Педсовет ««Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Педсовет ««Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»
Разработала заместитель директора
по воспитательной работе МБОУ СОШ № 10
Абдуллина Чулпан Фануровна Педсовет ««Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»
У Мудреца однажды ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
- Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылёк в руках моих иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал…
Пленённый мотылёк затрепетал.
Блеснули искорки у Мудреца в глазах:
- Ты держишь всё сейчас в своих руках.
Тема нашего педсовета «Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя». Я считаю, результат нашей с вами работы в наших руках, т.е. полностью зависит от нас.
Являясь одновременно учителем и воспитателем в одном и том же классе, классный руководитель должен владеть профессиональными умениями широкого профиля. Древнегреческий философ Платон считал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.
Кл. рук., в нашем понимании, сегодня – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:
духовным посредником между обществом и ребёнком в усвоении основ человеческой культуры;
защитником от моральной деградации, нравственной гибели;
организатором условий для самовыражения и развития каждого ребёнка, осуществляющим коррекцию процесса его социализации;
помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, профессиональной ориентации;
создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.
Многообразие и сложность возлагаемых на кл. рук. задач и функций по организации и осуществлению нравственного воспитания уч-ся требуют от него большой энергии, творчества и организаторских способностей. «Воспитательная работа, - подчеркивал А.С.Макаренко, - есть прежде всего работа организатора». По отношению к деятельности кл. рук-ля это положение приобретает буквальный смысл. Только проявляя организаторские умения и вовлекая уч-ся в разнообразную практическую деят-ть, он может закалять характер уч-ся, формировать у них устойчивые, положительные, нравственные качества и стремление к борьбе против различных аморальных явлений.
Кл. рук-ли отбирают такие формы организации воспит. процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания, новым требованиям ФГОС
Реализуя свою профессиональную роль педагога-воспитателя, классный руководитель ориентирован на непосредственно эмоциональное общение и совместную деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, на понимание мира интересов и увлечений учеников класса. Он занимает позицию значимого взрослого в детском сообществе.
Классный руководитель выполняет множество ролей:
роль социально-педагогического гаранта безопасности, целостности и самостоятельности личности учащегося (так называемого кризисного менеджера по управлению рисками в классе);
роль администратора по управлению педагогами, причастными к работе с классом;
роль администратора – организатора образовательного процесса в классе;
роль рефлексирующего профессионала в областях психологии и педагогики, координации и солидарного управления.
Главная роль классного руководителя – быть режиссёром воспитательного процесса в классе.
Классный руководитель не должен навязывать воспитанникам своё мнение, если его советы порождают приспособляемость, страх. В этом случае становится невозможным адекватные личностные развития школьника. Кл. рук. должен дать каждому учащемуся возможность самому строить свою «школьную жизнь». Кл. рук. уважает право каждого ученика на уважение его личной жизни. Это означает, что передача информации о личных житейских ситуациях третьему лицу (людям, учреждениям), участие или присутствие третьего лица в разговорах может происходить только с согласия воспитанника. Между кл. рук. и учениками его класса должны быть установлены доверительные отношения, что подразумевает открытое и честное поведение кл. рук-ля.
Как можно добиться успеха или избежать неудач в творческой деят-ти кл. рук.?
Человек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь. Человека нужно включить в деятельность, побудить к ней. Тогда через механизм этой собственной деятельности вместе с другими он будет формироваться под её влиянием.
Форма воспитательной работы – внешнее выражение какого-либо содержания. Это совокупность приёмов и средств, которые выбирает кл. рук.
Каждый кл. рук. в своей деят-ти стремится использовать разнообразные формы воспит. работы, но кто-то успешнее использует одни, кто-то другие. Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учёту. Вот наиболее часто используемые в нашей школе формы воспит. работы: торжественные линейки, спортивные соревнования, дни здоровья, КВН по ПДД, встречи, концерты, экскурсии и т.д.
Информационные технологии можно активно применять в системе внеклассной работы совместно с традиционными средствами. Конкретных электронных пособий по организации внеклассной деятельности уч-ся я не обнаружила, нет и чётких ориентиров по использованию ИКТ в деят-ти кл. рук. На мой взгляд, если мы хотим отказаться от шаблонов в своей работе,
можно использовать интернет-ресурсы при подготовке некоторых классных часов, родительских собраний и школьных мероприятий;
м. принимать участие в телекоммуникационных викторинах, проектах, конкурсах целым классом, отдельными учащимися;
м. изучать информационно-воспитательную среду других образовательных учреждений, посещая школьные сайты;
м. самостоятельно создавать электронные продукты;
м. вести качественный и количественный учёт участия ребят в жизни класса, отражать информацию в графиках, диаграммах, использовать рейтинговые системы.
