Конспект урока-практикума по окружающемй миру: «Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств». «Измерение громкости звука» лабораторная работа

Урок подготовила и провела:
Растихина Алена Михайловна, учитель начальных классов, I квалификационная категория.
Тема урока – практикума: «Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств». «Измерение громкости звука» лабораторная работа.
Цель: повторение терминов «органы чувств», «признаки предметов», опытное определение признаков предметов с помощью органов чувств; измерение громкости звука с помощью специального измерительного прибора: модуль «Звук».
Оборудование и материалы: материал для проведения опытов: сахар, соль, кофе, духи, вода (холодная, горячая) в стаканчиках, яблоко, ластик, мячик, шишка, карандаш; карточки с опорными словами, презентация, модульная система экспериментов PROLog.
Характеристика деятельности учащихся.
Характеризовать
понятие «опыт», «наблюдение», различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире;
функции органа слуха.
Измерять громкость звука с помощью специального измерительного прибора, обобщать результаты, делать выводы.
Исследовать
различную громкость звука в группах;
окружающий мир с помощью органа слуха.
Обсуждать в группах полученные результаты измерения и исследований.
Сравнивать и различать громкость звука на основании собственных наблюдений.
Объяснять, как с помощью органа слуха мы различаем громкость звука.
Оценивать потенциально опасный уровень шума для сохранения здоровья человека.
Проводить простейшие наблюдения за своим организмом и рассказывать о своих наблюдениях.
Продолжительность лабораторной работы: 10 мин.
Сложность эксперимента: простой.
Форма работы: групповая.
Планируемые результаты:
предметные:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях проведения звуковых волн в воздухе;
умение наблюдать и исследовать звук, выделять характерную особенность – громкость, описывать и характеризовать разные уровни громкости с точки зрения их влияния на сохранение здоровья человека.
личностные:
ценностное отношение к природному миру. Готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения;
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
навыки сотрудничества в учебной ситуации.
метапредметные:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающего мира;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Познавательные информационные УУД:
определение основной и вторичной информации;
извлечение необходимой информации при помощи измерительного модуля и заполнение таблицы полученными данными.
Познавательные логические УУД: анализ, сравнение, классификация по заданным критериям, установление причинно-следственных связей в ходе заполнения таблицы.
Коммуникативные УУД:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
РегулятивныеУУД:
выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и уровень усвоения;
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся.
- Что вы видите у меня в руках? (яблоко)
- О каких признаках этого предмета вы можете рассказать?
(сладкое, красное, кислое, сочное)
- Какие органы чувств помогают нам определить это? (глаза, нос, язык и кожа)
- Отгадаем кроссворд, с помощью каких органов чувств мы познаем окружающий мир.
Брат с братом
Через дорогу живут,
А один другого не видит (глаза)
Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг. Глаза- орган зрения.

