Рабочая учебная программа элективного курса “Тайны из жизни растений” (9 класс)


Администрация МО ГО «Долинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Стародубское
Долинского района Сахалинской области
РАССМОТРЕНО
Зам. директора по МР
____________И.В. Шабалина
Протокол МС №____
от «___»____________ 2016 г. СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________Л.В. Бараш«___»_________ 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________И.Б. Бушаева
Пр. от «___»_____ 2016 г.
№ _______-ОД
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса “Тайны из жизни растений”. 9 класс
(наименование учебного предмета)
Основное общее образование
(уровень образования)
1 год реализации (2016-2017 учебный год)
(срок реализации программы)
Составлена на основе: Примерной программы А.В. Матвеева. Сборник программ элективных курсов 6-9 классы, Москва, Дрофа,2007.
Губиной Ариной Игоревной, учителя без категории
кем (Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу)
с. Стародубское
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Составлена на основе примерной программы А.В. Матвеева. Сборник программ элективных курсов 6-9 классы, Москва, Дрофа,2007.
Элективный курс « Тайны из жизни растений» предназначен для учащихся 9 класса. Содержание курса ориентировано на формирование интереса и положительной внутренней мотивации учащихся к освоению выбранного профиля. Курс включает информацию, расширяющую знания учащихся, и знакомит школьников со способами деятельности, необходимыми для успешного усвоения программы. Он расширяет и углубляет знания школьников по ботанике и содержит информацию об особенностях растений и их жизненных проявлениях. Программа курса предусматривает 17 часов теоретических и лабораторно-практических занятий. Учащийся, участвующий в выполнении практических работ, имеет возможность реализовать свои способности.
Задачи курса:
- формирование основных знаний о жизнедеятельности растений; формирование навыков исследовательской деятельности, умения самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, справочной, научной и научно-популярной литературой; развитие логического мышления школьников; развитие творческих способностей; привитие бережного отношения к природе на конкретных биологических объектах; формирование активной жизненной позиции школьников.
Прогнозируемые результаты:
- систематизация знаний учащихся, развитие логического мышления, раскрытие творческих способностей школьника путем вовлечения школьника в практическую деятельность, развитие умения применять соответствующие термины и использовать полученную информацию.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
основные процессы жизнедеятельности растений;
основные методики проведения опытов с растениями.
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно работать с научно-популярной литературой;
проводить эксперименты, наблюдения, фиксировать и обрабатывать результаты опытов;
сравнивать, анализировать, делать выводы.
Перечень основных изучаемых понятий: раздражимость, фитонциды, фитоценоз, тигмонастии, тропизмы, фототропизм, гидротропизм, геотропия, настии, термонастии, листопад, ветвепад.Учебно-тематический план
Наименование тем Количество часов
Всего Теоретические знания Практические знания
Раздражимость и движения у растений 3 1 2
Гигроскопические движения 2 1 1
Тропизмы 2 1 1
Настии 2 1 1
Листопад и ветвепад2 1 1
Тайны созревающих плодов 2 1 1
Покой-это тоже жизнь 3 1 2
Итоговое занятие 1 - 1
Итого 17 7 10
Содержание курса
Общее количество часов – 17
Тема 1
Раздражимость и движения у растений – 3 часа
Раздражимость. Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин, Д.Ч. Бос, И.Ф. Леваковский, Т.И. Вяземский – о раздражимости у растений и животных.
Лабораторная работа №1.
Обнаружение токов повреждения в разрезанном яблоке.
Тема 2
Гигроскопические движения- 2 часа
Гигроскопические движения. Опыты на растениях индийского ученого Д.Ч. БосаЛабораторная работа №2.
Движения чешуй шишек хвойных, сухого мха, сухоцветов.
Тема 3
Тропизмы – 2 часа
Ростовые движения растений. Гидротропизм корня. Влияние силы земного тяготения на рост стебля и корня. Фототропизм.
Лабораторная работа №3.
Влияние этилена на геотропическую реакцию проростков гороха.
Тема 4
Настии – 2 часа
Пигмонастии. Термонастии.
Лабораторная работа №4.
Наблюдения за движениями венчиков цветков.
Тема 5
Листопад и ветвепад – 2 часа
Осенние явления в жизни растений. Листопад, искусственный листопад.
Лабораторная работа №5.
Опадение листьев под влиянием табачного дыма.
Тема 6
Тайны созревающих плодов – 2 часа
Гормоны роста. Определение крахмала в плодах и семенах. Запасные питательные вещества.
Лабораторная работа №6.
Много ли питательных веществ в опавших листьях?
Тема 7
Покой – это тоже жизнь- 3 часа
Подготовка растений к зиме. Повышение морозоустойчивости тканей растений. Продолжительность периода глубокого покоя у разных видов растений.
Лабораторная работа №7. Теплые ванны для растений.
Лабораторная работа №8. Цветы зимой.
Итоговое занятие – 1 час
Конференция “Этот удивительный мир растений”
Перечень лабораторных работ
Практические, контрольные работы. Название тем. Дата
Лабораторная работа № 1.