Например, рейтинговую систему целесообразно использовать с 7 – 8 класса, когда активность ребят заметно падает, а значимость авторитета взрослого уходит на второй план. Рейтинговая система – это в какой-то степени и социализация детей, стимулирование их активности. Безусловно, рейтинговая система привлекает также и своей открытостью, дисциплинирует не только учеников, но и классного руководителя. Что даёт рейтинговая система кл. рук-лю?
Позволяет вести систематический учёт внеучебных достижений уч-ся, что помогает раскрыть потенциал каждого ребёнка, а также облегчает формирование портфолио учащегося;
Позволяет дифференцированно оценивать выполнение разных видов деятельности;
Позволяет определить лидеров класса по направлениям деятельности, степень сплочённости творческих групп, степень противоречивости отношений в группе и др.
Что даёт данная система оценивания подростку?
Даёт возможность самореализации, возможность почувствовать себя частью целого;
Приучает к ответственности и активной жизненной позиции;
Даёт возможность самому выбирать направление деятельности;
Даёт возможность отслеживать свой личностный рост;
Предоставляет возможность сравнить свой результат с результатами учащихся класса.
Технология рейтинговой системы:
Главным условием выставления любого балла является открытость и гласность.
Золотое правило рейтинговой системы:
Обсуждаем проблему, действие, а не личность.
Ребята должны знать, за что и кому выставляются баллы. Если некоторые баллы определены сразу, то некоторые следует обсудить с классом (заслуживает ли выполненное дело дополнительной оценки или нет). На кл. часах обсуждаются только спорные баллы. Ребята предлагают сами кому-то повысить, а кому-то снять баллы.
Перед стартом нового мероприятия конкретизируются баллы, и ребята сами выбирают, принимать участие или нет. Перед ними стоит выбор: какую работу я могу выполнить, чтобы она была мне интересна, и чтобы я не подвёл друзей; хватит ли у меня сил и времени.
Система поощрения:
Результаты определяются открытым подсчётом баллов на кл. часах, посвящённых подведению итогов рейтинга. Ведущую роль при этом играет кл. рук., осуществляющий строго индивидуальный подход к оценке каждого ученика, он акцентирует внимание учащихся на том, что при подведении итогов важен прежде всего не общий балл, набранный учеником, а его рост и увеличение активной жизненной позиции.
Цели, которые преследуют формы деятельности отказа от шаблонов – создание в классе интеллектуально богатой и эмоционально благоприятной атмосферы, формирование и проявление индивидуальности детей, возможности реализации и самоутверждения личности (например, через создание самостоятельных электронных продуктов).
Кл. час – наиболее распространённая форма организации воспитательной работы кл. рук-ля.
Чтобы кл. часы были интересные, нескучные и полезные, после каждого кл. часа важно осуществлять цифровую оценку по трём критериям:
полезно – интересно – применимо
Иногда полезно по окончании кл. часа сразу же разобрать его по косточкам, проанализировать, поскольку порой анализ оказывается важнее и полезнее самого действия и может принести детям ощутимую пользу.
Кл. час - не обычное воспитательное мероприятие, к нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение. Основное требование к кл. часу – это активное участие в нём всех уч-ся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем – всем можно найти дело при его подготовке и проведении.
В деятельности кл. рук-лей особенно важное место занимает разъяснения «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. При проведении таких бесед о дисциплине меньше говорить о том, чего нельзя делать, а рассказывать о том, что, зачем и как нужно делать, как нужно поступать.
Наверное, сегодня нельзя забывать и том, что живём в мире конфликтов. Конфликты постоянно возникают как между отдельными людьми, так и между целыми народами, из-за чего разрушается взаимоотношения, а порой их цена – человеческие жизни. Возможно ли вообще избежать конфликтов? Есть способ избавиться от разрушительного влияния конфликта на взаимоотношения людей, для этого нужно научиться выбирать эффективный путь его разрешения.
Можно провести кл.час, где предложить вопрос: «Каковы последствия конфликта, если человек всегда спорит, никому не уступает?»
При подготовке к кл. часу донести до сознания учащихся мысль о том, что нередко вариантов разрешения конфликтной ситуации м.б. несколько. Кл. рук. не берёт на себя роль судьи, выносящего окончательный вердикт. Нужно оставить школьникам что-то в качестве пищи для размышления. Кл. рук. высказывает своё мнение наравне с ребятами.
Рассаживаем учащихся группами по 3-4 человека с учётом их доброй воли. Каждой группе вручаются листочки с описанием конфликтных ситуаций. Выполняя задание, группа даёт моральную оценку каждому варианту выхода из создавшейся ситуации и аргументирует свой выбор. Кроме того, учащиеся должны назвать личностные качества героев, которые, по их мнению, соответствуют тому или иному моральному выбору: смелость (трусость), милосердие (жестокосердие), внутренняя сила (слабость), честность (лживость)…
Следующий этап – это рефлексивно-оценочный, т.е. подведение итогов: создание правил бесконфликтного общения:
Старайся жить так, чтобы людям с тобой было хорошо.
Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
В споре будь сдержан и тактичен.
Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
А я вам предлагаю послушать стих-е Семёна Рувимовича Богуславского «Не надо воевать с ребятами»
Не надо воевать с ребятами,
Смешливыми и плутоватыми,
Самолюбивыми, лохматыми,
Застенчивыми, угловатыми,
Надменными акселератами,
Трусливыми и хамоватыми,
Пустыми, скрытными, пассивными,
Красивыми и некрасивыми,
Прямыми, вспыльчивыми, дерзкими
Со всеми их словами детскими,
Которые запоминать
И после им припоминать
Не надо…
Как же, их простить?!
Да так вот...
И не надо мстить.
Не надо воевать с ребятами –
Во всем, конечно, виноватыми.
Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребёнка исследуется долгие годы. Для кл. рук-ля развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспит. работе. О центральной роли кл.рук. в воспит. процессе говорит тот факт, когда родители судят о школе по мастерству кл. рук-ля, выражая своё удовлетворение или неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют, что самое главное – кто и как вводит ребёнка в жизнь. Поэтому кл. рук. должен стать объединяющей силой, поддержкой и для родителей, и для детей. Как сделать схему « ученик + родитель + учитель = друзья» эффективней? Что нужно, чтобы родители стали активными участниками педагогического процесса? Кроме традиционных форм взаимодействия кл. рук. и родителей, в век модернизации российского образования основой взаимодействия школы и семьи должно стать соглашение, учитывающее желания обеих сторон. Кл. рук-лю, как ключевой фигуре в организации воспитательной деятельности, важно создать ситуацию разумного распределения полномочий и ответственности, научиться вести диалог с родителями на принципах равноправия.

В работе кл. рук. мне видятся 10 следующих составляющих развития коллектива, формирования его сплочённости:
Вовлекать детей в организацию учебного процесса, поручать им делать что-то не для себя, а для других или вместе с другими.
Решать все основные вопросы вместе с детьми.
Формирование кл. традиций.
Найти каждому ребёнку в классе такую социальную роль, которая бы ему нравилась, его возвышала.
Ключевые дела класса играют значительную роль в формировании классного коллектива.
Регулярные коллективные обсуждения классных дел (учёбы, поведения, внеклассных мероприятий).
Грамотно продуманная тематика кл. часов.
Наглядность всей деятельности коллектива. (летопись класса, презентации на окончание учебного года, презентации на родительское собрание, рейтинг активности уч-ся и родителей).
Союз учеников, родителей и кл. рук.
Союз кл. рук. и психолога, соц. педагога.
Кл. руководство – это своего рода таинство, когда из группы учеников, где со своим характером, привычками и увлечениями, кл. рук-ль создаёт не просто класс, а сплочённую команду.
Итак, кл. рук. – главный человеческий фактор в деле воспитания, «конечная инстанция» всех усилий пед. коллектива, ибо он имеет самый тесный, непосредственный и частый контакт с ребёнком. Главная задача кл. рук-ля – воспитание ученика.
Работа кл. рук-ля тогда обретает содержание, когда детям предъявляются ценности человеческой жизни и дети проживают отношения к ним, духовно обогащаясь. Наивысшие ценности современного мира: жизнь, природа и общество, добро, истина, красота. Это свобода, совесть, счастье, справедливость, равенство, труд, познание, общение, игра. Венчает эту пирамиду ценностей сам человек.
А сейчас, дорогие коллеги, отправимся в сказочное путешествие. Попасть в сказку нам помогут вот эти волшебные бусинки. (Сказка о бусинках)
Вы прослушали удивительную историю. История эта напоминает о том, что все мы разные. У каждого своё тело, своя форма, а чем мы наполним эту форму – любовью или нелюбовью к себе и окружающим, в том числе и детям, – зависит от каждого из нас. Выискивая в себе ли в другом человеке только недостатки, промахи и ошибки, мы тем самым подталкиваем человека к тому, чтобы он стал ещё хуже, потерял веру в свои собственные силы, стремление к добрым поступкам. И наоборот, подчёркивая в человеке достоинство, мы помогаем ему стать ещё лучше. Надо помнить, что в мире есть и добро, и зло. А теперь возьмите бусинку в левую ладошку, сожмите в кулачке, закройте глаза, приложите бусинку к сердцу и подумайте о том, какой опыт каждый из вас возьмёт из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает нам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека, в том числе и ребёнка. Бусинки нанижем на одну общую нитку.
Уважаемые коллеги, хочу вам напомнить советы российского педагога Вадима Ильича Слуцкого:
помните: ваше главное дело – это общение с детьми, умейте испытывать радость от встречи с ними, унылых учителей дети тихо ненавидят;
отдавайте своё тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тем, кому это особенно необходимо;
играйте с детьми, веселитесь, воспринимайте своё учительство как продолжение детства.