Тема 6-7. храмовый синтез искусств. часть 2.

Тема № 6-7. Храмовый синтез искусств (2 часть).
Цель урока: показать как в храме происходит воссоединение различных видов искусств.
Задачи урока:
-показать как в храмах различных видов религий происходит сочетание всех элементов архитектуры и внутреннего наполнения.
- формирование и воспитание толерантности к религиям других народов.
-уметь слушать музыку церковного содержания во всех этих храмах.
- понимать значение искусства в жизни человека;
уметь размышлять о произведениях различных видах искусства;
развитие творческих возможностей и навыков постижения выразительных средств искусства;
воспитание интереса к духовному миру человека.
Зрительный ряд: Презентация по теме урока, фрагмент видеофильма “Искусство Средневековья”, музыкальные отрывки из произведений исполняющихся в храмах.
Тип урока: усвоение навыков и умений.
Ход урока
Вводное слово (1мин).
Актуализация ранее изученного материала (13 мин).
Православие и католизм
1. Что такое синтез искусств?
А) соединение видов искусств в художественное целое
Б) противопоставление видов искусств
В) сравнение видов искусств
2. Что такое храм? А) жилище мирского человека Б) культовая постройка
В) светская постройка
3. Какие виды искусств встречаются в православии? ___________________________
________________________________________________________________________________
4. Какие чувства пробуждает религиозное искусство? ______________________________
________________________________________________________________________________
5. Какие виды искусств синтезируются в католизме? _____________________________
________________________________________________________________________________
6. К какой религии относятся данные храмы и соборы?
1) ______________________________________
2) ______________________________________
3) ______________________________________
2. письменные вопросы.
Храмовый синтез искусств. Православие и католизм.
1. Что такое синтез искусств?
2. В каких сферах можно найти синтез искусств?
3. Почему возникновение, развитие и существование искусств разных народов мира обладают удивительным сходством?
4. Что такое храм
5. С чем можно сравнить земной Храм?
6. Для чего нужны храмы человеку?
7. Назови особенности храмового искусства, которые вызывают нравственные чувства.
8. Какие чувства испытывает человек, находясь в храме?
9. Назови особенности православного храма.
10. Перечисли особенности католического храма.
Подведение итогов, выставление оценок
Католический храм.
Сегодня рассмотрим храмы основных конфессий – православный храм, католический собор, мусульманская мечеть и буддийский храм.
Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного. От этого образа исходит традиция благоукрашения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе.
Устройство православного храма.
Православный храм родом из Византии.
По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы – землю.
Храм всегда ставили алтарем на восток навстречу солнцу не случайно: Бог ассоциируется со светом.
Всякий храм венчает купол с крестом.
Купол символизирует собой небо, поэтому его нередко окрашивали в синий цвет и покрывали изображением звезд.
Количеству куполов придавалось символическое значение. Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал в Христе, три – как три ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух), пять – как Христос и четыре евангелиста, тринадцать – как Христос и двенадцать апостолов.
Купол опирается на цилиндрический барабан, прорезанный окнами. Барабаны с куполами и своды поддерживаются арками на мощных столпах. Снаружи стены завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания сводов. Это название произошло от древнего слова «комара», что значит свод.
Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы – апсиды, в которых размещается алтарь. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам полуцилиндрическим выступам, в которых размещается алтарь. Их количество (одна, три, пять) зависит чаще всего от размеров храма. Купола с крестами и апсиды, пожалуй, самые характерные детали храма, отличающие его от любой другой постройки.
Художественно оформленный вход в храм называется портал, а открытое крыльцо перед ним –  паперть.
Иногда храмы обносили открытыми или закрытыми галереями, которые на Руси называли гульбищами – от слова «гулять». Нередко к храму пристраивались приделы – небольшие храмики, имеющие собственный алтарь с престолом и главку с крестом. Наличие в церкви одного и более приделов позволяло совершать в течение дня несколько богослужений.
Учитель.
Рассмотрим католический собор эпохи готики.
Готический собор при всем богатстве составляющих его элементов поражает необычайным единством как архитектурного плана, так и всей системы декора (экстерьера и интерьера). Более того, это единство характеризует готический стиль в целом.
Грандиозность  и  величественность архитектурного образа католического собора  звучит  особенно  возвышенно в  светлом,  взлетающем  пространстве интерьера.  Мощным  потоком  вверх устремляются  все  элементы  декора: тонкие,  изящные  столбы,  колонны, стрельчатые арки. Огромные  ажурные окна  с  цветными  стеклами    витражами    делают  прозрачной  и  легкой преграду  между  интерьером  собора и  внешним  миром.  Льющийся  через стекла  витражей  цветной  таинственный  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  создавая  в  храме  необычную  цветовую  среду,  отличную  от внешнего  мира,  символизирует  свет христианского  познания.
