.60-66)
Единство формы и декора в народной игрушке. Основные элементы росписи Дымковской игрушки.
Задание: тонировка и роспись игрушки по мотивам Дымковских узоров.
Те же.
Осваивать характерные основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.
См.
вышеперечисленное
Воспитание зтнической культуры.
Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

12


Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Посуда. Зарисовка.
(стр.68-73)
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры.Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. Особенности гжельской росписи.
Задание: изображение посуды с характерными деталями. Украшение посуды гжельской росписью.
Гжельская майолика, бело-голубая гжель,
мазок и его разновидности в искусстве гжельской росписи.
Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, осознавать связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.
Л: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной
страны;
Р: последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
П: рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности
К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

13


Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Выполнение элементов росписи.
(стр.74-77)
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях городецких мастеров. Особенности и своеобразие городецкой росписи. Основные приёмы работы.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта. Украшение его элементами городецкой росписи.

Птица и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Розан, купавка – элементы росписи.
Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками, создавать композицию росписи в традиции Городца.
Л: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
Р: последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия

Усвоение общечеловеческих ценностей многонационального общества, Воспитание зтнической культуры.

14


Хохлома. Беседа, эскиз росписи посуды.
(стр.78-83)
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Значение промысла для отечественной народной культуры.Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров. Особенности хохломской росписи. Связь орнамента с природой. Элементы и основные цвета.
Задание: изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определённой народными традициями.


Кудрина, травка, роспись под фон.
Иметь представление о видах Хохломской росписи, создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.




Л: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
Р:  удерживать цель деятельности до получения ее результата;
П: Умение структурировать знания;
К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия


Воспитание зтнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

15


Жостово. Роспись по металлу. Жостовский поднос. Эскиз росписи
(стр.84-87)
Краткие сведения из истории развития промысла. Значение промысла для отечественной народной культуры.Природные мотивы в изделиях жёстовских мастеров. Особенности жёстовской росписи. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций.
Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего разные формы цветов


Замалёвок, тенёжка, бликовка, уборка.
Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров,
Осваивать основные приёмы Жёстовского письма.

·        Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;

Л: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной
страны;
Р:  удерживать цель деятельности до получения ее результата;
П: Умение структурировать знания
К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Воспитание зтнической культуры.
Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

·        Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;


16


Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Викторина.
Традиционные народные промыслы, их место в современной жизни России.
Промыслы, как искусство современного сувенира.
Задание: участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, систематизации зрительного материала по определённому признаку. Показ детских презентаций.

Те же
Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов, различать и называть произведения ведущих центров народных промыслов. Участвовать в презентации выставочных работ.
Л: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной
страны;
Р: – анализировать эмоциональные состояния, полученные от
успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
П: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств; К: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация.
К: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения конфликта, принятие решения и его реализация.


Проявлять себя в роли знатоков искусства, народных мастеров, экспертов..




Декор – человек, общество, время. (11часов)
17


Декор и положение человека в обществе. «Зачем людям украшения» - беседа. Эскиз украшения, говорящего о положении человека в обществе.
(стр.96-106)
Роль украшений в жизни человека. Особенности украшений воинов, охотников, вождя, царя и т.д.
Образный строй украшений: характер деталей, рисунок орнамента, цвет, композиция.
Задание: Эскиз украшения, говорящего о положении человека в обществе.
Виды украшений: браслет, ожерелье, брошь, кулон,
Бусы, корона, скипетр.

Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).
Л: Различать основные нравственно-этические понятия;
проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
Р:  удерживать цель деятельности до получения ее результата;
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Овладение средствами художественного изображения
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства


18


Декоративное искусство Древнего Египта. Беседа. Древнеегипетская символика. Эскиз-импровизация «Алебастровая ваза»
(стр.96-106)
Роль декоративно-прикладного искусства в древнем Египте. Символика. Различие одежд и украшений высшего и низшего сословий.
Задание: Выполнение эскиза алебастровой вазы, украшение её узором, в котором используются характерные знаки-символы.
Тиара, жезл, клафт, калазирис.
Символика: лотос, скарабей, глаз-уаджет.
Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;

Л: проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
Р: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
П: рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельностиК:
К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия


Овладение средствами художественного изображения;
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;


