Программа внеурочной деятельности курса по выбору деятельности «Мастерская юных инспекторов дорожного движения и пожарной безопасности «Патруль безопасности» для 5-7 классов


Программа внеурочной деятельности «Патруль безопасности»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности курса по выбору деятельности «Мастерская юных инспекторов дорожного движения и пожарной безопасности «Патруль безопасности» предназначена для обучающихся 5, 6, 7 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым.
Представленная программа изучается в рамках реализации Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
Календарно-тематический план «Мастерская юных инспекторов дорожного движения и пожарной безопасности «Патруль безопасности» на 2014 -2015 учебный год рассчитан на 35 учебных часов.
Сроки реализации программы: 3 год. Занятия проводятся один раз в неделю
Цель программы:
способствовать осуществлению практико-ориентированного обучения детей основам безопасности жизнедеятельности, правил дорожного движения и правилам пожарной безопасности
Задачи программы:
воспитание грамотной личности в области «Правил дорожного движения», «Правилом пожарной безопасности» и «Основам безопасности жизнедеятельности»;
Обучение учащихся правильным действиям при пожаре и правилам дорожного движения, предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих;
активизация работы ДЮП и ЮИД
осуществление преемственности поколений в области профессиональной инспекторской, водительской и пожарно-спасательной деятельности;
повышение образовательного уровня личности и высоких нравственных ориентиров участников данного процесса.
Курс будет реализован в 2014-2015 учебном году.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Наличие вокруг нас потенциальных опасностей не означает, что несчастье непременно произойдет. Этому предшествуют определенные условия, причины, источники.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта и гибели детей при ДТП породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной дорожно-транспортных происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Причиной несчастных, а порой и трагичных случаев с огнем обычно служит наша беспечность или неосторожность окружающих.
Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевременно устранять причины пожаров. В большинстве случаев школьники не придают значения скрытой опасности огня, играя со спичками, взрывоопасными предметами и легковоспламеняющимися веществами. А в итоге – ежегодные статистические отчеты органов Государственной противопожарной службы, в которых констатировано, что основными причинами многочисленных пожаров по-прежнему остаются неосторожное обращение с огнем, нарушение правил устройства и эксплуатации бытовых электроприборов и шалости детей. Все это приводит к огромным материальным потерям и человеческим жертвам. В огне ежегодно погибают тысячи людей, в том числе дети. Травмы и ожоги различной степени тяжести получают сотни пострадавших детей, которые после пожаров еще долгое время нуждаются в психологической реабилитации.
Пожары часто происходят из-за обычной неосторожности при курении. В одной из школ небрежно брошенный школьником окурок стал причиной возгорания хранившегося для столярной мастерской пиломатериала, что повлекло за собой задымление школы, пожар и экстренную эвакуацию детей.
Серьезные опасения вызывают школы. Целевые проверки органами Государственного пожарного надзора показывают, что педагогическими коллективами в большинстве случаев не приняты должные меры по выполнению мероприятий, связанных с обучением школьников элементарным правилам пожарной безопасности, быстрой ориентации в сложных обстоятельствах на случай пожара и приведению учебных заведений в пожаробезопасное состояние.
Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики пожарной безопасности является работа образовательных учреждений в данном направлении. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения и Пожарной безопасности, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создают предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. Овладение умениями распознать основные, угрожающие жизни школьников опасности и явления огня, своевременное экстренное проведение в жизнь необходимых квалифицированных действий и спасательных мероприятий при пожаре нередко предопределяют судьбу детей, буквально могут спасти им жизнь.
Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:
- принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, аудитория с компьютерами и возможностью выхода в Интернет);
- принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);
-соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);
- последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);
- принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития).
Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных условиях и ЧС;
-принцип единства воспитания и обучения (на всех этапах воспитания: культура поведения и т. д.).
Формы учебных занятий:
1. Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей, развивающей и воспитательной задачам.
2. Исследовательская и проектная деятельность предполагает выполнения группами и парами учащихся Научно-исследовательских работ и проектов по формированию школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
3. Тематические экскурсии, фестивали. Могут являться разновидностью занятий либо культурно-досуговым мероприятием.
4. Дискуссии, ролевые игры по тематике программы.
5. Совместная деятельность педагога и обучающихся. Участие в совместном труде, например в субботнике или работах по поддержанию материальной базы, что предполагает использование педагогом личного примера как метода решения воспитательной задачи. 6. Выездные формы занятий – экскурсии, соревнования.
Формы организации обучения: групповые и индивидуальные.
Занятия посещают дети, проявляющие интерес к велоспорту, машинам, инспекторской работы Дорожно-патрульной службы, Пожарно-спасательной службы. Программа предполагает как проведение регулярных еже- недельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (например, сборы, слёты, соревнования, фестивали, походы, и т. п.)
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, метод взаимодействия, метод коллективной творческой деятельности, метод проектной деятельности, словесные и наглядные методы, практические.
Виды деятельности: беседы, дискуссии, наблюдения, экспериментальные работы, творческие игры, практические работы, проектные работы.
