Исследовательская работа по декоративно-прикладному творчеству Художественное ремесло берестянщика в прошлом и настоящем.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ново-Идинская средняя общеобразовательная школа»
Районный заочный конкурс исследовательских работ
по декоративно-прикладному творчеству
«Через прошлое к будущему»
«Художественное ремесло берестянщика в прошлом и настоящем»

Автор: Черемных Дмитрий 8 «б» класс.
Руководитель: учитель технологии
МБОУ «Ново-Идинская СОШ»
Скворцов Евгений Геннадьевич.
с. Новая Ида.
2015 год.
Содержание
1.Введение
1.1. Цель исследования.
1.2. Задачи исследования.
1.3. Методы исследования.
2.История берестяного промысла.
3.Что мы знаем о березе.
4.Ремесло берестянщика.
5. Технология изготовления изделий из бересты
5.1.Плетение бересты.
5.2. Прорезная береста.
5.3. Тиснение.
5.4. Расписная береста.
5.5. Новые технологии.
6. Современные мастера по обработке бересты.
7.Встреча с мастерами Светланой и Михаилом Моролевыми, планы на будущее.
8. Заключение.
9. Интернет-источники и литература.
10. Приложения.
10.1. Приложение №1 10.2. Приложение №2 10.3. Приложение№3 10.4. Приложение № 4 10.5. Приложение №5 10.6. Приложение № 6
1.Введение.
В 2013 году я выполнил творческий проект « Игольница из бересты». Работа над проектом позволила мне познакомиться с этим природным материалом . (Приложение №1) Выполняя работу, я узнал много интересного о берестяных изделиях, какие чудесные вещи изготавливали берестянщики в старину. Многие технологии изготовления изделий ушли в прошлое. В старину поморские умельцы шили себе из бересты штаны и рубахи, выделывая ее так, что она становилась как кожа. Также в изготовлении одежды использовали и плетение. (В Архангельской области в музее сохранился один такой экспонат, а вот технология обработки бересты утеряна).(Приложение №2). Мне стало интересно узнать, какие были ремесла раньше и как развивается сейчас художественные ремесла.
Проведя опрос среди одноклассников я выяснил, что все знают художественные ремесла и ремесло берестянщика, но никто не знает технологию изготовления изделий.
Целью моей работы стало, узнать как можно больше о ремесле берестянщика.
Чтобы достичь цели, я определил следующие задачи:
-найти как можно больше информации в интернете, в книгах библиотеке о бересте и о работе с ней;
Найти современных мастеров-берестянщиков , посетить музеи.
- Побывать на мастер-классах современных мастеров
и усвоить технологию некоторых из них;
- изготовить изделия своими руками;
- провести мастер-класс для одноклассников.
Изучив технологию изготовления художественных изделий, я смогу изготовить их сам.
Предмет исследования – ремесло берестянщика в Иркутске и в Иркутской области.
Методы исследования – изучение информационных источников и технологии ремесла, экскурсия, самостоятельное изготовление изделий.
2.История берестяного промысла.
Кабы не лыко да не береста,
так бы мужичок рассыпался.
В прошлом береста занимала важное место в крестьянском укладе, после дерева она была главным материалом в Сибири. Благодаря прочности, гибкости, пластичности, устойчивости к гниению, легкости, гидро- и термоизоляции, доступности в обработке береста еще издавна считалась  прекрасным и универсальным материалом  для изготовления предметов, для домашнего обихода – солонок, лукошек, туесов, употреблявшихся в качестве ёмкостей для хранения солений, кваса, молока, сметаны, меда, масла. Из берестяного лыка плели легкие, прочные, удобные лапти, корзинки, хлебницы и другие предметы. ( приложение № 3) Многие из этих вещей не утратили практического значения и в наши дни, они не уступают изделиям из современных материалов, но даже превосходят их. (приложение №4)  Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Первые известные сведения о технике обработки бересты относятся к XVIII столетию. Сибирские охотники использовали бересту для изготовления охотничьих приспособлений. Например, сбивая широкую берестяную ленту в конус, делали дудку-манок для приманивания изюбров. Каждый уважающий себя охотник не мог обойтись без хорошего, острого ножа с берестяной ручкой. Она очень удобна, не скользит в ладони, приятна и тепла на ощупь. Случайно упавший нож в воду, если он не слишком тяжелый, не утонет. Наконец , такая ручка просто красива. Из скрученных лент бересты рыбаки изготавливали замечательные поплавки, поддерживающие на воде верхнюю бечеву рыболовных снастей. Также сибирские рыбаки мастерили из бересты лодки. Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари.
3.Что мы знаем о березе.
Люди испокон веков ценили и знали лечебные свойства бересты. И сейчас березу называют теплым деревом. Даже в холодной комнате кусок бересты или изделие из нее остается теплым, так как обладает большой положительной энергетикой. Достаточно возбужденному человеку некоторое время посмотреть на нее и подержать в руках – и он сразу же успокаивается. На Руси говорили, что береза забирает боль и дает здоровье. Многие крестьяне в России носили босяки и лапти из бересты вовсе не от бедности, а чтобы быть здоровыми и предохранить суставы от ревматизма.
 Целебные свойства берёзы известны человеку давно. Это дерево отдает человеку для его здоровья все : кору, сок, почки, нежные корешки, листья, молодые веточки, берёзовый гриб, дёготь, берёзовый уголь . Обладает она и прекрасным биоэнерготерапевтическим действием. В берёзовой роще вы будете чувствовать себя спокойным, бодрым, наполненным силой жизни. Многочисленные советы по лечению заболеваний приводятся в травниках XYI-XYII вв. С помощью бересты лечили болезни суставов, нервной и мочевыводящей систем. Толчёной берестой присыпали раны, чтоб быстрее заживали и не гноились.Береста снимает головные боли, залечивает раны и приводит в порядок кровяное давление. Ободки и заколки, сделанные из бересты, не накапливают статическое электричество, а берестяные украшения не содержат веществ, которые вызывают раздражение кожи.
4.Ремесло берестянщика.
