Рабочая программа по химии 8 класс (2 часа в неделю год – 70 часов. Программа А.А. Журина. Учебник линии «Сферы», автор А.А. Журин, Москва «Просвещение», 2016)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С. БЕРЕЗОВКА»
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета от __ августа 20__ года
протокол № 1
Председатель ________________
подпись руководителя ОУ
Кирилюк М.А. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Пиденко Н.Д ______
подпись
______________ 20__ года СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1 заседания методического объединения учителей естественного цикла
от ___________ 20__ года
____________________
подпись руководителя МО
Герда Г.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
8 КЛАСС
(2 часа в неделю; год – 70 часов. Программа А.А. Журина. Учебник линии «Сферы», автор А.А. Журин, Москва «Просвещение», 2016)
Учитель :Пиденко Наталия Дмитриевна
2016-2017 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА
Тема 1. Введение в химию
Предмет химии. Химия и другие естественные науки. Научное наблюдение как один из методов химии. Химический эксперимент — основной метод изучения свойств веществ.
Химическая лаборатория. Оборудование химической лаборатории. Правила безопасного поведения в химической лаборатории. Ознакомление с простейшими манипуляциями с лабораторным оборудованием: штативом, нагревательным прибором.
Чистые вещества. Смеси веществ. Гетерогенные и гомогенные смеси. Приёмы разделения смесей.
Физические и химические явления. Признаки химических реакций: изменение окраски, образование газа, выделение света и тепла, появление запаха, выпадение осадка, растворение осадка.
Химический элемент. Знаки химических элементов.
Состав веществ. Качественный и количественный состав. Химическая формула. Индекс. Чтение химических формул.
Простые вещества. Сложные вещества. Бинарные соединения. Номенклатура бинарных соединений. Составление названий бинарных соединений по известной формуле вещества.
Эталон. Относительность изменений. Масса, относительная атомная масса и относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Валентность. Определение валентности по формуле вещества. Уточнение правил составления названий бинарных соединений. Составление формул бинарных соединений по их названиям. Закон постоянства состава веществ. Границы применимости закона. Химические уравнения. Коэффициенты. Атомно-молекулярное учение. Зарождение и возрождение атомистики. Роль М.В. Ломоносова в разработке атомно-молекулярного учения.
Демонстрации Чистые вещества и смеси.
Сохранение свойств веществ в смесях. Разделение гетерогенных смесей фильтрованием. Разделение гомогенных смесей перегонкой. Физические явления и химические явления. Признаки химических реакций. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ при химических реакциях.
Лабораторные опыты
Описание внешнего вида веществ и составление их формул по известному составу. Описание внешнего вида простых и сложных веществ. Составление моделей молекул бинарных соединений. Прокаливание медной проволоки в пламени спиртовки.
Практические занятия
Ознакомление с простейшими манипуляциями с лабораторным оборудованием: штативом, нагревательным прибором. Разделение гетерогенной смеси. Признаки химических реакций.
Расчётные задачи
Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Тема 2. Важнейшие классы неорганических веществ
Классификация. Основания классификации. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Металлы и неметаллы. Первоначальное представление об аллотропии на примере простых веществ, образованных кислородом и углеродом.
Химический элемент кислород. Кислород в природе. Простое вещество кислород: химическая формула, относительная молекулярная масса. Физические свойства кислорода. Взаимодействие кислорода с металлами (на примере кальция, магния, меди), неметаллами (на примере серы, углерода, фосфора и сложными веществами (на примере метана). Горение. Первоначальное представление о реакциях окисления. Кислород как окислитель.
Оксиды. Оксиды как бинарные соединения. Физические свойства оксидов.
Химический элемент водород. Водород в природе. Простое вещество водород: химическая формула, относительная молекулярная масса. Получение водорода в лаборатории. Принципы действия аппарата Киппа и прибора Д.М. Кирюшкина. Собирание водорода методом вытеснения воды.
Меры безопасности при работе с водородом. Взаимодействие водорода с кислородом, серой, хлором, азотом, натрием, кальцием, оксидом железа(III), оксидом меди(II). Первоначальные представления о восстановлении. Водород как восстановитель.
Вода. Состав воды. Физические свойства воды. Растворимость веществ. Таблица растворимости. Массовая доля растворённого вещества в растворе. Ненасыщенные, насыщенные и пересыщенные растворы. Получение чистой воды.
Взаимодействие воды с металлами. Первоначальное представление о ряде активности металлов.
Взаимодействие воды с оксидами металлов. Индикаторы. Окраска метилоранжа, лакмуса и фенолфталеина в нейтральной и щелочной среде. Первоначальное представление об основаниях. Прогнозирование возможности взаимодействия воды с оксидами металлов с помощью таблицы растворимости.
Гидроксиды. Гидроксиды металлов и неметаллов. Взаимодействие воды с оксидами углерода, фосфора(V), серы(VI). Изменение окраски метилоранжа, лакмуса, фенолфталеина в кислой среде. Номенклатура гидроксидов металлов и неметаллов.
Кислоты. Гидроксиды неметаллов как представители кислородсодержащих кислот. Бескислородные кислоты. Состав кислот. Кислотный остаток. Номенклатура кислотных остатков. Основность кислот и валентность кислотного остатка.
Общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов.
