Исследовательская работа по декоративно-прикладному творчеству «Народные рукоделия. Вышивка»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №1 п. Клетня Брянской области









Исследовательская работа по декоративно-прикладному творчеству
на тему:

«Народные рукоделия. Вышивка»




Выполнила учащаяся 6 «А» класса
Орлова Анастасия Александровна


Руководитель: Ермакова Мария Дмитриевна














Клетня-2011

Содержание

Введение .3 стр.
1. Немного из истории русской вышивки. ..4 - 5 стр.
2. Традиционная символика в вышивке. Обереги .. 5 - 7 стр.
3.Орнаменты. . 8- стр.
4.Обережная вышивка в детской одежде . ...9-10стр.
5.Обереги своими руками..11-13 стр.
6. О цвете..... 14- стр.
6. Инструменты и приспособления для вышивки16 стр.
7. Подготовка к вышивке .17- стр.
8. Перевод рисунка на ткань 18-стр.
9. Рабочее место вышивальщицы. ... 18-19 стр.
10. Счётные швы. 19-20- стр.
Заключение .. . 21- стр
Используемая литература.. .. 22-стр.
Приложение 23-24стр.



















Введение.

Ручная вышивка всегда ценилась очень высоко, особенно в наше время, когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд. В старину рукоделие позволяло женщинам скоротать время за творчеством, а заодно наполнить дом тысячей нужных мелочей. Сегодня выполненная вручную вышивка крестиком по-прежнему создает в наших домах атмосферу уюта и тепла.
Поэтому я считаю очень важным для себя перенять опыт многих поколений и научиться вышивать, как когда-то много веков назад и до наших дней вышивали искусные мастерицы.
Я считаю, что вышивание помогает сплочению нашей семьи, когда три поколения: бабушка, мама и я заняты одним любимым делом.

В своей работе я выделила проблему: недостаток общения со старшим поколением и со сверстниками.

Идея: объединить взрослых и детей через совместную деятельность.

Задачи исследования:
-изучить историю появления вышивки; традиционную символику и
обереги в русской вышивке;
-заинтересовать взрослых и детей занятиями вышивкой;
- сплотить семью;
-найти общее интересное дело;
-сделать выводы, подвести итоги исследования.

Объект исследования: занятия рукоделием.

Предмет: вышивание крестиком.

Гипотеза: если найти общее интересное дело, например, вышивание крестиком, узнать о нём как можно больше и рассказать об этом одноклассникам, учителям, родственникам, то можно заинтересоваться этим видом рукоделия и через занятия вышивкой сплотить семью, классный коллектив.

Методы исследования:
-изучение литературы по теме;
-анкетирование учащихся;
-практическая часть.
Немного из истории русской вышивки

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники(скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. изделия ( см. Приложение 1), как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.
Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й чет верти XX века сохраняются древние символы.
Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является"ромб". ( см. Приложение .рис.8) В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб -"репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного"цвета" -молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия.
Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура.( См.приложение. рис.5) Она может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки или светильники; с птицами в руках и т.д.
Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру- Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.
Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.
Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.
Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.
В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки.
Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к
13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки.
На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.
Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).
По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.

Традиционная символика в вышивке ЗНАКИ 1) Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» - горизонтальными. 2) Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом. 3) Квадрат (или ромб), поделённый крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия. 4) Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости. 5) Крада («решётка») – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костёр. 6) Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня (и Бога Огня - Агуни). 7) Месяц – Знак луны, месяца. Известны подвески «лунницы». 8) Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня. 9) Рог изобилия. Знак богатства, изобилия. 10) Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак тёмного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землёй, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться... Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей загибаются против направления вращения.
11) Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни. 12) Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая - сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный. 13) Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

