Рабочая программа по изобразительному искусству. УМК Школа России. 2 класс


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
2 класс
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные:
1) в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
2) в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
3) в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные:
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
формирование мотивации и умений организовывать самостоятельно художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные:
в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях региона;
в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов; в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.
II. Содержание учебного предмета, курса
Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.
Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.
Содержание курса «Ты и искусство»
Чем и как работают художники. Три основные краски, строящие многоцветие мира. Пять красок – все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия. Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство. Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Выражение характера человека в изображении; женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшения. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства мысли, настроение, свое отношение к миру.
Как говорит искусство. Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Обобщающий урок года.
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тема Количество часов
Чем и как работают художники 8
Реальность и фантазия 7
О чем говорит искусство 11
Как говорит искусство 8
Всего: 34
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пТема урока
Содержание Характеристика деятельности учащихся Дата
Чем и как работают художники 8ч
1
Три основных цвета – желтый, красный, синий Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знаком-ство с основными и составными цветами, с цветовым кругом.
Многообразие цветовой гаммы осенних цветов.
Рисование по памяти и впечатлению.
Поляна цветов. Наблюдать цветовые сочетания в природе;
смешивать краски (прием «живая краска»);
овладевать первичными живописными навыками. 2
Белая и черная краски
Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе.
Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой). Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о живописных материалах.
Рисование по представлению.
Природная стихия (без предварительного рисунка) Сравнивать и различать темные и светлые оттенки цвета и тона;
смешивать цветные краски с белой и черной для получения нужного колорита; создавать пейзажи, различные по настроению.
3 Пастель, цветные мелки; их выразительные возможности Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели.
Выразительные возможности этих материалов.
Передача различного состояния природы (эмоции природы)
Рисование по памяти и впечатлению.
Осенний лес Знать многообразие художественных материалов: понимать красоту и выразительность художественных материалов; овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше).
4 Выразительные возможности аппликации
Особенности создания аппликации.
Наблюдение за ритмом листьев, ритмом пятен.
Создание в технике аппликации коврика. Овладевать техникой и способами аппликации; понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна; создавать изделие по заданию. 5 Выразительные возможности графических материалов
Что такое графика? Образный язык графики.
Разнообразие графических материалов.
Красота и выразительность линии. Ее выразительные возможности. Толстые и тонкие, подвижные и тягучие линии.
Зимний лес. Тушь. Понимать выразительные возможности линии, точки, пятен для создания худ-го образа;
осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка);
создавать изображение по заданию. 6 Выразительность материалов для работы в объеме
Что такое скульптура? Образный язык скульптуры.
Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов.
Изображение животных. Передача характерных особенностей животных. Лепка из пластилина.
Животное родного края Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных материалов, применяемых в скульптуре;
уметь работать с целым куском пластилина, овладевать приемами работы с пластилином; создавать объемное изображение. 7 Выразительные возможности бумаги
Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.
Что такое макет? Материалы для макетов.
Работа с бумагой (склеивание, скручивание, надрезание, сгибание). Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка).
Конструирование.
Игровая площадка. Овладевать приемами работы с бумагой (объемные формы); уметь конструировать из бумаги объемные объекты;
8 Неожиданные материалы.
Обобщение темы
Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы.
Выразительные возможности материалов, которыми работают художники.
Праздничный город. Серпантин, конфетти. Создавать образ, по заданию; обобщать пройденный материал, обсуждать работы, оценивать собственную художественную деятельность. Реальность и фантазия 7ч
9 Изображение и реальность
Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть.
Рассматривание животных, умение видеть их красоту, обсуждение особенностей различных животных.
Рисование по памяти или представлению. Изображение животного. Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных;
изображать, выделяя пропорции;
передавать характер животного;
накапливать опыт в изображении животных 10 Изображение и фантазия Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей.
Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа.
Творческие умения и навыки работы с гуашью.
Рисование по представлению.
Сказочное несуществующее животное. Размышлять и вести беседу об изображении как реального, так и фантастического мира;
придумывать и изображать фантастические образы животных;
приобретать опыт работы с гуашью.
11 Украшение и реальность
Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать.
Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб).Развитие наблюдательности.
Рисование по представлению. Веточка с инеем или паутинка с капелькой росы.
Наблюдать и учиться видеть украшения в природе, откликаться на природную красоту; создавать с помощью графических материалов изображения украшений в природе;
приобретать опыт работы с тушью, мелом.
12 Украшение и фантазия Мастер Украшения учится у природы, изучает ее.
Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта.
Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы в быт человека.
Украшение заданной формы.
Кокошники. Сравнивать и сопоставлять природные формы и декоративные мотивы;
осваивать приемы создания орнамента; создавать украшения;
осваивать приемы работы графическими материалами.
13 Постройка и реальность
Мастер Постройки учится у природы.
Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи), их функциональность, пропорции.
Развитие наблюдательности.
Разнообразие форм подводного мира.
Конструирование из бумаги. Морской аквариум. Рассматривать и анализировать природные конструкции, их формы, пропорции; накапливать опыт работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание);
участвовать в создании коллективной работы. 14 Изображение и фантазия
Мастер Постройки учится у природы.
Изучая природу, Мастер Постройки преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необходимые для жизни человека.