Особые свойства концентрированной серной кислоты: растворение в воде, взаимодействие с медью, обугливание органических веществ.
Особые свойства концентрированной азотной кислоты и её раствора: взаимодействие с медью.
Классификации оснований: однокислотные и двухкислотные, нерастворимые и растворимые (щёлочи). Общие свойства оснований: взаимодействие с кислотами. Реакция нейтрализации. Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Амфотерность. Свойства амфотерных гидроксидов на примерах гидроксида цинка и гидроксида алюминия (без записи уравнений химических реакций).
Соли. Номенклатура солей.
Генетический ряд. Генетический ряд типичного металла на примерах кальция и свинца. Получение соединений типичных металлов Генетический ряд типичного неметалла на примерах углерода
кремния. Возможности получения соединений неметаллов из веществ других классов.
Генетический ряд металла, образующего амфотерный гидроксид.
Демонстрации
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Металлы. Неметаллы.
Графит как пример простого вещества, имеющего название, которое отличается от названия химического элемента.
Получение кислорода из перманганата калия и собирание методом вытеснения воды. Горение в кислороде магния, серы, фосфора. Работа аппарата Киппа. Наполнение мыльных пузырей смесью водорода с воздухом и их поджигание. Проверка водорода на чистоту. Горение водорода на воздухе и в кислороде. Взаимодействие водорода с серой. Горение водорода в хлоре.
Восстановление водородом оксида меди(II).
Неустойчивость пересыщенного раствора тиосульфата натрия. Автоматический дистиллятор. Отношение воды к натрию, магнию, меди. Отношение воды к оксидам бария и железа. Испытание растворов щелочей метилоранжем, лакмусом, фенолфталеином.
Взаимодействие оксидов углерода(IV) и фосфора(V) с водой и испытание полученных растворов метилоранжем, лакмусом, фенолфталеином.
Отсутствие химической реакции воды с оксидом кремния. Серная, азотная, фосфорная кислоты как представители кислородсодержащих кислот.
Соляная кислота как представитель бескислородных кислот. Образцы солей.
Отношение металлов к раствору соляной кислоты. Взаимодействие оксида меди(II) с раствором серной кислоты. Взаимодействие гидроксида меди(II) с раствором соляной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с куриным белком (сахаром).
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Ксантопротеиновая реакция.
Взаимодействие твёрдого гидроксида натрия с оксидом углерода(IV).
Лабораторные опыты
Ознакомление с образцами металлов и неметаллов. Получение кислорода из пероксида водорода.
Описание внешнего вида природных оксидов и составление их формул.
Получение водорода в приборе Д.М. Кирюшкина. Собирание водорода методом вытеснения воздуха. Проверка водорода на чистоту.
Изучение растворимости медного купороса при разных температурах. Взаимодействие оксида кальция с водой.
Изменение окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей. Сравнение окраски индикаторов в соляной и серной кислотах. Описание внешнего вида и растворимости разных солей. Реакция нейтрализации.
Разложение гидроксида меди(II) при нагревании. Амфотерность.
Получение соединений магния.
Получение соединений углерода.
Практические занятия
Химические свойства кислорода. Химические свойства водорода. Химические свойства кислот.
Тема 3. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома
Атом — сложная частица. Опыты А.А. Беккереля. Планетарная модель атома Э. Резерфорда. Основные частицы атомного ядра: протоны и нейтроны. Изотопы и изотопия. Уточнение понятия «химический элемент».
Электронейтральность атома. Первоначальное представление об электронном слое. Ёмкость электронного слоя. Понятие о внешнем электронном слое. Устойчивость внешнего электронного слоя. Изменение числа электронов на внешнем электронном слое с увеличением заряда ядра атомов элементов I–III периодов.
Классификация химических элементов. Основания классификации. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов на основе зарядов их атомных ядер. Периодическая система и периодические таблицы.
Период. Физический смысл номера периода. Большие и малые периоды. Периоды в разных формах периодической таблицы. Группы в короткой и длинной форме периодической таблицы. Главные и побочные подгруппы. А- и В-группы. Физический смысл номера группы для элементов главных подгрупп (А-групп).
Физический смысл порядкового номера химического элемента. Изменение свойств химических элементов в периодах и группах. Периодическое изменение числа электронов на внешнем электронном слое и периодическое изменение свойств химических элементов и их соединений. Современная формулировка периодического закона.
Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе.
Основные вехи в жизни Д. И. Менделеева. Классификация химических элементов и открытие периодического закона. Научный подвиг Д.И. Менделеева.
Практические занятия
Изменение свойств гидроксидов с увеличением зарядов атомных ядер химических элементов.
Тема 4. Количественные отношения в химии (8 ч)
Единица количества вещества. Число Авогадро. Физический смысл коэффициентов в уравнениях химических реакций. Чтение уравнений химических реакций.
Масса одного моля вещества. Молярная масса.
Молярный объём газов. Закон Авогадро. Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Демонстрации
Образцы твёрдых и жидких веществ количеством 1 моль.
Расчётные задачи
Расчёт количества вещества по известному числу частиц. Расчёт количества вещества по уравнению химической реакции. Расчёт молярной массы вещества по его формуле. Расчёты массы вещества по известному его количеству и обратные расчёты. Расчёты по химическим уравнениям массы одного из участников химической реакции по известной массе другого участника. Расчёт плотности газа
по его молярной массе и молярному объёму. Расчёты по химическим уравнениям массы одного из участников химической реакции по известному объёму другого участника, находящегося в газообразном состоянии.