Давайте теперь от общих рассуждений перейдем к более частным и попробуем понять механизм работы оберега с точки зрения его энергоинформационных свойств и возможностей. Воздействие оберегов связано с цветами спектра человеческой ауры. Надевая на себя оберег соответствующего цвета, мы получаем возможность быстро залатать энергетические пробои в той или иной части ауры, которые могут оказаться опасными для нашего здоровья и даже жизни. С точки зрения человека, способного видеть ауру, это будет выглядеть как усиление свечения определенного цвета ауры при надевании оберега. Какие же обереги могут нам пригодиться? Разумеется, наиболее сильными будут обереги ваши личные, передаваемые в семье по наследству: серьги, кольца или перстни, бусы - любая вещь, которая, по преданию, приносит счастье в семейной жизни. Чаще такие предметы передаются по женской линии - кольца и серьги, по мужской реже - ножи, пряжки для ремней. Если в вашей семье таких вещей нет, их придется выбирать самим, а это непросто, если вы не обладаете ярко выраженными экстрасенсорными способностями. Поэтому поговорим о самом простом, но в то же время и очень эффективном средстве. Это - обережные вышивки. Вышивать следует цветы и фигурки, несущие традиционный охраняющий смысл: силуэты коня, собаки, петуха или сказочной птицы с женским лицом. Эти символы родом из времен культов почитания языческих богов и символизируют дружественных нам оберегающих магических существ. Особенно удобно использование обережных вышивок и аппликаций для детской одежды, так как малышам тяжело постоянно носить бусы, кольца или браслеты. Вообще существует такой закон: по-настоящему сильный оберег нельзя купить. Он должен «найтись» среди вещей, которые передавались в вашем роду по наследству. Это бывает не так уж часто. Но любую традицию кто-то должен начать, ведь правда? Почему бы, если в вашей семье еще нет традиционных оберегов, именно вам не создать такой, дабы он передавался потом из рук в руки - вашим детям, внукам, правнукам? Давайте попробуем? Суть оберегов в точности соответствует их названию: их призвание - оберегать людей, особенно в годы лихолетия, в периоды военных конфликтов, террористических актов и других невзгод. Иными словами, защищать своего хозяина от любого направленного негативного воздействия, каким бы оно ни было и откуда бы ни исходило. Негативными воздействиями могут быть чисто физические влияния - такие, как болезни (вызванные, кстати, часто не только естественными причинами, но и одолевшие нас вследствие сглаза или порчи). Обереги могут защищать своего хозяина и от любого воздействия на его психику, на душу, на эмоциональную сферу. Они будут охранять вас от навязывания чужой воли, приворотов, внушений извне и от тяжелой депрессии. Обереги - это экспериментально, в течение многих веков подобранные магические предметы, изучив которые наши предки пришли к выводу, что они могут охранять, оберегать нас от недружелюбных сил. Обереги бывают разные. Это бусы, браслеты, обережные вышивки на одежде, узоры которых являются стилизованными символами древних богов или покровителей рода, украшения на окнах, ставнях, наличниках, над крыльцом и крышей, над воротами дома. Мы сегодня практически утратили навыки повседневной защиты, которые использовали наши предки. И это вряд ли может способствовать нашей спокойной жизни. С исчезновением прочной повседневной защиты мы оказываемся весьма легкой добычей для недоброжелательных сил из теневого мира. Они легко проникают в нашу жизнь, а мы чаще всего даже и не замечаем этого. Ходим по врачам, жалуясь на слабость, раздражительность, бессонницу, общее недомогание, на то, что «что-то не то со мной, доктор, творится». А чем нам может в этих случаях помочь доктор? Да ничем - подобные недомогания вовсе не его профиль. Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки.
Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты - как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть "катилось" по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. (см. Приложение №1- рис.6). Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия. Особенно часто она встречается в северных вышивках как полотенец и рубах, так и в браном ткачестве. Орнаменты Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента. Заметим, что народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, что, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.
Орнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы. Прочитать знаки – задача трудная. Ученые разгадывают тайны так. Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя заключалась в бивне – это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак содержал в себе силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле, предметах, которые его окружали. Набегающие друг на друга ромбы - знак счастливой охоты, удачи, знак жизни, плодородия. Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у Неба, Солнца и Земли удачи, творил заклинания. Для этого он повторял узоры. А также: волнистые линии символизировали воду; горизонтальные - землю; косые - дождь, пересекающий путь к солнцу; точки между ними - зерна, брошенные в нее. Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки.
До совершеннолетия мальчики и девочки могли также носить общие обереги. Проходя инициацию в двенадцать лет, обереги мальчика менялись, становились (как и у девочки) более поло-определёнными. Появлялся пояс и, разумеется, оберегов становилось меньше – ведь росла своя собственная сила. В вышивке уже появлялись изображения Богов (для детей они были попросту чересчур сильны, не позволяя ребёнку вырабатывать свой “иммунитет”), уже не столько для оберегания, сколько для покровительства, у молодых девушек – символы плодородия, у молодых юношей – воинские. Разумеется, ни девочке, ни мальчику они были не нужны. Кроме вышивки на одежде часто детскими оберегами служило множество предметов, которые вешались над колыбелью малыша, кроватью девочки или мальчика, потом носились на плече или на поясе. Все это выполняло не только охранительную и защитную функции, но и служило связующим звеном между человеком и Природой.
Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов. Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных .
Обережная вышивка детской одежды Брянщины
Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей – не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребёнка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережёт ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом, предрешая правильное развитие в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила. Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха, из новины. Это обычно приурочивалось к моменту первой возрастной инициации – в три года. С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) понёву, мальчику полагались первые штаны-порты. Так как для детей до трёх лет одежда была переделанной из родительской, то и обережная вышивка, разумеется, на ней оставалась та же, родительская. Её менять было не только неудобно и непрактично, но и нецелесообразно – ведь она обеспечивала кроме оберегающей функции ещё и связь поколений, родство и преемственность. Так, если отец ребенка бы охотником, то и обереги на его одежде были связаны с охотой, и именно они передавались с этой одеждой мальчику. Точно также по женской линии ремесло “передавалось” девочке. Вернее, не само ремесло, а сила многолетнего родительского опыта в нём защищала дитя. Каждый же защищает по-своему, верно? Ткачиха защитит особым узором полотна, пряха – наузами, охотник – клыком животного А результат будет одним и тем же. А вот обережная вышивка для собственной одежды ребёнка уже отличалась от оберегов взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного чёрный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить своё чрево от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зелёный цвета – синий защищал от гибели от стихий, зелёный – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода. На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, принадлежность к роду мужа. Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня её рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремёсел.

