Рабочая программа по информатике, 8 класс, к учебнику автора Н.В. Макаровой на 2015- 2016 учебный год, 1 час обучения

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Савоськинская средняя общеобразовательная школа №5

Рассмотрено» «Утверждаю»
на методическом приказ
объединении от 28.08.2015г.
протокол № 160
от 27.08.2015 г. Директор
№ 1 __________
Руководитель МО Петрова Н.В.
________
Фоменко В. Н.






Рабочая программа
Предмет: информатика и ИКТ
Класс: 8
Учебный год: 2015-2016
Учитель: Фоменко В.Н..










х. Савоськин
2015

1. Пояснительная записка
1.1 Нормативно-правовое обеспечение
1. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утверждён приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089)
3. Основная образовательная программа основного и среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Савоськинской средней общеобразовательной школы №5 (утверждена приказом МБОУ Савоськинской СОШ № 5 от 28.08.2015 №159)
4. Приказ от 14.03 2015 г. № 35/1 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5. Программа по информатике и ИКТ Н.В. Макаровой ( системно - информационная концепция), 5-11 классы. СПб: Питер, 2009 г.
6. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
7. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Савоськинской средней общеобразовательной школы №5 (утверждён приказом МБОУ Савоськинской СОШ № 5 от 05.08.2015 № 143).
1.2 Цели изучения предмета «Информатика и ИКТ»
Цели, обозначенные в федеральном компоненте Государственного стандарта по учебному предмету «Информатика и ИКТ»
Основные цели обучения в соответствии с системно-информационной концепцией:
формирование информационной культуры школьника, уровень которой определяют:
система базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
знания и умения целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
умения применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов на базе современных информационно-коммуникационных технологий;
развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, в том числе проектной деятельности,
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
Основными целями обучения в основной школе являются:
формирование системы базовых знаний учащегося по информатике;
освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Windows, в графическом редакторе, в текстовом процессоре, в табличном процессоре, в системе управления базой данных;
освоение коммуникационной технологии в глобальной сети Интернет;
формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;
приобретение знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
освоение информационной технологии моделирования в среде графического редактора, в текстовом процессоре; в системе управления базой данных.
ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;
понимания необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности.
Цели обучения в 8-м классе
Основными целями изучения информатики в 8-м классе являются:
расширение знаний об объектах и их информационных моделях;
расширение знаний и умений по технологии работы в системной среде Windows;
развитие алгоритмического мышления учащегося посредством изучения основ алгоритмизации;
формирование представления об основах кодирования;
закрепление и расширение знаний по техническому обеспечению информационных технологий.
1.3 Задачи изучения предмета «Информатика и ИКТ»
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;
овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов.
1.4 Концепция, заложенная в содержание учебного материала
Предлагаемая программа базируется на идеях системного анализа и использования для их реализации компьютера. Такая концепция называется системно-информационной. Акцент на развитие мышления, определяющее способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения, становится определяющим. Системный анализ – это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное моделирование, проводимое на компьютерах.
Предлагаемая концепция школьного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного и объектно-ориентированного анализа, для реализации которых используются компьютерные технологии, при этом следует учесть развиваемый в научном сообществе информационный подход.
1.5 Ведущие формы, методы, технологии обучения
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. При выполнении практических заданий дети работают индивидуально за компьютером, осуществляется работа по схеме обучающийся – учитель. Так же планируется работа в парах и группах при решении задач и выполнении творческих заданий. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу обучающихся.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков.
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 20 - 40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении раздела контрольной работой. Так же применяются формы контроля: тестирование,  выполнения практической работы.
Формы обучения
коллективная,
индивидуальная,
парная.
Методы обучения: практические, объяснительно-иллюстративный, проблемный, метод исследовательских заданий.
Технологии обучения: проблемно – исследовательская, элементы игровой технологии.
Основными принципами предъявления учебного материала в учебно-методическом комплекте являются:
концентрический метод изучения тем содержательных линий;
модульность представления учебного материала для реализации собственного маршрута обучения;
индивидуализация обучения на компьютерной практике при групповой форме организации учебной деятельности.

1.6 Обоснование выбора УМК
Методическое обеспечение базового уровня преподавания дисциплины «Информатика и ИКТ» представлено в учебно-методическом комплекте, состоящем из:

Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Программа для базового уровня (системно-информационная концепция).СПб.:Питер,2008
Информатика и ИКТ. Учебник. Теория. 8 - 9 классы. / Под ред. Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 2008
Информатика и ИКТ. Практикум. 8 - 9 классы. Базовый уровень/ Под ред. Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 2008
Информатика. Методическое пособие для учителей. Программное обеспечение информационных технологий./Под ред. проф. Н.В. Макаровой.-СПб.:Питер,2008
Информатика. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира./Под ред. проф. Н.В. Макаровой.СПб.:Питер,2008
Информатика. Методическое пособие для учителей. Техническое обеспечение информационных технологий./Под ред. проф. Н.В. Макаровой. СПб.:Питер,2008
УМК Макаровой Н.Ф. включает информационное наполнение для углубленного изучения информатики. Поэтому взято за основу обучения именно это учебное пособие и разработанная учебная программа. Настоящая рабочая программа разработана на основе программы курса информатики и информационных технологий для 5-11 классов средней общеобразовательной школы Н.Ф. Макаровой. Программа ориентирована на использование учебника «Информатика»: Учебник для 8-9 класса Н.Ф. Макаровой 2012 г.  Материал учебника структурирован по четырем главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики, информацию по работе на компьютере, материал для дополнительного изучения и компьютерный практикум. Данная программа учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе
Разделы учебной программы и характеристика основных содержательных линий