Расчёты по химическим уравнениям с использованием объёмных отношений газов.
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/пТема урока Химический эксперимент
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ХИМИЮ (18 ч)
1 Предмет химии 2 Химическая лаборатория 3 Оборудование химической лаборатории Практическое занятие № 1
4 Чистые вещества и смеси Демонстрация: чистые вещества и смеси сохранение свойств веществ в смесях; разделение гетерогенных и гомогенных смесей
5 Разделение смеси Практическое занятие № 2
6 Превращения веществ Демонстрация: физические явления; химические явления; признаки химических реакций
7 Признаки химических реакций Практическое занятие № 3
8 Химический элемент 9 Химические формулы Лабораторный опыт № 1
10 Простые и сложные вещества Лабораторный опыт № 2
11 Массовая доля химического элемента в сложном веществе -
12-13 Валентность Лабораторный опыт № 3
14-15 Химические уравнения Демонстрации: опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ. Лабораторный опыт № 4
16 Атомно-молекулярное учение в химии 17 Повторение и обобщение 18 Контрольная работа № 1 ТЕМА 2. ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ (21 ч)
19 Простые вещества металлы и неметаллы
Демонстрации: вещества
молекулярного и немолекулярного строения; металлы; неметаллы.
Лабораторный опыт № 5
20 Кислород
Демонстрации: получение
из перманганата калия и
собирание методом вытеснения воды.
Лабораторный опыт № 6
21 Химические свойства кислорода
Демонстрации: горение вкислороде магния, серы, фосфора
22 Химические свойства кислорода
Практическое занятие № 4
23 Оксиды Лабораторный опыт № 7
24 Простые вещества. Водород
Демонстрации: работа аппарата Киппа; проверка водорода на чистоту.
Лабораторный опыт № 8
25 Химические свойства водорода
Демонстрации: горение водорода на воздухе, в кислороде; взаимодействие водорода с серой; восстановление
водородом оксида меди(II)
26 Химические свойства водорода
Практическое занятие № 5
27 Оксид водорода — вода
Демонстрации: неустойчивость пересыщенного раствора тиосульфата натрия; автоматический дистиллятор Лабораторный опыт № 9
28 Взаимодействие воды с металлами
Демонстрации: отношение воды к натрию, магнию, меди
29 Взаимодействие воды с оксидами металлов
Демонстрации: отношение
воды к оксидам бария и
железа; испытание индикаторами.
Лабораторный опыт № 10
30 Взаимодействие воды с оксидами неметаллов
Демонстрации: взаимодействие оксида углерода(IV) и фосфора(V) с водой и испытание полученных растворов индикаторами; отсутствие химической реакции воды с оксидом кремния. Лабораторный опыт № 11
31 Состав кислот. Соли
Демонстрации: серная,
азотная, фосфорная кислоты как представители кислородсодержащих кислот; соляная кислота как представитель бескислородныхкислот; образцы солей.
Лабораторный опыт № 12
32 Свойства кислот
Демонстрации: отношение
металлов к раствору соляной кислоты; взаимодействие оксида меди(II) сраствором серной кислоты;
взаимодействие гидроксидамеди(II) с раствором соляной кислоты; взаимодействие концентрированной
серной кислоты с сахаром;
взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью
33 Химические свойства кислот
Практическое занятие № 6
34 Свойства оснований
Демонстрация: взаимодействие твёрдого гидроксида натрия с оксидом
углерода(IV).
Лабораторные опыты 14, 15
35 Свойства амфотерныхгидроксидовЛабораторный опыт № 16
36 Генетический ряд типичного металла
Лабораторный опыт № 17
37 Генетический ряд типичного неметалла
Лабораторный опыт № 18
38 Повторение и обобщение 39 Контрольная работа № 2 ТЕМА 3. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН
И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА.
СТРОЕНИЕ АТОМА (13 ч)
40 Первоначальные представления о строении
атома 41-42 Электронные оболочки
атомов 43 Закономерности изменений в строении электронных оболочек атома 44 Естественно-научная классификация химическихэлементов 45 Периоды 46 Изменение свойств гидроксидов с увеличением
зарядов атомных ядер химических элементов
Практическое занятие № 7
47 Группы 48 Периодический закон 49 Предсказание свойств химических элементов и их
соединений на основе периодического закона 50 Научный подвиг Д.И. Менделеева 51 Повторение и обобщение 52 Контрольная работа № 3 ТЕМА 4. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ХИМИИ (13 ч)
53-54 Количество вещества
Демонстрация: образцы
твёрдых и жидких веществ количеством 1 моль
55-56 Молярная масса 57-58 Расчёты по уравнениям
химических реакций 59 Закон Авогадро 60-61 Расчёты по уравнениям
химических реакций 62 Объёмные отношения газов при химических реакциях 63-64 Решение расчётных задач 65 Контрольная работа № 4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2 ч)
66 Предмет химической науки
Лабораторные опыты 19,20
67 Источники химическойинформации
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ (3 ч)
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ХИМИЮ
Урок 1. Предмет химии
ЗАДАЧИ Начало формирования представлений: о химии как науке, о месте химии среди других естественных наук, о наблюдении как методе научного познания.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Различать предметы изучения естественных наук.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать определение объекта и предмета химии. Различать: предметы изучения естественных наук; бытовое и научное наблюдение. Объяснять роль наблюдения в познании окружающего мира.
