Авторская образовательная программа по Изобразительному искусству для 6 класса (индивидуальное обучение)


Пояснительная записка
Рабочая программа по направлению «Изобразительное искусство» составлена для учащегося 6 класса (индивидуальное обучение) на основе следующих документов:
- Закон 273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации» от 29.12.2012; - Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года;
- Письма Министерства образования и науки Ульяновской области от 06.05.2014 г №6 «Об утверждении Порядка регламентации и отношений государственных муниципальных организаций и родителей обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным образовательным программам на дому или медицинских организациях»;
- Образовательная программа МКОУ СШ №1 р.п. Базарный Сызган Ульяновской области;
- Рабочие программы «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение,2013;
- Примерные программы по учебным предмета «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
-Изобразительное искусство: 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; М.: Просвещение, 2013 г.
- Образовательная программа МКОУ СШ №1 р.п. Базарный Сызган Ульяновской области;
-Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Неменская; под ред.Б.М. Неменского.- 2-е изд.-Москва.: Просвещение,2013г.
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6
класс. ФГОС.-Москва.: Просвещение,2014г.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение изобразительного искусства в 6 классе отводится 35 часа, 1 час в неделю. Данная рабочая программа разработана для учащегося 6 класса МКОУ СШ №1 р.п. Базарный Сызган, находящегося на индивидуальном обучении (7вид) и рассчитана на 9 часов, 1ч в месяц.
Общие цели учебного предмета «Изобразительное искусство»
 Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития,учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Стандарт ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства
Целью художественного воспитания и обучения изобразительному искусству в 6 классе являетсяразвитиевизуально-пространственного мышления учащихся, развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
Основные задачи курса:
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Программа предусматривает формирование у учащихсяобщеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:
определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Место предмета в учебном плане:
В соответствии с базисным учебным планом и учебным планом индивидуального обучения на изобразительное искусство выделено 1ч в месяц, всего 9 часов. Программа разработана для учащегося 6 класса МКОУ СШ №1 р.п. Базарный Сызган, находящегося на индивидуальном обучении (7 вид).
Базовыми для программы являются разделы:«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»,«Мир наших вещей. Натюрморт»,«Вглядываясь в человека. Портрет», «Человек и пространство в изобразительном искусстве».
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности учащихся: беседа, дискуссия, коллективная и самостоятельная работа,практические и тематические беседы.
Основныеформы учебной деятельности-практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Данная рабочая программа также предусматривает чередование уроков индивидуального творчества, коллективной творческой деятельности или групповой. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава, в малых группах – ученики обсуждают работы друг друга, результаты творчества.
 Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность  дает возможность учащимся  использовать полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, плакаты и панно для оформления класса. Решение творческих продуктивных задач — главный способ осмысления мира. Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся или всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Важное значение имеет воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе. Многие итоговые творческие задания  выполняются коллективно и они эффективны  при условии разумно организованной работы группы учащихся или всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные,  предметные и метапредметные результаты освоения курса изобразительного искусства в 6 классе.
 Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
 Предметные результаты:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативногомышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Метапредметные результаты.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
II.Содержание учебного предмета
    
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (3часа)
Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.
Мир наших вещей. Натюрморт (2 часа)
Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей.. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (2 часа)
История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.
Человек и пространство в изобразительном искусстве. (2 часа)
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)
Тематическое планирование
№ Название раздела, темы Количество часов
1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка:
3 ч
2. Мир наших вещей. Натюрморт:
2 ч
3. Вглядываясь в человека. Портрет:

4. Человек и пространство в изобразительном искусстве:
2 ч
Итого 9 ч.
Приложение
Перечень учебно-методическихсредств обучения
для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2014.
Изобразительное искусство: 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; М.: Просвещение, 2013 г.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб.дляобщеобразоват. Учреждений/ Л.А. Неменская ; под ред.Б.М. Неменского.- 2-е изд.- Москва.: Просвещение, 2013г.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс. ФГОС.-Москва: Просвещение,2014г.
Пособие для учителя изобразительного искусства, работающим по учебнику для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс» (автор Л.А. Неменская).- Москва: Просвещение,2015г.
Андреева А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода / Ю. Андреева, Г. И. Богомолов. — СПб., 2001.
«Краткий словарь художественных терминов» Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г
Технологии  личностно-ориентированного  урока  В.В.Шоган,»Учитель» 2013г 
«Искусство вокруг нас» Б.М.Неменский М.  «Просвещение»,2014г.  
«Твоя мастерская» Б.М.Неменский М. « Просвещение».2013г
Методика преподавания ИЗОв школе Н.Н.Ростовцев, М.Агар 1998г.
«Русь деревянная» А.О.Половников, М. Просвещение 1998
«Изобразительное искусство» А.Д.Алехин, М.Просв, 2000г.
«Когда начинается художник» А.Д. Алехин. М. Просвещение, 2004
«Основы рисунка» ч1Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
«Основы композиции» ч2Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
для учащихся
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб.дляобщеобразоват. Учреждений/ Л.А. Неменская ; под ред.Б.М. Неменского.- 2-е изд.- Москва.: Просвещение, 2013г.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс. ФГОС.-Москва: Просвещение,2014г.
«Искусство вокруг нас» Б.М.Неменский М.  «Просвещение
«Твоя мастерская» Б.М.Неменский М. « Просвещение».2013г. 
«Основы рисунка» ч1Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г
«Основы композиции» ч2Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г
«Основы живописи» ч3 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
«Краткий словарь художественных терминов» Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 2000г
Интернет-ресурсы
 