Курс «Информатика и ИКТ» в 8 классе состоит из трёх разделов:
Раздел 1. Информационная картина мира
Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий
Раздел 3.13 LINK \l "_1._АКТУАЛЬНОСТЬ" 1415 Техническое обеспечение информационных технологий
В дисциплине «Информатика и ИКТ» для базового уровня выделены три фундаментальных направления обучения (рис.1): информационная картина мира; программное обеспечение информационной технологии; техническое обеспечение информационной технологии. Это системно-образующие направления всего периода обучения и развиваются они на основе концентрического подхода.
Система понятий, вводимая на нижнем уровне обучения, получает дальнейшее развитие на последующих ступенях при изучении других объектов и моделей. Подходы к изучению любой темы с позиций изучения свойств и поведения системы и объекта реализуются на всех уровнях обучения. Следует обратить внимание, что при этом акценты смещаются в сторону то одного, то другого направления в зависимости от поставленных целей на каждом уровне обучения как по вертикали (8 - 11 классы), так и по горизонтали (по темам).
Основные содержательные направления обучения на базовом уровне дисциплины «Информатика и ИКТ»
Содержание обучения по дисциплине «Информатика и ИКТ» на основе системно-информационной концепции соответствует углубленному базовому уровню. Успешное освоение предлагаемого содержания дисциплины позволит выпускнику иметь достаточно высокий уровень профессионального пользователя компьютера, способного эффективно использовать приобретенные знания на работе и в учебе.