Свою работу мы начали с выяснения значения слов «ремесло» .В современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия» ремесло – это мелкое ручное производство промышленных изделий, господствовавшее до появления крупной машинной индустрии (а затем частично сохранившееся наряду с ней). Для ремесла характерны: решающее значение личного мастерства ремесленника, индивидуальный характер производства (ремесленник работает один или с ограниченным числом помощников). Ремесленник работал один, или со своей семьей. Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) - сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной «пестерь» - плетеный заплечный мешок, на ногах лапти, тоже сплетенные из бересты.Из бересты изготовлялись «берестянники» - короба для муки и меда, лукошки, корзины, лапти, хлебницы, солонки, пастушечьи рожки. Туеса с крышкой, часто делались из цельного «сколотня» («сколотень» - снятая чулком со спиленного дерева кора березы).
5.Технология изготовления изделий из бересты.
Технологий изготовления из бересты не мало: тиснение, работа с пластом, тиснение, процарапывание, роспись, плетение.
Плетеные изделия их бересты выполняются в технике прямого и косого плетения. Кузова, пестери имеют прямоугольную форму, лапти и ступни делаются по форме ноги, а солонки выполняются в виде уточек, бутылочек и т. д. Плетеные из бересты изделия обычно не украшают дополнительно. Главную эстетическую нагрузку несет сама форма изделия и мягкая, бархатная природная фактура бересты.
Заготовленная в разное время, береста имеет разные оттенки. Так, весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, а осенняя - теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный цветовой эффект.
Орнамент на резной бересте имеет много общего с такими видами народного искусства, как вышивка резьба по кости.Для резьбы по бересте требуются самые простые орудия: нож и шило. Сначала вырисовывается контур рисунка, который затем вырезается острым ножом.
Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с «канфарением». Ударяя молотком по чекану (канфарнику) мастер «выбирает» фон предмета и получает зернистую поверхность. Эта техника издавна известна в обработке металла. С XIX века она применяется и в берестяных изделиях.Народные мастера расписывали короба, туеса, шкатулки, блюда, ларцы и прочие предметы домашней утвари живописными узорами. Как правило, поверхность изделий заполнялась растительным орнаментом (тонкий извилистый стебель с листьями и ответвлениями, плавными изгибами).
Сегодняшние мастера не стоят на месте, ими придумано множество технологий в изготовлении вещей. Ярким примером такого мастерства является Александр Кутрынин ,Владимир Махнюк и другие умельцы. (приложение №5)
О бересте и изделиях из бересты можно говорить очень много, мне бы хотелось рассказать Вам обо всем, что я узнал за время работы.
6. Современные мастера по обработке бересты
В наше время стало модно украшать свой дом изделиями ручной работы. Ведь намного интересней что-то сделать своими руками. Поэтому темой моего исследования стало ремесло в прошлом и настоящем. Я считаю её актуальной, потому что каждый мужчина будет хозяином дома и должен уметь устроить быт своей семьи.
В настоящее время интерес к традиционным народным ремёслам повышается. Всё больше людей стремится заняться художественным ручным трудом в свободное от работы время. Повсеместно открываются кружки, курсы, студии по различным видам традиционных ремёсел.
В Иркутске для широкого приобщения лучших мастеров к художественной жизни работает «Дом ремесел». В «Доме ремесел» развиваются и определяются творческие индивидуальности мастеров, народное искусство не только не перестает жить, но и открывает новые имена среди Иркутских умельцев.
В Иркутске ярким примером художественной обработки  бересты являются работы иркутской художницы, Лауреата премии губернатора в области культуры и искусства Татьяны Дашковой; мастеров Творческой мастерской «Берестень» Светланы и Михаила Моролевых; в Нижнеудинске свое мастерство передает подрастающему поколению мастер по бересте Лауреат премии губернатора, Народный мастер Иркутской области  Владимир Антипенко; в Усть-Илимске успешно работает Отделение народных ремесел «Школы искусств №2», в  Братске – Школа ремесел. Также успешно работают  с берестой   мастера  в Ангарске,  Усолье-Сибирском, Саянске, Усть-Куте.
Супруги Михаил и Светлана Моролевы — мастера в Приангарье известные. Всех наименований изделий, которые своими руками делают умельцы, и не счесть. Всевозможные туеса, шкатулки, хлебницы, сувениры, обереги, даже ложки и головные уборы!
     Владимир Антипенко живет в г.Нижнеудинске. Его работы, на первый взгляд, выполнены в традиционном понимании этого вида творчества. Однако он ничего не копирует, не заимствует из достижений прошлого, а благодаря творческому подходу к своему ремеслу добивается исключительного разнообразия тем, орнаментов. Ни с чьим другим не спутать его почерк, например, в создании книги из бересты "Старый Иркутск", где тиснением исполнена летопись города, изображена его архитектура. Или большой туес с той же архитектурой старого Иркутска, его соборами, церковью.
     Всевозможные наборы из бересты (пивные, кружки для кваса, других напитков, подносы, квасники) мастер выполняет с тончайшей резьбой и тиснением, в сочетании они гармоничны. Искусно варьируя узоры, он заставляет каждый предмет как бы звучать по-своему.
Алексей Николаевич Шутко – лауреат первой степени Всесоюзного смотра художественного смотра в Москве, обладатель диплома первой степени межрегионального конкурса работ мастеров народных ремесел «Русь мастеровая», обладатель золотой медали международной выставки народного творчества (Новосибирск, 1993г.), а также обладатель почетного звания «Народный мастер Иркутской области- 2013»
    Ассоциация "Оникс" создана 29 сентября 1990 года с целью объединения мастеров, заинтересованных в развитиии народных ремесел. Созданы филиалы в следующих городах - Нижнеудинске, Саянске, Ангарске, Шелехове, поселке Мамоны.  С 1993 ассоциация обеспечивает работу постоянной выставки народного творчества в г. Иркутске с бесплатным входом и проведением экскурсий.  На базе выставки работают учебно-творческие мастерские, проводятся мастер-классы по 14-ти направлениям художественных ремесел для различных категорий граждан, а также зарубежных гостей. Проводятся тематические выездные выставки, творческие показы моделей.(приложение №6)

