Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по системе Л.В.Занкова


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Лесосибирска»
Согласовано: ___________ Утверждено
_______________________ Приказ директора №_____
(ФИО зам. директора по УВР) от «___»_________20_____г «____»_________ 20______г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Класс: 2 ВКоличество часов в год: 34 часов
Количество часов в неделю:1 час
ФИО учителя: Виноградова Ольга Александровна
Сроки реализации программы: 2016-2017уч.г.
Статус программы
Данная программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство», автор С.Г. Ашикова (Москва 2011 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, ООП НОО МБОУ «СОШ №2».
Программа предназначена для учащихся 2 класса.
Срок реализации: 2016/2017 учебный год.
Пояснительная записка
В соответствии с приоритетными направлениями Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена цель данного курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи курса:
развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;
воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;
реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;
воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;
расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире,целостного восприятия сложных объектов и явлений;
знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.
В основу данного курса положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения (языка изобразительного искусства). Художественное восприятие имеет доминирующее значение в развитии эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин. Сочетание,с одной стороны, эстетического восприятия жизни и художественного восприятия искусства и, с другой стороны, художественного выражения будет способствовать формированию эмоционально-ценностного
отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Учебно- методический комплект:
1.Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 3 класса / под ред. Л. А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г.
2.Ашикова С.Г. Методические рекомендации к курсу «Изобразительное искусство». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература : Издательский дом «Федоров».
3. Очевидное – невероятное: Альбом художественных задач по изобразительному искусству для 3 класса. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013 г.
Словари и энциклопедии по изобразительному искусству.
При разработке УМК РО Л.В.Занкова по предмету «Изобразительное искусство» автором С. Г. Ашиковой были учтены:
- базовые положения ФГОС 2009 г.;
- психолого – педагогические основы системы РО;
- научные данные о возрастных и индивидуальных особенностях обучающихся;
В данную программу изменения не внесены
Общая характеристика учебного предмета
На уровне содержания предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования:
- патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковой и др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства - иконами А. Рублева, с народными промыслами;
-интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов);
- уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отно_шения к многогранности и творческому характеру профессии художника;
-ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы);
-нравственных чувств, этического сознания;
-представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;
- ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;
-ценностного отношения к здоровью.
Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.
Требованиям Стандарта соответствуют основные содержательные линии курса, направленные на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к разнообразным видам художественно-творческой деятельности. Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:
1. Природа - главный художник (основы рисунка, графика).
2. Мир цвета (основы живописи, цветоведение).
3. Искусство в человеке (виды изобразительного искусства).
4. Человек в искусстве (портретный жанр).
Отличительной особенностью подачи материала в разделах является функциональное распределение страниц. Каждый разворот посвящен одному уроку. Левая страница разворота «Впечатление». Здесь подобраны фотоматериалы и репродукции картин, соответствующие определенной тематике. Наглядный материал сопровождается пояснительным текстом.
Правая страница разворота - «Выражение» содержит пошаговое выполнение задания с его вариантами. Детям помогают иллюстрации, а также изображение предлагаемого материала, инструментов и способов их использования. Такое построение учебников обусловлено логикой самого процесса творчества: восприятие, в процессе которого ребенок накапливает лич-
ностно значимый опыт, стимулирует его творчество, позволяющее ребенку выразить себя, почувствовать себя автором, художником. В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку
к дальнейшему образованию, формирование мотивации детей к художественному творчеству, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
С этой целью в дополнение к учебному материалу во всех учебниках даны рубрики «Знакомство с музеем» - иллюстрированный рассказ об известных музеях России и «Читаем и рисуем» (в 3 классе), содержание которых способствует расширению кругозора школьников, их познавательных потребностей. Материал под рубрикой «Приглашение в путешествие»
знакомит, начиная со 2 класса, с культурой других народов, странами и городами мира. Иллюстрированный материал об известных художниках (рубрика «В мастерской художника») помогает детям приобретать знания о жанрах, которые предпочитал тот или иной живописец, особенностях его творчества, распознавать стиль художника. Наглядная информация о способах изображения в рисунке, живописи и композиции (рубрика «Азбука рисования») помогает учащимся в реализации собственного замысла. Каждый раздел (со 2 класса) завершается рубрикой «Что я знаю, что я умею». Предлагаемые задания и вопросы могут выполняться на нескольких уроках как индивидуально, так и в паре, группе, на уроке или дома. Такое структурирование содержания и наглядно-практический характер иллюстративного материала позволяют учебнику выполнять функцию своего рода самоучителя.
