Инструктивная карточка к лабораторной работе на тему: Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. 8 класс. В.В. Пасечник


Инструктивная карточка.
Лабораторная работа №1.
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Цель: _____________________________________________________________________
Оборудование: микроскоп, микропрепараты растительной клетки, эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей, раствор йода, покровное и предметное стекло.
Охрана труда. При работе с микропрепаратами быть осторожным, аккуратно обращаться с микроскопом. При переводе объектива на большое увеличение осторожно работать с винтом, чтобы не раздавить микропрепарат.
Ход работы:
1. Локализация тканей в организме.
А) Сравнение неповрежденной кожи и шрамов. Первые состоят из эпителиальной ткани, вторые из соединительной. Определение функций эпителиальной и соединительной тканей.
Б) Сопоставление путем пальпации тканей ушной раковины и костей предплечья. Определение свойств хрящевой и костной соединительной ткани. Выявление их опорной функции.
В) Пальпация двуглавой мышцы, выяснение функции поперечнополосатой мышечный ткани. Сравнение с гладкой мышечной тканью. Демонстрация того, что поперечнополосатая мускулатура управляется нашим сознанием, а гладкая действует, рефлекторно, в соответствии с генетически заданной программой. Нельзя побледнеть или покраснеть по желанию, но вызвать соответствующие рефлексы возможно. Например, при штриховом раздражении тыльной поверхности кисти кожа вначале бледнеет сужение сосудов, затем красне расширение сосудов.
2. Микростроение тканей.
Задание 1. Определить, растительная или животная ткань на препарате.
Задание 2. Определение по рисункам и описанию учебника следующих тканей: мерцательного (цилиндрического) эпителия (рис. 13, Г), хряща (рис. 14, Г), гладкой (рис. 15, А) и поперечнополосатой мышечной ткани (рис. 15, Б).
Задание 3.
А) Приготовьте временный препарат эпителиальной ткани. С помощью индивидуальной зубочистки соскоблите слизь с внутренней поверхности щеки. Полученный комочек слизи поместите на предметное стекло в каплю красящего раствора и накройте покровным стеклом.
Б) Рассмотрите препарат при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на форму клеток, контуры оболочки (мембрану), цитоплазму, ядро, расположение клеток относительно друг друга.
В) Сравните приготовленный временный препарат с постоянным препаратом эпителиальной ткани.
Г) Сделайте рисунок клеток эпителиальной ткани.
Какие функции выполняет эпителиальная ткань, благодаря каким особенностям строения?
Вывод:____________________________________________________________________








13PAGE 15




Заголовок 215