У зверушки –
На макушке.
А у нас –
Ниже глаз (уши)
С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
Всегда во рту,
А не проглотишь (язык)
- Язык помогает нам чувствовать сладкую и кислую, горькую и соленую пищу.
Ученик:
Между двух светил
В середине я один (нос)
- Нос помогает нам чувствовать все запахи!
Кожа может «рассказать» человеку о том, что его окружает.
III. Обсуждение результатов проведенных опытов.
В мешочек помещается набор предметов, которые ученики определяют на ощупь: ластик, мячик, карандаш, шишка.
На столе стоят стаканчики с холодной и теплой водой. Следует определить, в каком стакане вода холодная, а в каком теплая.
- Как вы выполняли первые два опыта?
- Что обнаружили?
Вывод: Мы не видели предметов, но узнали их кончиками пальцев;
- Мы не знали в каком стакане холодная вода, пока не ощутили кожей рук, что один стакан теплый, а другой холодный. Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием. Кожа человека – это его орган осязания, который помогает нам узнать предмет даже тогда, когда мы его не видим
Глаза у ребенка завязаны, он должен по запаху узнать: кофе, духи.
- Какие предметы вам удалось узнать по запаху?
Вывод: Нос орган обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.
Для этого опыта ребенку на вкус дают попробовать соль, сахар.
Вывод: мы определяли вкус с помощью языка. Язык – орган вкуса.
- А вы знаете, что сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое корнем.
Сообщение темы и целей урока.
Урок сегодня не простой, вам придется провести несколько опытов (учитель на доску прикрепляет слово «опыт») они помогут вам ответить на вопрос: «Как мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств».
IV. Основная часть урока.
Сейчас  немного отдохнем, сядьте прямо, закройте глаза (фонограмма с тихой музыкой и рок-музыкой, шум леса с пением птиц и скрежет). Вы прослушали разные звуковые фрагменты, отдохнули, расслабились. Вам все понравилось? (ответы детей).
-С помощью какого органа вы определили звуки? (ухо) Вывод: Ухо – орган слуха.
Учитель: Ребята, вспомним из какой сказки это выражение?
– Бабушка, зачем тебе такие большие глаза? – Это что бы лучше тебя видеть. – Бабушка, а зачем тебе такие большие уши? – Это, чтобы тебя хорошо слышать, дитя мое.
Ответ: Да, это сказка «Красная шапочка», Шарля Перро.
Учитель: В чем то, волк был близок к истине. Ответив: чтобы тебя лучше слышать! Действительно, благодаря своей воронковидной форме, ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны
О том,«как слышит ухо» : (рассказ ученика)
Для улавливания звука у человека и у животных есть специальный орган – ухо. Это – необычайно тонкий аппарат. Ухо преобразует колебательное движение звуковой волны в определенные ощущения, которые и воспринимаются нашим сознанием. Орган слуха делится на три части: наружное, среднее и внутреннее ухо. Наружное ухо – ушная раковина. От нее идет слуховой проход, заканчивающийся барабанной перепонкой. Звуковые волны, попадая в слуховой канал, приводят в колебание барабанную перепонку. Таков главный путь звука от его источника до нашего сознания. Но этот путь не единственный. Звуковые колебания могут передаваться костями черепа.
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 20 до 20 000 колебаний в секунду). Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.
Мы охотно слушаем музыку, пение птиц и менее охотно скрип и скрежет.  Мы знаем, что «шум» – это множество самых различных, беспорядочно и одновременно несущихся звуков.
Где мы встречаемся с шумом? (улица, в быту, в школе, на заводе).
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах (дБ).
V. Лабораторная работа.
1)Подготовка к проведению работы.
Прочитайте текст. Найдите и выделите главную мысль( Звуки имеют разную громкость, которую можно определить на слух. Для точного измерения используют специальные приборы)
Сегодня будем работать с помощью лабораторного оборудования.
-Что такое лабораторное оборудование?
Задание: измерить громкость звука шепотом и громко с помощью специального прибора. Нужно в течение 30 сек произнести небольшой текст шепотом и громко, выбрать мин и макс показатели громкости, занести их в отчетную таблицу на доске.
Работать будете в группах. В ходе работы необходимо соблюдать следующие правила:
Участие принимаю все дети, необходимо выбрать в группе консультанта..
Размещать оборудование и материалы на столе нужно аккуратно, не допуская их падение или опрокидывание.
Не допускать перекручивания соединительных проводов.
Начинать работу можно только с разрешения учителя.
После выполнения задания ученики молча, берутся за руки и поднимают их вверх, показывая этим, что работа завершена.
2) Проведение работы.
3) Результаты работы.
-Сравните полученные результаты: значения громкости звука.
Вывод:(Шепотом громкость ниже, чем при громком разговоре).
Вопросы и задания:
1.Как вы думаете, каким образом можно точно определить громкость звука?
(при помощи измерительного модуля «Звук»)
2. Подумайте, если все учащиеся класса будут постоянно шуметь, это может повлиять на их здоровье?
Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывая утомление. Поэтому соблюдайте тишину в общественных местах.
-Задание каждой группе, выбрать из текста самый главный вывод и ответить на вопрос.
1) Какой вред на здоровье оказывают громкие звуки?
В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Ученые доказали, что в условиях гнетущей тишины люди нервничали, теряли работоспособность. Как показали исследования, поражаются все виды  интеллектуальной деятельности, ухудшаются настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха.
Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные  центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение. Оно приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Повышенный шум может стать причиной бессонницы, быстрого утомления, агрессивности. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления – децибелах:. 20-30 децибел – безвредно для здоровья
80 – допустимая граница
130 – вызывает у человека болевые ощущения в ухе и даже чувствует кожей
150 – непереносимость (В средние века  существовала казнь «под колоколом». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.)
«Влияние шума на организм» 
Источник шума
Уровень шума (дБ)
Реакция организма на длительное акустическое воздействие

-Листва, прибой.
-Средний шум в квартире, классе
20
40
Успокаивает.
Гигиеническая норма.

-Шум внутри здания на магистрали.
-Телевизор.
-Поезд (метро, железная дорога)
-Кричащий человек.
-Звонок мобильного
-Мотоцикл.
-Грузовик.
60
 
70
80
 
80
80
90
90
Появляются чувство раздражения, утомляемость, головная боль.