Урок 2. Химическая лаборатория
ЗАДАЧИ Ознакомление учащихся с основными предметами оборудования школьной химической лаборатории и приёмами работы с ними.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХДЕЙСТВИЙ
Наблюдать манипуляции учителя с лабораторным оборудованием.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать назначение основных предметов лабораторного оборудования. Понимать необходимость выполнения правил безопасной работы в химической лаборатории. Объяснять роль эксперимента в познании мира.
Урок 3. Оборудование химической лаборатории
ЗАДАЧИ Изучить приёмы обращения с простейшим лабораторным оборудованием: лабораторным штативом, спиртовкой, пробирками, колбами и т. д.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Выполнять простейшие манипуляции с лабораторным оборудованием в ходе практического занятия № 1. Фиксировать наблюдения в тетради.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь обращаться с лабораторным штативом, спиртовкой.
Урок 4. Чистые вещества и смеси
ЗАДАЧИ Начало формирования представления о смесях веществ как о системах переменного состава.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Наблюдать: свойства чистого хлорида натрия и чистого оксида кремния; сохранение свойств компонентов в смеси;
учителя при разделении смесей. Описывать на естественном языке
(русском и/или родном) наблюдаемые свойства веществ, используя общепринятые сокращения и обозначения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать отличие чистого вещества от смеси и основные способы разделения смесей.
Урок 5. Разделение смеси
ЗАДАЧИ Научить: простейшим способам очистки веществ: фильтрованию и выпариванию; следовать инструкции и оформлять отчёт о химическом эксперименте.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Различать понятия «чистое вещество» и «смесь веществ». Выполнять манипуляции по разделению гетерогенной смеси в ходе практического занятия № 2. Фиксировать наблюдения в тетради.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать правила обращения с необходимым для работы лабораторным оборудованием, способы разделения смесей фильтрованием и выпариванием. Уметь складывать фильтр, фильтровать и выпаривать.
Урок 6. Превращение веществ
ЗАДАЧИ Начало формирования понятия о химической реакции.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Наблюдать демонстрируемые учителем физические явления; химические реакции. Описывать на естественном языке (русском и/или родном) наблюдаемые свойства веществ, используя общепринятые сокращения и обозначения. Фиксировать в тетради наблюдаемые признаки химических реакций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Понимать сущность признаков химических реакций.
Урок 7. Признаки химических реакций.
ЗАДАЧИ Продолжение формирования умений правильно
обращаться с оборудованием, наблюдать, фиксировать наблюдения в тетради.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Различать физические явления и химические реакции. Объяснять признаки химических реакций как физические явления, сопровождающие превращения веществ друг в друга. Осуществлять химические реакции в ходе практического занятия № 3. Фиксировать ход эксперимента и его результаты в тетради, используя естественный (русский и/или родной) язык.
Урок 8. Химический элемент
ЗАДАЧИ Формирование первоначального представления о химическом элементе как совокупности атомов одного вида.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент».
Объяснять необходимость использования знаков химических элементов;
происхождение знаков химических элементов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Знать определение химического элемента как совокупности атомов одного вида.
Урок 9. Химические формулы
ЗАДАЧИ Сформировать понятие о постоянстве состава веществ.
Показать, что постоянный состав характерен только для веществ, имеющих молекулярное строение.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Наблюдать физические свойства веществ при выполнении лабораторного опыта № 1. Составлять формулы веществ по известному их качественному и количественному составу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать определение понятия «химическая формула» и что обозначает индекс в химической формуле. Уметь составлять химические формулы по известному качественному и количественному составу веществ, описывать качественный и количественный состав веществ по известной химической формуле.
Урок 10. Простые и сложные вещества
ЗАДАЧИ Сформировать представления о простом и сложном веществах. Научить различать понятия «простое вещество» и «химическийэлемент». Составлять названия бинарных соединений по их формулам.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Различать понятия «простое вещество», «сложное вещество».
Обобщать понятия «простое вещество» и «сложное вещество». Наблюдать физические свойства веществ при выполнении лабораторного опыта № 2. Составлять названия бинарных соединений по известной формуле вещества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь составлять названия бинарных соединений по известной формуле вещества. Объяснять различия между простыми и сложными веществами, простыми веществами и химическими элементами.
Урок 11. Массовая доля химического элемента в сложном веществе
ЗАДАЧИ Сформировать представления об относительной атомной и относительной молекулярной массе. Показать относительность любых измерений массы. Научить находить значение относительной атомной массы. Научить вычислять массовую долю элементов по формулам сложных веществ.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Различать понятия «масса», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса». Обобщать понятия «масса», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса». Рассчитывать относительную молекулярную
массу вещества по его формуле; массовую долю химического элемента в сложном веществе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь рассчитывать относительную молекулярную массу вещества по его формуле; массовую долю химического элемента в сложном веществе.