Он показывает возможности фантазии человека в создании предметов.
Рисование фантастического здания. Сравнивать и сопоставлять природные формы с архитектурными постройками; осваивать приемы работы с бумагой; создавать макеты, участвовать в создании коллективной работы.
15 Братья - Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе Взаимодействие трех видов деятельности – изображения, украшения и постройки. Обобщение материала всей темы.
Конструирование елочных игрушек. Понимать роль взаимодействия в работе трех Братьев-Мастеров; обсуждать и оценивать творческие работы свои и одноклассников. О чем говорит искусство 11ч
16-17 Изображение природы в различных состояниях Разное состояние природы несет в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное.
Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя.
Море. Наблюдать природу в различных состояниях; изображать живописными материалами контрастные состояния природы;
развивать колористические навыки работы гуашью. 18-19 Изображение характера животных.
Разное состояние животного несет в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное.
Художник, изображая животных, выражает их состояние, настроение.
Создание яркого образа животного (веселого, стремительного, агрессивного и т. п.) Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях;
давать устную зарисовку, изображать с ярко выраженным характером;
накапливать опыт работы с гуашью.
20 Выражение характера человека: женский образ.
Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.
Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства.
Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов (добрых и злых) Создавать женский образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки.
21 Выражение характера человека: мужской образ. Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает.
Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении.
Мужские качества характера: отвага, смелость, решительность, честность, доброта.
Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.
Изображение доброго и злого героев из знакомых сказок Уметь создать образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки.
22 Образ человека в структуре.
Мастер Изображения создает для нас зримые образы. Для этого использует камень, глину, металл, дерево. Скульптор добивается раскрытия образа и выразительности с помощью таких средств, как остановка фигуры в пространстве, передача ее движения, позы, жеста, выбора пропорции и т.д.
Создание в объеме сказочных образов. Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.); развивать навыки создания образов из целого куска пластилина;
овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление)
23 Человек и его украшения. Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он, смелый воин-защитник или агрессор.
Украшения для женщин подчеркивают их красоту, нежность, характер.
Украшение заготовок мужского оружия или женских украшений. Понимать роль украшения в жизни человека; сравнивать и анализировать украшения для различных ситуаций;
создавать декоративные композиции.
24 О чем говорят украшения.
Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: в праздник – одна одежда, в будни – другая.
Коллективно- индивидуальное создание панно. Украшение двух, противоположных по намерению флотов. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека; уметь работать в коллективе.
25 Образ здания.
Здания выражают характер тех, кто в них живет.
Персонажи сказок имеют очень разные дома.
Образы зданий в окружающем мире.
Рисование по представлению. Здание для сказочного героя. Уметь видеть художественный образ в архитектуре;
приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек;
приобретать опыт творческой работы. Как говорит искусство 8ч
26 Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Природа богато украшена сочетаниями теплых и холодных цветов. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.
Рисование по представлению. Угасающий костер на фоне ночного неба, перо Жар-птицы или весеннюю лужайку, используя контрастные цвета. Уметь составлять теплые и холодные цвета; понимать эмоциональную выразительность их;
уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета;
знать приемы работы кистью;
изображать простые сюжеты с колористическим контрастом 27 Тихие и звонкие цвета.
Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета.
Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.
Рисование по памяти и впечатлению.
Изображение весенней земли. Иметь представление об эмоциональной выразительности глухого и звонкого цвета, уметь их составлять; уметь изобразить борьбу тихого и звонкого цветов, изображая весеннюю землю.
28 Что такое ритм линий?
Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы.
Линия как средство образной характеристики изображаемого. Рисование по представлению. Изображение весенних ручьев на фоне земли. Уметь видеть линии в окружающей действительности;
иметь представление об эмоциональной выразительности линий;
выполнять рисунок воображением;
уметь наблюдать, рассматривать, любоваться. 29 Характер линий.
Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые.
Линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток.
Рисование по впечатлению. Изображение ветвей с определенным характером и настроением. Уметь видеть линии в окружающей действительности;
иметь представление об эмоциональной выразительности линий;
выполнять рисунок воображением;
уметь наблюдать, рассматривать, любоваться. 30 Ритм пятен.
Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет; птицы летят медленно или быстро.
Аппликация. Создание изображения ритмично летящих птиц. Знать применение средств художественной выразительности; понимать, что такое ритм; уметь передавать в изображении ритм (летящие птицы).
31 Пропорции выражают характер.
Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого.
Пропорция – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.
Лепка из пластилина. Образы животных с разными характерами пропорций. Понимать, что такое пропорция; создавать образы, с помощью изменения пропорций;
32-33 Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Ритм линий, пятен, цвет, пропорции, составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.Создание коллективного панно. Весна. Шум птиц. Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания различных образов; уметь создавать творческую работу и договариваться с одноклассниками при выполнении коллективной работы; уметь выполнять работу в границах заданной роли. 34 Обобщающий урок года. Выставка детских работ, репродукций художников – радостный праздник, событие школьной жизни. Игра – беседа, в которой вспоминают все основные темы года.
Монотипия. Парк аттракционов своей мечты. Уметь анализировать работы и рассказывать о своих впечатлениях;
понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти;
уметь фантазировать и рассказывать о творческих планах на лето.