Обереги своими руками Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила. Правило первое. Обереги не могут быть изготовлены для себя. Правило второе. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души. Правило третье. Самые сильные обереги - те, которые изготовлены, сделаны для вас вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми. Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу. Кстати, тут и придумывать-то ничего не надо: самые сильные супружеские обереги - это обручальные кольца. Правда, лучше, если они будут, как встарь, серебряными, а не золотыми. К тому же обручальные кольца обязательно должны быть гладкими, без всяких узоров и камней. В отличие от других магических предметов обручальные кольца теряют значительную часть своей магической силы от вставок из камней, даже самых драгоценных. Обручальные кольца нужно носить постоянно, не снимая их даже во время сна. Снятое хотя бы одним из супругов кольцо ослабляет защитные силы, настолько неразрывно слиты воедино эти кольца. Это пример так называемых парных магических предметов. Правило четвертое. Нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберегов, ведь часто материал (камень, дерево), который хорош для вас, совершенно не подходит для того, кому вы этот оберег создаете. Правило пятое. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности. Если вы будете неукоснительно соблюдать все пять правил, вероятно, сделанный вами оберег действительно сумеет защитить своего хозяина от множества бед и напастей. Самые безопасные, доступные и удобные для изготовления оберегов материалы - это обыкновенные нитки: шерстяные, льняные, хлопковые. А самым простым оберегом с давних времен считалась вышивка. Она традиционно присутствовала на любой ткани, полотенце, одежде. Главное в вышивке-обереге - цвет и узор. Цветовая гамма должна соответствовать той части спектра, которую вышивка призвана защищать.
Прекрасным примером использования орнамента является народная вышивка. Вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, лёгкая верхняя одежда, головные уборы и платки.
Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности - охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. (см. Приложение№1- рис.1-7) Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в её изготовлении участвовали предметы, обильно снабжённые заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека. Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета, ему придавалось особое значение. Оттенки его разнообразны: алый, смородиновый, маковый, брусничный, вишнёвый, кирпичный... Швы, которыми выполнены старинные вышивки - счётные. То есть для каждого стежка считаются нити ткани. Предварительно рисунок на ткань не переводится, а лишь может намечаться крупными стежками только его место и размер. Наибольшее распространение получили такие счётные швы, как "роспись", "набор", "счётная гладь".
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества. Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура - это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по - разному :великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая". Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба - древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево. Посмотри, как перекликается этот образ в вышивке с образом глиняной бабы, - тот же жест поднятых к небу рук. На подолах таких глиняных фигур изображались символы солнца, побегов зерен. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.
Ещё наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах.
Шли века - русская вышивка не исчезла, переходя из поколения в поколение. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не земля родит, а небо", - говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами - символами солнца!
Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных : ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды.