Обнаружение токов повреждения в разрезанном яблоке. 04.10
Лабораторная работа № 2.
Движения чешуй шишек хвойных, сухого мха, сухоцветов. 01.11
Лабораторная работа № 3.
Влияние этилена на геотропическую реакцию проростков гороха. 06.12
Лабораторная работа № 4.
Наблюдения за движениями венчиков цветков. 17.01
Лабораторная работа № 5.
Опадение листьев под влиянием табачного дыма. 14.02
Лабораторная работа № 6.
Много ли питательных веществ в опавших листьях? 14.03
Лабораторная работа № 7.
Теплые ванны для растений. 17.04
Лабораторная работа № 8.
Цветы зимой. 02.05
Фонд оценочных средств
Лабораторные, практические, тестовые работы. Литература Стр.
Лабораторная работа №1.
Обнаружение токов повреждения в разрезанном яблоке. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света, 1991.—208 с.: ил. 108
Лабораторная работа №2.
Движения чешуй шишек хвойных, сухого мха, сухоцветов. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света, 1991.—208 с.: ил. 114
Лабораторная работа №3.
Влияние этилена на геотропическую реакцию проростков гороха. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света, 1991.—208 с.: ил. 125
Лабораторная работа №4.
Наблюдения за движениями венчиков цветков. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света, 1991.—208 с.: ил. 135
Лабораторная работа №5.
Опадение листьев под влиянием табачного дыма. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света, 1991.—208 с.: ил. 155
Лабораторная работа №6.
Много ли питательных веществ в опавших листьях? Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света, 1991.—208 с.: ил. 183
Лабораторная работа №7.
Теплые ванны для растений. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света, 1991.—208 с.: ил. 197
Лабораторная работа № 8.
Цветы зимой. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света, 1991.—208 с.: ил. 194
Календарно - тематическое планирование
Класс: 9 «а»; 9 «б»
Учитель: Губина А.И.
Количество часов на 2016 - 2017 учебный год
Всего часов 17 часов
Часов в неделю 0,5 часа
Сводная ведомость часов за год
Учебные четверти Количество часов по рабочей программе
1 четверть 5 часов
2 четверть 3 часа
3 четверть 5 часов
4 четверть 4 часа
Год 17 часов
Календарно-тематическое планирование
№ Кол-во часов Название темы План Корректировка
3 Тема 1. Раздражимость и движения у растений 1 Раздражимость. 06.09 2 Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин – о раздражимости у растений и животных. 20.09 3 И.Ф. Леваковский, Т.И. Вяземский – о раздражимости у растений и животных.
Лабораторная работа № 1.
«Обнаружение токов повреждения в разрезанном яблоке» 04.10 2 Тема 2. Гигроскопические движения 1 Гигроскопические движения 18.10 2 Опыты на растениях индийского ученного Д.Ч. Боса.
Лабораторная работа № 2.
Движения чешуй шишек хвойных, сухого мха, сухоцветов. 01.11 2 Тема 3. Тропизмы 1 Ростовые движения растений. Гидротропизм корня. 22.11 2 Влияние силы земного тяготения на рост стебля и корня. Фототропизм.
Лабораторная работа № 3.
Влияние этилена на геотропическую реакцию проростков гороха. 06.12 2 Тема 4. Настии 1 Пигмонастии. 20.12 2 Термонастии.
Лабораторная работа № 4.
Наблюдения за движениями венчиков цветков. 17.01 2 Тема 5. Листопад и ветвепад 1 Осенние явления в жизни растений. 31.01 2 Листопад, искусственный листопад.
Лабораторная работа № 5.
Опадение листьев под влиянием табачного дыма. 14.02 2 Тема 6. Тайны созревающих плодов 1 Гормоны роста. Определение крахмала в плодах и семенах. 28.02 2 Запасные питательные вещества.
Лабораторная работа № 6.
Много ли питательных веществ в опавших листьях? 14.03 3 Тема 7. Покой – это тоже жизнь 1 Подготовка растений к зиме. 04.04 2 Повышение морозоустойчивости тканей растений.
Лабораторная работа № 7.
Теплые ванны для растений. 18.04 3 Продолжительность периода глубокого покоя у разных видов растений.
Лабораторная работа № 8.
Цветы зимой. 02.05 1 Итоговое занятие 1 “Этот удивительный мир растений” 16.05 Всего 17 часов
Список литературы
Список литературы для обучающихся:
1. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. Л.: Детская литература, 1970
2. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.— Мн.: Нар. света, 1991.—208 с.: ил.
2. Исследовательский экологический практикум/под ред. В.В. Сентем.- М.,2003
3. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. - М.: просвещение,1978.
Список литературы для учителя:
Примерная программа А.В. Матвеева. Сборник программ элективных курсов 6-9 классы, Москва, Дрофа,2007.
Интернет-ресурсы:StudFiles.ru›preview/431216/http://www.studfiles.ru/