План-конспект занятия Печем блинчики


БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МО ДИНСКОЙ РАЙОН «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»







План – конспект занятия
Тема: «Печем блинчики»
Подготовила педагог творческого объединения
«Нитяная графика»
Карсакова Лариса Анатольевна

















2015 г.
ст. Динская

Мастер-класс по изготовлению блинчиков
в технике изобразительной нити.
Тема: «Печем блинчики»
Цель: Познакомить с историей праздника ШИРОКОЙ МАСЛЕНИЦЫ. Приобщить детей к народным традициям декоративно - прикладного искусства и бытового дизайна.
Задачи
                                                                     
образовательные:
познакомить детей с традициями празднования Масленицы; расширить знания об обрядовой еде; показать детям, что Масленица – широкий праздник, она объединяет семьи, дарит людям надежду на будущее; научить готовить подарки;
воспитательные:
воспитывать любовь к народному творчеству, традициям; прививать эстетический вкус при выполнении работы, аккуратность, терпение;
развивающие:
развитие творческих способностей, образного мышления и познавательного интереса к национальным культурным ценностям, к народной культуре.
Основной целью является - приобщение детей к истокам русской культуры.
Оборудование и дидактические материалы: образцы блинчиков, схемы изонити «Заполнение окружности», ножницы, нитки катушечные (мулине или «Ирис»), бумажные одноразовые тарелки, бисер (желтый, оранжевый или черный), ручные иглы и игольницы, кнопки и коврики для прокалывания, клей ПВА.
Используемые технологии:  игровая технология, технология индивидуализации обучения.

План занятия.
Организация начала занятия.
Приветствие.
Проверка готовности к занятию.
Сообщение нового материала.
Объявление темы и цели занятия.
Рассказ «История и традиции праздника «Масленица».
Презентация «Встречаем масленицу».
Практическая работа.
Изготовление блинчиков в технике изобразительной нити.
Физминутка.
     
4. Заключительная часть.
Выставка изготовленных блинчиков.
Обсуждение творческих и цветовых решений.
Обмен идеями по применению полученного опыта.