Вышивку располагали вдоль соединительных швов.
В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
К старинным русским швам относятся : роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы:
северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки
Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской,
Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.

Самые распространённые приёмы северной вышивки – крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы – павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерсть.
Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос как в нашей стране, так и за рубежом.
Для выполнения вышивки необходим узор, рисунок. А всякий ли рисунок подходит для этого? Многие любят вышивать цветы, различные растения. И зачастую в качестве рисунков для вышивки используют натуралистические изображения растений, цветов, а также сюжетные картинки, переведённые с репродукций, открыток. Такие «узоры» нельзя назвать художественными, они не отвечают особенностям декоративно- прикладного искусства. И, кроме того, как бы мы ни стремились вышить цветок во всех его деталях, чтобы он получился «как живой», всё равно он таким не получится и изделие не украсит. Лишь в рисунке, выполненном живописными средствами, где наличие света и тени создаёт ему объём, возможно, приближение к натуре, но и живописец не стремится бездумно копировать природу.
В задачу вышивки не входит добиваться реалистических изображений. Она служит для украшения бытовых изделий и самостоятельного значения не имеет. Основную роль играет сам предмет, который благодаря вышивке приобретает художественную ценность.
При создании рисунка для вышивки художник делает зарисовки с натуры и затем претворяет их в орнамент и различные орнаментальные композиции.
Слово «орнамент» в переводе с латинского означает «украшать».
Орнаментом украшают, оформляют изделие прикладного искусства, поэтому он является неотъемлемой частью этого изделия и всецело зависит от его формы, назначения и материала, из которого выполняется это изделие.
При переработке рисунка в орнамент отбираются основные, характерные черты предмета (например, цветка, птицы). Мотивы животных, птиц, растений рисуют контуром, не стремясь к точной передаче, выделяя лишь главные черты. Плоскостное изображение таких мотивов становится частью узора и органически связывается с поверхностью украшаемого изделия.
При создании узоров для вышивки современных изделий художники часто используют мотивы крестьянских вышивок 18- 19 веков, в которых всегда сохраняются принципы орнаментальной композиции.
Трактовка в узорах мотивов растительного или животного происхождения зависит от характера орнамента, фактуры ткани, техники выполнения. Так, например, изображение ягод и листьев клубники может быть различным и зависит от того, какими швами оно будет выполнено.
Приступая к выполнению изделия, сначала надо продумать его художественное решение в целом, определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете, т. е. всё, что входит в понятие композиция.
Характер композиции в большей степени определяется ритмом – закономерным чередованием отдельных элементов или группы элементов в орнаменте, что способствует достижению выразительности композиции, чёткости её восприятия. Повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов называется раппортом.
Орнаментом может быть украшена вся поверхность предмета (например, ковёр) или какая – либо часть его (края салфетки или середина наволочки), отдельные орнаментальные мотивы могут быть разбросаны по поверхности изделия (скатерть) и т. д.
Для построения орнамента могут быть использованы геометрические формы (треугольники, квадраты, звёзды, окружности и т. д.), а также волнообразные, ломаные линии, спирали и т. д., растительные мотивы (листья, цветы, ветви, деревья и т. д.), изображение образов животного мира (насекомые, птицы, рыбы, звери), а также фигура человека в очень обобщённой форме. Иногда в орнаменте геометрические формы сочетаются с мотивами природы. Все части орнамента должны быть соразмерными.
Иногда мотивы в узоре не повторяются. Узор может строиться на основе симметрии и асимметрии. Такой узор также будет орнаментальным.
Для узоров русской вышивки характерна симметрия – закономерное расположение основных линий, форм, красок относительно горизонтальной или вертикальной осей симметрии. Рисунок может быть построен относительно одной, а также двух или нескольких осей симметрии.
Построение композиции может быть основано на принципе равновесия, когда части узора, уравновешивают друг друга и становится частью узора.
Часто узор строится в замкнутой плоскости, т. е. В плоскости, ограниченной какой – либо геометрической формой. Это может быть скатерть квадратной или прямоугольной формы, панно, шаль в форме треугольника, круглая наволочка на диванную подушку и др. в зависимости от формы изделия и замысла исполнителя форма и расположение узора могут меняться. Так, на скатерти могут быть вышиты углы или середина.
Плоскость скатерти или салфетки может быть разделена на квадраты или прямоугольники, а в них располагаться узоры вышивки.
Для вышивки рекомендуется использовать образцы народных узоров и рисунки, созданные художниками. Отдельные части рисунков можно комбинировать по – своему, а ещё интереснее, наблюдая природу, самим придумывать узоры, их расположение на поверхности изделия.

