УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ В 6-ОМ КЛАССЕ Блины, блинчики, оладьи.

Урок по технологии в 6-ом классе.

ТЕМА: Блины, блинчики, оладьи.

УЧЕБНИК: Технология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. В. Д. Симоненко.

ТИП УРОКА: Комбинированный.

ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающая:
формирование понятия о муке, закрепление основных правил обращения с мукой при приготовлении теста;
знакомство с основными способами приготовления теста;
усвоение правил выпекания блинов;
формирование практических умений по приготовлению блинов.
Развивающая:
овладение основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить выделять главное, анализировать, сравнивать, исследовать, ставить и решать проблемы, делать выводы по теме);
развитие творческого потенциала учащихся;
формирование интереса учащихся к предмету.
Воспитывающая:
воспитание бережного отношения к продуктам;
воспитание навыков работы в парах, в группе, терпимости к мнению одноклассников;
воспитание чувства долга и ответственности за собственные результаты в учебе.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, инструктаж);
наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся - сообщения);
практические (упражнения по закреплению знаний, практическая работа)

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:
Беседа с элементами семинара,
групповая работа,
практическое занятие,

ОБОРУДОВАНИЕ:
компьютер;
мультимедиапроектор;
экран;
электрическая плита;
кухонный инвентарь (посуда, инструменты, приспособления);
технологические карты.

Наглядность:
Электронная презентация «Печем блины, встречаем Масленицу!».
Плакат «Технология приготовления блинов: блины скороспелые».
Памятка «Секреты приготовления блинов».
Исследовательские работы учащихся:
«Блины - блюдо русской национальной кухни»
Приготовление блинов.


ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
Учащимся подготовить сообщения для семинара по результатам исследования по следующим вопросам:
Масленица – история праздника.
Что же такое – русский блин?
Секреты выпечки блинов.
Пословицы и поговорки о блинах.

СТРУКТУРА УРОКА:


п/п
Этап урока
Приемы и методы
Время, мин.

1.
Организационный момент.
Беседа.
2


2.

Актуализация базовых знаний.
Семинар - сообщения учащихся по проведённым исследованиям.
Беседа (обращение к опыту учащихся, диалог).
10


3.

Изложение нового материала.
Объяснение.
Использование наглядности (показ слайдов).
20

4.


Практическая работа учащихся.


Инструктаж по ТБ. Использование наглядности (технологические карты).
Обсуждение в группах.
Практика.
40


5.

Оценка знаний и умений.
Самооценка, взаимооценка, оценка результатов независимыми экспертами.
8


6.

Закрепление изученного материала.
Опрос.
Сообщения учащихся по проведённым исследованиям (памятка).
5


7.

Домашнее задание.
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
5


ХОД УРОКА:

Организационный момент
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу.
Тема сегодняшнего урока «Блины, блинчики, оладьи».
Цель нашего урока, как вы уже поняли, проводя исследования при подготовке к уроку, не только научиться готовить символ весны – блины, но и узнать: что же такое русский блин, секреты выпечки блинов от бабушек, какую посуду используют при их приготовлении, а также познакомиться с рецептами приготовления блинов.

Актуализация базовых знаний - семинар
Учащиеся отвечают на вопросы:
Что же такое русский блин?
(сообщения учащихся – смотри работу учащихся «Блины -
блюдо русской национальной кухни»)
Блины – русское национальное блюдо.
(сообщения учащихся о Масленице – смотри работу учащихся «Блины - блюдо русской национальной кухни»)
К каким блюдам относятся блины?
(блюдо из теста)
С какой приправой или начинкой можно подавать блины?
( с творогом, мясом, вареньем, мёдом, сметаной и т.д.)
Какие продукты необходимы для приготовления блинов?
(мука, молоко или вода, яйца, сахар, соль)