Наряду с основной формой организации учебного процесса уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Содержание курса направлено на целостное развитие личности ребенка посредством активного овладения различными видами деятельности. Это:
- восприятие произведений искусства, которое развивает эмоциональную отзывчивость, способность к эмоциональному оцениванию увиденного не только в искусстве, но и в жизни, а также способность одномоментного восприятия сложных объектов и явлений; в дальнейшем это позволит позитивно воспринимать мир, испытывать положительные чувства и эмоции в процессе его познания (по всем разделам учебников);
- рисунок - постепенный переход от знакомства и овладения простыми линиями разной формы, их изобразительно-выразительными возможностями, через приобретение навыка различного нажима на карандаш и тонирования поверхности бумаги графитным карандашом к основам построения и передачи объема и пространства на листе бумаги. В совокупности эти действия не только формируют художественный взгляд на окружающий мир, но и обеспечивают качественное пространственно-образное мышление, способность к быстрым зарисовкам, выполнению несложных чертежей и планов (первый раздел учебников), а также зарисовок портретов знакомых, друзей, родственников (четвертый раздел учебников);
- живопись - наблюдения детей за цветовыми сочетаниями в природе дополняются сначала их представлением о том, как они отражаются в картинах художников, а затем непосредственной деятельностью учащихся с цветом на основе различных материалов, включая эксперименты. Развитие чувствительности к цвету вообще и цветовым сочетаниям в частности облагораживает эмоциональную сферу школьников, способствует более точной эмоциональной оценке явлений и состояний в природе и в окружающей жизни, что в будущем станет, в частности, базой для гармонизации пространства и жизненной среды на работе и дома (второй раздел учебников);
- композиция учит понимать целое, состоящее из различных частей, оценивать и понимать их роль в пространстве картины, рисунка, изделия, выделять главное и второстепенное, видеть соподчиненность элементов, выстраивать последовательность планов: ближе - дальше, больше - меньше», «выше - ниже» (третий и четвертый разделы учебников); - декоративно-прикладное искусство раскрывает самобытность народной культуры, знакомит с традициями и обрядами разных народов, их бытом и образом жизни, показывает разнообразие и единство культур разных народов (третий раздел учебников);
- скульптура и дизайн наглядно показывают пространственные особенности изучаемых предметов а объектов, показывают соотношение частей и целого, развивают пространственное мышление, знакомят с формообразованием, приобщают к красоте (третий раздел учебников).
Каждый из этих видов деятельности постепенно и последовательно усложняется от класса к классу, как в отношении изобразительного материала, так и в плане навыков его усвоения.
Выполнение проектно- творческих заданий в групповой и парной работе позволяет обобщать полученные знания и творчески применять их на практике, а также успешно развивать коммуникативные умения – задавать вопросы друг другу и взрослому, расспрашивать о чем-либо, понимать речь собеседника и др. (коллективные работы в конце основных разделов учебников).
В предметной линии «Изобразительное искусство» акцентировано внимание на формировании у младших школьников системы универсальных учебных действий, что позволяет полнее раскрыть основные положения дидактической концепции Л.В. Занкова, направленной на достижение оптимального общего развития каждого ребенка.
Таким образом, курс «Изобразительное искусство» направлен на формирование общей культуры учащегося начальной школы, на его духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, создание основы для самостоятельной организации учебно- познавательной и художественно-творческой деятельности.
.
Содержательные линии и разделы
Содержательные линии Разделы
Природа - главный художник.
Композиция рисунка.
Графические приёмы
Фактуры поверхности
Линейный набросок
Мир цвета Живопись света.
Свет и тень.
Полутень.
Падающая тень
Натюрморт.
Искусство в человеке.
Цвет и свет.
Изображение пространства и воздуха
Точка в живописи.
Узор
Человек в искусстве

Основы композиции.
