Статья Портфолио — штрихи к портрету


На современном этапе развития общества начальное образование призвано создать необходимые условия для формирования у учащихся потребности в активном познании окружающего мира; приобретения навыков самоорганизации, обеспечивающих высокую эффективность всех видов учебной и внеурочной деятельности; становления построенных на принципах гуманизма отношений, овладения базовыми умениями выявлять и реализовывать индивидуальные задатки и способности.
Как же выявить индивидуальные способности каждого ученика в начальной школе?
Одной из форм педагогической работы является ведение учебного портфолио.
Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, спортивной и др.
Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
- поощрять его активность и самостоятельность;
- формировать навыки учебной деятельности;
- содействовать индивидуализации образования ученика;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей
( законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.
Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения направления его дальнейшего развития и обучения.
При формировании портфолио важно учитывать возрастные особенности, чтобы, отмечая успехи в учебной, творческой, спортивной и общественной деятельности учащегося представить их ярко, наглядно и понятно для каждого ученика, в особенности ученика начальной школы.
Конечно же, задолго до начала активного внедрения идей портфолио в школу наши учителя стимулировали учеников к созданию творческих работ по итогам экскурсий, праздников, игр по станциям и т.д.. Издавались книжки-малышки, альбомы, фотогазеты и т.п.,которые служили отражением рефлексии ребенка по поводу значимых событий школьной жизни. Именно саморефлексия, по мнению одного американского автора (Jones J.E.), является «сердцем всего портфолиопроцесса»
С учащимися моего класса начали формировать портфолио во 2 классе.
Родители с удовольствием помогают своим детям учиться, участвовать в различных внеклассных мероприятиях. Они заинтересованы, чтобы их дети были успешными. В результате этой формы работы в этом учебном году все учащиеся моего класса посещают учреждения дополнительного образования: ДШИ, кружки в ДДТ, секции в ДЮСШ.
Учащиеся 3 «б» класса МБОУ СОШ № 2 , принимая участия в разных воспитательных мероприятиях, предметных олимпиадах школы, региона каждый раз получают благодарность или грамоту в зависимости от уровня проводимого мероприятия. Если это уровень класса, то от классного руководителя, школы-директора и т.д. В конце четверти каждый ученик подводит итог своего участия в жизни класса, школы, кружка дополнительного образования.
Надо видеть счастливые лица учащихся! Сколько на них радости, удовлетворения и гордости за свои успехи!
Вот эти счастливые ребята из 3 «б» МБОУ СОШ № 2 г. Слюдянки.
Их результаты за 1 четверть.
ноябрь 2012
Уважаемые коллеги¸ родители учащихся начальных классов представляется крайне важным с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений- ведь она является «технологией всматривания в себя, которая понадобиться ребенку на протяжении всей его жизни».
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 г. Слюдянки
Гриценко Людмила Николаевна