2. Содержание учебного материала
Планируемые результаты на базовом и повышенном уровнях к каждому разделу учебной программы
Часть 1. Информационная картина мира
Тема 1.1.Понятие об информации. Представление информации
Понятие информации. Восприятие информации человеком. Виды органолептической информации. Основные свойства информации. Разъяснение на примерах основных свойств информации: полезности, понятности, актуальности, полноты, достоверности. Форма и язык представления информации. Назначение кода и кодирования информации. Понятие бита. Основные единицы измерения объема информации.
Обучающиеся должны знать:
понятие информации и ее основные свойства;
виды органолептической информации;
основные формы представления информации;
назначение языка, кода и кодирования информации;
основные единицы измерения объема информации.
Обучающиеся должны уметь:
определять информационный объем любого текста;
кодировать текст с помощью какого-либо способа.
Тема 1.2. Информационная деятельность человека
Понятие об информационной деятельности человека и роли в ней различных устройств формируется при рассмотрении всевозможных примеров. Основные виды работ с информацией: сбор информации; обработка информации; передача информации; хранение информации; поиск информации; защита информации. Понятие о датчике. Входная и выходная информация. Представление об источнике, получателе, кодирующем и декодирующем устройстве, схеме передачи информации. Носитель информации. Способы защиты информации.
Обучающиеся должны знать:
основные виды информационной деятельности человека;
роль технических устройств на всех этапах работы человека с информацией;
основные составляющие схемы передачи информации;
назначение носителей информации;
основные средства защиты информации.
Обучающиеся должны уметь:
приводить примеры информационной деятельности человека;
приводить примеры использования технических устройств при работе с информацией;
приводить примеры носителей информации;
приводить примеры способов защиты информации;
шифровать фразы с помощью своего ключа.
Тема 1.3. Информационные процессы
Понятие о процессе. Информационные процессы в обществе. Информационные процессы в живой природе. Информационные процессы в технике. Информационные технологии. Персональный компьютер как основное техническое средство информационной технологии.
Обучающиеся должны знать:
понятие информационного процесса;
понятие информационной технологии и основные этапы ее развития;
роль технических средств в информационных процессах.
Обучающиеся должны уметь:
приводить примеры информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике;
приводить примеры технических устройств, используемых в информационной технологии.
Тема 1.4. Информационные основы процессов управления
Понятие объекта управления. Управляющее воздействие и обратная связь. Замкнутая схема управления. Разомкнутая схема управления. Примеры систем автоматического управления, неавтоматического управления, автоматизированных систем управления.
Обучающиеся должны знать:
понятия объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи;
структуру замкнутой и разомкнутой системы управления.
Обучающиеся должны уметь:
выделять объект управления и управляющее воздействие;
указывать наличие или отсутствие обратной связи;
приводить примеры систем управления разного типа.
Тема 1.5. Представление об объектах окружающего мира
Понятие объекта. Свойства и параметры объекта. Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта. Все перечисленные понятия формируются в процессе рассмотрения предметов окружающего мира. Представление сведений об объектах в виде таблицы.
Обучающиеся должны знать:
понятие объекта и его свойств;
понятие параметра и его значений;
понятие действия объекта;
представление о среде существования объекта.
Обучающиеся должны уметь:
выделять объекты из окружающего мира и вести о них рассказ;
называть параметры, характеризующие объект, и указывать их возможные значения;
перечислять действия, характеризующие объект;
определять среду обитания объекта;
представлять сведения об объекте в виде таблицы.
Тема 1.6. Информационная модель объекта
Понятие модели. Примеры материальных и нематериальных моделей. Понятие информационной модели объекта. Выделение цели при создании информационной модели. Представление информационной модели объекта в виде таблицы, названиями граф которой являются: имя объекта, имя параметров, значения параметров, действия, среда. Примеры информационных моделей объектов.
Обучающиеся должны знать:
понятие модели объекта;
понятие информационной модели;
почему при создании модели важно вначале определить цель;
одной из форм представления информационной модели служит таблица.
Обучающиеся должны уметь:
приводить примеры материальных моделей;
приводить примеры нематериальных моделей;
формулировать цель, прежде чем создавать информационную модель;
выделять соответствующие цели характеристики объекта;
представлять информационную модель объекта в виде таблицы.
Тема 1.7. Представление о системе объектов
Понятие отношений между объектами. Пространственные отношения. Временные отношения. Отношения части и целого. Отношения формы и содержания. Математические отношения. Общественные отношения. Понятие связи между объектами. Примеры на различные виды связей. Понятие о системе. Элемент системы. Роль цели при определении системы. Связи и отношения между элементами системы. Среда существования системы. Понятие целостности системы.
Описание системы как единого объекта. Информационная модель элементов системы. Описание связей и отношений между элементами системы. Описание взаимодействия элементов системы. Примеры информационных моделей систем.
Обучающиеся должны знать:
понятие системы объектов;
значимость и роль цели при изучении системы;
виды отношений между объектами;
виды связей между объектами;
понятие целостности системы;
типовую структуру информационной модели системы.
Обучающиеся должны уметь:
формулировать цель, при которой объект следует рассматривать как систему;
приводить примеры систем;
приводить примеры отношений и связей между объектами;
определять вид отношений и связей между объектами в конкретной системе;
разрабатывать информационную модель системы в соответствии с заданной целью.
Тема 1.8. Основы классификации (объектов)
Понятие класса объектов. Назначение классификации. Понятие и роль основания классификации. Свойство наследования. Примеры классификации различных объектов. Классификация компьютерных документов.
Обучающиеся должны знать:
понятие класса;
назначение классификации объектов;
понятие свойства наследования;
основные классы документов, создаваемых на компьютере.
Обучающиеся должны уметь:
приводить примеры классификации всевозможных объектов, выделяя на каждом уровне основание классификации;
отображать классификацию в виде иерархической схемы;
определять в чем проявляется свойство наследования.
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий
Тема 2.1. Основы алгоритмизации
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.
Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Циклический алгоритм. Цикл с предусловием. Цикл с известным числом повторений. Цикл с постусловием. Вспомогательный алгоритм.
Представление алгоритма в виде блок – схемы. Стадии создания алгоритма.
Обучающиеся должны знать:
назначение алгоритма и его определение;
типовые конструкции алгоритма;
представление алгоритма в виде блок-схемы;
основные стадии разработки алгоритма.
Обучающиеся должны уметь:
приводить примеры алгоритмов из разных сфер;
составлять алгоритмы для различных ситуаций или процессов в виде блок-схем.
Тема 2.2. Представление о программе. Классификация программ
Исполнитель алгоритма. Понятия программы и программирования. Назначение процедуры. Подходы к созданию программы: процедурный, объектный. Классификация и характеристика программного обеспечения: системное; прикладное; инструментарий программирования. Роль программного обеспечения в организации работы компьютера.
Обучающиеся должны знать:
понятия программы и программного обеспечения;
отличие программы от алгоритма;
назначение системного программного обеспечения;
назначение прикладного программного обеспечения;
назначение инструментария программирования.
Обучающиеся должны уметь:
классифицировать программы;
объяснить отличия процедурного и объектного подходов при программировании на примерах из окружающей жизни.
Тема 2.3. Системная среда Windows
Назначение системной среды Windows.
Представление о файле. Параметры файла и действия над файлом. Представление о папке. Параметры папки и действия над папкой. Работа с папками и файлами с помощью Основного меню и Панели инструментов.
Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Работа с окнами графического интерфейса. Настройка параметров Рабочего стола.
Приложение и документ. Запуск приложений (программ). Работа в среде Windows как в многозадачной среде. Организация обмена данными. Технология и способы обмена данными.
Антивирусная защита дисков. Создание архивных файлов.
Обучающиеся должны знать:
понятия файла и папки, назначение их параметры;
основные действия с файлами и папками;
назначение и структуру графического интерфейса;
представление о приложении, документе, задаче;
назначение Рабочего стола, Панели задач, Панели управления;
технологию обмена данными OLE и через буфер;
назначение антивирусных программ;
назначение архивации файлов и папок.
Обучающиеся должны уметь:
просматривать информацию о параметрах папки и файла;
выполнять разными способами стандартные действия с папками и файлами;
работать в программе Проводник;
выполнять стандартные действия с окнами;
изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;
осуществлять запуск приложений или документов и переключаться между задачами;
работать в стандартных средах: Калькулятора; WordPad; Paint;
создавать составной документ, используя различные технологии обмена данными;
производить проверку файлов на наличие вируса;
производить архивацию и разархивацию файлов и папок.
Тема 2.5. Прикладная среда графического редактора Paint
Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Объекты растрового редактора. Типовые действия над объектами. Инструменты графического редактора.
Создание и редактирование рисунка в среде графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом.
Обучающиеся должны знать:
возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
особенности растровой и векторной графики;
основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
технологию создания и редактирования графических объектов;
Обучающиеся должны уметь:
создавать и редактировать любой графический объект;
осуществлять действия как с фрагментом, так и с рисунком в целом;
Тема 2.6. Прикладная среда текстового процессора Word
История обработки текстовых документов. Макет текстового документа. Характеристика текстового процессора. Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа.
Создание и редактирование документа в среде текстового процессора. 13tc "Практическое занятие\: Создание и редактирование текстового документа"15Форматирование текста. Оформление текста в виде таблицы и печать документа. 13tc "Создание текста в форме таблицы"15Использование в текстовом документе графических объектов.
13tc "Создание графических объектов"15Обучающиеся должны знать:
представление о макете текстового документа;
основные объекты текстовых документов и их параметры;
технологию создания и редактирования текстового документа;
технологию копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена.
технологию форматирования текста.
Обучающиеся должны уметь:
создавать и редактировать текстовый документ;
владеть операциями редактирования текста;
владеть операциями форматирования текста;
создавать списки (бюллетени), колонтитулы, многоколоночный текст;
создавать текст в форме таблицы;
подготавливать к печати текст;
создавать в тексте графические объекты;
создавать и редактировать формулы.
Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий
Тема 3.1. Представление о микропроцессоре
Компьютер как средство обработки информации. Роль микропроцессора в структуре компьютера. Основные характеристики микропроцессора.
Обучающиеся должны знать:
понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера;
основные этапы обработки информации;
назначение и основные характеристики микропроцессора;
Тема 3.2. Устройства памяти
Понятие памяти компьютера. Назначение, основные характеристики, и виды памяти. Внутренняя память: постоянная, оперативная, кэш-память. Типы устройств внешней памяти и их характеристики. Гибкие магнитные диски. Жесткие магнитные диски. Оптические диски. Магнитные ленты.
Обучающиеся должны знать:
классификацию видов памяти компьютера;
понятия носителя, устройств внешней памяти;
понятие форматирования диска;
характеристику и основной физический принцип организации работы внутренней памяти;
характеристику и основной физический принцип организации работы памяти на магнитных носителях;
характеристику и основной физический принцип организации работы оптической памяти;
Обучающиеся должны уметь:
объяснить отличие одного вида памяти от другого;
провести сравнение различных видов памяти по основным характеристикам.
Тема 3.3. Устройства ввода информации
Классификация устройств ввода. Клавиатура. Манипуляторы. Сенсорные устройства ввода. Устройства сканирования. Устройства распознавания речи.
Обучающиеся должны знать:
классификацию устройств ввода;
назначение драйвера устройства;
понятие разрешающей способности конкретного устройства ввода;
характеристику каждого класса устройств ввода.
Обучающиеся должны уметь:
свободно работать на клавиатуре компьютера;
осуществлять физическое подключение к системному блоку любого устройства ввода и производить его установку в компьютере;
Тема 3.4. Устройства вывода информации
Классификация устройств вывода. Мониторы. Принтеры. Плоттеры. Устройства звукового вывода.
Обучающиеся должны знать:
классификацию устройств вывода;
основные характеристики мониторов;
основные характеристики и принцип действия матричных, струйных и лазерных принтеров;
основные характеристики и виды плоттеров.
Обучающиеся должны уметь:
ориентироваться в характеристиках устройств вывода;
осуществлять физическое подключение к системному блоку любого устройства вывода и производить его установку в компьютере.
Тема 3.9. История развития компьютерной техники
Счетно-решающие средства до появления ЭВМ. Первое поколение ЭВМ. Второе поколение ЭВМ. Третье поколение ЭВМ. Четвертое поколение ЭВМ. Перспективы развития компьютерных систем.
Обучающиеся должны знать:
историю развития компьютерной техники;
перспективы развития компьютерной техники.
Обучающиеся должны уметь:
рассказать о характерных особенностях каждого этапа развития компьютерной техники;
привести примеры моделей ЭВМ каждого этапа.
Тема 3.10. Классификация компьютеров по функциональным возможностям
Класс больших компьютеров. Серверы. Суперкомпьютеры.
Класс малых компьютеров. Персональные компьютеры. Портативные компьютеры.
Промышленные компьютеры.
Обучающиеся должны знать:
классификацию современного парка компьютеров;
основные технические параметры, по которым различаются классы компьютеров;
характеристику класса больших компьютеров;
характеристику класса малых компьютеров;
представление о сервере и его типах;
представление о суперкомпьютере.
Место учебного предмета в учебном плане