Мы не почти увидим в католическом храме икон, но порталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей (химерами).
Первостепенное значение придавалось декору главного западного портала собора. Для него была выработана специальная иконография, цель которой представить христианскую концепцию мира.
Ярчайшим примером служит западный портал Амьенского собора с его знаменитым “Благословляющим Христом” на колонне простенка, воспетым множеством поколений как “Прекрасный Бог” (Le Beau Dieu).
Огромные ажурные окна с цветными стеклами витражами делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.
В разработке сюжетов витражей, как и в детальной проработке иконографии порталов и всего скульптурного декора, нет ничего случайного. Продуманную систему персонажей и сцен мы можем видеть не только внутри одного окна или розетки, а во всей системе витражей собора в целом. И здесь мы наблюдаем ту же всеохватность, о которой уже говорили в связи с концепцией готического собора в целом.
Это место называлось а`трием (или на`ртексом).
От нартекса к порталу вела паперть - возвышенное место. В на`ртексе и на паперти обычно находились отлученные от церкви, и оглашенные, т.е. готовящиеся к обряду крещения (им не разрешалось входить в храм во время службы. Главный портал и боковые порталы вели в главный и боковые не`фы храма.
В основе плана католического храма средневековья лежал латинский вытянутый крест. Вытянутая часть храма призвана, не только вместить большое количество верующих, но и быть символом длинного пути, по которому должен пройти человек в своем совершенствовании. Недаром на боковых стенах часто помещали сцены так называемого Крестного пути - изображение страданий Христа.
Неф (фр. nef, от лат. navis корабль) вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Основной неф пересекался поперечным нефом идущим с юга на север.. Пересечение главного и поперечного нефа носит название средокрестия. Обычно это место обозначается шпилем или куполом (подобно куполу в православных храмах). За средокрестием обычно находится хор - место для присутствующего при богослужении духовенства. Эта часть символизирует образ рая. Главными смысловыми элементами храма и самыми священными его местами являются, находящиеся в присветерии, - алтарь и дарохранительница - таберна`кула (от лат. Taberna`culum - шатер) т.е. Святая Святых, где находился Ковчег Завета во время похода из Египта. Алтарь соответствует престолу православного храма. Это накрытый покрывалом стол, на котором стоит богослужебная утварь, и лежат богослужебные книги. Он всегда открыт и таинства причащения видят все верующие. У алтаря совершаются основные священнодействия.
Важным элементом больших католических храмов всегда была кафедра, с которой священник произносил проповедь. Если в храме вел постоянно службу епископ, храм назывался кафедральным собором (собор - церковь, в которой находится кафедра епископа - главы церкви на определенной территории - "епархии").
В каждом католическом храме обязательно отводится место для исповеди, которое называется исповедальней или конфессиона`лом.
Под хорами, ниже уровня пола находится кри`пта ("тайное место"), склеп, где находится захоронение святого, которому посвящен храм.
Католицизм и православие - Основные расхождения в догматике
Православие не принимает латинскую формулировку Никео-Константинопольского Символа Веры с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына (Filioque).
Православие отвергает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и его главенство над всеми христианами.
В католицизме, в отличие от православия, существует [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а также Её телесном вознесении.
В католицизме, в отличие от православия, существует догматическое понятие о [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а также учение о сверхдолжных заслугах святых.
+ обрядовые различия
Вот как о соборах Франции писал искусствовед П.П. Гнедич: « Это бесконечно переплетающиеся аркады и своды, кажутся, ведут куда – то в иной мир. Все стремится к чему – то высшему, гигантскомуна колоссальные столбы колонн громоздятся новые столбы, над ними нависают сквозные воздушные переходы; своды вздымаются все выше и выше; над ними идут колокольни, далее колокольни еще и еще, и их острые башенки, кажется, теряются в облаках. Внутри, под сводами стрельчатых дуг, бесконечный ряд колонок, переходов, статуй и гробниц окутан кружевом изящного орнамента».


4.Ислам.
Обряды мусульман первоначально не требовали сооружения специальных зданий для молитвы в соответствии с хадисом: «Земля сотворена для меня как масджид и место чистоты, и где бы не возникло у человека моей уммы необходимость в молитве, пусть он молится».
Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства открытый двор и затененный молитвенный зал.
Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования мусульманских понятий о красоте. Огромный купол, парящий над мечетью, так же как и архитектурные «сталактиты» ниши, нависающие друг над другом, создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную совершенную красоту, а минарет божественное величие. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана.
Мечеть не храм, где во время богослужения свершаются таинства, а место для коллективной молитвы, указывающее верующим киблу, то есть направление на Каабу главную святыню мусульманского мира, кубическое строение во внутреннем дворе Запретной Мечети в Мекке, где хранится «Черный камень».