Урок 12-13. Валентность
ЗАДАЧИ Познакомить учащихся с понятием «валентность» как о свойстве атомов присоединять определённое число других атомов. Научить определять валентность элементов по формулам соединений и составлять формулы соединений по валентности элементов.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Сравнение содержания понятия «валентность» в химии и в языкознании. Моделирование молекул бинарных соединений. Определять валентности атомов в бинарных соединениях. Описывать простейшие вещества с помощью химических формул. Описывать качественный и количественный состав простейших веществ по их химическим формулам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь определять валентность элементов по формулам соединений из двух элементов и составлять формулы веществ из двух элементов по известной валентности.
Урок 14-15. Химические уравнения
ЗАДАЧИ Познакомить с историей открытия закона сохранения массы веществ и с ролью М.В. Ломоносова и А.Л. Лавуазье в открытии этого закона. Объяснить причины сохранения массы веществ при химических реакциях. Сформировать понятие об уравнении химической реакции как об условной записи, отображающей превращения веществ. Научить расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Наблюдать и описывать опыты, демонстрируемые учителем. Наблюдать и фиксировать в тетради средствами естественного (русского и/или родного) языка и с помощью химических уравнений изменения веществ в ходе выполнения лабораторного опыта № 4. Различать понятия «индекс» и «коэффициент»; «схема химической реакции» и «уравнение химической реакции».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь расставлять коэффициенты в схемах простейших химических реакций.
Урок 16. Атомно-молекулярное учение в химии
ЗАДАЧИ Познакомить учащихся с историей возникновения, возрождения и развития атомно-молекулярного учения. На основе обобщения изученного материала сформулировать основные положения атомно-молекулярного учения.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Обобщать изученные в теме 1 понятия в виде основных положений атомно-молекулярного учения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать основные положения атомно-молекулярного учения
Урок 17. Повторение и обобщение
ЗАДАЧИ Подготовить учащихся к выполнению первой контрольной работы по химии.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Различать предметы изучения естественных наук; изученные понятия. Наблюдать и описывать средствами естественного (русского и/или родного) и искусственного (химии) языка простейшие вещества; наблюдаемые химические реакции. Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности атомов. Рассчитывать относительную молекулярную массу по формуле вещества; массовую долю химических элементов в сложном веществе.
Урок 18. Контрольная работа № 1
ЗАДАЧИ Письменная проверка знаний и умений учащихся, которые они приобрели в результате изучения темы 1.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач.
ТЕМА 2. ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
Урок 19. Простые вещества металлы и неметаллы
ЗАДАЧИ Начать формирование представления об основаниях классификации веществ.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Наблюдать физические свойства веществ, демонстрируемых учителем, и в ходе выполнения лабораторного опыта № 5. Различать существенные и несущественные основания классификации; названия простых веществ и химических элементов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать деление простых веществ на металлы и неметаллы. Объяснять различие в свойствах простых веществ, образованных одним и тем химическим элементом, явлением аллотропии.
Урок 20. Кислород
ЗАДАЧИ Конкретизировать знания о химическом элементе и простом веществе. Познакомить учащихся с лабораторными способами получения кислорода и с получением в промышленности.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем, и в ходе выполнения лабораторного опыта № 6. Описывать превращения веществ с помощью уравнений химических реакций; физические свойства веществ по плану, предложенному учителем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать физические свойства кислорода; способы получения и собирания кислорода.
Урок 21. Химические свойства кислорода
ЗАДАЧИ Изучить химические свойства кислорода. Сформировать первые представления о реакциях окисления.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Описывать превращения веществ с помощью уравнений химических реакций и общепринятых сокращений и обозначений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать химические свойства кислорода. Уметь различать физические и химические свойства, составлять уравнения реакций кислорода с изученными веществами.
Урок 22. Химические свойства кислорода
ЗАДАЧИ Научить собирать газ в сосуд вытеснением воздуха и воды. Совершенствовать умение работать с простейшими приборами при нагревании.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Осуществлять превращения веществ по инструкции в ходе практического занятия № 4. Фиксировать наблюдения в тетради, правильно выбирая средства естественного и искусственного языка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь собирать простейший прибор для получения газа, проверять его на герметичность, укреплять прибор в штативе, обращаться с нагревательными приборами; собирать газ вытеснением воздуха.
Урок 23. Оксиды
ЗАДАЧИ Познакомить учащихся с оксидами как классом неорганических соединений. Актуализировать знания о номенклатуре бинарных соединений.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Описывать внешний вид природных оксидов и составлять их формулы в ходе выполнения лабораторного опыта № 7.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать определение оксидов и два исключения из него.
Урок 24. Простые вещества. Водород
ЗАДАЧИ Конкретизировать знания о химическом элементе и простом веществе на примере изучения водорода. Сформировать представления о способах получения и собирания водорода в лаборатории.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Осуществлять проверку газа (водорода) на чистоту. Объяснить принцип действия аппарата Киппа и прибора Д.М. Кирюшкина. Сравнивать методы собирания кислорода и водорода.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь проверять прибор на герметичность, водород на чистоту; соблюдать меры предосторожности при работе с химическими реактивами; собирать водород методом вытеснения воздуха, доказывать его наличие. Знать правила безопасной работы с водородом.
Характеризовать физические свойства водорода.
