Сохранение и развитие народных традиций, культуры и духовности у детей через использование элементов традиционных народных промыслов России на занятиях по декоративно-прикладному творчеству


Сохранение и развитие народных традиций, культуры и духовности у детей через использование элементов традиционных народных промыслов России на занятиях по декоративно-прикладному творчеству
М.Н.БахмутскаяРаботая педагогом в системе дополнительного образования детей, мною сформировано объединение « Детская фантазия». Для работы этого объединения была создана авторская образовательная программа «Город мастеров». Большой раздел в этой программе отводится изучению глиняной народной игрушки. Так как народная культура и декоративно - прикладное искусство донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизацией массовой культуры.
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта. Это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с учебных заведений. Нужно приобщать детей к народной культуре, ведь именно в школьном возрасте идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.
Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.Культура - выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. На внешнем, видимом плане, это начало проступает сквозь дошедшие до наших дней артефакты древнего культового мировоззрения, в которые наши предки вложили свое видение мира и с помощью которых они стремились сами влиять на мир, трансформировать его в соответствии со своими этическими и эстетическими идеалами. Особое, непередаваемое ощущение мира светлого, солнечного начала высшей красоты и гармонии, дающее русским право на надежду, сохранилось в традиционной русской глиняной игрушке, несущей на себе отпечаток тысячелетий и послание древней веры. В архаичных, указывающих на незапамятную древность линиях, украшающих изображения магических животных, птиц и деревьев, ощущаются и послание древних славян. Глядя на современные традиционные игрушки, творимые в Каргополе и Дымково, Тульской области и Борисовке, невольно ощущаешь на себе энергию и таинственную магическую ауру древних языческих культов. Активное освоение учащимися традиций народного искусства через образ традиционной народной игрушки дает возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития духовно развитой личности.
Что такое игрушки? Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Хотя на самом деле таковым не является. Словарь Ожегова дает следующее определение: "Вещь, служащая для игры". На страницах Толкового словаря Живого Великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: "игрушка - вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям". Ключевым в этом определении является слово "особенно". Потому что игрушки принадлежали и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых. Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка.
Исследуя народные промыслы, ребята вникают в их нравственно-эстетический смысл, постигают душу народа, его культуру. Таким образом, решается главная задача - переход от человека образованного к человеку культурному.
Педагогическая теория и практика работы в дополнительном образовании наглядно свидетельствуют о том, что дети в силу своей высокой эмоциональной отзывчивости на непосредственные впечатления является достаточно сенситивным в приобщении к общечеловеческим ценностям и идеалам. Особую роль здесь играет этнокультурный материал, аккумулирующий в себе огромный исторический, духовный и нравственный опыт, представления народа о мире и человеке, способствующий глубокому пониманию развивающейся личностью собственных корней, осмыслению своего места и предназначения в окружающем социокультурном пространстве. Знакомство с игрушечными промыслами открывает ребятам новые грани и развивает их творческие и духовное начало. И всякий раз, наслаждаясь своеобразной прелестью местного «потешного» стиля, хочется понять его историю, происхождение. Ребятам интересно узнать, в каких условиях появилась та или иная школа народного искусства, почему стала традиционной? Необходимой предпосылкой для успешной художественной деятельности в области декоративно – прикладного искусства является творчество, которое представляет собой особый род познания действительности. Чтобы сформировать умение творческой работы, потребуется целенаправленный постоянный учебный труд. Только тогда когда ребёнок достигнет определённого уровня навыков в ремесле, получит значительный багаж знаний, он сможет воплотить творческие идеи и подняться на более высокую ступень мастерства. Таким образом, знание ремесла, трудовые навыки не должны рассматриваться в отрыве от решения творческих задач.
Глиняная игрушка – одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и демократичное, а главное очень близкое и понятное детям. Создание игрушки идет от истоков народных промыслов. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Игрушку связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей или животных. Игрушка проста в изготовлении, а незатейливые узоры, украшающие ее, может выполнить почти каждый ребенок. Лепка и роспись готового изделия - продуктивные виды деятельности, дающие ребёнку зримые и осязаемые результаты. Вылепленное изделие можно увидеть самому, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение, можно поиграть. Благодаря этому дети чувствуют себя созидателями и испытывают удовлетворение и гордость по поводу своих достижений. Недаром гласит народная мудрость: «я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю».
Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская игрушка. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, точек, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры. Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности.
Иные места, иная культурная традиция – и совсем другая игрушка. В Тульской области недалеко от районного городка Одоева расположен известный промысел народной глиняной игрушки – Филимоново. Богатейшие залежи глины - восемь разных сортов, а особая глина – «синика» шла на игрушки. Филимоновская игрушка, в самом деле, особенная, неповторимая. Хотя темы и сюжеты уже знакомые, но как необычно выглядит каждая игрушка, как радостно удивляет и надолго запоминается!
Расписные глиняные игрушки лепили мастера в ближних деревнях под Каргополем, отсюда и пошло название - Каргопольская игрушка. Это целый мир образов, удивительно правдоподобных и в то же время мифологических, сказочных. Фигурки не идут, не движутся, они торжественно позируют, статична их пластика. Впечатление это усиливает «немногословный» геометрический орнамент. Кресты, ромбы, овалы, круги – не просто узор, а символистические знаки, сохранившие древние следы культа солнца и земли.
Глиняная народная игрушка Белгородского края сохранила связь непосредственного характера между творцом и материалом, личным к нему отношением и исполнением. Ещё одна значимая сторона этой деятельности – эмоциональная, дающая резкий толчок к пробуждению интереса к той стороне народной жизни, которая была для них совершенно не известной. Такие эмоции через игрушку дают твёрдую основу для формирования духовных корней человечества.
В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа. Оно неоднородно и сегодня. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента, и бережно хранимые профессиональные традиции.
Завершая хочется сказать, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушки из глины дымковские и каргопольские, борисовские и филимоновские. Все это - русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими детьми. Между тем народная игрушка - это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать учащихся, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам. Список используемой литературы
1.Кондакова, Н.И. Филимоновская игрушка / «Новая игрушечка»., 1996г. 2.Моран, А. История декоративно-прикладного искусства/ – М., Искусство, 1982г., – 577 с.
3.Попова, О.С., Русские художественные промыслы/ Каплан Н.И. – М., «Знание», 1984г., – 144 с.
4.Уткин, П.И., Народные художественные промыслы/ Королева Н.С. – М., «Высшая Школа», 1992г., – 159 с.
5.Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян/ – М., Наука, 1994г., -68-75с.
6.Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т.2. / Под общей редакцией Н.И. Толстого. – М., Международные отношения, 1999г., - С.378-379.
7.Славянская мифология: Энциклопедический словарь. – М., Элис лак, 1995г.