Педагогические чтения на тему: «Лидерство в образовательном процессе. Плюсы и минусы»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«САНГАРСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ»
Педагогические чтения
на тему: «Лидерство в образовательном процессе. Плюсы и минусы»
Автор: мастер п/о Плешанова Виктория Юрьевна
Сангар 2016 год
Краткая аннотация
Тема: «Лидерство в образовательном процессе. Плюсы и минусы».
Данная тема раскроет вам, что такое в общем понятии лидерство, какие стили лидерского поведения существуют, какого значение применения руководителем лидерских качеств в образовательном и воспитательном процессе, общие законы для потенциального и реального лидера и какие плюсы и минусы возникают при применении лидером своих методик.
Цель урока: Анализирование того, стоит ли быть лидером в образовательном процессе, и какие плюсы и минусы лидерского поведения.
Задачи:
1) Дать характеристику понятию лидерство;
2) Определить значение лидерства в образовательном процессе, показать роль в формировании личности специалиста и в будущей профессиональной деятельности;
3) Представить основные психологические мотивы, побуждающие к развитию лидерских качеств;
4) Ознакомить с общими положениями, о которых должен знать потенциальный лидер;
5) Определить какие плюсы и минусы лидерского поведения, в результате применения его в образовательном и воспитательном процессе.
Рекомендации: Изучив данную работу классные руководители, преподаватели и мастера производственного обучения могут взять себе на заметку при построении методик образовательного и воспитательного процесса.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………..4
Общие характеристики лидерства………………………………………………………….5
Развитие лидерских качеств………………………………………………………………..6
Значение лидерства в образовательном процессе…………………………………………..7
Диагностика выявления лидерских качеств…………………………………………………8
Законы лидерства……………………………………………………………………………..10 Заключение…………………………………………………………………………………….11
Список используемых источников…………………………………………………………...12
Приложение№1 (Тест на определение лидерских качеств)…………………………………13
Введение
Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей.
(Карл Маркс)
Современному обществу необходимы граждане, способные по – новому взглянуть на насущие проблемы, вести за собой других.
Вся жизнь человека протекает в составе разнообразных групп и организаций, и, следовательно, он испытывает влияние всевозможных лидеров. Лидеры есть в любом коллективе, и они заслуживают особого внимания, так как активно влияют на морально – психологический климат в коллективе. Личность лидера и стиль его поведения во многом определяет судьбу каждого участника групповой деятельности, да и всей группы в целом.
Всякая групповая структура представляет собой своеобразную иерархию престижа и статусов членов группы, где верхушку образуют избираемые лица.
Официальное положение человека в системе отношений называется позицией. От позиции, которую занимает человек в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступки других членов группы. Неофициальной социально-психологической характеристикой положения человека в системе межличностных отношений является его статус. Статус указывает на степень действительного авторитета и влияния личности на группу. Высший статус имеет лидер группы.
Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы
Лидер может быть, а может и не быть социометрической «звездой» - он может и не вызывать личной симпатии у окружающих, но если он лидер, то референтность его для них бесспорна. Лидер может быть, а может и не быть официальным руководителем группы. Оптимальным является случай совпадения лидера и руководителя в одном лице. Если же такого совпадения нет, то эффективность деятельности группы зависит от того, как сложатся отношения между официальным руководителем и неофициальным лидером или лидерами.
Общие характеристики лидерства
Прежде чем нам разобраться для чего нужно быть лидером в образовательном процессе и к чему приведет применение лидерских качеств в отношении группы студентов, нужно разобрать само понятие лидерство, как выглядит лидер, какие стили управления он применяет.
Вообще слово лидерство (leadership) произошло от английского глагола «lead», что значит «вести». Если понятие лидерства уходит своими корнями в ведение, значит, есть, собственно, ведущий, то есть лидер, и есть ведомые — те, кто следует за лидером. Легко согласиться, что настоящий лидер должен иметь последователей. Тогда лидерство можно оценивать наличием самих последователей или командой, идущей за ним.