По Федеральному Базисному учебному плану на изучение информатики в основной общеобразовательной школе в 8 классе отводится 1 час в неделю. По примерной программе на изучение информатики в основной школе в 8 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 часов. По Программе по информатике и ИКТ (авт. Макарова Н.В.) на изучение информатики в 8 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов, следовательно, в рабочую программу вносятся изменения авторской программы Макаровой, за счёт уменьшения часов на изучение тем.

Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснование
Так как согласно учебному плану МБОУ Савоськинской СОШ № 5 на изучение предмета отводится 35 часов, в связи с тем, что выпадают праздничными днями 22.02, 07.03, 02.05,09.05,то рабочая программа составлена на 31 час, за счёт сокращения часов на итоговое повторение.
3. Календарный график прохождения материала
№ п/п
Название раздела
Количество часов на изучения раздела
Сроки прохождения
Виды контроля

1.
Информационная картина мира
4

07.09 – 28.09



2.
Программное обеспечение информационных технологий
24
05.10 – 02.05
23.11
– контрольная работа № 1
25.01
– контрольная работа № 2
14.03
– контрольная работа № 3
02.05 – контрольная работа № 4


3.
Техническое обеспечение информационных технологий
3
16.05 – 30.05




4. Календарно-тематический план

урока
Содержание учебного материала
Кол-во часов
Дата проведения
Виды контроля


Раздел 1. Информационная картина мира.
4 час
по плану
факт


1
Предмет ИиИКТ. Содержание базового курса. Правила ТБ при работе в компьютерном классе. Представление информации. Форма и язык представления информации. Кодирование информации. Представление информации в компьютере.
1
07.09



2
Информационная деятельность человека сбор, обработка, хранение, передача, защита информации.
1
14.09



3
Информационные процессы. Понятие информационных процессов в обществе, технике, природе. Информационные технологии. Персональный компьютер-основное техническое средство информационной технологии.
1
21.09



4
Информационные основы процессов управления. Представления об объектах окружающего мира. Информационная модель объекта.
1
28.09




Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий.
24 час





Основы алгоритмизации (7 час)





5
Алгоритм. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов Формы представления алгоритмов.
1
05.10



6
Линейный алгоритм.
1
12.10



7
Разветвляющийся алгоритм.
1
19.10



8
Циклический алгоритм.
1
26.10



9
Вспомогательный алгоритм. Стадии создания алгоритмов.
1
09.11



10
Исполнитель алгоритма. Понятие программ. Подходы к созданию программы. Классификация программного обеспечения.
1
16.11



11
Контрольная работа по теме: «Основы алгоритмизации»
1
23.11

Контрольная работа


Общая характеристика прикладной среды(6 час)