Урок 25. Химические свойства водорода
ЗАДАЧИ Изучить химические свойства водорода. Сформировать представления о водороде как о восстановителе и экологически чистом топливе.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Описывать превращения веществ с помощью естественного языка и уравнений химических реакций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь составлять уравнения изученных химических реакций водорода.
Урок 26. Химические свойства водорода
ЗАДАЧИ Развитие умений безопасной работы в химической лаборатории. Закрепление знаний о получении и свойствах водорода.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Исследовать свойства водорода. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из практического занятия № 5.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь работать с водородом.
Урок 27. Оксид водорода — вода
ЗАДАЧИ Сформировать понятия о растворе, растворителе, растворимости, насыщенных и ненасыщенных растворах. Научить объяснять процесс растворения веществ в воде на основе атомно-молекулярного учения
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Объяснять принцип действия установки для перегонки воды; автоматического дистиллятора.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать определения понятий «раствор», «растворимость», «насыщенный и ненасыщенный растворы». Уметь готовить растворы при нагревании; проводить расчёты с использование массовой доли растворённого вещества.
Урок 28. Взаимодействие воды с металлами
ЗАДАЧИ Формирование первоначального представления о ряде активности металлов на примере их взаимодействия с водой.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь составлять уравнения изученных химических реакций с участием воды; прогнозировать возможность взаимодействия воды с металлами на основании положения последних в ряду активности.
Урок 29. Взаимодействие воды с оксидами металлов
ЗАДАЧИ Начать формирование представлений об основаниях как классе неорганических соединений. Познакомить учащихся с возможностями использования индикаторов для определения реакции среды.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Выдвигать гипотезы о возможности взаимодействия оксидов металлов с водой на основе данных таблицы растворимости. Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Осуществлять превращения веществ в ходе выполнения лабораторного опыта № 10. Фиксировать
наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь составлять уравнения изученных химических реакций с участием воды; прогнозировать возможность взаимодействия воды с оксидами металлов с помощью таблицы растворимости.
Урок 30. Взаимодействие воды с оксидами неметаллов
ЗАДАЧИ Расширить представления учащихся о свойствах
воды. Продолжить формирование знаний о номенклатуре неорганических соединений.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Различать понятия «гидроксид», «кислота», «основание». Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Сравнивать поведение индикаторов в разных средах в ходе выполнения лабораторного опыта № 11. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь составлять уравнения изученных химических реакций с участием воды; прогнозировать возможность взаимодействия воды с оксидами неметаллов с помощью таблицы растворимости; определять реакцию среды с помощью индикаторов. Различать понятия «гидроксид», «кислота», «основание».
Урок 31. Состав кислот. Соли
ЗАДАЧИ Уточнить представления учащихся о кислотах как классе неорганических веществ. Познакомить с классификациями кислот. Ввести первое представление о солях и их номенклатуре.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Сравнивать поведение индикаторов в растворах кислот в ходе выполнения лабораторного опыта № 12. Исследовать растворимость разных солей в воде в ходе выполнения лабораторного опыта № 13. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать состав кислот и солей; номенклатуру солей. Уметь определять валентность кислотного остатка и составлять формулы солей.
Урок 32. Свойства кислот
ЗАДАЧИ Развить представления о составе кислот и о ряде активности металлов. Познакомить с основными свойствами кислот.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Выдвигать гипотезы о возможности протекания химической реакции между растворами кислот и металлами на основе положения металлов в ряду активности. Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов. Представлять информацию о свойствах веществ в табличной форме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать химические свойства кислот, правила техники безопасности при работе с кислотами. Уметь составлять уравнения химических реакций пользоваться рядом активности металлов, распознавать кислоты с помощью индикаторов.
Урок 33. Химические свойства кислот
ЗАДАЧИ Развитие умений проводить ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, наблюдать и фиксировать результаты эксперимента.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Исследовать химические свойства кислот. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из практического занятия № 6.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь проводить химические реакции в растворах при нагревании, выпаривать растворы на открытом пламени.
Урок 34. Свойства оснований
ЗАДАЧИ Расширить представления учащихся о химических свойствах оснований.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Выдвигать и обосновывать предложения по выбору оснований классификации (по аналогии с классификацией кислот). Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Самостоятельно проводить химический эксперимент, предусмотренный лабораторными опытами № 14 и 15. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать изученные свойства оснований. Уметь классифицировать основания по разным признакам.
Урок 35. Свойства амфотерных гидроксидовЗАДАЧИ Сформировать первое представление об амфотерности.
Познакомить со способом определения принадлежности нерастворимого гидроксида к конкретному классу неорганических соединений.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Составлять алгоритм действий по определению кислотно-основного характера нерастворимого гидроксида. Самостоятельно проводить химический эксперимент, предусмотренный лабораторным опытом № 16. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать определение амфотерности. Уметь экспериментально доказывать амфотерность предложенного оксида и гидроксида.
Урок 36. Генетический ряд типичного металла
ЗАДАЧИ Обобщить, систематизировать и скорректировать знания учащихся о металлах, оксидах металлов и основаниях.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Обобщать полученные знания об основных классах неорганических соединений. Самостоятельно проводить химический эксперимент, предусмотренный лабораторным опытом № 17. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать определения и классификацию веществ генетического ряда металла. Уметь по составу и свойствам классифицировать неорганические вещества; составлять генетические ряды металла.
