Основные направления деятельности преподавателя-организатора ОБЖ по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 172





Основные направления деятельности преподавателя-организатора ОБЖ по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов





Выполнила: Аладьина Е.В., преподаватель-организатор ОБЖ







2015г.
Одной из современных задач курса основ безопасности жизнедеятельности, на мой взгляд, является сохранение и укрепление здоровья детей. ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных.
Важнейшие идеи ФГОС:
1. Достижение новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), формирование которых возможно на основе нового содержания образования и несколько иных способов деятельности педагога. 2. Обеспечение условий достижения планируемых результатов (материально-технических, гигиенических, иных условий реализации основной образовательной программы) 3. Определение современного национального воспитательного идеала, который обозначен в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.
Результатом реализации указанных условий, в соответствии с ФГОС, и должно стать - создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство, обеспечивающее высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье. Одним из факторов, обеспечивающих достижение результатов деятельности по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении, выступает ее научно - обоснованный характер, последовательность, учет возрастных и социокультурных особенностей, информационная безопасность и практическая целесообразность.
Поэтому в моей деятельности четко обозначены цели и задачи по данному направлению. Эта деятельность должна: - сформировать представление о позитивных и негатив¬ных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; -дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; -сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; -научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; -сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; -сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; -обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); -сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; -научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; -сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Очевидно, что решение данных задач направлено на формирование у детей:
-знаний, -установок, -личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.
Другими словами – направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков (направлений):
- создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
-рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,
-эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
-реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
Каждое направление - это определенный перечень видов деятельности по выполнению поставленных задач.
В своей работе я стараюсь рационально организовать учебную и внеучебную деятельность обучающихся, направляя на повышение эффективности учебного процесса, снижая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление, создавая условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Для этого на уроках ОБЖ необходимо:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
-использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
-введение любых инноваций в учебный процесс только;
-строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
-индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;
-ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога, особенно от деятельности педагога-организатора ОБЖ.
 Эффективная организация  физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
-организацию, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
-регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.);
-проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
-проведение часов здоровья;
-факультативные занятия;
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках ОБЖ формируется с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей, таких как, неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия, особенности отношения школьников к своему здоровью и др.
Показателем успешности проводимой физкультурно-массовой и оздоровительной работы школы, а также работы на уроках ОБЖ является положительная динамика здоровья обучающихся во всех его проявлениях, активное участие детей в различных мероприятиях. Ожидаемыми результатами, формирования здорового образа жизни учащихся на уроках ОБЖ могут стать такие изменения в образовательном процессе, как:
Составление паспортов здоровья;
Совершенствование мониторинга состояния здоровья и заболеваемости обучающихся;
Рост качества образования и мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья;
Увеличение доли обучающихся, охваченных системой дополнительного образования;
Повышение уровня физической подготовленности обучающихся;
Снижение заболеваемости школьников, количества психоэмоциональных расстройств;
Модернизация материально-технической базы школы;

Рисунок 115