Исходя из множества существующих определений понятия «лидер», выявляют основные признаки по которым его можно охарактеризовать:
1) Лидер именно член группы, он «внутри», а не «над» группой;
2) Лидер в группе пользуется авторитетом, у него высокий статус;
3) Нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают;
4) Организует и управляет группой при достижении групповых целей.
Таким образом, Лидер – это член группы, в наибольшей степени влияющий на формирование групповых интересов, выделившийся в результате внутригруппового взаимодействия, реализующий собственные потенциальные возможности в организации деятельности.
Также потенциального лидера можно распознать по со составленному психологами портрета лидера-организатора:
может создать и сплотить команду
вдохновить других, видит проблему и умеет решить её
умеет увлечь, ошеломить идеей, расположить к себе
до конца болеет за результат
заботится о взаимоотношениях в команде, чтобы каждый чувствовал причастность к общему делу
умело распределяет обязанности между членами команды
добивается сплоченности в группе, умеет управлять коллективом -своим поведением настраивает на сотрудничество
поддерживает и одобряет словами и поступками, создает благоприятную атмосферу
умело планирует этапы работы и распределяет время
раскрывает в других лучшие качества
благодарит за вклад в общее дело.
добивается сплоченности в группе, умеет управлять коллективом -своим поведением настраивает на сотрудничество
В психологической литературе существует различные подходы к типологии лидерства. Лидер может быть формальным, то есть на него официально возложены коллективом определенные полномочия, выбранный на должность человек и неформальным, то есть ведущий за собой в силу личных особенностей и убеждений без официального назначения или выбора роли лидера.
Лидерство опирается на наличие власти и личностное влияние, характеризуясь определенным стилем лидерского поведения.
Стиль лидерства — это своеобразный процесс осуществления влияния на поведение людей, проявляющийся в особенностях совокупности приемов и методов, применяемых лидером с целью оказания указанного влияния. Понятие стиля лидерства впервые предло¬жил К.Левин. Н.И. Шевандрин предложил различать три типа стилей лидерства.
1. Демократический — решения принимаются группой. Указанный стиль лидерства наиболее эффективен в слабо структурированных ситуациях. Более ориентирован на межличностные отношения, решение творческих задач. При таком стиле лидер стремится управлять группой совместно с подчиненными, предоставляя им свободу действий, организуя обсуждение своих решений, поддерживая их инициативу.
2. Авторитарный — решение принимает руководитель. Этот стиль лидерства наиболее эффективен в хорошо упорядоченных (структурированных) ситуациях, когда деятельность носит алгоритмизуемый характер (по заданной системе правил). Более ориентирован на решение алгоритмизуемых задач. Демонстрирующий этот стиль лидер действует по отношению к ведомым властно, жестко закрепляет роли участников, осуществляет детальный контроль, сосредоточивает в своих руках все основные функции управления.
3. Попустительский - участники группы ведут себя в соответствии со своими желаниями, их активность носит спонтанный характер. Очень эффективен в ситуациях поиска наиболее продуктивных направлений групповой активности. При этом стиле лидер практически устраняется от активного управления группой, ведет себя как рядовой участник, предоставляет участникам группы полную свободу.
Лидер ведёт за собой, следовательно, у него есть цель. Действительно, что такое лидер без цели? Кумир, окруженный толпой почитателей? Если лидер не может указать своим последователям, в каком направлении двигаться, то куда за ним будут идти? Тогда лидерство определяется наличием цели, а лидер умением выбирать и направлять людей к этой цели.
Чтобы не получилось, как в следующем анекдоте.
Стая орлов кружит над горами. Вдруг предводитель орлов (старый орёл) поворачивает голову на север и с мудрым видом говорит: «Там!» Орлы взмывают в небо и летят на север. Через сутки возвращается горстка потрепанных гордых птиц и один из них спрашивает у старого предводителя: «А что там?» На что предводитель отвечает: «Где?»
Но ведь люди пойдут не за любым человеком, а за человеком знающим куда идти. Лидер должен обладать внутренней силой, если хотите притягательностью (харизмой). К лидеру должны тянуться. Лидер даёт людям веру, надежду, импульс. За лидером, не умеющим дать это, народ просто не пойдёт. И конечно, для того чтобы определить цель для своих последователей, лидер должен уметь мотивировать, уметь доносить мысли, идеи до окружающих. Уметь создавать вокруг себя пространство, в котором хотелось бы находиться, и будущее, в которое хотелось попасть.