7. Встреча с мастерами Светланой и Михаилом Моролевыми, планы на будущее.
С Михаилом и Светланой Моролевыми встречался мой руководитель кружка «Творческая мастерская», в котором я занимаюсь. Мы с Евгением Геннадьевичем планируем посещать мастер-классы и учиться у этого мастера. Михаил Моролев ведет кружковые занятия по обработке бересты в Детском доме №1, устраивает выставки в Иркутске, одну из которых я посетил.
24 февраля у нас планировалась встреча с Михаилом Николаевичем, но по причине не от нас зависящей, взять урок у мастера не удалось. Мастера часто выезжают на семинары, выставки, мастер-классы и т.д. Созвонившись с мастерами Моролевыми мы, узнав расписание занятий, договорились о будущих встречах
8.Заключение
В процессе выполнения работы я:
Изучил историю ремёсел, используя различные источники информации: книги, экскурсии, Интернет;
узнал, что многие изделия мастеров, которые являются элементами одежды и украшениями, до сих пор считаются оберегами;
усвоил технологию изготовления из бересты многих изделий .Я пришел к следующим выводам:
Мастерство и трудолюбие ценились, ценятся и будут цениться всегда. Поэтому ремесло берестянщика сохранилось до наших дней и пользуется большой популярностью. Современные мастера придумывают новые интересные идеи для своих работ, а затем воплощают их в реальность. Золотые руки этих мастеров могут сделать самые разные поделки: корзины, туески, коробы, хлебницы, украшения, бижутерию, элементы дизайна для интерьера, дудочки, куклы-обереги и многое другое. Современные берестянщики создают собственные технологии обработки бересты и передают свои знания следующим поколениям. . Будем надеется, что я научусь этому прекрасному ремеслу.
9.Интернет- источники и литература.
1.Береста. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия.
Владимир Махнюк. ООО»АСТ-ПРЕСС КНИГА»
2.Сельскому учителю о народных промыслах.
В. А. Барадулин Москва «Просвещение» 1979г.
3. tomgrad.ru/beresta/
4. www.sibberesta.ru/
5. severberesta.ru/.../96-guidelines-for-plaiting-products-from-birch-bark-a...
6. podelki.amruss.ru/podelki/obrabotka-beresty-podelki-iz-beresty.html7. Veganmaster.com
8. luchistoe.ru›novosti/znaniya-o-bereste/9. evk-skell.ucoz.ru10. likonsta1.ucoz.ru›blog/o_bereste/11. kefa.ru›article/oloze/beresta.htm10.Приложения.
Приложение №1

Приложение №2

Приложение №2

Приложение № 3


Приложение №4


Приложение № 5 Работы Александра Кутрынина

Работы по бересте Веры Леонтьевой




Приложение №6left537210left3175