Конспект урока «Искусство» Тема: «Храмовый синтез искусств». 9 класс


Полякова Анна Александровна.
Конспект урока «Искусство»
Тема: «Храмовый синтез искусств».
9 класс (учебник Сергеевой Г.П., И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской)
Цель: познакомить учащихся с особенностями храмовой архитектуры, внешним и внутренним обликом храмов их символическим значением.
Задачи:
1. расширение знаний и представлений учащихся о синтезе храмового искусства;
2. развитие умения понимать и интерпретировать художественные образы в различных религиях;
3. формировать представление о достижениях материальной и духовной культуры и побудить к развитию чувства прекрасного у учащихся;
4. формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Зрительный ряд: репродукции с изображением храмов разных религий, презентация «Храмовый синтез искусств», учебник.
Музыкальный ряд: органная музыка, музыка мира – буддийский храм, утренняя молитва мусульман, церковное песнопение, колокольный церковный звон.
ХОД УРОКА:
1. Приветствие. 2. Проверка готовности к уроку.
Слайд №1
Учитель включает колокольный звон.
О чем сегодня мы будем говорить с вами?
Дети слушают и определяют тему урока
1 этап. Постановка проблемы:
Слайд №2
На протяжении всего периода существования человечества существует искусство. В масштабах всего общества, искусство – особый способ познания и отражения действительности, часть духовной культуры человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и души человека, о комичности и трагичности жизни. Различные виды искусства взаимно обогащаются, постоянно взаимодействуя друг с другом. Такое единение и взаимосвязь называют синтезом искусств.
-Что такое синтез? Давайте подберем синонимы этого слова и запишем в тетрадях.
Дети называют и записывают, учитель показывает в презентации синонимы.
-Мы с вами прослушали музыкальный фрагмент, выяснили что такое синтез, а как можно объединить эти два понятия?
Учитель выводит детей на определение «Храмовый синтез искусств».
Слайд №3
-Что такое храм? Для чего он существует?
Издавна образ Храма содержал в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирал все представления о мироустройстве в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам, иудаизм). Храм для верующего человека является земным жилищем неземного и вездесущего Бога, местом общения с Богом через молитву, местом единения с Богом через таинство, местом спасения души.
Слайд №4
-Давайте разберемся, какой же синтез искусств мы можем увидеть в храме? Какие виды искусства там присутствуют?
Дети называют. Учитель подводит итог слайдом в презентации.
Слайд №5
Огромный и сложный мир Православного Храма открывается каждому из нас по-своему. Одному – глубиной святоотеческой мысли, другому – возвышенной красотой фресковой росписи и иконописи, а кому-то – торжественностью и величием обрядов.
Каждый Православный Храм неповторим. Вспомним о величественном Храме Христа Спасителя – самом крупном Кафедральном Соборе России. Он относится к числу так называемых обетных Храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Этот необыкновенный Храм был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России, как памятник мужеству русского народа в борьбе с Наполеоновским нашествием 1812 г.
Слайд №6
Автором проекта был русский архитектор К. А. Тон, который посвятил Храму Христа Спасителя почти полвека. Имея характерный для России силуэт пятиглавого собора, Храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Над созданием Храма под руководством К. А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени.
Свой вклад внесли архитекторы Н. В. Дмитриев, И. С. Каминский, И. И. Свизяев, К. К. Рахау, А. И. Резанов. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур были П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский, Н. Пименов, П. Ставассер. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого. Известны имена каменных дел мастеров, которые вели работы: К. Анисимов, М. Филиппов, Рябков.
Слайд №7
Слайд №8
Мы видим первоначальный вид храма Христа Спасителя.
Слайд №9
Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные молитвами праведников на Россию.
Слайд №10
Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников, кто потрудился для утверждения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Имена доблестных героев были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.
В Храме Христа Спасителя был собственный хор – один из лучших в Москве. В Храме звучали голоса Ф. Шаляпина и К. Розова. Исполнялись произведения П. Чайковского, А. Архангельского, П. Чеснокова, А. Кастальского.