Композиционный центр
Композиция движения
Стилизованный рисунок
Термины и понятия:импрессионизм, натюрморт, мольберт, композиция, линейный набросок, вертикальная ось симметрии. стилизация, эскиз, этюд, колорит, падающая тень, полутень, тень, свет, узор, передний план, дальний план, орнамент
Преподавание предмета «Изобразительное искусство» будет осуществляться в системно – деятельностном подходе: организация активной самостоятельной деятельности учащихся при партнёрском взаимодействии как со взрослым, так и с ровесником.
Предметное содержание подбирается и структурируется на основе дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний, тем самым создаются условия для выстраивания системы знаний и показа их внутренних существенных связей на предметной и межпредметной основе:
- открытия нового знания (создание учебных ситуаций, когда перед ребёнком возникает познавательная трудность, неожиданное задание или нестандартная ситуация);
- проектная задача: («Орнаменты на стекле»);
- исследовательская работа: («Здравствуй, музей!»)
- эксперимент, открытие: Воздушный шар. Проведи эксперимент со взрослыми.
дидактических принципов: обучение на высоком уровне трудности, с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; работа над развитием каждого ребёнка, в том числе и слабого) и типических свойств методической системы( многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность), обеспечивающих достижения учащимися необходимого уровня освоения учебного содержания.
Общей чертой всей системы учебников является то, что одно и тоже учебное содержание может быть представлено в форме наглядных и/или словесных (и иных) образов, в виде теории, в виде подборки эмпирических фактов и т.п.
Для УМК по изобразительному искусству характерны типы заданий:
- обучающийся сталкивается с недостатком или избытком информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;
- ученик оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения;
- ученик сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний, способов деятельности.
Таким образом, в УМК системы Л.В. Занкова широко используется технология самообучения и взаимообучения, самопроверки и взаимопроверки, позволяющая сформировать у учащихся следующие умения:
-видеть границы между известным и неизвестным;
- находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их;
- вырабатывать критерии для оценки учебной работы;
- оценивать свои и чужие действия по заданным критериям;
- оценивать собственные продвижения в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления;
- планировать операциональный состав действий при решении поставленных задач;
- определять личные достижения в учебной и внеучебной деятельности;
- делать прогностическую оценку уровня сложности задания;
- самостоятельно выбирать учебный материал (задание) для выполнения.
В УМК по изобразительному искусству реализуются предпосылки для проведения проектно – исследовательской, поисковой деятельности (индивидуально, в парах, в группах):
умение пользоваться предметно-именным указателем; видеть проблемы, задавать вопросы; находить несколько вариантов решения проблемы, различать существенное и несущественное; давать определение понятиям; классифицировать, делать выводы и умозаключения; проводить наблюдения наглядных объектов, эксперименты; определять недостающую информацию, находить её и работать с ней; пользоваться учебными моделями, знаково – символическими средствами, владеть адекватной самооценкой, определять границы собственного знания и незнания; доказывать и защищать свои идеи, воспринимать идеи других, владеть навыками сотрудничества.
Формы организации работы:
Ученикам предоставляется возможность принимать решения относительно выбора формы работы выполнения задания: самостоятельно или в паре, в группе, фронтально.
Различным может быть разделение по группам – по их количеству и формированию: смешанные и раздельные.
Предоставление ученикам возможности принимать решение относительно формы работы является показателем уважения к их мнению, ставит их в позицию активных созидателей учебного процесса, включает (и тем самым формирует) самооценку.
В учебниках по изобразительному искусству широко представлены: знаково – символические средства, необходимые для освоения программы каждой предметной линии (блоки-схемы в алгоритмах, чертежи). Ученики научатся читать рисунки, картины, алгоритмы.
В учебнике представлены задания, в которых обучающиеся классифицируют объекты:
по одному (несколько) заданному признаку;
по заданному признаку, но при выполнении классификации ребёнок самостоятельно актуализирует другие, незаданные признаки;
по самостоятельно найденному признаку с одним (несколькими) количественным указаниям;
по одному (нескольким) самостоятельно найденному признаку без дополнительных указаний;
задания, представленные в учебниках, носят многофункциональный характер: разработанные на предметном содержании, они решают проблемы воспитания, развитие обучающегося, а в своей совокупности учат его учиться и решать практические задачи в различным жизненных ситуациях. Описание места предмета в учебном плане
Учебный предмет «Изобразительное искусство» на ступени начального общего образования изучается в течение четырёх лет обучения, начиная с первого класса. На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2—4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров учебного предмета:
«Изобразительное искусство» предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда.