12
Назначение системной среды Windоws. Представление о файле. Представление о папке. Параметры файла и действие над файлами, параметры папки и действия над папками.
1
30.11



13
Программа проводник. Графический интерфейс и его объекты. Изменение параметров рабочего стола.
1
07.12



14
Работа с папками и файлами, с помощью меню и папки инструментов проводника. Создание архивов. Проверка на вирусы.
1
14.12



15
Приложение и документ, запуск приложений. Организация обмена данными.
1
21.12



16
Роль и назначение прикладной среды. Особенности прикладных сред. Структура интерфейса прикладных сред. Работа в Windоws как в многозначной среде, калькулятор, Word, Paint.
1
18.01



17
Контрольная работа по теме: «Общая характеристика прикладной среды».
1
25.01

Контрольная работа


Общая характеристика графического редактора Paint (5 час)





18
Общая характеристика графических редакторов, интерфейс графического редактора Paint.
1
01.02



19
Панель инструментов графического редактора Paint. Текстовое меню графического редактора Paint
1
08.02



20
Создание и редактирование рисунка в графическом редакторе Paint.
1
15.02



21
Создание и редактирование рисунка с текстом. Построение с помощью клавиши Shift эллипс, окружность.
1
29.02



22
Контрольная работа по теме: «Общая характеристика графического редактора Paint».
1
14.03

Контрольная работа


Общая характеристика текстового процессора Word (6 час)





23
Общая характеристика текстового процессора Word, меню, панели инструментов, окно Word просмотр документов.
1
28.03



24
В вод текста исправление ошибок редактирование документа, шрифты шрифтовые эффекты выделение цветом.
1
04.04



25
Выравнивание и форматирование текста

11.04



26
Различные, способы копирования фрагментов текста
1
18.04



27
Специальные символы. Антивирусная защита информации. Создание архивных файлов.
1
25.04



28
Контрольная работа: «Общая характеристика текстового процессора Word».
1
02.05

Контрольная работа


Раздел 3. Техническое обеспечение информационных технологий.
3 час




29
Компьютер как средство обработки информации
1
16.05



30
Устройство памяти. Устройства ввода – вывода. Понятие кодирования информации в компьютере. Кодирование чисел участвующих в вычислении
1
23.05.



31
Кодирование текстовой информации. Кодирование графической информации. Кодирование звуковой информации.
1
30.05





6. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и информационн0-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
7. Критерии и нормы оценки обучающихся
1.Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения обучающимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2.Основными формами проверки ЗУН обучающихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на компьютере (проверочная работа), устный опрос.
3.При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные обучающимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных обучающимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что обучающийся не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного обучающийсяом задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.
4.Задания для устного и письменного опроса обучающихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если обучающийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.
5. Оценка ответа обучающегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями обучающимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

Оценка ответов обучающихся:
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
оценка «5» выставляется, если обучающийся:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
оценка «3» выставляется, если:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
оценка «2» выставляется, если:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала,
допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Для письменных работ обучающихся:
оценка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
оценка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
оценка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
оценка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

оценка «5» ставится, если:

обучающийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
оценка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
оценка «3» ставится, если:
работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но обучающийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
оценка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
8. Контрольно-измерительные материалы





















Контрольная работа № 2.
Тема. Общая характеристика прикладной среды.
Дата проведения: 25.01

Отметка «5»
Отметка «4»
Отметка «3»
Отметка «2»

15 – 17 баллов
12-14 баллов
6 – 10 баллов
0 – 5 баллов

Вариант 1.
1. Файлом называется:(1балл)
а) набор данных для решения задачи
б) поименованная область данных, хранящихся во внешней памяти компьютера
в) программа на языке программирования
2. Выберите правильное имя файла:(1балл)
а) LES.BMP
б) LIST.3.EXE
в) 9 «в» класс
3. В каком файле может храниться текст? (1балл)
а) TEST.EXE
б) ZADAN.TXT
в) кремль.bmp
4. Какое из расширений относится к графическому файлу: (1балл)
а) sys
б) doc
в) bmp
5. Какой символ нельзя применять в имени файла? (1балл)
А) скобки
Б) двоеточие
В) равенство
Г) знак тире
6. Какое действие нельзя выполнить над папкой (1балл)
а) создать
б) копировать
в) начертить
7. Имя файла может содержать не более: (1балл)
а) 55 символов
б) 255 символов
в) 23 символов
г) 34 символов
8. Тип файла отражает: (1балл)
а) тип и назначение хранящихся данных
б) список программ
в) объект Windows, предназначенный для хранения файлов
9. Размер папки определяется (1балл)
а) суммарным объемом всех файлов, находящихся в ней
б) суммарным объемом всех файлов и папок, находящихся в ней
в) суммарным объемом всех папок, находящихся в ней
10. Дата и время создания папки(1балл)
а) автоматически регистрируется операционной системой в момент создания папки
б) устанавливается пользователем
в) отсутствует вообще
Задание 2. **(4 балла).
В папке Рабочая создайте папку Тест, затем войдите в неё и создайте три папки Тест1, Тест2, Тест3.
2.  Скопируйте в папку Тест1 любые файлы из папки Рабочая.
3.  Скопируйте папку Тест1 в папку Тест2 и переименуйте скопированную папку.
4.  Переместите папку Тест3 в папку Тест2.
5.  Раскройте папку Рабочая и вызовите разными способами на экране информацию о хранящихся в них файлах.
6.  Проделайте несколько действий над одним из файлов, скопируйте несколько раз. Переименуйте копии, просмотрите свойства новых файлов, удалите одну – две копии.
Задание 3*. Ответьте на вопросы (3 балла)
1.  Какие способы существуют для просмотра информации о файлах?
2.  Как просмотреть свойства папки?
3.  Какие основные операции можно выполнять над файлами и папками?
Вариант 2.
1. Папкой называется:
а) объект Windows, предназначенный для объединения файлов и других папок в группы
б) список программ
в) объект Windows, предназначенный для хранения файлов
2. Имя расширения может содержать не более:
а) 10 символов
б) 9 символов
в) 3 символов
3. В каком файле может храниться рисунок?
а) ДОМ.BMP
б) TEST.EXE
в) COMMAND.COM
4. Какое из расширений относится к текстовому файлу:
а) bmp
б) doc
в) win
5. Какой символ нельзя применять в имени файла?
А) кавычки
Б) равенство
В) скобки
Г) цифры
6. Какое действие нельзя выполнить над файлом
а) создать
б) переименовать
в) нарисовать
7. Имя файла состоит из:
а) 2 частей
б) 3 частей
в) 4 частей
8. Имя папки можно писать:
а) только английскими буквами
б) русскими и английскими буквами
в) только русскими буквами
9. Имя папки может содержать не более:
а) 255 символов
б) 155 символов
в) 55 символов
10. Папка не характеризуется следующим параметром:
А) дата и время создания
Б) тип папки
В) размер папки
За каждый верный ответ – 1 балл (всего 10 баллов).
Задание 2. **(4 балла).
В папке Рабочая создайте папку Тест, затем войдите в неё и создайте три папки Тест1, Тест2, Тест3.
2.  Скопируйте в папку Тест1 любые файлы из папки Рабочая.
3.  Скопируйте папку Тест1 в папку Тест2 и переименуйте скопированную папку.
4.  Переместите папку Тест3 в папку Тест2.
5.  Раскройте папку Рабочая и вызовите разными способами на экране информацию о хранящихся в них файлах.
6.  Проделайте несколько действий над одним из файлов, скопируйте несколько раз. Переименуйте копии, просмотрите свойства новых файлов, удалите одну – две копии.
Задание 3*. Ответьте на вопросы (3 балла)
1.  Какие способы существуют для просмотра информации о файлах?
2.  Как просмотреть свойства папки?
3.  Какие основные операции можно выполнять над файлами и папками?