Слайд №11
В 1931г. Храм Христа Спасителя по решению ЦИК СССР был уничтожен.
«Прощай, хранитель русской славы,Великолепный храм Христа,Наш великан золотоглавый,Что над столицею блистал…Венчанных славою героевРоссия отдала векам,Христу Спасителю построивВ сердцах нерукотворный храм…»
Считалось, что эти строки написал академик Н. В. Арнольди.
Слайд №12, 13
В 1999г. новый Храм Христа Спасителя был восстановлен как условная внешняя копия первоначального архитектурного шедевра.
Полное единение архитектуры, скульптуры, религиозной живописи, декоративно-прикладного искусства, религиозного пения, звуков органа присутствует в величественном образе католического Храма.
Обратите внимание на богатое внутреннее убранство храма.
Слайд №14
Обратимся к конкретному образу – Римско-католическому собору непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Это самый большой католический Храм России, один из двух действующих Храмов Москвы. Собор был построен в начале 20 столетия на средства польской общины Москвы и католиков других городов России. Проект архитектора Ф. О. Богдановича - Дворжецкого был выполнен в неоготическом стиле. Прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстере, а прообразом купола явился купол кафедрального собора в Милане. Планировка собора крестообразная.
Слайд №15
На шпиле центральной башенки Храма установлен крест. В притворе собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Стрельчатые оконные проемы украшены витражами, которые делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром.
Слайд №16, 17
Под оконными проемами, на внутренних поверхностях стен находятся 14 барельефов – 14 «стояний» Крестного пути. За первой стрельчатой аркой потолка находятся хоры для певчих и орган. В Храме находятся частицы мощей святых, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии.
Слайд №18
В пресвитерии собора, на стене апсиды находится Распятие. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры – Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором С. Захлебиным.
Слайд №19
В 2005 г. в соборе установлен новый орган, подаренный лютеранским собором швейцарского города Базель.
Слайд №20
Примечателен образ древнего буддийского Храма. Древние Храмы в виде пагод (ступ) возникли в древней Индии. Они имели форму перевернутой чаши. В фундамент таких построек замуровывали буддийские реликвии, священные писания, драгоценности.
Слайд №21
Обратимся к образу одного из самых крупных буддийских памятников на земле – Храму Боробудур. Храм расположен на острове Ява в Индонезии, построен между 750 и 850 гг. Боробудур выстроен в форме ступы, которая напоминает гигантскую мандалу. Эта мандала отражает схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями. Фундамент ступы квадратный со стороной 118метров. У ступы имеются восемь ярусов, пять нижних – квадратные, а три верхние – круглые.
Слайд №22
На верхнем ярусе расположено72 малых ступ вокруг большой центральной ступы. Каждая ступа в форме колокола с большим количеством украшений. Внутри ступ помещены статуи Будды.
Сотни лет Храм лежал под слоем вулканического пепла. В 1984 г. Боробудур был восстановлен при содействии ЮНЕСКО. В настоящее время Храм является местом паломничества и молитв. По мере совершения ритуального обхода каждого яруса, паломники знакомятся с жизнью Будды и с элементами его учения. А прикосновение к каждому Будде из ступ на верхнем ярусе, через выемки в ступе, согласно поверьям, приносит счастье.
Слайд №23
В древнем Китае, а впоследствии и в Японии, пагоды трансформировались в высокие многоярусные башни с далеко выступающими и загнутыми кверху карнизами крыш. На кровлях подвешивали многочисленные колокольчики, которые защищали святилище от проникновения злых духов.
В состав храмового комплекса входили пагоды, колокольня, зал для проповедей, библиотека, зал для медитаций, помещение – жилище монахов и трапезная. Буддийские Храмы были украшены настенной живописью, живописными свитками и скульптурами, отображавшими образы Будды, образы богов-хранителей, гневных и благостных, а также буддийских святых. Буддийская скульптура – деревянная, бронзовая, глиняная и лаковая – служила неотъемлемой частью буддийского ритуала, объектом молитвенного поклонения. Древние буддийские Храмы становились произведениями зодчества и центрами многих искусств – архитектуры, садово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиграфии, декоративно-прикладного искусства.