Основная идея обучения данного курса – приобщение детей к миру искусства через познание многообразия культур народов Земли.
Актуальность учебного предмета «Изобразительное искусство», в том, что он направлен на реализацию приоритетных направлений художественного образования приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка.
Курс «Изобразительное искусство» интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (чтение, окружающий мир, технология, музыка), и даёт возможность реализовывать их в интеллектуально - практической деятельности учащихся.

Содержание программы предмета «Изобразительное искусство»
2 класс (34 часа)Раздел 1. Природа - главный художник. (Рисунок и графика. Штрих. Фон.Фактура. Воздушная перспектива.Горный, морской пейзажи)
Азбука рисования: Мы - семья фломастеров. Воздушная перспектива горного пейзажа. Воздушная перспектива облаков.
Впечатление. Выражение:Место встречи неба и земли (знакомство с линией горизонта). «Мой друг рисует горы, далекие, как сон» (передача воздушной перспективы с помощью графических знаков). «Горы - это небо, покрытое камнем и снегом» (работа с картинами: наблюдение, вопросы, мнение). Белые сны севера или бархатный песок юга? (особенности пейзажа и линий горизонта на севере и на юге). «Запад есть запад, восток есть восток. » (особенности пейзажа и линий горизонта на западе и востоке). «Славный остров Гдетотам...» (знакомство с особенностями изображения острова). Шум далекий водопада (знакомство с особенностями изображения водопада).
Коллективная работа: Роза ветров. Золотое кольцо России (знакомство с древним изображением карты как произведением искусства, что такое «роза ветров», связь между розой ветров и Золотым кольцом России - творческая работа).
Раздел 2. Мир цвета. (Живопись цвета. Иллюзия пространства. Ахроматические и хроматические цвета. Противоположные цвета)Азбука рисования:Ахроматические цвета (оттенки черного и белого цветов). Хроматические цвета (тональные оттенки одного цвета).
Впечатление. Выражение: Близко - далеко (изображение трех предметов с передачей пространства ахроматическими цветами). Низко - высоко (знакомство с особенностями изображения предметов на разной высоте в пространстве). Ночь и день (знакомство со светом и тенью в природе). Краски заката и рассвета (знакомство с особенностями цветового освещения Земли при закате и на рассвете). Краски на воде (особенности изображения водоемов - цвет и отражение). Краски под водой (особенности изображения подводного мира).
В мастерской художника: Красным по зеленому (о творчестве А.И. Куинджи); Загадка красных рыбок (о творчестве А.Матисса).
Коллективная работа: Красота подводного мира (обобщение знаний, приобретенных на уроках данного раздела).
Раздел 3. Искусство в человеке. (Знакомство с композицией. Базовые формы цветов. Детали рисунка. Роспись)Азбука рисования: Базовые формы цветов. Разнообразие форм лепестков.
Впечатление. Выражение: «И аромат цветов плывет. » (знакомство с линией горизонта в поле, изображение перспективы пространства с помощью полевых цветов). Водяные лилии (способ изображения цветов на воде). Каменный цветок (способ моделирования цветка из пластилина и украшение его дополнительными материалами). Мастер-золотые руки. Стеклодув (знакомство с одним из способов росписи стекла). Чудеса архитектуры (особенности изображения города, стоящего на воде, - отражение, перспектива).
В мастерской художника: Пруд в саду Моне (о творчестве К. Моне).
Коллективная работа: Здравствуй, Венеция! (обобщение пройденного материала).
Раздел 4. Человек в искусстве. (Иллюстрация. Портрет. Ракурсы. Книжные иллюстрации. Стилизованный рисунок)Азбука рисования: Ракурсы. Зоны. Точки. Фотография и картина.
Впечатление. Выражение:Портрет (знакомство с жанром портрета, ракурсами). Женский портрет (изображение особенностей женского портрета). Мужской портрет (выделение характерных черт в мужском портрете). Старик-годовик (построение фигуры человека и птицы на основе базовых форм). Маугли: жизнь в лесу; встреча с Ситой (задания индивидуально для мальчиков и для девочек). Золотая рыбка (различные варианты на выбор для изображения фактуры рыбы и воды; создание своего способа). Каникулы Бонифация (знакомство с орнаментами и красками народов Африки).