Урок 37. Генетический ряд типичного неметалла
ЗАДАЧИ Обобщить, систематизировать и скорректировать знания учащихся о неметаллах, оксидах неметаллов и кислотах.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Обобщать полученные знания об основных классах неорганических соединений. Самостоятельно проводить химический эксперимент, предусмотренный лабораторным опытом № 18. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать определения и классификацию веществ генетического ряда металла. Уметь по составу и свойствам классифицировать неорганические вещества; составлять генетические ряды металла.
Урок 38. Повторение и обобщение
ЗАДАЧИ Подготовка учащихся к контрольной работе.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Классифицировать изученные вещества по составу и свойствам.
Характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений.
Урок 39. Контрольная работа № 2
ЗАДАЧИ Письменная проверка знаний и умений учащихся.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач.
ТЕМА 3. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА. СТРОЕНИЕ АТОМА
Урок 40. Первоначальные представления о строении атома
ЗАДАЧИ Актуализировать знания учащихся о строении атома, которые они получили на уроках физики. Уточнить содержание понятия «химический элемент».
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Определять понятия «химический элемент», «изотоп», «изотопия».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Сравнивать содержание понятия «химический элемент» ватомно-молекулярном учении и современное и объяснять причины различий.
Урок 41-42. Электронные оболочки атомов
ЗАДАЧИ Ввести понятие «электронный слой».
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Определять понятия «электронная оболочка», «электронный слой», «ядро атома».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Объяснить электронейтральность атома. Раскрывать смысл понятия «электронный слой».
Урок 43. Закономерности изменений в строении электронных оболочек атома
ЗАДАЧИ Сформировать представления об электронном строении атомов на примере 18 химических элементов периодической таблицы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь составлять схемы строения атомов первых 20 элементов.
Урок 44. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
ЗАДАЧИ Познакомить учащихся с классификацией химических элементов на основе строения их атомов. Ввести понятия «периодическая система» и «периодическая таблица».
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Определять существенные и несущественные основания классификации химических элементов. Различать понятия «периодическая система химических элементов» и «периодическая таблица химических элементов».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь объяснять различия понятий «периодическая система химических элементов» и «периодическая таблица».
Урок 45. Периоды
ЗАДАЧИ Начать формирование представлений о структуре периодической таблицы. Раскрыть физический смысл номера периода. Рассмотреть изменение свойств химических элементов и их соединений в периоде при увеличении зарядов атомных ядер.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Разъяснять физический смысл номера периода. Сравнивать строение атома с положением химического элемента в периодической таблице (по периодам). Различать понятия «малый период» и «большой период». Обобщать понятия «малый период» и «большой период».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Разъяснять физический смысл номера периода, определять малые и большие периоды в короткой и длинной формах периодической системы.Урок 46. Изменение свойств гидроксидов с увеличением зарядов атомных ядер химических элементов
ЗАДАЧИ Совершенствование экспериментальных умений учащихся.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Изучать изменение свойств гидроксидов некоторых химических элементов III периода в ходе практического занятия № 7.
Делать умозаключения о характере изменения кислотно-основных свойств гидроксидов, образованных химическими элементами одного периода. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь соблюдать правила безопасной работы в химической лаборатории.
Урок 47. Группы
ЗАДАЧИ Продолжить формирование представления о структуре периодической системы химических элементов. Раскрыть физический смысл номера группы на примере химических элементов главных подгрупп.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Различать понятия «главная подгруппа», «побочная подгруппа», «А-группа», «В-группа». Обобщать понятия «главная подгруппа», «побочная подгруппа», «А-группа», «В-группа». Сравнивать физический смысл номера периода и номера группы (для элементов главных подгрупп). Определять положение химического элемента в периодических таблицах разных форм. Описывать и характеризовать структуру короткой и длинной форм периодической таблицы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Раскрывать смысл понятий «группа», «подгруппа». Определять положение химического элемента в периодических таблицах разных форм. Описывать и характеризовать структуру короткой и длинной форм периодической таблицы.
Урок 48. Периодический закон
ЗАДАЧИ Основываясь на теории электронного строения атома, рассмотреть современную формулировку периодического закона.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер. Сравнивать изменение свойств простых веществ и гидроксидов элементов в периодах и группах (для элементов главных подгрупп).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать периодический закон. Объяснять причину периодического изменения свойств химических элементов и их соединений.
Урок 49. Предсказание свойств химических элементов и их соединений на основе периодического закона
ЗАДАЧИ Обобщить знания о структуре периодической системы химических элементов. Начать формирование умения характеризовать химический элемент по его положению в периодической таблице.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Делать предположения о свойствах химических элементов и их соединений на основе положения химического элемента в периодической системе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать определения периода, группы, главной и побочной подгрупп, тенденции изменения свойств простых веществ и соединений химических элементов в периодах, главных и побочных подгруппах периодической системы. Уметь характеризовать химический элемент по положению в периодической таблице.
Урок 50. Научный подвиг Д.И. Менделеева
ЗАДАЧИ Сформировать представления о научно-практическом значении периодического закона.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Структурировать материал о жизни и деятельности Д.И. Менделеева; об утверждении учения о периодичности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать о роли периодического закона для обобщения и объяснения уже известных фактов и предсказания новых. Уметь показать его значение для развития науки и техники.