О цвете.

Вышивка тесно связана с цветом. При подборе ниток необходимо учитывать сочетания цветов, знать, как они влияют друг на друга. Для этого надо познакомиться с основными свойствами, взаимодействием цветов– цветовой гармонией, т. е. Согласованностью в сочетании цветов.
За основу гармоничного подбора цветов берётся цветовой круг, состоящий из цветов замкнутого спектрального ряда.
Если пучок света пропустить через трёхгранную стеклянную призму, то он окажется разложенным на составные части, образуется цветовая полоса– спектр. В природе можно часто наблюдать это сочетание красок в радуге, при прохождении луча солнца через каплю росы.
Видимый спектр представляет собой непрерывный ряд изменяющихся цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Эти цвета отделены друг от друга гаммой промежуточных тонов. Если цвета спектра в том же порядке расположить в круге, то между сине - фиолетовым и красным будет пурпурный. Цветовой круг можно разделить по диаметру пополам, так, чтобы в одну половину вошли тёплые цвета, а в другую – холодные. (см. Приложение 2)
Любой цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью и насыщенностью.
Цветовой тон, это, собственно, цветность – красный, синий, жёлтый и т. д. По цветовому тону отличают один цвет от другого.

Яркость- степень близости к белому цвету. Из всех окружающих нас предметов наибольший процент света отражают белые поверхности. Поэтому самые светлые будут цвета, близкие к белому.
Насыщенность цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской. Например, синий цвет считается насыщенным, если его нельзя сделать более синим.
Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. К хроматическим относят все цвета спектра, весь ряд бесчисленных оттенков этих цветов. Их называют тональными. К ахроматическим цветам относят белый, серый и чёрный. Это бесцветные, неокрашенные цвета. Их называют нейтральными.
Ахроматические цвета насыщенности не имеют. Они не имеют и цветового тона и отличаются друг от друга только яркостью. Самый яркий цвет - белый. Чёрный цвет яркости не имеет.
Цвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального круга, называют дополнительными. Если провести диаметр через середин красного цвета, то он пересечёт голубо – зелёный цвет, который в цветовом круге находится почти напротив красного, и т. д.
Если дополнительные цвета смешать в равных количествах, то они как бы гасят друг друга, получается сероватый малонасыщенный цвет. При расположении рядом дополнительные цвета взаимно усиливают насыщенность цвета. Учитывая это свойство дополнительных цветов, не рекомендуется брать их в равных пропорциях: один из них должен служить основным, а другой дополнительным (для отделки). Любые цвета при расположении рядом влияют друг на друга и могут производить различное впечатление. Всякий цвет в окружении более тёмных цветов кажется светлее, а в окружении более светлых – темнее.
Гармоничные сочетания цветов можно получить из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в пределах одной четвёртой части цветового круга, например, сочетание жёлтого с жёлто – зелёным. Красивы и оригинальны сочетания, составленные из трёх контрастных цветов (или их оттенков). эти цвета лежат на вершинах равностороннего или равнобедренного треугольника, вписанного в цветовой круг.
Хорошо сочетаются между собой ахроматические цвета: белый с чёрным, чёрный с серым, белым. Эти цвета гармонируют с любым цветом.
При этом хроматические тёплые цвета выигрывают рядом с тёмными ахроматическими, а холодные – со светлыми ахроматическими. Насыщенные цвета гармонируют с чёрным или белым, а малонасыщенные – с различными оттенками серого цвета. Во всех случаях на сочетание цветов большое влияние оказывает преобладание того или иного цвета.
