Занятие для воспитанников реабилитационного центра


ТЕМА: Золотое правило нравственности.

Цель занятия:
- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений.
Задачи:
Личностные:
развивать этические чувства как результат морального поведения;
знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение;
учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
Метапредметные:
формировать умение высказывать суждения;
учить осуществлять поиск и обработку информации.
Предметные:
знакомство с «Золотым правилом нравственности», понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
узнать, почему появилось «Золотое правило нравственности»;
учиться применять «Золотое правило нравственности» в жизни.


Оборудование урока: мультимедиапроектор, презентация, толковый словарь Ушакова, картинки для схемы «Житель планеты Земля», Библия, клубок ниток для игры, схема алгоритма, конверты с пословицами, тест «Какой я?».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Сегодня необычный день. К нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, поприветствуем их и подарим свои улыбки.
Когда мы говорим слово “здравствуйте”, тем самым желаем здоровья окружающим нас людям, даём положительный заряд и положительные эмоции на предстоящий день.

Здравствуйте! Добрая ласковость слова
Стерлась на “нет” в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же - будьте здоровы,
Это же - дольше живите на свете.
- Подарите улыбку друг другу и пожелайте удачи! Подумайте, что необходимо вам для успешной работы на занятии?

II. Самоопределение к деятельности.

Составьте слова из букв на цветных кружках.
Какие получились слова?
- 1 слово: золотое
- Что такое «золотой»?
- На столах у вас лежат страницы из толкового словаря под редакцией Ушакова.
- Золотой (в словаре Ушакова) – сделанный из золота;
- счастливый, блаженный, цветущий, блестящий;
- прекрасный, драгоценный, замечательный по
достоинствам.
Подоберите существительные к этому слову.
В прямом смысле мы говорим: золотые кольца, золотые серьги, золотая медаль.
По кого мы говорим «золотые руки», «золотое сердце», «золотая голова»?
Эти словосочетания уже в переносном смысле.

2 слово: правило
Что такое «правило»?
Пра
·вило (в словаре Ушакова) постановление, предписание, устанавливающее
тот или иной порядок в исполнении чего-нибудь,
норма;
- принцип поведения, тот или иной образ мыслей,
то или иное обыкновение.
Как вы понимаете словосочетание «золотое правило»?


- Что такое «нравственность»?
- Нравственность (в словаре Ушакова) – совокупность норм, определяющих
поведение человека;
- само поведение человека;
- моральные свойства.
- Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему занятию?
- Мы будем говорить на занятии о правилах поведения.
– Давайте подумаем, всегда ли люди могут жить в полной гармонии друг с другом?
– Хорошо ли вы себя чувствуете в этом огромном мире? (Да.)
– Но если хорошо подумать, можно ответить по-разному:
С одной стороны да, потому что мы друзья, вместе встречаемся, учимся, мы – свои, с другой стороны мы чужие, потому что у каждого из нас свои интересы, есть свои тайны, разные любимые дела. Мы все разные, но мы вместе живём на планете Земля.

(На магнитной доске появляется человек.)

– Ребята, это житель нашей планеты, то есть один из нас с вами. Посмотрите на него какой он грустный. Наверно ему чего-то не хватает. Давайте попытаемся сделать его счастливым, весёлым, радостным.

– Скажите, что необходимо человеку, чтобы жить и быть счастливым?
- У вас на столах есть картинки с теми предметами, которые необходимы для жизни человека. Прикрепите их к доске.
(Появляется дом, вода, деревья, цветы, люди.)

– Посмотрите, у него есть всё, о чем можно мечтать, рядом есть окружающие его близкие люди, а он всё равно грустит. Подумайте и скажите, а когда человек бывает грустным, невесёлым, печальным и одиноким? (Когда обижают.)

– К сожалению, окружающие нас люди не всегда делают нашу жизнь радостной и счастливой. Не всегда отношения между людьми бывают добрыми, нежными. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом, поддержать человека. Зачастую мы своей грубостью, злостью, нетерпимостью делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.

- Темой нашего занятия будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».

- Выскажите гипотезу: если следовать «золотому правилу», то и отношения между людьми будут доброжелательнее и наш человечек возможно к концу занятия станет веселым и счастливым.
- Сегодня мы подтвердим или опровергнем нашу гипотезу.

III. Работа по теме занятия.

Чтение Слов Христа из Библии.
-У вас на столах есть текст со словами Христа из Библии. Я буду читать текст, а вы за мной следите.
Слова Христа из Библии:
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.
Как вы понимаете слова Христа?