Изложение нового материала
Самым главным продуктом в приготовлении блинов является МУКА. Рассмотрим понятие муки.
Мука основной продукт в приготовлении теста. Пекут обычно из пшеничной и ржаной муки. Она богата углеводами, белками, жирами, минеральными веществами.
Перед замешиванием теста муку обязательно просеивают через сито. При этом удаляются комочки и случайные примеси, а мука обогащается воздухом. Это значит, что тесто будет легче замешиваться и лучше подниматься.
Неплохо бы усвоить правило: не сыпать муку в жидкость, от этого она спекается в комки. Лучше понемногу подливать жидкость в углубление в лунке, замешивая до равномерной густоты получающуюся массу.
Мука, разведенная водой, образует клейкую массу, которая недостаточно хорошо пропекается и после выпечки становится очень грубой. Изделия из такого теста плохо усваиваются.
Чтобы улучшить качество теста, применяют разрыхлители, которые делают тесто пористым. В домашних условиях тесто разрыхляют, главным образом, с помощью дрожжей и пищевой соды. Иногда в качестве разрыхлителя используют кислое молоко и яичные белки.
Технология приготовления блинов.
Для блинов и оладий делают дрожжевое тесто. Существует два способа приготовления дрожжевого теста: безопарный и опарный.
Без опары готовят изделия, на которые идет небольшое количество яиц и жира (блины, оладьи, пироги). При этом все компоненты замешивают в один прием. Для этого подогревают жидкость (воду, молоко, кефир, сыворотку и т.п.) примерно до 30°С, добавляют соль, сахар, разведенные теплой водой или теплым молоком дрожжи, взбитое или растопленное сливочное масло или другие жиры, кладут просеянную муку и замешивают тесто. Вымешивают его до тех пор, пока оно не станет легко отставать от рук и стенок посуды. Приготовленное тесто выравнивают, слегка посыпают мукой или смазывают растопленным сливочным маслом, накрывают чистой салфеткой и дают ему подойти в теплом месте в течение 34 ч. В процессе брожения тесто несколько раз обминают. Готовое тесто увеличивается в объеме в 2 раза, имеет выпуклую поверхность.
С применением опары готовят дрожжевое тесто с большим содержанием сахара, жира, яиц. Для этого сначала готовят опару, то есть жидкое тесто. Для приготовления опары в посуду засыпают примерно треть предусмотренного рецептурой количества муки, подливают подогретое до 3035°С молоко или воду (примерно 60% от общего количества), кладут разведенные дрожжи и замешивают жидковатое тесто. Для активизации дрожжей можно добавить в опару немного сахара. Поверхность опары посыпают мукой, посуду накрывают чистым полотенцем и ставят в теплое место для брожения на 1 ч. К концу брожения опара увеличивается в объеме в 22,5 раза.
В готовую опару добавляют оставшуюся жидкость с растворенным в ней сахаром и солью, вымешивают до полного соединения этого раствора с опарой, вводят оставшуюся муку и яйца. Тесто тщательно перемешивают в течение 1012 мин. В конце замешивания добавляют растопленное до густоты сметаны сливочное масло и вымешивают до тех пор, пока тесто не будет отделяться от стенок посуды и рук, затем его посыпают мукой, накрывают полотенцем и ставят в теплое место для брожения на 1,52 ч. За это время тесто несколько раз обминают. Объем готового теста должен увеличиться примерно в 2 раза.
Блины можно приготовить из теста, не содержащего дрожжи.
Блины скороспелые, разрыхлителем для которых являются сода и кефир. Яйца, соль, сахар перемешивают с кефиром или простоквашей, всыпают муку с содой и опять перемешивают, чтобы не образовалось комков. Из приготовленного теста выпекают блины.
Далее рассмотрим технологию приготовления блинчиков.
Тесто для блинчиков готовят более жидким и без разрыхлителей. Яйца растирают с солью, сахаром, добавляют муку и половину порции молока. Все хорошо размешивают и разводят оставшимся молоком.
Здесь необходимо заметить, что выпекают блины на сковородах, лучше всего чугунных. Размер их должен быть небольшой, так как русские блины пекут, как правило, величиной с блюдце. Очень важно, чтобы сковороды были абсолютно чистыми.
Тесто выливать на сковороду лучше деревянным черпаком или ложкой. Главное, чтобы в нем помещалась порция теста для одного блина. Когда блин зарумянится, покраснеет с одной стороны (нижней), а с другой весь покроется дырочками, его следует перевернуть лопаткой. Готовые блины укладывают один на другой, смазывая сливочным маслом, и ставят в теплое место, чтобы не стыли.
Обычно для приготовления теста используют следующую посуду и инвентарь:
замешивают тесто в эмалированной посуде (кастрюля, миска и т.д.);
для замеса используют венчики, миксеры (но лучше всего замешивать руками);
выпекают блины, оладьи, блинчики на сковородах (предпочтительно чугунных).
Едят блины, оладьи, блинчики горячими. К ним подают сливочное масло, сметану, мед, варенье, икру, красную рыбу.

