Занятие по декоративно-прикладному творчеству Декупаж-кураж


ОГКОУ Ивановский детский дом «Звездный»
Конспект мастер-класса
«Декупаж - кураж»
Разработала и провела воспитатель ОГКОУ Ивановского детского дома «Звездный»:
Воронина Евгения Евгеньевна
г. Иваново, 2016 г.
Мастер-класс «Декупаж-кураж»
Дата: 3 марта 2016 год
Место проведения: большая игровая
Состав группы воспитанников: 12 - 18 лет, девочек – 4 человека; мальчики – 4 человека.
Вид деятельности: декоративно-прикладное творчество, оно входит в систему работы воспитателя и детского дома.
Цель:
знакомство с техникой «декупаж», обучение выполнению работы в технике «декупаж»;
развитие познавательной деятельности через занятие творчеством.
Задачи мастер – класса:
• передача педагогом опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов;
• оказание помощи воспитанникам мастер-класса в сохранении алгоритма выполнения работы.
Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности:
Введение данной техники, содержит элемент творчества и новизны. Технология изготовления сувенира достаточно проста и в то же время включает обучение некоторым необходимым трудовым операциям и развивает конструктивное мышление у подростков.
Техника декупаж актуальна как для воспитанников среднего, старшего возраста.
Именно сегодня, в сумасшедшем ритме современной жизни, так хочется просто остановиться и сделать окружающий мир ярким и красочным.
Декупаж дает шанс отлично разнообразить интерьер собственного дома и вдохнуть новую жизнь в уже далеко не новые предметы. Так как с помощью данной техники можно украсить самые разные вещи: шкатулки, вазы, кухонные принадлежности, рамки для фотографии. Любая вещь, созданная собственными руками, творения в стиле декупаж будут прекрасным подарком по случаю торжества.
Декупаж с использованием салфеток при работе с воспитанниками детского дома хороша тем, что эта техника не требует умения профессионально рисовать, развивает воображение детей, мелкую моторику, корректирует цветовосприятие, а также развивает познавательную деятельность через занятие творчеством.
Анализ подготовки:
Инициатором данного мероприятия была я вместе с воспитанниками своей группы. Мной были изучены различные материалы, такие как специальные энциклопедии по декупажу. Воспитанники проявляли активность и самостоятельность в подготовке материалов к мастеру-классу, выбирали мотивы и вырезали из салфеток цветы, подготавливали разделочные доски (покрывали грунтом).
Метод проведения:
Объяснения с элементами показа приёмов работы, правил техники безопасности.
Оснащение и оборудование занятия:
• выставка готовых работ; образцы материалов и инструментов.
В подготовительный период удалось вызвать у воспитанников понимание необходимости и значимости предстоящей работы.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
активизация познавательной деятельности воспитанников мастер-класса;
практическое освоение воспитанниками важнейших навыков в процессе работы;
развитие познавательного интереса у воспитанников к работе в технике «декупаж», эстетического вкуса;
Формирование творческого интереса путем изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.
Введение:
Декупаж (фр. decouper — вырезать) — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента к предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком ради эффективности, сохранности и долговечности.
Наиболее популярные направления — декупаж мебели, декупаж на дереве, декупаж на стекле. Еще, помимо техники декупажа по дереву, есть не менее интересная – по стеклу, ткани и т.д.
Истоки декупажа восходят к Средневековью.
Сейчас эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, солнечных часов, шкатулок, посуды, упаковок и т. д., а также при создании эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды и изготовлении модных аксессуаров.
В России интерес к декупажу возник в начале XXI века и получил массовое распространение.
Сейчас к традиционной технике добавился декупаж из салфеток, из тканей и на тканях, внедрены компьютерные инновации, позволяющие использовать трёхмерный декупаж, а также отпечатанные на принтере или на копире картинки различного содержания.
В настоящее время в декупаже популярны такие стили, как: прованс, викторианский стиль, шебби-шик, милитари, этно. Это обусловлено в первую очередь текущими тенденциями в стилистике интерьеров.
Но сегодня мы рассмотрим именно технику по дереву.
Основная часть:
В этом мастер-классе я расскажу, как сделать декупаж на разделочных досках. Мастер-класс не сложный, поэтому подойдет и для новичков, которые только знакомятся с этим видом рукоделия.