- Объясните выражения, которые у вас в текст подчеркнуты:
«Сучок в глазе брата твоего» – это плохие поступки других людей
«Бревно в твоём глазе» - это наши плохие поступки
Лицемер – это человек, который осуждает других, не
замечая собственных ошибок, говорит неправду
Быть милосердным – это значит уметь прощать других
- Назовите правило, по которому Христос призывает всех жить. Это и есть «золотое правило». Почему оно «золотое»?

Физминутка - и У меня в руках клубочек ниток. Называйте хорошие качества людей и перекидывайте клубочек своим одноклассникам.
(Доброта, чуткость, вежливость, ум, сопереживание, взаимопомощь, взаимовыручка, порядочность, щедрость, любовь, аккуратность, творчество, дружелюбие, верность, патриотизм, героизм, отзывчивость, нежность, скромность, внимательность)

- Вот как мы связаны друг с другом, сколько у нас друзей, какая у нас получилась волшебная паутинка.

3. .-Посмотрите фрагмент мультфильма «Крошка Енот»
- Дайте оценку поведения Крошки Енота.
(Крошка Енот корчил страшные рожи, грозил палкой, от чего сам пугался своего отражения в пруду.
Плохой поступок порождает ответный плохой поступок.
2. Чем закончилась история? Посмотрим.
(Стоило ему улыбнуться, как он увидел ответную улыбку).
- Значит, если ты хочешь, чтобы к тебе было хорошее отношение
- Сформулируем правило:
(на экране)

4. Работа в парах. Игра «Зеркало»
А теперь повернитесь друг к другу лицом. Смотрите друг на друга и представьте, что вы смотрите в зеркало. Договоритесь. Один из вас будет «зеркало». Он должен зеркально повторять движения другого.

Ответ на вопрос: какое правило помогает сделать правильный выбор твоего поступка возник не в один день. Мудрецы, жившие в разное время, в разных землях, разных вероисповеданий искали его на протяжении веков.
Сейчас, я предлагаю вам узнать рассуждения великих философов и мудрецов разных народов, времен и религий.
-Прочитаем тексты вслух.
Текст №1
Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом». Текст №2
« К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и
спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться
всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».
Текст №3
« В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Текст №4
«Молодой еврейский юноша поспросил мудреца Гилеля изложить ему содержание о суть иудаизма так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе»
-Прочитайте изречения мудрецов и философов на экране.
-Какой сделаем вывод?
(в этих всех высказываниях заключена общая мысль)
-Выберите верный ответ: золотое правило нравственности является
- учением одного из философов,
-мудростью одного из народов мира,
-общим для людей разных религий и культур.
-Вот мы с вами и ответили на вопрос: почему это правило называют «золотым». (это правило самое главное, т.к. оно общее для людей разных религий и культур)
Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.
Физминутка:
- Я буду называть положительные и отрицательные качества человека. Если качество положительное, вы хлопаете в ладоши, если отрицательное – топаете.
Смелость Честность
Зависть Щедрость
Милосердие Отзывчивость
Злоба Грубость
Доброта Терпимость

Чтение стихотворений и обсуждение.
Ребята приготовили для нас стихотворения. Давайте их внимательно послушаем.

Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого -
Одно удовольствие,
Честное слово!

На клумбе – цветок,
Его листья повисли
Грустит онО чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться,
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.

А что же сестрёнка?
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке
И ты обернулся
Ретивым конём-
Галопом сестрёнка
Помчалась на нём.

Хоть мама
Ёщё не вернулась с работы,
Нетрудно узнать её думы, заботы.
И ты совершаешь
Великое чудо –
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись, домой:
- Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!

Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла -
Тот людям вовеки
Не делает зла.

Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Может строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошею
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.

- О каких качествах идет речь в этих стихотворениях?

7.Работа с пословицами.
Я начну пословицу, а вы договаривайте.
Около солнца - тепло, около матери – добро.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добро в огне не горит и в воде не тонет.
Доброе братство лучше богатства.
Доброе дело два века живёт.
Не только слова, но и дела должны быть добрыми.
Доброе слово и кошке приятно.
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.

- Прикрепите пословицы к солнышку, как оно теперь засияло.
Вот и наш человечек заулыбался.
Не зря говорят: «Доброта, что солнце, а добрые люди, как лучи этого солнца, добротой своей согревают людей».

IV. Рефлексия и итоги занятия.
-Наша гипотеза подтвердилась. Какой можно сделать вывод?
Вывод: золотое правило нравственности - общечеловеческая ценность взаимоотношений между людьми.
Какие мысли сегодня были для вас новыми? Удивили вас? Заставили задуматься?
Какие качества вы считаете хорошими, а какие плохими?.
Какие черты характера вам мешают, а какие бы хотели приобрести?

Итак, как звучит «Золотое правило» нравственности?
Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые и умные мысли, за творческое отношение к работе.

В конце занятия звучит песня «Дорогою добра»





15