При выборе цвета надо помнить ещё об одном его свойстве. Он может зрительно видоизменять форму и величину предмета. Если смотреть на поверхность, покрытую красными и синими пятнами, то возникает иллюзия, будто красные пятна расположены ближе к зрителю, чем синие. Светлые и тёплые цвета кажутся нам ближе, чем тёмные и холодные. Поэтому тёплые цвета как бы увеличивают предмет, а холодные уменьшают его. Это свойство цветов можно использовать для того, чтобы выделить определённую часть одежды, сгладить резкость очертаний. Изделия, которые смотрятся на большом расстоянии, можно вышивать нитками насыщенных контрастных цветов.
Выбор цвета и ниток для вышивки, сочетание их цветов зависят от назначения вещи, расположения узора, величины. Как правило, фону
(цвету ткани) отводится дополнительное место, а узору главное. Поэтому фон не должен выделяться, быть ярче орнамента. Цветовое решение узора зависит также от техники выполнения.

Инструменты и приспособления для вышивки.

Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, сантиметр, заострённая палочка, пяльцы; кроме того, миллиметровая бумага, калька, копировальная бумага.
Иглы для вышивания лучше брать короткие с удлиненным ушком. В большое ушко легче вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Такие иглы применяют для выполнения счётных и простейших швов, а также для вышивки владимирскими швами. Считать и отделять нити с помощью таких игл очень удобно.
Трудно вдевается в иглу шерстяная нитка. Для вдевания её можно воспользоваться нитковдевателем. Её можно вдеть также с помощью кусочка шелковой или тонкой катушечной нити. Нитку шёлка складывают вдвое и в образовавшуюся петлю вкладывают конец шерстяной нити. В ушко иглы продевают оба конца шёлковой нитки и протаскивают их вместе с шерстяной ниткой.
Для вышивки на плотных и тонких тканях нужны более тонкие иглы с меньшим ушком. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка.
Напёрсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоёв ткани, при подшивании краёв изделия и т. д. Он предохраняет палец от уколов иглой.
Напёрсток надевают на средний палец правой руки, подбирают его точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него.
Ножницы для работы хорошо иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдёргивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие – для разрезания тканей и мотков ниток.
Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью смыкаться.
Сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки узоров на ткани, при выполнении швейных работ.
Заострённая палочка (костяная, деревянная или пластмассовая) применяется для прокалывания дырочек при вышивке белой гладью.

Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения её от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или круглые. Очень удобны для работы круглые деревянные пяльцы.
Пяльцы могут быть с винтом, при помощи которого их можно прикрепить к столу.
Миллиметровая бумага нужна для составления орнаментов, особенно геометрических, счётных.

Калька используется при подготовке рисунка к переводу на ткань.
Орнамент с оригинала сначала переводят на кальку, а с кальки на ткань

Копировальная бумага нужна для перевода рисунка на ткань.

Подготовка к вышивке

Прежде чем приступить к вышивке, ткань выравнивают по основе и утку, намечают на ней расположение узора, затем переводят узор. После этого ткань запяливают. Для того, чтобы выровнять края ткани, надо выдернуть крайнюю нить и по её следу отрезать лишнюю ткань. Ширину и длину изделия намечают таким же образом.

Если узор геометрический, а ткань имеет чёткое переплетение нитей, то его можно выполнить по счёту нитей ткани. При вышивке, не связанной со структурой ткани (владимирские швы, цветная гладь и др.), требуется перевод рисунка на ткань.