 
  Название ресурса Ссылка Краткая
аннотация
1 Наш удивительный мир
Виртуальная выставка детских рисунков
  http://kidz-art.narod.ru/  Некоммерческий проект. Участие в выставке, размещение информации о студиях, создание и размещение портфолио на сайте Арт-Портфолио для преподавателей — бесплатно. Материал расположен по тематикам и по авторам работ.
2 Дети в Интернете
Виртуальная галерея детского рисунка http://www.newart.ru/  Волшебный мир детского творчества. Принимаются графические и живописные труды ребятишек от 4 до 14 лет и смешные высказывания детей.
3 Звезды нового века
Галерея детского творчества
  http://www.znv.ru/  В этой галерее выставляется все, что в детском творчестве может быть сфотографировано и отсканировано: рисунки и поделки ваших детей и коллективов. Максимальный возраст — 14 лет. Галерея готовится начать онлайновые конкурсы детских работ в различных номинациях.
4 Галерея детского рисунка
  http://www.rndavia.ru/gallery/Каталог. Живописные и графические работы. В галерею принимаются работы, выполненные по любой технологии детьми в возрасте до 18 лет. Работы должны сопровождаться данными: возраст, имя и фамилия автора, название рисунка, технология изготовления (акварель, гуашь, компьютерная графика и т.п.).
 
5 Газета Искусство
  http://art.1september.ru/index.php        Учебно-методическое издание для учителей МХК, музыки и ИЗО, тематические номера, таблицы.
6 Искусство в школе
  http://art-in-school.narod.ru/  Научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное всей совокупности проблем преподавания искусств (художественной культуры, изобразительных искусств, музыки, театра), как в школьных, так и во внешкольных формах.
7 Искусство и образование
  http://www.art-in-school.ru/art/index.php?page=00  Теория и практика искусства, эстетическое воспитание, вопросы педагогики (теория и методика), программы, учебники.
8 Изобразительное искусство в школе
  http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00        Педагогика и психология, проблемы художественного образования, уроки искусства в школе, мастер-классы.
 