Развитие лидерских качеств
Кто не идет вперед, тот идет назад: стоящего положения нет. (В.Белинский)
Почему одни руководители добиваются успеха в своей группе, а другие нет? На самом деле у каждого руководителя есть свой критерий успеха и своя мотивационная направленность.
В психологической литературе важнейшим мотивационным источником обычно признается потребность во власти. Стремление к власти у одних людей сильнее, чем у других, у многих оно вообще отсутствует. Понять причины этих различий необходимо для того, чтобы выявить, кто и почему становится лидером.
В развитие лидерских качеств используется ряд процедур:
формирование мотивации, т.е. устойчивое желание стать лидером;
готовность принимать решения и брать на себя ответственность всей группы;
последовательность и упорство в достижении общих целей;
осознание собственной возможности их достижения.
В психологической литературе разработаны процедуры индивидуальной самомотивации, это развитие индивидуальных, интеллектуальных и нравственных лидерских качеств:
компетентность, порядочность (без которого как правило нельзя заработать авторитет);
развитый интеллект (проявляющийся в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкость ума, предусмотрительность, умение планировать и ставить цели).
Сильную потребность во власти, присущая потенциальным и реальным лидерам, проще всего объяснить их врожденными индивидуальными особенностями.Мотивами лидерства также можно назвать следующие:
верность делу (стремление решить проблему или внушить свои идеи);
чувство ответственности;
потребность в одобрении и уважении;
потребность в получении статуса и признания.
Мотивы создают лишь потенциальную возможность развития личности, поскольку реализация мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. умений ставить цели и достигать их в обучении своем и умении вести за собой. Руководитель лидер должен уметь вести себя по разному в различных ситуациях.
Позиция лидера особенно важна для каждого члена группы, поскольку деятельность строиться на взаимоотношениях, лидер должен стараться понять ценности людей с которыми строить взаимоотношения.
Значение лидерства в образовательном процессе
Правда ли, что успех любой группы зависит от успешного руководителя этой группы? Присутствие в группе эффективного лидера, приведет только к успеху его команды. Что значит быть «успешным». Успех – это удача в достижении чего – либо, хорошие результаты в работе, общественное признание. Залогом успеха является, прежде всего, группа, коллектив, которых можно назвать командой, работающей ради общего дела. Залог успеха это также любовь своего дела, умение правильно ставить цели и достигать их.
Хороший руководитель группы рекомендует себя именно в этой группе, заинтересован в том, что бы она была успешной, и делает все для этого, привлекая все возможные ресурсы.
Теперь разберем следующий момент – взаимоотношения лидера и отдельных личностей. Лидер своей группы может кардинально повлиять на развитие и жизнь подроста. Если руководитель получил признание лидера от каждой отдельной личности, то это уже знак того, что он готов прислушаться к любому совету и рекомендациям своего наставника. Признанием и уважением у юношей и девушек пользуется тот руководитель, который будет для них близким другом, особой популярностью данного возраста пользуются те личности, которые «по-доброму» относятся к другим людям, т.е. отзывчивые, сдержанные, добродушные, обладающие чувством сочувствия, юмора. Юношеству этого возраста внимание и хорошее расположение к ним лидера, особенно ценно при взаимоотношении. Личное внимание лидера, также особенно важно для студента, не находящегося в центре внимания сверстников. Неблагополучие взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются им очень тяжело. Задача лидера в образовательном процессе – помочь студентам направить свою образовательную деятельность, природные способности и воображение на достижение своих жизненно важных целей.
Также лидер должен повышать самооценку студентов. Она играет одну из главных ролей в развитие личности юношей и девушек, в их желании реализации собственных способностей, установления контактов с окружающим миром.
В ходе образовательного процесса у студентов происходит осмысление ценностей жизни, происходит осознание того, что в скором времени они вольются во взрослую, самостоятельную жизнь. Классные руководители и преподаватели должны помочь каждому студенту в формировании его основной цели развития профессионально – значимых качеств и готовить их как будущих специалистов; способствовать развитию культуры личности; уметь обращать внимание и способствовать удовлетворению индивидуальных потребностей студента.