Перевод рисунка на ткань

Рисунок на ткань можно перевести несколькими способами. Во всех случаях узор с оригинала сначала переводят на кальку или переносят на миллиметровую бумагу хорошо отточенным карандашом. После этого рисунок переводят на ткань.

a) Перевод рисунка с помощью копировальной бумаги.

Ткань, предварительно проглаженную, расстилают на гладкой поверхности (столе, доске), при этом следят, чтобы не было перекоса ткани по нитям основы и утка.
Кальку с узором кладут на ткань и прикрепляют булавками. Под кальку подкладывают копировальную бумагу жирной стороной к ткани и обводят узор остро отточенным карандашом. Желательно для копирования иметь набор копировальной бумаги различных цветов, тогда для светлых тканей берут тёмную копировальную бумагу (чёрную, синюю, зелёную), для тёмных

– светлую (белую, жёлтую).

После того как узор будет переведён, надо вынуть копировальную бумагу, отколоть с одной стороны булавки, проверить рисунок и после этого снять кальку.
Узоры геометрического характера (для вышивки счётными швами и др.) можно также переводить с помощью копировальной бумаги. Для этого толстой иглой делают проколы миллиметровки и копировальной бумаги по узору в местах пересечений горизонтальных и вертикальных линий клетки.
На ткани получается узор, обозначенный точками.
Переводя рисунок с помощью копировальной бумаги, надо помнить, что линии узора не должны быть жирными, иначе ткань и нитки в процессе выполнения вышивки могут загрязниться. Поэтому лучше пользоваться копировальной бумагой, бывшей в употреблении, а новую предварительно протирать сухой ватой или тряпочкой.

б) Перевод рисунка на «просвет».

На тонкие прозрачные ткани узор можно перевести с помощью подсвечивания. На стекло, под которым помещена лампа, кладут кальку с четким узором, а поверх неё хорошо натянутую ткань. Остро отточенным карандашом обводят узор (рисуют по ткани), который виден сквозь ткань.

в) Перевод рисунка с помощью папиросной бумаги.

На сукно, бархат и блестящие ткани узор переводят прометкой через папиросную бумагу, приметывают её к ткани и прошивают мелкими частыми стежками швом вперёд иголку по всему контуру. Затем бумагу срывают.
После выполнения вышивки промётку выдёргивают.

Рабочее место вышивальщицы

Чтобы заниматься вышиванием было удобно, работа не вызывала утомления, надо правильно организовать своё рабочее место и соблюдать определённые правила труда.
Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны. Если в столе нет ящика, то нитки можно хранить в специальном мешочке, инструменты – в коробке, а листы кальки с узорами – в папке. Надо следить за положение корпуса, не сутулиться, не наклонять низко голову. Корпус во время работы должен быть несколько наклонён вперёд. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25 – 30 см. иногда с этой целью пяльцы устанавливают повыше, подкладывая под них доску, книгу и т. д. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.
Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая – сверху пялец. При вышивании на редких тканях и строчевой сетке правой рукой проводят рукой проводят иглу на изнаночную сторону вышивки, вкалывая её острым концом. Левой рукой берут иглу за острых конец, выводя на лицевую сторону тупым концом (ушком). Нитку затягивают правой рукой.
Выполняя вышивку на плотных тканях, иглу с изнаночной стороны на лицевую выводят острым концом.