 
Приложение
 
Календарно-тематическое планирование
Наименование предмета: Изобразительное искусство
Класс: 6 (индивидуальное обучение)
Общее кол-во часов по учебному плану: 9 ч в год, 1 ч в месяц
Календарно-тематическое планирование составлено на основании учебной программы: Изобразительное искусство: 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; М.: Просвещение, 2013 г.
Курс: Искусство в жизни человека
Учебник:Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений/ Л.А. Неменская; под ред.Б.М. Неменского.- 2-е изд.-Москва.: Просвещение,2013г.
№ Тема Кол-во часов Цели урока Тип урока Содержание урока Планируемые результаты Формы контроля ФОПД (формы организациипознавательнойдеятельности) Домашнее задание Дата
Предметные:
Знать/уметь Метапредметные (УУД): регулятивные(Р), познавательные(П), коммуникативные(К), личностные (Л) личностные план факт
Виды изобразительного искусства и основы образного языка-3ч 1 Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Художественные материалы 1 ч. Ознакомить с видами изобразительного искусства Формирование новых знаний Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные..Знать виды изобразительного искусства, значение особенностей художественного материала в создании художественного образа.
Уметь делить виды искусства на группы, различать художественные материалы
Р: развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; вырабатывать способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П: различать пространственные и временные виды искусства;
К: давать эстетическую оценку пространственным искусствам, выражать свое отношение к шедеврам, участвовать в обсуждении повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; развитие эстетических чувств на основе знакомства с пространственными видами искусств. Устный ответ на вопросы по теме, заучивание терминов, выполнение заданий Эвристическая беседа, просмотр презентации,
работа с учебником. Подобрать иллюстрации к разным видам искусства
Р.Т. стр 4-9.
Учстр 8-13 2 Рисунок – основа изобразительного творчества.
Линия и пятно как средство выражения. 1 ч. Ознакомить с видами графики, с графическими художественными материалами.
Ознакомить с выразительными свойствами линий, видами и характером линий, Понятие пятна, его роль в изображении. Формирование новых знаний Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Знать виды графики, графические художественные материалы
Уметь использовать выразительные возможности графическими материалов при работе с натуры. Р: иметь представления о выразительных возможностях линии. Объяснять, что такое ритм и его значение
П: выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке
К: овладеть навыками ритмического линейного изображения движения повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; развивать навыки работы с графическими материалами индивидуальный опрос, подготовка презентации Эвристическая беседа, демонстрация,
практическая работа.
Зарисовки с натуры отдельных растений или веточек. Р.Т. стр 12-13
Учстр 24-29 3 Цвет. Основы цветоведения1ч Ознакомить с основными характеристиками и свойствами цвета.
Комбинированный    Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Знать основные характеристики и свойства цвета.
Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству,
владеть навыками механического смешивания цветов. Р: получать представление о физической природе света и восприятии цвета на человека.
П: объяснить понятие цветовой круг, шкала, насыщенность цвета
К: различать и называть основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета. повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции. собеседование, практическая работа Выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен. «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город» Гуашь, кисти, бумага
Р.Т стр18-19
Учстр 38-42 Мир наших вещей. Натюрморт - 2ч. 4 Изображение предметного мира - натюрморт 1ч Ознакомить с жанром натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Комбинированный Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения
Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра Р: формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох.
П: узнавать о разных способах изображения предметов
К: осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции. Групповая работа, практическая работа, анализ работ Просмотр презентации, работа с учебником.
Работа над натюрмортом Клей, бумага
Р.Т 26-27
Учстр 58-61 5 Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. 1ч Ознакомить с правилами объемного изображения геометрических тел с натуры
комбинированный Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса. Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения.
Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры
Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры Р: приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи
П: строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы.
К: создавать линейные изображения геометрических тел Создание линейных изображений геометрических тел, натюрморт из геометрических тел. собеседование, практическая работа Эвристическая беседа, работа с учебником, демонстрация,
практическая работа
Р .т. 30-31
Учстр 64-67 Вглядываясь в человека. Портрет. - 2ч 6 Образ человека –главная тема искусства Конструкция головы человека и ее основные пропорции 1ч Ознакомить с закономерностями в конструкции головы человека, ролью пропорций в изображении головы, лица человека.
Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов. Формирование новых знаний Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека Р: приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорций лица
П: понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника.
К: овладение первичными навыками изображения головы Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации Групповая работа, практическая работа, анализ работ Парная работа над изображением головы человека с соотнесенными по-разному деталями лица Р.т стр. 36-37 Карандаш, бумага
Выполнить задания
Учстр 102-105 7 Образные возможности освещения в портрете 1ч Ознакомить с образными возможностями освещения в портрете комбинированный Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Знать основы изобразительной грамоты
Уметь применять полученные знания при работе с натуры Р: узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа
П: характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения
К: овладеть наблюдательностью повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции. Устный опрос, практическая работа, анализ работ Эвристическая беседа, демонстрация,
практическая работа.
Наброски головы в различном освещении Восковые мелки, гуашь, бумага р.тстр 41
Учстр 120-121 Выполнить задания Человек и пространство в изобразительном искусстве - 2 ч 8 Изображения пространства Правила построения перспективы. Воздушная перспектива 1ч Ознакомить с понятием перспективы, правилами построения и видами.
Ознакомить с правилами линейной и воздушной перспективы Формирование новых знаний Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз душной перспективы и изменения контрастности.
Знать правила линейной и воздушной перспективы
Уметь использовать правила перспективы Р: объяснять понятия «точка зрения»
П: различать высокий и низкий горизонт
К: объяснять правила воздушной перспективы Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства фронтальный опрос Изображение уходящего вдаль пространства, работа с учебником. Акварель, бумага, гуашь р.т. стр48-49 9 Пейзаж - большой мир. Городской пейзаж. 1ч Ознакомить с пейзажем как самостоятельным жанром в искусстве. комбинированный Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Знать правила перспективы
Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа Р: узнать об особенностях романтического образа природы
П: различать образы природы
К: творчески рассуждать Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы собеседование, практическая работа Эпический пейзаж «Путь реки» Гуашь, бумага р.тстр48-49