Слайд №24
В религиозной культуре ислама главным священным сооружением является мечеть. Мечеть – это мусульманское молитвенное архитектурное сооружение. С точки зрения мусульманина мечеть – это модель и символ мира. Архитектура мечети символична. Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства – открытый двор и затененный молитвенный зал. Великий купол мусульманской мечети символизирует единого Бога – Аллаха. Башни, находящиеся рядом с мечетью – минареты – его пророка Магомета.
Художественный стиль ислама – декоративный. Мусульмане на протяжении многих веков считали святотатством изображать человеческий облик или образы животных. Мусульманские святыни обильно украшались сложнейшими орнаментальными композициями, в которых гармонично взаимодействовали элементы растительного и геометрического орнамента. Также каллиграфическое искусство в мусульманских странах было доведено до совершенства. Арабская вязь, возникшая в Ираке, первоначально использовалась как способ украшения мечетей. Ею же переписывали священные тексты.
Одной из крупнейших в мире мусульманских святынь является мечеть Джами Масджида (Пятничная или Соборная мечеть), находящаяся в Индии. Это строение поражает величием своей архитектуры и законченностью. Высшая точка мечети находится на высоте 61,3 м. Высота боковых минаретом достигает 41 м. Внутри мечети – просторный молельный двор площадью в 400 кв. м.
Слайд №25, 26
Для верующих эта мечеть имеет особое значение. Здесь хранятся бесценные реликвии мусульманского мира: тапок пророка Мухаммеда, отпечаток его ноги на камне, рыжеватый волос из его бороды, глава Корана, начертанная под его диктовку и осколок надгробья, некогда стоявшего над могилой пророка.
Слайд №27
Посмотрите на мечеть Зайда в Абу-Даби столице Арабских Объединенных Эмиратов.
Какие чувства вы можете испытать стоя рядом с таким храмом?
Слайд №28,29
Рассмотрите внутреннее убранство храма.
Проблема национальной культуры становится сегодня особенно острой. А между тем, возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладают удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят свое воплощение в архитектуре, оформлении храмов, в религиозных обрядах и ритуалах, музыкальном сопровождении богослужения. Храмовый синтез искусств являет нам представление человека о самом себе, о мире, о той роли и мисси, которая предначертана каждому из нас в этом мире.
2 этап «Закрепление знаний»
Предлагаю вам поиграть. Для этого надо разделиться на 4 группы по количеству видов храмов. (Ребята делятся на группы). Теперь мы проведем эстафету «Построй свой храм». На столе лежат карточки со словами и картинками различных видов храмов. По одному человеку (по цепочке) от группы подходят и берут ту карточку, которая соответствует «вашему» храму.
На столе лежат карточки:
Коран, Витраж, Хоровое пение, Икона, Орган, Хоровое многоголосие, Мечеть, Многочисленные колокольчики, Будда, Минарет, Тонкие изящные колонны, столбы, Стрельчатые арки, Каллиграфия, Фреска, Храм летящий ввысь, Пагода, Гонг, Мандала, Скульптура, Лампада, Парящий купол и д.р.
Так же на столе лежат фотографии фрагментов архитектуры, различных храмов, виды декора.
Ребята подходят, выбирают карточки, пока стол не будет пуст.
Далее каждая группа рассказывает о результатах.
Сейчас давайте прослушаем музыкальные фрагменты и попробуем угадать, в каком храме могла бы звучать эта музыка и объясните ваше предположение.
Учитель включает музыкальные фрагменты и дети называют виды храмов, объясняя свои догадки.
3 этап «Самостоятельная работа».
Учитель собирает карточки и развешивает их вперемешку на доске.
Нарисуйте в тетрадях таблицу и заполните ее словами из карточек на доске. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работу друг друга.
4 этап «Рефлексия учебной деятельности».
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Задание: устно ответить на вопросы.
Какую цель ставили перед собой?
Достигли ли ее?
Что нового вы узнали?
Домашнее задание:
Создать презентацию о любом виде храма, на примере одной выбранной постройки.
Выставление оценок по итогам работы в группах и за индивидуальную практическую работу.