Контрольная работа № 1 по теме «Модели объекта»
Вариант 1.
Выберите объекты, которые могут моделью Луны:
а) колесо;
б) точка;
в) обогреватель;
г) юла (волчок);
д) включенная лампочка;
е) атлас мира;
ж) рисунок: жёлтый круг на тёмном фоне. ( 1 балл)
2. Выберите из списка информационные модели объекта «кот»:
а) фарфоровая статуэтка кота;
б) песня «Жил да был чёрный кот за углом »;
в) схема пищеварительной системы кота;
г) сказка «Кот в сапогах»;
д) игрушечный кот;
е) описание поведения кота при падении. (1 балл)
3. Напишите определение модели. (2 балла)
4. Приведите примеры нескольких информационных моделей одного реального объекта, созданные с различными целями: (3 балла)
Реальный объект: континент Австралия

Цель Модель

Цель 1 Модель 1
Цель 2 Модель 2
Цель 3 Модель 3

5. Может ли один материальный объект быть моделью для различных оригиналов? Ответ подтвердите примерами. ( 4 балла)

Вариант 2.
Выберите объекты, которые могут моделью Солнца:
а) колесо;
б) точка;
в) обогреватель;
г) юла (волчок);
д) включенная лампочка;
е) атлас мира;
ж) рисунок: жёлтый круг на голубом фоне.
2. Выберите из списка информационные модели объекта «семья»:
а) набор игрушек;
б) семейные придания;
в) генеалогическое дерево;
г) фотоальбом;
д) веник;
е) семейный портрет.
3. Напишите определение информационной модели.
4. Приведите примеры нескольких информационных моделей одного реального объекта, созданные с различными целями:
Реальный объект: футбольный клуб

Цель Модель

Цель 1 Модель 1
Цель 2 Модель 2
Цель 3 Модель 3

5. Может ли одна информационная модель описывать различные оригиналы ?
Ответ подтвердите примерами.

Отметка «5»
Отметка «4»
Отметка «3»
Отметка «2»

7 баллов
4 балла
2 балла
1 – 0 баллов


Дата проведения
Контрольная работа № 2 по теме «Роль информации в деятельности человека»
Вариант 1.
Приведите примеры способов передачи информации по схеме:
Источник (человек) ( Приёмник (устройство). (1 балл)

Даны следующие носители информации:
а) дискета,
б) бумага,
в) компакт-диск,
г) фотоплёнка,
д) видеокассета.
Какой из них можно использовать (укажите соответствие), чтобы
а) написать письмо другу,
б) записать компьютерную игру,
в) сделать фотоизображение,
г) записать исполнение песни,
д) записать ноты песни. (1 балл)
3. Перечислите способы защиты информации. (2 балла)
4. Лазерный диск может содержать 640 Мбайт информации. Определите, сколько дискет объёмом 1,44 Мбайт потребуется, чтобы разместить информацию с одного лазерного диска:
а) 445,
б) 65,
в) 456. (3 балла)


Отметка «5»
Отметка «4»
Отметка «3»
Отметка «2»

7 баллов
4 балла
2 балла
1 – 0 баллов


Контрольная работа № 2 по теме «Роль информации в деятельности человека»

Вариант 2.
Приведите примеры способов передачи информации по схеме:
Источник (человек) ( Приёмник (человек).

Даны следующие устройства для сбора информации:
а) воздушный зонд,
б) градусник,
в) эхолот,
г) телескоп,
д) весы.
Какой из них можно использовать (укажите соответствие), чтобы
а) наблюдать звёзды,
б) исследовать звуки морских животных,
в) определить состояние больного,
г) сравнить массу тел,
д) изучить направление ветра.
3. Перечислите способы защиты информации.