Практическая работа учащихся.
Инструктаж по технике безопасности.
Перед тем, как приступить непосредственно к практической деятельности, давайте вспомним правилам техники безопасности пользования электроплитой, режущими инструментами, горячей жидкостью и посудой.
(Учащиеся вспоминают технику безопасности)
Планирование трудовой деятельности
Каждая бригада должна приготовить порцию скороспелых блинов с разными приправами.
Посмотрите на технологические карты (приложение 2), проанализируйте их, спланируйте свою деятельность. Выясните, что вам не понятно.
Приготовление скороспелых блинов.
Итак, опираясь на технологические карты, учебник и консультации учителя вы самостоятельно выполняете практическую работу. ПРИСТУПАЕМ.
(Каждая бригада работает по технологическим картам)
Сервировка стола.
Необходимо красиво оформить стол, правильно подать блюдо к столу, соблюдать правила этикета.

Оценка знаний и умений
Проводится конкурс: самый красивый стол.
Бригады дегустируют изделия друг друга и анализируют их вкусовые качества.
Учащиеся самостоятельно оценивают свои работы (самооценка).
Учащиеся оценивают работу соседа (взаимооценка).
Оценка результатов проводится также независимыми экспертами. К столу приглашаются мальчики, учителя.
Проводится конкурс пословиц и поговорок о масленице и о блинах.
(домашнее задание – смотри приложение 1)
Учитель подводит итоги практической работы:
достигнута ли цель урока;
все ли задания выполнены;
разобрать ошибки;
выставить оценки, аргументируя их.
Проводиться уборка рабочих мест: дежурные собирают и сдают учителю инструменты, приспособления и наводят чистоту.

Закрепление изученного материала.
Какой основной компонент в приготовлении блинов?
(Основным компонентом является мука)
Как проводится первичная обработка муки?
(муку обязательно просеивают через сито)
Какие правила обращения с мукой необходимо соблюдать при приготовлении теста?
(Нельзя сыпать муку в жидкость, нужно понемногу подливать жидкость в углубление в лунке)
Как можно улучшить качество теста?
(применять разрыхлители – дрожжи, соду, кислое молоко, яичные белки)
Какое бывает тесто?
(дрожжевое и без содержания дрожжей)
Какие способы приготовления дрожжевого теста вы знаете?
(безопарный и опарный)
Как следует выпекать блины?
(на сковородках, лучше чугунных, тесто выливать на сковородку лучше деревянным черпаком, когда блин зарумянится с одной стороны, а с другой покроется дырочками, его переворачивают лопаткой)

Девочки припасли вам памятку «Секреты приготовления блинов», которые они собрали из многих кулинарных книг, опрашивали мам и бабушек.
(Каждому выдаётся памятка «Секреты приготовления блинов»).

Домашнее задание (творческое):
Найти рецепты приготовления блинов и оформить их в кулинарную книжку.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Технология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / под ред. В. Д. Симоненко – М.: Вентана – Граф, 2007.
Технология. 6 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология. 6 класс» В. Д. Симоненко.
Справочник учителя 1 – 11 классов / Серия «Здравствуй, школа!». – Ростов н / Д: Фениес, 2004.
Сборник нормативно - методических материалов по технологии. / Авт. – сост.: Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М.И. – М.: Вентана – Графф, 2002.
Технология (трудовое обучение). 1-4, 5-11 классы. / Под ред. Ю.Л.Хотунцева, В.Д.Симоненко. М.: Просвещение, 1997, 2000, 2005 (переиздание).
О примерных программах основного общего образования по образовательной области «Технология» // Школа и производство. – 1998. №6.








ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Пословицы и поговорки о масленице и о блинах
Блин добро не один.
Блин брюху не порча.
Блин - не клин, брюха не расколет.
На горах покататься, в блинах поваляться.
Без блина – не Масляна, без пирога - не именинник.
Не всё коту Масленица.
Как на масляной неделе в потолок блины летели.
Не житье, а масленица.
Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить.

Приложение 2
Разработка наглядного пособия.
В качестве наглядного пособия мы будем использовать технологические карты, составленные по рецептам кулинарных изделий, представленных на большом плакате в виде таблиц.

Блины скороспелые
Наименование продукта

Количество продуктов

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь



Яйца

Сахар

Соль

Кефир

Мука

Сода


2Зшт.

1 ст. л.

0,5 ч. л.

3 стакана

3,5 стакана

0,5 ч. л.


Яйца, соль, сахар
перемешивают
с кефиром.
Муку смешивают
с содой,
всыпают в смесь
с кефиром, перемешивают,
чтобы не образовалось
комков, и выпекают.


Миска,
ложка
столовая,
стакан,
миксер
сковорода
черпак.



13PAGE 15


13PAGE 14- 4 -15




Заголовок 115