Преподаватель, а особенно классный руководитель группы, который взял на себя такую ответственность по развитию и воспитанию целой группы студентов, я считаю должны обладать лидерскими качествами характера и обязательно применять их на практике. В каждой группе должен быть наставник, без него не будут решаться поставленные цели и задачи, без него можно и не говорить о сплоченности группы и тем более об успешной команде, которая при достижении общей цели будет добиваться только положительных результатов, которая будет стремиться в познании мира и стремиться к саморазвитию.
Итак, можно сделать вывод, о положительных результатах применения классным руководителем лидерских качеств в образовательном и воспитательном процессе, которые говорят о следующем:
Группа оперативно и качественно выполняет все задачи по достижению цели;
Группа сплоченная и может называться командой;
Группа успешна во всех совместных делах;
Группа стремиться к саморазвитию и достижению результатов, она не стоит на месте, а движется вперед;
Взаимопонимание и взаимовыручка внутри группы на высшем уровне;
У каждого члена группы нормальная самооценка;
Группа проявляет себя творчески и активно во всех мероприятиях и т.п.;
Организация и проведение исследования по выявления лидерских качеств, среди преподавателей и классных руководителей
Для выявления лидерских качеств, среди преподавателей и классных руководителей, я провела анкетирование (Приложение №1). Данный опрос позволил дать статистическую картинку взаимоотношений классных руководителей и преподавателей, студентов в образовательном процессе, посредством выявления у первых наличия лидерских качеств.
По результатам анкетирования можно увидеть, что из всего состава классных руководителей и преподавателей нет ярко выраженного лидера, весь состав поделился практически поровну со слабо и средне выраженными лидерскими качествами. Я считаю, что эти результаты связаны с тем, что во - первых не все ведут классное руководство, то есть у них нет постоянной группы в которой они проявляли и развивали бы свои лидерские качества, для достижения с ней определенных целей, а для тех кто ведет только преподавательскую деятельность близкие контакты не долгосрочные, а они имеют большое значение для развития взаимоотношения между студентом и преподавателем, что является базой для того чтобы руководителя начали считать лидером. Во вторых некоторые классные руководителя относятся к молодому составу и стаж работы в образовательном процессе не велик, это непосредственно влияет на проявления лидерских качеств, так как я считаю они развиваются со временем и приходят с опытом.

Также преподавателям и классным руководителям был задан один вопрос, по их мнению, как они думают «Считают ли студенты их лидерами?» Опрос привел к результатам, которые также разделились поровну. 56 % педагогического состава считают, что студенты видят в них лидеров при взаимоотношениях в образовательном процессе. А почти половина педагогического состава посчитали обратное. Данные показатели я считаю нельзя назвать сто процентными результатами, так как видения себя в качестве лидера и представления о нем у всех разное. Допустим у меня до проведения данной исследовательской работы, представления о лидере были совсем другие. Я до конца не знала всех моментов лидерского поведения и к чему может приводить применения лидерских качеств в образовательном процессе.

Самое главное в данном случае человеку, считающего или не считающего себя лидером понять, если за ним люди идут, а почему - непонятно, как будто от этого человека исходит какая-то внутренняя сила, его называют лидером, а если за человеком идут вследствие использования им тех или иных средств воздействия - кнута или пряника, такого человека лидером уже, как правило, не называют. Среди статусных людей чаще всего лидером становится тот, кто отвечает на конкретные ожидания группы, дает группе то, что она хочет – или те, кто умеет создавать видимость, умеет красиво говорить и обещать людям то, во что они хотят верить.
Законы лидерства
Лидер должен уметь делать очень многие вещи. Его роль меняется в зависимости от ситуации. Но существуют общие положения, о которых Вы должны помнить всегда, - это законы лидерства.
1) Перестань ждать и прикидывать шансы, действуй и стремись кпоставленной цели. Только действия приводят к результату. Следуйзаконам лидерства, тренируйся, используй для этого любую возможность -и ты станешь лидером.