4. Сколько дискет объёмом 1,44 Мбайт потребуется для записи 100 Мбит информации?
а) 9,
б) 65,
в) 8.











Контрольная работа № 1.
Тема. Основы алгоритмизации.
Дата проведения 23.11
Отметка «5»
Отметка «4»
Отметка «3»


11 -15 баллов
4 - 10 баллов
3 балла




ВАРИАНТ 1
1. Какой базовый алгоритм описывает схема? ( 1 балл)

2.Составьте таблицу исполнения алгоритма при начальных значениях х=3, z=12
(2 балла)



(2 балла)


3.* Составить блок-схему алгоритма решения задачи: Найти мах(A,B,C).
(3 балла)
5.** Заполните блоки графической схемы алгоритма для решения задачи: вычислить P=2n = 2*2 *2 * * 2. (5 баллов)






Вариант 2.

1. Какой базовый алгоритм описывает схема? (1 балл)







2.Составьте таблицу исполнения алгоритма при начальных значениях 1,1,3. ( 2 балла)





3.* Опишите словесно-пошаговый алгоритм по блок-схеме алгоритма. (3 балла)










4.** Составьте блок-схему алгоритма решения задачи: можно ли построить треугольник с заданными длинами сторон a, b, c ? (5 баллов)

Отметка «5»
Отметка «4»
Отметка «3»
Отметка «2»

Если обучающийся выполнил все задания без замечаний.
Если при выполнении заданий допущены ошибки при форматировании текста.
Если обучающийся
набрал текст, но допустил ошибки, или не выполнил форматировании текста;
добавил в текстовый документ таблицу, но не выполнил форматирование;
добавил текст в конце документа, не выполнив форматирование.

Если обучающийся не выполнил добавление в текстовый документ таблицы и не показал умение форматировать текст.









Контрольная работа №4.
Тема. Общая характеристика текстового процессора Word.
Дата проведения 02.05
Отметка «5»
Отметка «4»
Отметка «3»
Отметка «2»

Если обучающийся выполнил все задания без замечаний.
Если при выполнении заданий допущены ошибки при форматировании текста.
Если обучающийся
набрал текст, но допустил ошибки, или не выполнил форматировании текста;
добавил в текстовый документ таблицу, но не выполнил форматирование;
добавил текст в конце документа, не выполнив форматирование.

Если обучающийся не выполнил добавление в текстовый документ таблицы и не показал умение форматировать текст.


Задание 1. Набрать по образцу следующий ниже текст. В таблице использовать заливку ячеек.

Аттестат № 4545432
о среднем образовании

Настоящий аттестат выдан Орехову Игорю Сергеевичу, родившемуся в х. Савоськин, Зимовниковского района, Ростовской области 11 февраля 1997 года, в том, что он в 2015 году окончил полный курс Савоськинской средней общеобразовательной школы № 5 и обнаружил следующие знания

Ведомость

Предмет
Оценка

1. Русский язык
хорошо

2. Литература
удовлетворительно

3. Алгебра и начала анализа
хорошо

4. Геометрия
удовлетворительно

5. История России
отлично

6. Всеобщая история
хорошо

7. География
хорошо

8. Биология
отлично

9. Физика
хорошо

10. Химия
отлично

11. Иностранный язык
хорошо


Директор школы ____________Петрова Н.В
Заместитель директора школы
по учебно-воспитательной работе ________Редкоус И.А

Учителя ____________________________________

Выдан 22 июня 2015 г.
х. Савоськин




Отметка «5»
Отметка «4»
Отметка «3»
Отметка «2»

20 баллов
17 - 19 баллов
12 - 16 баллов
11 – 0 баллов


Дата проведения 14.03
Контрольная работа по теме № 3 «Общая характеристика графического редактора Paint ».
1. Одной из основных функций графического редактора является:
ввод изображений;
хранение кода изображения;
создание изображений;
просмотр и вывод содержимого видеопамяти.
( 1 балл)
2. Элементарным объектом, используемым в растровом графическом редакторе, является:
точка экрана (пиксель);
прямоугольник;
круг;
палитра цветов;
символ.
( 1 балл)
3. Деформация изображения при изменении размера рисунка - один из недостатков:
векторной графики;
растровой графики.
( 1 балл)
4. Примитивами в графическом редакторе называют:простейшие фигуры, рисуемые с помощью специальных инструментов графического редактора;
операции, выполняемые над файлами, содержащими изображения, созданные в графическом редакторе;
среду графического редактора;
режим работы графического редактора.
( 1 балл)
5. Кнопки панели инструментов, палитра, рабочее поле, меню образуют:
полный набор графических примитивов графического редактора;
среду графического редактора;
перечень режимов работы графического редактора;
набор команд, которыми можно воспользоваться при работе с графическим редактором.
( 1 балл)
6. Наименьшим элементом поверхности экрана, для которого могут быть заданы адрес, цвет и интенсивность, является:
точка;
зерно люминофора;
пиксель;
растр.
( 1 балл)
7. Сетка которую на экране образуют пиксели, называют:
видеопамять;
видеоадаптер;
растр;
дисплейный процессор.
( 1 балл)
8. Графика с представлением изображения в виде совокупностей точек называется:
фрактальной;
растровой;
векторной;
прямолинейной.
( 1 балл)
9. Пиксель на экране монитора представляет собой:
минимальный участок изображения, которому независимым образом можно задать цвет;
двоичный код графической информации;
электронный луч;
совокупность 16 зерен люминофора.
( 1 балл)
10. Видеоадаптер - это:
устройство, управляющее работой монитора;
программа, распределяющая ресурсы видеопамяти;
электронное энергозависимое устройство для хранения информации о графическом изображении;
процессор монитора.
( 1 балл)
11. Видеопамять - это:
электронное устройство для хранения двоичного кода изображения, выводимого на экран;
программа, распределяющая ресурсы ПК при обработке изображения;
устройство, управляющее работой монитора;
часть оперативного запоминающего устройства.
( 1 балл)
12. Для хранения 256-цветного изображения на кодирование одного пикселя выделяется:
2 байта;
4 байта;
256 бит;
1 байт.
( 1 балл)
13. Цвет точки на экране цветного монитора формируется из сигнала:
красного, зеленого, синего и яркости;
красного, зеленого, синего;
желтого, зеленого, синего и красного;
желтого, синего,  красного и белого;
желтого, синего, красного и яркости.
( 1 балл)
14. Растровый графический файл содержит черно-белое изображение (без градаций серого) размером 100 х 100 точек. Каков информационный объем этого файла:
10000 бит;
10000 байт;
10 Кбайт;
1000 бит.
( 1 балл)
15.  Растровый графический файл содержит черно-белое изображение с16  градациями серого цвета размером 10 х 10 точек. Каков информационный объем этого файла:
100 бит;
400 байт;
800 бит;
100 байт?
( 1 балл)
16. Для двоичного кодирования цветного рисунка (256 цветов) размером 10 х 10 точек требуется:
100 бит;
100 байт;
400 бит;
800 байт.
( 1 балл)
2.**Заполните табличную форму: (5 баллов)
В левом столбце таблицы указано название технологической операции, заполните правый столбец таблицы для двух вариантов графических редакторов.
Операция
Технология выполнения