В мастерской художника: «Совсем портретчиком становлюсь. » (о творчестве
В.А. Серова). «Я напишу сказку, ты ее нарисуешь» (о творчестве художников-иллю- страторов).
Коллективная работа: Книга сказок (обобщение пройденного материала).
Знакомство с музеем: Государственный музей культуры народов Востока. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Государственный музей палехского искусства.

Календарно - тематическое планирование

урока
Тема Кол- во часов Дата проведения Форма организации Методы контроля
1 Азбука рисования. Знакомство с новыми графическими материалами
(базовые упражнения)1ч
1 практикум индивидуальный
Природа - главный художник9ч
9 часов 2 Азбука рисования. Воздушная перспектива 1 практикум индивидуальный
3 Место встречи неба и земли 1 практикум индивидуальный
4 Мой друг рисует горы, далекие, как сон. Горы - это небо, покрытое камнем и снегом 1 практикум индивидуальный
5 Белые сны севера, или бархатный песок юга 1 практикум индивидуальный
6 Запад есть запад, восток - есть восток 1 практикум индивидуальный
7 Славный остров Гдетотам1 практикум индивидуальный
8 Шум далекий водопада 1 практикум индивидуальный
9 Золотое кольцо России (коллективная работа) 1 практикум групповой
10 Проверь себя.
Роза ветров (коллективная работа) 1 1 практикум индивидуальный
Мир цвета 7 11 Азбука рисования. Хроматические и ахроматические цвета 1 практикум индивидуальный
12 Близко - далеко 1 практикум индивидуальный
13 Низко - высоко 1 практикум индивидуальный
14 Противоположные цвета. 1 практикум индивидуальный
15 Ночь и день 1 практикум индивидуальный
16 Краски на воде. Краски подводой 1 практикум индивидуальный
17 Красота подводного мира (коллективная работа1 практикум групповой
Искусство в человеке 7 18 Базовые формы цветов 1 практикум индивидуальный
19 И аромат цветов плывет. 1 практикум индивидуальный
20 Пруд в саду Моне 1 практикум индивидуальный
21 Водяные лилии 1 практикум индивидуальный
22 Каменный цветок 1 практикум индивидуальный
23 Мастер золотые руки - стеклодув 1 практикум индивидуальный
24 Здравствуй, Венеция!
1 практикум индивидуальный
Человек в искусстве 9 25 Ракурсы, зоны, точки 1 практикум индивидуальный
26 Портрет 1 практикум индивидуальный
27 Женский портрет 1 практикум индивидуальный
28 Мужской портрет 1 практикум индивидуальный
29 Совсем портретчиком становлюсь. 1 практикум индивидуальный
30 Я напишу сказку. Ты её нарисуешь. 1 практикум индивидуальный
31 Старик-годовик 1 практикум индивидуальный
32 Маугли: жизнь в лесу (задание для мальчиков). Маугли: встреча с Ситой (задание для девочек1 практикум индивидуальный
33 Каникулы Бонифация1 практикум индивидуальный
34 Знакомство с музеем 1 экскурсия фронтальный

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ2 класс
Личностные универсальные учебные действияУ обучающегося будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению произведения изобразительного искусства, включая образы природы Земли;
- образ Родины, отраженный в художественных произведениях, в том числе через восприятие пейзажей городов Золотого кольца России;
- представление о труде художника, его роли в жизни общества;
- приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран (рубрика «Приглашение в путешествие»);
- интерес к художественно-творческой деятельности;
- понимание чувств других людей;
- первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
- понимание значения иллюстраций к литературным произведениям (сказкам), живописи в мультипликации;
- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- нравственно-эстетических переживаний художественных произведений;
- представления о разнообразии и широте изобразительного искусства;
- интереса к характерам и настроениям людей и личностной идентификации через восприятие портретного жанра изобразительного искусства;
- принятия на первоначальном уровне нравственного содержания произведений изобразительного искусства;
- понимания значения изобразитель - ного искусства в собственной жизни;
- первоначальной потребности воплощать в реальную жизнь эстетические замыслы;
- позиции зрителя и автора художественных произведений.
Регулятивные универсальные учебные действияОбучающийся научится:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать смысл заданий и вопросов,
предложенных в учебнике;
- осуществлять контроль по результату и способу действия;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы;
- выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек).