2) Лидер должен иметь мечту. Для того, чтобы добиться успеха, нужноуметь мечтать, быть преданным своей мечте и настойчивым в еедостижении. Именно мечта, опирающаяся на веру в ее осуществимость,является источником созидательной энергии и вдохновения. Лидер долженвдохновлять людей на свершения.
3) Лидер концентрирует внимание на решении проблемы. Лидер умеетвыделить главное и сосредоточиться на решении задачи. Очень важно - неразмениваться по мелочам.
4) Лидер готов принимать решения. Ничто, так не деморализует группу, как нерешительность. Совершенно не обязательно, чтобы все твои решения были правильными. Самое главное - это то, чтобы ты принимал решения и брал на себя ответственность за их выполнение и результат. Часто люди боятся принимать решения, опасаясь ошибиться. Нерешительность приводит к нестабильности и неуверенности. То, что ты готов принимать решения, важнее, чем то, то все твои решения правильны. По мере накопления опыта решения будут все лучше и лучше.
5) Лидер принимает ответственность за ошибочные действия. Нетничего более вредного для организации, чем лидер, который всегда прав. Настоящий лидер - это тот, кто берет на себя ответственность за любые ошибки в работе группы. Не занимайся обвинениями и поиском виноватых - проанализируй ситуацию, извлеки уроки, сделай выводы и двигайся дальше.
6) Лидер продвигает людей, которых он ведет за собой. Лидер всегдавыдвигает на первое место тех людей, которыми он руководит.Выдвижение людей на первые роли дает им огромное преимущество, впервую очередь - демонстрирует объективную оценку их результатов.
7) Лидер находится впереди и является примером.
Заключение
Каждой группе нужен лидер, она ищет, кого назначить на эту роль, кому дать этот статус, т.е. найти приемника. Лидер это тот человек, который будет за собой вести всех членов группы, решая при этом все ситуации, проблемы и препятствия, возникающие на пути; помогает осуществлять все поставленные перед собой и группой цели, содействует и наставляет в постоянном развитии и достижении больших вершин. За лидером члены группы чувствуют себя, как за каменной стеной, зная, что это единственный человек, который представляет их интересы и берет на себя всю ответственность за выполнение, результаты и ошибки всей группы. К нему они могут обращаться по - любому вопросу и не будут считать это презренным. Лидер даёт людям веру, надежду, импульс. Он создает вокруг себе такую атмосферу, в которой хотелось бы активно заниматься трудовой деятельностью и саморазвитием.
Список используемых источников:
1) http://www.psychologiainfo.ru/logics-673-1.html
2) http://lider-obrazovania.blogspot.ru/
3) http://any-book.org/download/58346.html4) http://womanadvice.ru/test-na-liderskie-kachestva
Приложение №1
Классным руководителям, преподавателям и мастерам предлагается ответить на вопросы анкетирования, эта методика направлена на выявление лидерских качеств человека, включает в себя 50 вопросов, на которые нужно отвечать только «да» или «нет».
Тест на определение лидерских качеств
Вы часто находитесь в центре внимания?
Многие ли из окружающих вас людей имеют более высокое служебное положение, чем вы?
Если вы находитесь на собрании с людьми равными вам по служебному положению, чувствуете ли вы желание не высказываться даже, когда это потребуется?
В детстве вам нравилось руководить играми друзей?
Вам приносит большое удовольствие, когда вы переубеждаете своего оппонента?
Вас называли нерешительным человеком?
Считаете ли вы, что самому полезному в мире мы обязаны лишь небольшой группе выдающихся людей?
Требуется ли вам советчик, чтобы он мог направлять вашу профессиональную активность?
Случалось ли вам терять хладнокровие при общении с людьми?
Нравится ли вам чувствовать, что окружающие вас побаиваются?
Стараетесь ли вы всегда занять центральное место за столом, чтобы контролировать ситуацию?
Полагаете ли вы, что на людей производите внушительное впечатление?
Вы считаете себя мечтательницей?
Вы легко теряетесь, если окружающие с вами не соглашаются?
Занимались ли вы по личной инициативе организацией спортивных, рабочих коллективов и команд?