Растровая графика
Векторная графика

Выделить
Стереть
Скопировать
Вставить
Вырезать
Безбуферное копирование
Переместить
Изменить размер и пропорции
Повернуть
Отразить













Литература

Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция), СПб.: Питер, 2007.

Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс. СПб.: Питер, 2007.

Информатика и ИКТ. 8-9 класс. Практикум. Под ред. Профессора Н.В.Макаровой. ПИТЕР, 2007 г.

Информатика.8 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой. /Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корафей»,- 2009.

Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы. – М.: ВАКО, 2008
















Информационно-методическое обеспечение или список литературы учебной и дополнительной
Учебник
«Информатика и ИКТ». Учебник.8-9 кл. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2007.
Учебные пособия для учителя
Сборник  нормативных документов, Информатика и ИКТ, М.:Дрофа.2005 г.
Комплект нормативных документов. Информатика. Приложение к Первому сентября, №32, 34, 2004.
Н.Д. Угринович «Преподавание курса Информатика и ИКТ в основной и старшей школе(7-11)», М.БИНОМ. Лаборатория знаний. 2005 г.
WINDOWS-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Д.М. Златопольский Я иду на урок информатики: Задачи по программированию. 7-11 кл.М.Первое сентября, 2001 г.
Д.Ш.Матрос «Информатизация общего среднего образования»,М. Педагогическое общество России, 2004 г.
А.А.Кузнецов Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по информатике. М.: Дрофа, 2001 г.
Методическая газета для учителей информатики ИНФОРМАТИКА-приложение к газете «Первое сентября». 2004-2006 г.г.
Журнал «Информатика и образование». 2004-2006 г.г.
Цифровые образовательные ресурсы
Учебные пособия для обучающихся
Информатика и ИКТ Практикум 2008 г.
Информатика и ИКТ 8-9 класс 2008
Инструментарий мониторинга результатов
А.А.Кузнецов Информатика. Тестовые задания.М.Лаборатория Базовых знаний,2002 г.
Е.А.Пономарева Контрольные работы, М.Информатика и образование, 2000г.
Л.Л.Босова  Разноуровневые дидактические материалы по информатике. Книга 1-3 М.Образование и информатика,2001 г.
Самостоятельные работы, тесты, и диктанты. Серия «Информатика в школе». М. Информатика и образование, 2000г.
Д.Ш.Матрос Система контроля качества обучения школьников по курсу информатики.ЧГПУ,2000 г.
О.А.Житкова, Е.К.Кудрявцева Бейсик и Паскаль в вопросах и задачах. Рабочая тетрадь 1,2, Интеллект-Центр. Москва,2001
О.А.Житкова,Е.К.Кудрявцева Тематический контроль по информатике. 1) Основы информатики и вычислительной техники. 2)Операционная система и текстовый редактор.Интеллект-Центр. М,2000 г
 
Компьютерная поддержка курса
Электронный калькулятор Numlock Windows- CD
Электронный калькулятор Операционная система Windows
Файловый менеджер Total Commander Windows-CD
Архиватор WinRAR Windows-CD
Антивирусные программы Kaspersky Anti-Virus Dr.Web Windows-CD
Растровый графический редактор Paint Операционная система Windows
Векторный графический редактор OpenOffice Draw Windows- CD
Программа разработки презентаций Microsoft PowerPoint Дистрибутив Microsoft Office
Звуковой редактор Audacity Windows- CD
Электронные таблицы StarOffice Calc Windows- CD
Система управления базами данных, входящая в Open Office Calc Windows- CD
Электронные таблицы Microsoft Excel Дистрибутив Microsoft Office
Текстовый редактор Microsoft  Word Дистрибутив Microsoft Office
Электронные таблицы Microsoft Excel Дистрибутив Microsoft Office
Текстовый процессор Microsoft  Word Дистрибутив Microsoft Office
Браузер Internet Explorer Операционная система Windows
Браузер Mozilla Windows- CD
Программа трассировки передачи данных NeoTrace Pro Windows- CD
Менеджер загрузки файлов FlashGet Windows- CD
Программа интерактивного общения в локальной сети ICHAT Windows- CD
Программа интерактивного общения в глобальной сети ICQ Windows- CD
Программа разработки Web-сайтов FrontPage Express Windows- CD
      Данный методический комплекс представляет собой единую образовательную среду, позволяет на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне организовать изучение материала.


































Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415