Логопедический массаж


Учитель-логопед Хасанзянова Люция НакифовнаМБДОУ №321 г.Казань
Тема: «Логопедический массаж»
 
Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.
Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
 
 
Утюг.
Цель: Расслабление мышц, подготовка их к следующим массажным приёмам.
Ход: Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю.
 
 
Гладит, гладит  он прилежно
Для семьи своей одежду.
Этот самый утюжок
Очень близкий мой дружок.
 
 
 
Массаж щек.
 
«Гусь».
 
Цель: повышение тонуса щечных мышц.
 
Ход: захватить в складку кожу щек между большим и указательным пальцами, легко сдавить и отпустить, движение пощипывания.
Гусь купил себе гармошку,но дырявую немножко.Хорошо гармошка пела,по-гусиному шипела.
 
 
 
 
 
 
 
 
«Пурга».
 
Цель: максимально активизировать работу щечных мышц.
 
Ход: захватив кожу щек вместе с подкожными мышцами между большим и
указательным пальцами, производить разминание в круговом направлении.
И дни, и ночи напролетПурга за окнами ревет.И так привычна нам она,Что стала даже не слышна.
 
 
 
 
 
 
Массаж воротниковой зоны
«Комары»
 
 
Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.
 
 
Мой приятель Валерий Петров
Никогда не кусал комаров, Дети встают друг за другом.
Растирают спины ладонями.
Комары же об этом не знали,
И Петрова часто кусали. Легко постукивают пальцами.
 
«Кусь-кусь-кусь, кусь-кусь-кусь!
Я Петрова не боюсь! Легко пощипывают.
 
Буду я его кусать,
Буду я его щипать». Поколачивают кулачками.
 
Эй, Валерий, убегай,
Комаров не догоняй! Поглаживают ладонями.
Затем дети поворачиваются на 180° и повторяют массаж.
 
 
 
Массаж спины
 «Кап на туче ночевал»
 
 
Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.
 
 
Дети встают друг за другом.
Кап на туче ночевал
И по небу кочевал. Постукивают пальчиками.
 
Вдруг ударил трах-тарах —
Кап со страху шах-шарахЛегко поколачивают кулачками.
 
По оврагам, по мостам,
По корягам, по кустам... Растирают спины ребрами ладоней.
 
Осмотрелся на заре,
Видит — вишня во дворе.
Прыг на ветку озорник:
Тронешь — кап за воротник! Поглаживают ладонями снизу
спины к плечам.
Легко «пробегают» по спине
пальчиками.
 
 
 
 
Массаж спины
«Свинки»
 
Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.
 
 
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки
Все постукивают,
Все похрюкивают:
Туки-туки-туки-тук!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
  Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребенка, на повторение потешки поворачиваются на 180° и поколачивают кулачками, затем постукивают пальчиками и поглаживают ладонями.
 
 
 
 
 
 
Массаж спины
«Суп»
 
 
Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.
 
Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего ребенка.
Чики-чики-чики-ща!
Вот капустка для борща. Похлопывают ладонями.
Покрошу картошки,
Свеколки, морковки, Постукивают ребрами ладоней.
Полголовки лучку
Да зубок чесночку. Поколачивают кулачками.
Чики-чок, чики-чок —
И готов борщичок. Поглаживают ладонями.