При неудаче мероприятия, организацией которого вы занимались, вы будете рады сделать виновным в этом кого-то другого?
Вы считаете, что настоящий руководитель, прежде всего, должен сам уметь выполнять работу, которой руководит и участвовать в ней?
Вам больше нравиться работать с покорными людьми?
Вы стараетесь избегать острых дискуссий?
Будучи ребенком, вы часто ощущали властность вашего отца?
В дискуссиях на профессиональную тему умеете ли вы склонить на свою сторону тех, кто с вами не соглашался?
Представьте, что вы потеряли дорогу, прогуливаясь с друзьями по лесу. Вы предоставите возможность принять решение самому компетентному из вас?
Вы согласны с пословицей: «Лучше быть первым на деревне, чем в городе вторым»?
Вы считаете, что оказываете влияние на других?
Неудача в проявлении инициативы может у вас навсегда отбить охоту так поступать?
Вы считаете истинным лидером того, кто проявляет наибольшую компетентность?
Вы всегда стараетесь оценить по достоинству и понять людей?
Вы уважаете дисциплину?
Вы предпочли бы иметь руководителя, который все решает сам, не прислушиваясь ни к чьему мнению?
Вы считаете, что для учреждения, в котором вы трудитесь, коллегиальный стиль руководства лучше авторитарного?
Часто ли вы ощущаете, что другие злоупотребляют вами?
Вам больше подходит характеристика «Громкий голос, выразительные жесты, за словом в карман не полезет», чем «Спокойный тихий голос, сдержанный, неторопливый, задумчивый»?
Если на собрании с вашим мнением не согласны, но вам оно кажется единственно верным, вы предпочтете промолчать?
Вы подчиняете поведение других людей и свои интересы делу, которым занимаетесь?
Вы ощущаете тревогу, если на вас возложено ответственное и важное дело?
Вы предпочтете трудиться под началом хорошего человека независимой работе?
Вы согласны с тем, что для удачной семейной жизни, решение должен принимать один их супругов?
Покупали ли что-нибудь поддавшись убеждениям других людей, а не по собственной потребности?
Вы считаете, что ваши организаторские способности выше средних?
Трудности вас обычно обескураживают?
Вы делаете резкие упреки людям, которые этого заслуживают?
Вы считаете, что ваша нервная система может выдержать жизненные нагрузки?
Если вам потребуется провести реорганизацию вашего учреждения, вы введете изменения немедленно?
Вы сумеете прервать излишне болтливого собеседника, если это потребуется?
Вы согласны, что для счастья нужно жить незаметно?
Полагаете ли вы, что каждый человек обязан сделать что-то выдающееся?
Вы предпочли бы стать художником (композитором, ученым, поэтом) нежели руководителем коллектива?
Вам больше нравится слушать могучую и торжественную музыку, чем лирическую и тихую?
Вы ощущаете волнение, ожидая важную встречу?
Вы часто встречаете людей с волей сильнее вашей?
После того, как тест на выявление лидерских качеств пройден, пора приступать к подсчету баллов. Поставьте себе по одному баллу за положительные ответы на вопросы под номерами: 1-2, 4, 5, 7, 10-12, 15, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 31-34, 37, 39, 41-43, 46, 48. Также оцените одним баллом ответы «нет» на вопросы: 3, 6, 8, 9, 13, 14, 16-19, 22, 25, 27, 29, 30, 35, 36, 38, 40, 44, 56, 47, 49, 50. За не совпавшие ответы баллы не начисляйте. Подсчитайте общую сумму баллов и знакомьтесь с оценкой своих лидерских качеств.
Меньше 25 баллов: лидерские качества выражены слабо, их следует развивать.
От 25 до 35 баллов: лидерские качества развиты средне, этот уровень достаточен для руководителей среднего звена.
От 36 до 40 баллов: лидерские качества хорошо развиты, вы идеальный топ-менеджер.
Более 40 баллов: вы несомненный лидер, склонный к диктату. Возможно, пора что-то менять.
Если диагностика лидерских качеств показала их недостаток, не огорчайтесь, при желании их можно развить.