Внутри мечети, если молитвы нет, можно ходить где угодно и мужчинам, и женщинам, и детям: никаких «священных мест» и «заповедных зон» нет.
Мусульманский  храм  ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  своим  великим  куполом  символизирует единого  Бога  (Аллаха)  и  минаретом (башня  около  мечети)    его  пророка  (Магомета). 
Мусульманская мечеть включает  в  себя  два  соразмерных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]    открытый  двор  и  затененный  молитвенный  зал.
Часть мечети, которая направлена к священной для мусульман Мекке, имеет в конструкции михраб (пустое углубление). Справа от которой находится минбар (специальная кафедра, с которой проповедник, имам, на пятничной молитве верующим читает молитву).
Мече
·ть ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
·
·
·
· [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «место поклонения») [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение.
Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Флигелем к мечети пристраиваются башни-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на арабском. Стена, обращённая к 13
· LINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BA%D0%BA%D0%B0" \o "Мекка" 14Мекке15, отмечена пустой нишей, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в которой молится [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Справа от михраба расположена кафедра-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], с которой проповедник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] читает свои [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] верующим во время [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. При мечетях, как правило, работают школы-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между:
квартальная мечеть мечеть ежедневной пятикратной молитвы;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] мечеть для коллективной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], совершаемой всей общиной;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] центральная столичная мечеть;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] намазгох) общегородская мечеть, в виде открытой площади (для богослужений в праздники [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Главные  архитектурные  элементы мечети  послужили  основой  для  формирования  мусульманских  понятий  о красоте.  Огромный  купол,  парящий над  мечетью,  так же  как  и  архитектурные  «сталактиты»   ниши,  нависающие  друг над  другом,  создают иллюзию  бесконечного  и  непостижимого неба  и  символизируют  божественную совершенную  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  а  минарет  божественное  величие.  На  стенах  мечети  размещаются  декоративно  оформленные  изречения  из  Корана.
Минареты украшены поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, ажурными решетками и балконами, орнаментами и надписями. Завершается минарет куполом или шатром. Стены толстые, но их тяжесть не видна. Почему? Эффект от керамической мозаики, росписей, резьбы. Все это, подобно цветистому ковру, покрывает здания, заставляя забыть о массивности конструкций. Тяжесть стен, которая не чувствуется за облицовкой, лазурными узорчатыми изразцами.
Все в простой форме, но поверхность сплошь покрыта сложным орнаментом. Листья, цветы, ромбы, звезды, надписи. Эти узоры переплетаются. От них трудно оторвать взгляд. Стены облицованы – изразцами – керамическими плитками, покрытыми мозаикой.
В  религиозной  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  ислама  из всех видов искусств преимущество получили  архитектура  (дворцы,  мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества  и  любого  живого  существа считалось святотатством.  Поэтому  художественный  стиль  ислама    декоративный,  орнаментальный.
Бесконечный  по  своей  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] орнамент  служит  способом  художественного  выражения  исламского  мироощущения.  Именно  орнамент  строится  на  ритмическом  повторении  основных  мотивов.  А  в  мусульманстве повторение  считается  одним  из  надежных  способов  постижения истины и  выражения  преданности  Аллаху.
Вывод: в религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама декоративный, орнаментальный. Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения. Именно орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из надежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.

5. Буддизм.
Древний буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.
Ступы- ранние ступы буддизме служили для хранения реликвий самого Будды.
Полусфера символ Неба и бесконечности, в Буддизме означает нирвану Будды и самого Будду. Существует легенда о том, что Будду как – то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Учитель постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа с самого начала приобрела полусферическую форму.
Центральный шест ступы – ось Вселенной, соединяющей Небо и Землю, символ Мирового Древа Жизни. Зонты на конце шеста, ступени восхождения к нирване, считаются также и символом власти.
Древний  буддийский  храм,  сооруженный  из  мощных  обтесанных  камней и плит, был основой для пышного и  тяжелого  орнаментального  скульптурного  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием  этого  является  отсутствие арки и  свода.
Особенное значение имеет в храмовых ансамблях буддийской культуры пагода. Шпиль, которым заканчивается буддийская пагода, располагается обычно на центральной колонне, под которой хранили драгоценности. Этот клад символизировал прах Будды. Пагода - предназначена для хранения останков земного тела Будды Шакьямуни. Почти в каждом храме есть предание, как эти останки попали в Японию: перенеслись на острова чудесным путем или же их прислали в дар правители материковых держав. Пагода имеет три или пять ярусов, в центре нее всегда есть главный столб из цельного ствола большого дерева. Останки Будды хранятся или по центральным столбом, или на его верхушке
Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения. Крышам свойственен шатрово-шипцовый стиль. Высота зданий была небольшой, так как не должна была нарушаться гармония с окружающей природой. В декоре буддийских храмов преобладают жёлтый и красный цвета.