19


Декоративное искусство Древнего Египта. Эскиз-импровизация «Алебастровая ваза». Окончание работы. Цветовое решение.
Цвет в символике украшений древнего Египта.
Задание: цветовое решение узора, окончание работы.
Те же
Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).
См.
вышеперечисленное
Оценивать собственную художественную деятельность

20


Одежда говорит о человеке. Создание коллективного декоративного панно на тему: бал в интерьере дворца (по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка») Зарисовка мужских и женских образов.
(стр.108-122)
Одежда, костюм, как знак положения человека в обществе.
декоративно-прикладное искусство Западной Европы. Черты торжественности, парадности, причудливость формы. Костюм придворной знати.
Задание: Зарисовка мужских и женских образов в парадном костюме.
Лиф, жакет, корсаж, дублет, жакет, жюстокор – элементы костюма.
Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

Л: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные
точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Р: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с
учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Вспиотание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;


21


Одежда говорит о человеке. Создание коллективного декоративного панно на тему: бал в интерьере дворца (по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка») Компоновка фигур на общем фоне интерьера.
(стр.108-122)
Выполнение коллективной работы. Создание интерьера дворца, компоновка фигур.
Задание: Компоновка фигур на общем фоне интерьера.

Компоновка, композиция, передний и задний план.
Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).
Л: См.
вышеперечисленное
Р:анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Оценивать собственную художественную деятельность

22


О чём рассказывают гербы и эмблемы. Создание проекта герба своей семьи, школы, класса. Зарисовка, создание декоративной композиции герба
(стр.124-127)
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Роль геральдики в жизни общества. Что такое фамильный герб. Основные части классического герба.
Задание: создание эскиза герба своей семьи

Геральдика, символ,геральдические фигуры, негеральдические фигуры, щит, фигуры – щитодержатели.
«прочитать герб»
        Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;

Л: Различать основные нравственно-этические понятия; идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
Р: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
П: знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия


Воспитание этнической культуры.
Овладение средствами художественного изображения;

23


О чём рассказывают гербы и эмблемы. Цветовое решение. Завершение работы.
Символика цвета в классической геральдике.
Задание: Цветовое решение. Завершение работы.
Те же
Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).
См.
вышеперечисленное
Овладение средствами художественного изображения;

24


Эмблема:- что это такое и зачем она нужна людям. Эскиз эмблемы
(стр.124-127)
Символы и эмблемы в современном обществе. Отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др.
Задание: изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба.
Лаконичность, выразительность, образность.
Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

Л: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Р: последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
П:знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;


25


Русский костюм и современная мода. Связь времён. Дизайн костюма по профессиональной принадлежности. Проект.

Особенности национальных признаков в русском костюме.
Костюм современника.
Особенности костюма по профессиональной принадлежности. Проектная деятельность. Этапы работы. План работы над проектом. Презентация.
Задание: эскиз костюма по профессиональной принадлежности.
Проект и проектная деятельность, дизайн, эргономичность.
Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;

Л: – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
Р: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и
пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
П: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств; К: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация.



Воспитание зтнической культуры.
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;


26


Русский костюм и современная мода. Связь времён. Дизайн костюма по профессиональной принадлежности Защита проекта.

Презентации проектов, защита проектов.
Те же.
Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

См.
вышеперечисленное
Оценивать собственную художественную деятельность

27


Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Игра – викторина.
Обобщение темы. Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Выполнение различных творческих заданий

Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

·        Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

Л: – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
Р: анализировать собственную работу: соотносить план и
совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого,
находить ошибки, устанавливать их причины;
П: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств; К: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей.

Декоративное искусство в современном мире. (8 часов)
28


Современное выставочное искусство Беседа. Разработка эскиза вазы
(стр.130-147)
Многообразие различных материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Современное понимание красоты профессиональными художниками – мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений образностью, игрой фантазии и воображения.
Задание: Разработка эскиза вазы

Керамика, стекло, гобелен, батик – виды современного декоративно-прикладного искусства. Терракота, майолика.
Художник-керамист.
       Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;

Л:
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные
точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Р:  удерживать цель деятельности до получения ее результата;
П: знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Проявлять себя в роли знатоков искусства, народных мастеров, экспертов.

29


Современное выставочное искусство. Лепка декоративной вазы.
(стр.168-170)
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств.
Задание: Лепка декоративной вазы.

Форма, выразительность, декор.
Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;

Л: – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
Р:  удерживать цель деятельности до получения ее результата;
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;


30


Современное выставочное искусство. Тонировка и роспись декоративной вазы.
(стр.168-170)
Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.
Задание: Тонировка и роспись декоративной вазы.


форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура
Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

См.
вышеперечисленное
Овладение средствами художественного изображения;

31


Ты сам – мастер. Изготовление декоративного панно. Коллективная или индивидуальная работа. Эскиз.
(стр.154-167)
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы с выбранным материалом. Поэтапное выполнение.
Задание: эскиз на формате А4
Декоративное панно, творческая работа, выставочное искусство.
Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;

Л: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Р: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
П: рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;


32


Ты сам – мастер. Изготовление декоративного панно. Коллективная или индивидуальная работа. Изготовление «картона»
Выполнение «картона» деление общей композиции на фрагменты.
Задание: Изготовление «картона»
Те же
Диалогический подход к освоению произведений искусства;

См.
вышеперечисленное
Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;


33


Ты сам – мастер. Изготовление декоративного панно. Коллективная или индивидуальная работа. Изготовление фрагментов работы.
Этапы выполнения коллективной работы.
Задание: Изготовление фрагментов работы.

Те же
Диалогический подход к освоению произведений искусства;

Л: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. Р:  удерживать цель деятельности до получения ее результата;
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; К: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

Овладение средствами художественного изображения;

34


Ты сам – мастер. Изготовление декоративного панно. Коллективная или индивидуальная работа. Монтаж работы в декоративное панно.
Окончание работы. Монтаж фрагментов в коллективное панно

Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).
См.
вышеперечисленное
Л: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Р: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и
пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
П: рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности; К: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства; Оценивать собственную художественную деятельность

35


Итоговый урок года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Викторина

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Задание: творческие конкурсы, загадки, презентации по различным видам декоративно-прикладного искусства.
керамика, стекло, металл, гобелен, батик, витраж.
Декоративно-прикладное искусство – обобщение.
Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

·        Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

Л: проявлять понимание и уважение к ценностям культур других
народов;
 идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
Р: – анализировать эмоциональные состояния, полученные от
успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
П: самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели; К: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Проявлять себя в роли знатоков искусства, народных мастеров, экспертов.









Заключение
В условиях реализации ФГОС очень важно понимать, что в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к обучению.
Данная программа направлена на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Конечная цель – формирование у школьника самостоятельного видения мира, своего отношения к нему на основе освоения опыта художественной культуры. Любая тема по искусству не просто изучается, а пропускается через чувства ученика в форме личного творческого опыта. Знания и умения связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребёнка, формируется его ценностное отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство, как духовную летопись человечества, как выражение человека к природе, обществу, поиск идеалов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Первая часть программы «Древние корни народного искусства» закладывает основы понимания специфики образного языка декоративно – прикладного искусства. Осознание истоков языка народного искусства помогает лучше понять закономерности единства формы и содержания в современном декоративно – прикладном искусстве.
Тема второй четверти «Связь времён в народном искусстве» логически продолжает первую, вводя учащихся в мир современного народного искусства.
Третья часть «Декор – человек, общество, время» чрезвычайно важна для понимания самой сути существования декоративно – прикладного искусства, его главной, коммуникативной функции.
Четвёртая четверть посвящена теме «Декоративное искусство в современном мире». Материал этой темы поможет учащимся сориентироваться в области современного декоративного искусства, увидеть на примере конкретных произведений взаимосвязь материала, формы и содержания, а также новое понимание красоты современными художниками.
Система творческих заданий имеет целью развитие творческих способностей учащихся, осознанное использование знаний образного языка декоративного искусства в процессе воплощения собственного художественного замысла.
Россия – часть многообразного и целостного мира. Учащиеся шаг за шагом открывают многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

Литература
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» 5-9 классы.
Рабочие программы по изобразительному искусству:
Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).Начальное общее образование. Субъект Р.Ф.: Р.Б. С.С. Пичугин- Уфа: ИРО РБ,2011.-36с.
Изобразительное искусство. Рабочие программы.5-9  классы: пособие для учителей общеобразовательных учереждений/Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горячева, А.С. Питерских.-М.: Просвещение,2011.-129с.
Изобразительное искусство. 5класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/авт.-сост.О,В, Свиридова.-Волгоград: Учитель, 2010.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год. Интернет-сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




















13PAGE 15


13PAGE 14515




2ђ Заголовок 1,ђ Заголовок 215