Счётные швы

Счётные швы относятся к наиболее древним и распространённым швам русской вышивки. Это – крест, набор, роспись, козлик, счётная гладь и т. д. Вышивка этими швами имеет повсеместное распространение, особенно она характерна для Архангельской, Ивановской, Рязанской, Тамбовской, Смоленской, Брянской областей.
Крест появился позже шва роспись, приблизительно во второй половине
14 века, когда стали распространяться рисунки из городских альбомов.
Для выполнения его использовали узоры шва роспись и строчевые вышивки.
Шов крест выполняется быстрее, чем шов роспись и привлекает своей плотной, зернистой фактурой и яркой декоративностью.
Крестом с успехом вышивали полотенца, подзоры, одежду. Большое применение эта вышивка нашла в Рязанской и Тамбовской областях. Трудно найти вышивальщицу, которая не знала бы вышивки простым крестом, но не все знают, что есть двойной крест, двусторонний и односторонний, а в
Тамбовской области вышивают двусторонним крестом, обрамлённым четырьмя стежками, это – тамбовский крест.
Счётные швы называют счётными потому, что ими заполняют узор, отсчитывая нити ткани. Стежки вышивки ровно ложатся на поверхность ткани. Для выполнения счётных вышивок лучше брать ткань плотного переплетения, так как у неё хорошо видна структура. Швы крест, роспись, счётную гладь можно вышивать и по переведённому рисунку на плотных тканях, на тканях с нечёткой структурой.
Счётная вышивка с успехом применяется для оформления предметов одежды, салфеток, занавесок, диванных подушек, панно и других изделий.
Выполнение счётной вышивки способствует развитию глазомера, но она требует особой внимательности. Если нити ткани будут отсчитываться неверно, то стежки получатся разной величины и в результате рисунок исказится и работа приобретёт неряшливый вид. Вышивка с изнаночной стороны должна так же красиво, аккуратно выглядеть, как и с лицевой.

Шов крест простой.

Этот шов прост в выполнении. Он представляет собой диагональные перекрещенные стежки одинаковой величины. Выполняют крест в такой последовательности: первый стежок – снизу слева вверх направо, второй – снизу справа вверх налево. От первого стежка ко второму рабочая нитка проходит по изнаночной стороне по вертикали сверху вниз. Если надо выполнить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали, то выполняют сначала все первые (нижние) стежки, затем все вторые (верхние).
Таким образом, все верхние стежки должны иметь одно направление.

При вышивании сложного узора необходимо также соблюдать основные правила выполнения шва. Так, в мотиве ромба, где крестики расположены по диагонали, выполняют нижний стежок в первом крестике, верхний - во втором, нижний – в третьем и так далее по всему узору. Продвигаясь в обратном направлении, перекрывают нижние стежки крестиков и подводят иглу с ниткой под верхние стежки.
























Заключение.

Я много прочитала литературы о вышивании крестиком. Приобрела журналы со схемами вышивания и ещё больше увлеклась этим занятием. Рассказала о вышивании в своём классе и показала свои работы. Теперь мы всем классом увлекаемся вышиванием крестиком. Ничто так не сплачивает коллектив, как совместная работа. Мы стали дружнее и сплочённее.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
занятие вышивкой сплачивает семью, благодаря совместной деятельности;
занятие вышивкой помогает созданию единого дружного коллектива благодаря общему интересному делу;
занятие вышивкой служит «трудотерапией» способствует укреплению и восстановлению организма.

Я всем рекомендую заниматься вышиванием крестиком. Этим заняться можно в любом возрасте и достичь прекрасных успехов.

Используемая литература:

1. Дурасов Г.П. «Изобразительные мотивы русской народной вышивки».:
-М, просвещение,1983
2. Еременко Т.И. Вышивка крестом М., 1992.112 с.: ил.
3. Ерёменко Т. И. «Иголка – волшебница»:М.: Просвещение,1988.-142с..
4. Ерёменко Т. И. Рукоделие.-М.:Легпромбытиздат,1980
5. Кара-Васильева Т.В., Заволокина А.А. Учитесь вышивать. К.: Реклама, 1988. 96 с.: ил.
6. Маркелова О.Н. Технология рукоделия: краткая энциклопедия вышивки.-Волгоград: Учитель,2009.-127с
7. Первая энциклопедия для настоящих девчонок. Мн.: «Современное Слово», 1999. 480 с.: (Первая энциклопедия).

Интернет сайты: http://www.kpecmuk.ru/history/ http://www.krestom.ru/freebies.html.
Приложение №1 Обереговые орнаменты в русской вышивке



Рис. №1 рис. №2 рис. №3




Рис. №4 рис. №5 рис. №6





Рис. №7 рис. №8 рис. №9


Рис. №10 рис. №11 рис. №12


Приложение №2 Цветовой круг










13PAGE 15


13PAGE 142315