Урок 51. Повторение и обобщение
ЗАДАЧИ Подготовка к контрольной работе.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Классифицировать изученные химические элементы и их соединения. Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам; химические элементы разных групп. Различать периоды; главные и побочные подгруппы; А- и В-группы. Моделировать строение атома. Определять изученные понятия. Описывать и характеризовать структуры периодических таблиц разных форм. Делать предположения о свойствах химических элементов и их соединений на основе положения химического элемента в периодической системе.
Урок 52. Контрольная работа № 3
ЗАДАЧИ Письменная проверка знаний и умений учащихся.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач.
ТЕМА 4. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ХИМИИ
Урок 53-54. Количество вещества
ЗАДАЧИ Сформировать понятие о количестве вещества как об одной из основных физических величин.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Различать важнейшие характеристики вещества. Определять понятия «количество вещества», «моль». Разъяснять физический смысл коэффициентов в уравнениях химических реакций.
Описывать превращения веществ по уравнениям химических реакций средствами естественного (русского и/или родного) языка. Проводить расчёты количества вещества по известному числу частиц; количества вещества по уравнению химической реакции.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать число Авогадро, определения количества вещества и моля. Уметь определять число структурных единиц по данному количеству вещества и наоборот; по уравнению химической реакции.
Урок 55-56. Молярная масса
ЗАДАЧИ Показать численное равенство молярной и относительной молекулярной масс вещества. Научить вычислять количество вещества по известной массе вещества и массу вещества по известному количеству вещества.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Различать понятия «масса», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «молярная масса». Проводить расчёты массы вещества по известному его количеству и обратные расчёты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать о равенстве числовых значений молярной и относительной молекулярной масс. Уметь вычислять массу данного количества вещества и количество вещества по данной массе.
Урок 57-58. Расчёты по уравнениям химических реакций
ЗАДАЧИ Научить вычислять по заданным химическим уравнениям массу по известной массе одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате реакции веществ.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Разъяснять физический смысл коэффициентов в уравнениях химических реакций. Описывать превращения веществ по уравнениям химических реакций средствами естественного (русского и/или родного) языка. Проводить расчёты массы одного из участников химической реакции по известной массе другого участника.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь проводить расчёты массы одного из участников химической реакции по известной массе другого участника.
Урок 59. Закон Авогадро
ЗАДАЧИ Сформировать понятие о молярном объёме газов. Научить производить расчёты, используя закон Авогадро и следствие из него.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Различать понятия «объём», «молярный объём», «молярная масса». Разъяснять сущность закона Авогадро и изученного следствия из него. Проводить расчёты плотности газа по его молярной массе и молярному объёму.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Знать закон Авогадро и следствие из него. Уметь определять объём определённого количества вещества газа, а также количество вещества газа, массу газа и число молекул, исходя из объёма газа при нормальных условиях; проводить расчёты плотности газа по его молярной массе и молярному объёму.
Урок 60-61. Расчёты по уравнениям химических реакций
ЗАДАЧИ Научить вычислять по химическим уравнениям объем газа (по известной массе или количеству вещества), массу или количество вещества (по известному объёму газа) одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Разъяснять физический смысл коэффициентов в уравнениях химических реакций. Описывать превращения веществ по уравнениям химических реакций средствами естественного (русского и/ или родного) языка. Проводить расчёты по химическим уравнениям массы одного из участников химической реакции по известному объёму другого участника, находящегося в газообразном состоянии.
Урок 62. Объёмные отношения газов при химических реакциях
ЗАДАЧИ Сформировать умение вычислять объёмы газов, участвующих в химических реакциях.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Разъяснять сущность объёмных отношений газов как следствие из закона Авогадро. Проводить расчёты по химическим уравнениям с использованием объёмных отношений газов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь вычислять объёмы газов, участвующих в химических реакциях.
Урок 63-64. Решение расчётных задач
ЗАДАЧИ Обобщить знания учащихся о количественных отношениях в химии. Совершенствовать умения проводить расчёты по уравнениям химических реакций. Виды деятельности учащихся на уровне учебных действий. Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь проводить расчёты по уравнениям химических реакций.
Урок 65. Контрольная работа № 4
ЗАДАЧИ Письменная проверка знаний и умений учащихся.
Виды деятельности учащихся на уровне учебных действий. Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач.
Урок 66. Предмет химической науки
ЗАДАЧИ Обобщение знаний и умений, полученных учащимися в 8 классе.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Обобщать полученные знания об объекте и предмете есте-
ственных наук. Разъяснять причины возникновения в обществе хемофобии. Структурировать материал об общих методах естествознания и специфических методах химии. Фиксировать ход выполнения и результаты, делать выводы из химических экспериментов в ходе выполнения лабораторных опытов № 19 и 20.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь раскрывать смысл понятий «анализ» и «синтез».
Урок 67. Источники химической информации
ЗАДАЧИ Познакомить учащихся с достоверными и недостоверными источниками химической информации.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Приводить аргументы за и против использования различных источников информации в качестве научного знания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Уметь оценивать достоверность химической информации, полученной из разных источников.