Познавательные универсальные учебные действияОбучающийся научится:
- расширять свои представления об искусстве (например, обращаясь к разделу «Знакомство с музеем»);
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- читать простое схематическое изображение;
- различать условные обозначения;
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и
сведения, полученные от взрослых, сверстников;
- сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного опыта.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Найдите на сайте...») с помощью взрослых;
- работать с дополнительными текстами (рубрика «Советуем прочитать»);
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразитель-
ности;
- соотносить схематические изображения с содержанием заданий;
- выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;
- строить рассуждения о воспринимаемых произведениях.
Коммуникативные универсальные учебные действияОбучающийся научится:
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять работу со сверстниками;
- воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
- договариваться, приходить к общему решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать действия других
участников в процессе коллективной творческой деятельности;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить их;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ;
- узнавать мнение друзей или одноклассников;
- вести диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению, и выражать свое терпимо и убедительно.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельностиОбучающийся научится:
- различать виды художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн);
- узнавать и воспринимать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
- воспринимать красоту архитектуры и понимать ее роль в жизни человека;
- понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания;
- видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, дизайн;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу.
Азбука искусства. Как говорит искусство?Обучающийся научится:
- использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы;
- изображать простейшую линию горизонта и ее особенности;
- различать хроматические и ахроматические цвета;
- владеть дополнительными приемами работы с новыми графическими материалами;
- выбирать характер линий для передачи выразительных образов природы разных географических широт;
- использовать базовые формы композиции: геометрическая форма - предмет;
- моделировать цветок из простейшей базовой формы;
- создавать средствами рисунка и живописи образы героев сказок народов мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать и изображать различные виды линии горизонта;
- подбирать соответствующий материал для выполнения замысла;
Значимые темы искусства.Обучающийся научится:
- видеть разницу между пейзажами, ландшафта разных частей света и использовать соответствующую пейзажу линию горизонта;
- использовать различные художественные материалы для передачи пейзажей разных географических широт;
- передавать характер и намерения объекта в иллюстрации к русским и зарубежным сказкам;
- осознавать красоту окружающей природы и рукотворных творений человека и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности.
- передавать воздушную перспективу в пейзаже графическими и живописными приемами;
- применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема или пространства;
- соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;
- передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений средствами рисунка и живописи.
О чем говорит искусствоОбучающийся получит возможность научиться:
- передавать настроение в пейзажах;
- соединять различные графические материалы в одной работе над образом;
- изображать старинные русские города по памяти или представлению;
- создавать узоры народов мира;
- подбирать соответствующие художественные материалы для изображения главных героев произведений;
- совмещать работу на плоскости и в объеме.
Система контроля и оценки планируемых результатов
По изобразительному искусству устанавливаются следующие формы контроля за развитием учащихся в предметной области:
• устный опрос
• проектная задача
Оценка Критерии оценки
«5» •учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
•правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
•верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
•умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное«4» •учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
•гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
•умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
«3» •учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
•допускает неточность в изложении изученного материала.
«2» •учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
•не справляется с поставленной целью урока.
.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Работа по данному курсу обеспечивается учебниками и дополнительной литературой:Ашикова С.Г. Изобразительное искусство : учебник для 1 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».
Ашикова С.Г. Изобразительное искусство : учебник для 2 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».
Ашикова С.Г. Изобразительное искусство : учебник для 3 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».
Ашикова С.Г. Изобразительное искусство : учебник для 4 класса / под ред.
А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».
Словари и энциклопедии по изобразительному искусству.
Искусство: учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. М.: Первое сентября.
Искусство в школе: общественно-педагогический и научно-методический журнал. М.: Искусство в школе.
Юный художник: журнал по изобразительному искусству для детей и юношества. М.: Юный художник.
Специфическое оборудование: репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
портреты русских и зарубежных художников;
таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека
таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;
стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг, таблиц;
складные мольберты с планшетами;
демонстрационные столики;
разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.
Электронно-программное обеспечение (по возможности): электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;
записи классической и народной музыки;
специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, DVD-плееры, МР3-плееры;
компьютер с художественным программным обеспечением;
музыкальный центр;
демонстрационная доска для работы маркерами;
цифровой фотоаппарат;
сканер, ксерокс и цветной принтер.