Итак, для декупажа понадобится:
Разделочная доска;
Декупажные салфетки;
Клей ПВА (или клей для декупажа);
Акриловый лак;
Акриловые краски;
Ножницы с заостренными концами;
Акриловый грунт;
Файл для деловых бумаг;
Губка;
Кисти.
Шаг 1: Первым делом мы подготавливаем поверхность разделочной доски. Для этого мы покрываем нашу доску грунтом. Даем грунту высохнуть.
Шаг 2: Вырезаем или обрываем сюжет из специальной декупажной салфетки (каждый делаем так как удобно). Все будет зависит от того рисунок имеет четкие границы (например, отдельный цветок) — однозначно вырезаем. Если же мы работаем с рисунком, чей фон нам нужно будет дорисовывать, стараясь скрыть границу между салфеткой и фоном — рвем салфетку руками. Или у рисунков имеются размытые границы, то салфетку рвем руками.
Шаг 3: Приклеиваем рисунок в центр разделочной доски. Сейчас существует очень много различных способов наклеивания салфеточных мотивов на поверхность, и не каждый из них позволяет приклеить салфетку без складок.
 Сейчас я расскажу о том, как клеить салфетки для декупажа без складочек.
Мы будем использовать самый распространенный - это «метод файла».  
 Итак, «метод файла». Для этого способа берут обычный полиэтиленовый файл для деловых бумаг.
1.Вырезанную салфетку для декупажа кладут на файл (лицом к файлу) и сверху наливают воды. Пальцами аккуратно расправляют салфетку на файлике.  Излишки воды сливаются.
2.Аккуратно прикладываем салфетку вместе с файликом к поверхности:
Нужно, чтоб хоть один край салфетки прилип к поверхности, дальше за ним начнет прилипать и вся остальная салфетка.
Накладываем рисунок на разделочную бумагу.
Шаг 4: Для приклеивания используются самыми разными клей: специальными для декупажа, клеем ПВА, разведенным клеем ПВА, клеем-карандашом, даже яичным белком, а можно приклеивать сразу на лак (в случае с лаком салфетка сцепляется с поверхностью практически намертво, поэтому новичкам лучше пользоваться клеем ПВА — дешево и легко смыть, если что-то не получилось).
Мы будем использовать специальный клей для декупажа.
После того как мы наложили рисунок на разделочную доску начинаем промазывать рисунок клеем для декупажа. Затем даем время просохнуть нашей работе.
Теперь об инструментах: вы можете использовать кисти или размазывать клей пальцами. Некоторые мастера считают, что пальцами можно все сделать аккуратнее, ведь их чувствительность выше.
 И от центра рисунка к краям промазываем клеем ПВА. Аккуратно приклеиваем в нужное место. Следите за тем, чтобы не образовались пузырьки и складки, если такие возникли – разгладьте.
Шаг 5: Затем делаем фон губкой, а около рисунка круглой маленькой кистью.
Шаг 6: После того, как наша доска просохла приступаем к декоративным работам. Мы рисовали узоры акриловыми красками, но можно декорировать и разными бусинами, блесками (декорировать можно на любой вкус, все зависит от вашей фантазии).
Шаг 7: После того как мы закончили все наши манипуляции, нам необходимо подождать, когда просохнуть разделочные доски мы покрываем акриловым лаком.
Декупаж подчеркнет теплоту и уют Вашего дома, придаст ему изюминку и наверняка притянет восхищенные взгляды гостей.
Подведение итогов:
Рассматриваем с детьми каждую работу в отдельности. Каждый учащийся рассказывает, что он считает «изюминкой» своей работы. Ребята рассказывают, где в домашних условиях они могут использовать технику «декупаж».
Вопросы на закрепление:
Где ещё можно использовать технику «Декупаж»? (в оформлении мебели, различных видов посуды, предметов интерьера, личных вещей)
Довольны ли вы результатами своего труда?
Хотите ли в перспективе использовать технику «Декупаж»?
Готовы ли вы ещё глубже знакомиться с тонкостями декупажа?
Что из истории декупажа вам запомнилось?
Я вижу, что сегодняшний мастер – класс прошёл не зря. Все потрудились на славу. Молодцы! Дальнейших успехов в творческих поисках! Не бойтесь начинать что-то новое! Ведь если есть желание – все обязательно получится!!!
Список использованной литературы:
Большая энциклопедия декупажа / М. Петрова – Москва: ACT, 2014. – 240 стр.
Декор, декупаж и кураж / Наталья Фохтина – Москва: ACT, 2015. – 192 стр.