Ход занятия.
Организация начала занятия.
Сообщение нового материала.
Вступительное слово педагога, рассказ:
Если спросить у любого прохожего, что такое “Масленица”, каждый, наверное, ответит – это блины. Так оно и есть, но не только. Это весёлый, озорной, сказочный и очень древний праздник. Это целая неделя гуляний, игр, вкусных обильных угощений. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали солнце, дающее жизнь и силы всему живому.
Масленицу провожали – весну встречали, Гостья погостилася, с зимушкой простилася, С крыши капели, грачи прилетели, Воробьи чирикают, они весну кликают.
Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом её был Мороз. Однажды в самое суровое и печальное время года человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой, ядрёной бабой, с румяными щеками, коварными глазами. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока.
Этот праздник отмечали ещё с языческих времён, в честь бога плодородия Велеса. С приходом христианства он был принят православной церковью под названием “сырная” или “мясопустная неделя”. А с XVI века стал называться Масленицей.
Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, желтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с ним они съедают частичку его тепла и могущества. В этот период времени – последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной.
Масленица - это, прежде всего, обильная и сытная пища. Нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. Считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.
На масленицу уже нельзя есть мясную пищу. Мясоед (период, отделяющий зимний, Рождественский пост от весеннего, Великого) подходит к концу, и воскресенье накануне масленицы оказывается последним днем, когда разрешается есть мясо. Вот почему этот день получил в русском народе название “Мясное заговенье”. Однако основным блюдом на масленицу являются, как известно, блины, которые пекут каждый день с понедельника, но особенно много - с четверга по воскресенье. Это время называется широкой масленицей. В народе говорили, что в это время надо есть столько раз, сколько собака махнет хвостом или сколько раз прокаркает ворона. Как вы, уже наверное, поняли, в отличие от многих других праздников, на масленицу чревоугодничают не только дома, в семье, но и часто ходят в гости и приглашают гостей к себе.
Широкая Масленица, Мы тобою хвалимся, На санях катаемся, Блинами объедаемся.
В дни проводов Масленицы на главной улице города или села устраивали настоящие торжества. С утра и до позднего вечера веселился честной народ. По улицам ходили ряженые с соломенным чучелом (символом уходящей зимы), одетым в женские наряды. А знаете ли вы, что раньше было принято одевать чучело в мужской кафтан да лапти и непременно в руки давать посуду, на которой пекли блины. Было принято разводить повсеместно костры и бросать в огонь старое тряпье, ненужную утварь. В центре устанавливали высокий столб с колесом на вершине, символизирующий ярко пылающее солнце.
Масленица - это недельный праздник, праздник – обряд с хороводами, песнями, плясками, играми.
 А вы знаете, ребята, что у каждого дня масленичной недели есть своё название?
Понедельник – “Встреча”.
В этот день в деревнях из соломы делали большую куклу Маслёну, наряжали её в женские одежды и отвозили на старую высокую гору, “чтобы Маслёна видела, откуда придёт весна”. Это сопровождалось играми, песнями, ряжеными. Люди гадали, шутили, веселились. Молодёжь строила снежные горы, мастерила качели, а в домах накрывали столы. Первые блины отдавали нищим – поминать усопших.
Вторник – “Заигрыши”.
С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Ходили друг к другу в гости, причём по старшинству, молодые к более взрослым, приглядывали невест.
Среда – “Лакомка”.
В этот день тёщи угощали своих зятьёв. Сохранилось много шутливых поговорок на этот счёт: “Придёт зять – где сметаны взять”, “Нет чёрта в доме, пригласи зятя”.
“Широкий четверг”.
Все шли на гулянье. Катались на тройках, устраивали кулачные бои, пели песни, пили пиво.
Пятница – “Тёщины посиделки”.
В этот день зятья угощали своих тёщ блинами. Причем вечером зять сам должен был пригласить тёщу в гости.
Суббота – “Золовкины посиделки”.
Молодая невестка приглашала в гости своих родных, а парни и девушки строили снежные города с крепостями и башнями, а потом весело и с шутками отвоёвывали их друг у друга.
“Прощёное воскресение” или “Заговенье”.
Последний день Масленицы. Соломенную Маслёну сжигали, пепел рассеивали по полям, чтобы дать силу новому урожаю. Объедались блинами, “блин – не клин, брюха не расколет”, - смеялся народ. Вечером с низкими поклонами и поцелуями люди просили друг у друга прощения за старые обиды и оскорбления. Шло очищение от всего греховного. Масленица заканчивалась, наутро начинался Великий пост.
Это последняя неделя перед Великим постом, едят много, вкусно, а главное блюдо – блины. “Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей”, писал А. Куприн.
Я гуляла с вами, теперь села в сани, Пела и плясала, больно я устала. Кончилось весельице беритесь за делице,
Вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Да какая же Масленица без блинов горячих и румяных 3. Практическая работа: «Изготовление блинчиков в технике изобразительной нити».
Начинаем «печь блины»:
ШАГ 1
Нам понадобятся: бумажные одноразовые тарелки, ножницы, ручные иглы и игольницы, нитки, кнопки и коврики для прокалывания, клей ПВА.



ШАГ 2
Выполним проколы на внутренней части бумажной тарелки (по окружности, с шагом 0,5 – 1,0 см), используя коврики и кнопки с ручкой для прокалывания.



ШАГ 3
Используя схему «Заполнение окружности» в технике изобразительной нити, одним из вариантов заполним тарелку ажурной сеткой, аналогичной при выпекании блинов на сковороде.

«Заполнение окружности» в технике изобразительной нити.



,,


Физминутка.
Мы стираем, мы стираем, Поласкаем, поласкаем (имитируем движения) Мы бельё прополоскали, И ни сколько не устали, А теперь его отжали, Стряхнули и повесели (движения стряхивания, отжимания и развешивания).

ШАГ 4
«Допечем блинчик до готовности» второй ажурной сеткой, используя нитки другого цвета.



ШАГ 5
Наш блинчик в тарелочке практически готов, подадим его красиво, «вкусно» - «с ложечкой красной или черной икры по центру», а помогут нам в этом – бисер и клей ПВА.

«Блинов ажурных хоровод
Счастливым сделает наш год»











Список использованных источников:




Заключительная часть .
По мере изготовления дети свои работы выставляют на общий стенд или стол. Педагог проводит сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются и обсуждаются декоративные блинчики, выявляются наиболее аккуратные и сделанные со вкусом. Участники мастер-класса анализируют композиционные и цветовые решения, качество выполнения. Подведя итоги, интересно обменяться идеями по применению полученного опыта.

Список использованных источников:
Леонова О.В. Рисуем нитью – С.-П.: «Литера» ,2005 г.
Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых – М.: «Ученик», 2003 г.
Личные фотографии поэтапного изготовления блинчиков из ниток.

Рисунок 105C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фото маслен\DSC02794.JPGРисунок 107C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фото маслен\DSC02797.JPG-ђ Заголовок 315