-Реактивный самолет в полете.
-Шумный бар.
-Шумный клуб.
-Цех текстильной фабрики.
-Мотоцикл неисправн.
95
 
95
105
110
 
110
Постепенное ослабление слуха, нервно-психический стресс (угнетенность, возбужденность, агрессивность), язвенная болезнь, гипертония.
 
 
 

-Плеер.
-Ткацкий станок,   дрель, отбойный молоток.
-Концерт.
-Реактивный самолет на взлете.
-Шум на дискотеке.
114
120
 
125
140-150
 
175
Вызывает звуковое опьянение подобное алкогольному, нарушает сон, разрушает психику, приводит к глухоте

 
 Постоянное действие интенсивного шума (80 дБА и более) может явиться причиной гастрита и даже язвенной болезни, так как могут нарушаться секреторная и моторная функции желудка. Такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке: у эстрадных музыкантов язва желудка - вообще профессиональное заболевание. Громкая музыка (по радио, телевизору, воспроизводимая специальной аппаратурой) может достигать 100 дБА, а на концертах с использованием электроакустической аппаратуры до 115дБА. Длительное воздействие звука высокой интенсивности и высокой частоты может вызвать необратимую потерю слуха (тугоухость). Медики утверждают: даже если вы привыкли не обращать особого внимания на окружающий шум, подсознательно накопившееся раздражение от постоянного и интенсивного шума всё равно потом даёт о себе знать. Оно, например, может спровоцировать приступы немотивированной агрессии или же вызвать психосоматические заболевания, такие, как гипертония или даже диабет, может быть причиной инфарктов и инсультов.
-- «Шумовая болезнь» (развивается в результате длительного воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы)
2)Какое влияние на психику человека оказывают разные стили музыки:
Тип музыки
Пульс
Давление
Эмоциональное состояние


До
После
До
После
До
После

Звуки природы
70
67
110/70
105/67
Возбуждённость, усталость, подавленность,  раздражительность, нервозность.
Спокойное, нормальное

Классика
70
74
110/70
115/73
Усталость, угнетенность, нормальное.
Весёлость, возбуждённость.

Поп-музыка
72
69
100/63
90/60
Раздражительность, усталость, безразличие, грусть.
 

Рок-музыка
70
80
110/70
120/79
Нормальное, усталое, подавленное.
Возбуждение, бодрость которая сменилась грустью и усталостью, подавленность, бессонница.

Вывод: современная музыка оказывает негативное влияние на человека
3)Какие источники звука хорошо влияют на психику человека:
Источник шума
Уровень шума, дБ
Реакция организма на длительное воздействие шума

Зимний лес в безветренную погоду
0,5
Успокаивающее

Шум листвы, прибоя, звуки сельской местности
20-30
Успокаивающее

Шум в читальном зале, человеческая речь
40
Гигиеническая норма

Звуки средней силы в квартире, классе
40
Гигиеническая норма

Вывод: звуки, издаваемые Природой, благотворно влияют на человека.
Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывая утомление. Поэтому соблюдайте тишину в общественных местах.
4) Как защититься от шума?
Способы защиты от шума
Поскольку вызванные шумом нарушения слуха не лечатся, единственной разумной альтернативой остается их предотвращение      
Защити слух от звуков 21 века (полезные советы)
- Музыка, пусть даже самая тихая, снижает внимание – учти это при выполнении домашнего задания.
- Не злоупотребляй слушанием громкой музыки (плеер, дискотека), через 4 часа непрерывного «грохота» ( в неделю) возможны кратковременные нарушения слуха, звон в ушах.
- Старайся слушать негромкую музыку.
-Периодически отдыхай от шума, когда проводишь время в клубе, на дискотеке.
-Если решил позвонить, то выбери тихое место.
-Можно приобрести специальные белуши, для вставления в слуховой проход.
Побереги свои и чужие уши, не засоряй воздух ненужными колебаниями и не гони понапрасну звуковую волну. Ведь ты и сам знаешь, как мало порой напоминает исходящий от тебя шум журчание ручейка или шорохи весеннего леса!
Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума - так называемая бытовая техника.
Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума.
VI. Рефлексия для учащихся:
Продолжи фразу
Я узнал, что
Я заинтересовался(лась)
Я обязательно
Оцени свою работу:
Что ты узнал нового?
Что ты научился делать?
Ты доволен результатами своей работы? Да. Нет, не совсем