Очень оригинально смотрится магическая охрана буддийских храмов, застывшая в камне. В углах крыши скалятся каменные мифические чудовища, которые символизируют злые силы, которые удерживаются на расстоянии от храмов.
Таким образом, буддийский храм представляет собой не отдельное здание, а целую систему специальных культовых сооружений, тем самым напоминая по своему строению старинные русские монастыри. Их строение зависело от их назначения: они могли входить в комплекс учебных зданий – например, в состав школы.
Имело значение и место постройки – буддийские храмы всегда очень гармонично вписаны в природный ландшафт, зачастую рядом с водопадами и реками.
В буддийских храмах на кровлях  висят  многочисленные  колокольчики. Они раскачиваются при малейшем  порыве  ветра,  наполняя  окружающее  пространство  нежным  мелодичным  звоном.  Одновременно  колокольчики были защитой святилища от проникновения  злых  духов,  входили  в состав ритуальных предметов, которые использовались  в  церковных обрядах. Буддийские  религиозные  праздники сопровождаются  обычно шествиями  с театрализованными  представлениями, музыкой  и  ритуальными  танцами  на открытом  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Будди
·зм ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
·
·
·
·
·
·
·
·
·, buddha dharma [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
·
·
·
·
·
·
·
·
·, buddha dhamma, «Учение Просветлённого»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; кит.
·
· fуjiаo)  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] учение ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) о духовном пробуждении ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), возникшее около [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Основателем учения считается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Быть буддистом означает «искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» у Будды, его учения и общины. Обычно буддийский храм устроен так, что все «Три Сокровища» собраны и наглядно представлены в одном месте. Это место должно быть защищено от внешнего мира, от посторонних зрелищ, звуков, запахов и прочих влияний. Территория храма замкнута со всех сторон, на нее ведут мощные ворота.
В русских переводах японских текстов и в работах исследователей часто можно встретить словосочетание «буддийский монастырь». Важно иметь в виду, что «храм» и «монастырь» в этом случае одно и то же. В любом храме живут монахи.
Скульптурные, рисованные или вышитые изображения будды помещают в «золотом зале», кондо:. Это может быть и Будда Шакьямуни, и другие будды: вселенский Махавайрочана, сострадательный Амитабха и др. Здесь же могут находиться изображения бодхисаттв и других почитаемых существ.
Учение пребывает в храме в виде текстов буддийского канона. Они не просто хранятся в виде свитков книг или в памяти у знатоков, но постоянно воспроизводятся путем чтения и толкования в «зале для чтений». Общину составляют монахи, их ученики, а также миряне, на время поселившиеся в жилых помещениях храма. Как правило эти помещения обустроены в галереях.
Закрепление материала (5 мин).
Рассмотрите фотографии храмов, представляющих основные мировые религии: христианскую (католицизм и православие), буддийскую и мусульманскую, их планов и интерьеров. Опишите специфику каждого из них. Есть ли между ними что-либо общее? Если да, то что именно? Что можно сказать о стилях этих храмов? В чем специфичность каждого?
Какие искусства задействованы в религиозных ритуалах?
Послушайте музыку, сопровождающую богослужения в разных религиях, и определите, в каких храмах она должна звучать. Соотнесите характер ее звучания с особенностями того или иного храма.
Домашнее задание (1мин).
материал лекции.
составить таблицу и сравнить 4 типа архитектуры по следующим видам критериев:
- внутреннее содержание
-Смысловая нагрузка
- особенности архитектуры.
- роль изобразительных средств в передаче смысла святости.

Тест по искусству, 9 класс
Что такое синтез искусств?
А. Выделение одного вида искусства.
Б. Соединение нескольких разных видов искусства.
Из каких трех частей (по Витрувию) состоит «формула архитектуры»?
А. Прочность, польза, вечность.
Б. Прочность, польза, красота.
В. Размеры, польза, красота.
Нарисуйте арку. Как при ее помощи получить две другие важнейшие конструкции каменного зодчества – свод и купол? Нарисуйте их рядом.







Что такое контрфорс?
А. Дополнительная наружная подпорка
Б. Металлическая балка внутри храма, стягивающая противоположные стены.
Как ориентирован православный храм относительно сторон света?
А. На западной стороне вход, на восточной – алтарь.
Б. На восточной стороне вход, на западной – алтарь.
Портал это:
А. Художественно оформленный вход в храм.
Б. Внутренняя часть алтаря.
Минарет это:
А. Маленькая мечеть.
Б. Башня при мечети.
8. Стены мечети украшены
А. Изображениями мусульманских святых.
Б. Текстами Корана и орнаментами.

Заголовок 215