Режим работы
Занятия проводятся 1 раза в неделю по одному академическому часу.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ внеурочной деятельности
Развивающий курс «Мастерская юных инспекторов дорожного движения и пожарной безопасности «Патруль безопасности» ориентирован на социальное и общеинтелектуальное направления внеурочной деятельности.
Сроки реализации программы: 3 года. Занятия проводятся один раз в неделю из расчета 35 учебных часов. Рассчитана на учащихся 5, 6, 7 классов. Набор детей в группу – свободный (по желанию ребенка). В группе 20 человек.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика; умение ставить планы на будущее для личностного самосовершенствования (умею кататься на велосипеде, но и научусь ездить на проезжей части с использованием ПДД);
умению делать простейшие повязки при оказании I медицинской помощи, но и применяю в жизненных ситуациях во время прогулок во дворе, где проживаю; если буду хорошо знать ПДД и ПБ, то из меня получиться хороший, грамотный, организованный, добросовестный, трудолюбивый водитель или инспектор ДПС, ГИБДД, ПБ;
умение выполнять исследовательские работы и проекты по медицине (ОБЖ), которые пригодятся мне для экзаменов в выпускных классах. Действовать по инструкции при оказании первой медицинской помощи при ДТП и ЧС;
·Уметь представлять план, корректировать себя и оценивать после выступления по преодолению полосы препятствий по ПДД и ПБ;
Оформлять научно - исследовательские работы (проекты), презентовать их;
проводить спортивные мероприятия и конкурсы по ПДД, ПБ совместно с учителем, проявляя лидерские качества; организовывать работу в группах и парах при изучении теоретического материала по ПДД и ПБ. Находить самостоятельно нужную, дополнительную информацию в различных источниках (ИКТ, энциклопедии, видеоматериал) по основам теории ПДД и ПБ;
Нахождение различных вариантов решения проблем, чтобы предотвратить ДТП и ЧС;
Умение различать дорожные знаки на проезжей части в городе, и соблюдать их;
Уметь составлять опорный конспект при сдаче экзаменационных билетов (в конкурсе – соревнования) и выстраивание своего ответа к нему. Уметь работать в команде;
·Проявлять лидерские качества и согласованные действия с партнером; Уметь слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции;
Уметь организовать ребят, разделить обязанности в группах, парах; Оказывать моральную поддержку в практических заданиях, сопереживать за команду и каждого участника по отдельности.
VI. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-тематический план
№ п/п Тема занятий Кол-во часов
теор. практич.
1. 5 класс
История автомототранспорта и проблемы безопасного движения. 1 2. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. 1 1
3. Элементы улиц и дорог. 1
Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков. 1 2
Дорожная разметка и её предназначение. 1 1
Сигналы светофора и регулировщика. 0,5 0,5
Предупредительные сигналы транспортных средств. 0,5 0,5
Движение пешеходов по улицам и дорогам. 1 2
Правила перехода улиц. 1 1
Регулирование дорожного движения. 0,5 1,5
Железная дорога. 1 1
Общие требования к водителям велосипедов. 1 2
Обязанности пешеходов. 1
Обязанности пассажиров. 1
ГИБДД и ДПС. 1 Ответственность пешеходов за нарушение ПДД. 1
Наш путь в школу и новые маршруты. 1 1
Исторические сведения о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России. 0,5 0,5
Организация борьбы с пожарами при Иване Грозном 0,5 0,5
Развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; 0,5 0,5
Научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров 0,5 0,5
Основные направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. 0,5 0,5
Итоговое занятие 1
Итого 35 часов
6 класс.
Вводное занятие. «Правила движения - закон улиц и дорог». 1 Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП. 0,5 0,5
Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика. 1 1
Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации. 1 1
Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог 1 1
Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами. 1 1
Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки». 1 1
Транспортные средства и дорожное движение. 1
Правила движения велосипедистов. Дополнительные требования к движению велосипедистов 1 1
Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов. 0,5 0,5
Труд водителя. 0,5 0,5
Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах. 0,5 0,5
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. 1 1
Итоговое занятие по ПДД Игра «Весёлый перекрёсток». 0,5 0,5
Пожарная безопасность. Физико-химические основы горения. Огонь – друг и враг человека. 0,5 0,5
История о том, какую пользу приносит огонь человеку, как человек научился управлять огнём. 0,5 0,5
Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. 0,5 0,5
Соблюдение мер предосторожности в обращении с огнём. 0,5 0,5
Общие требования правил пожарной безопасности в школе, в быту. Причины возгораний. 0,5 0,5
Предупреждение травматизма и несчастных случаев при пожаре. 0,5 1,5
Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации. 0,5 0,5
Движение во время эвакуации 1 2
Требования к содержанию эвакуационных путей 0,5 0,5
Анализ гибели людей при пожарах 0,5 0,5
Итоговый урок 1
Итого 35 часов
7 класс.
Россия - страна автомобилей. 1 Дорожные знаки. 1 1
На загородных дорогах. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков. 1 1
Причины ДТП. 0,5 0,5
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП 1 4
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста. 1 1
ГИБДД. Ответственность за нарушения правил дорожного движения. 0,5 0,5
Правила пользования пассажирским транспортом. Ремни безопасности. 0,5 0,5
Перевозка детей на грузовых и легковых автомобилях.
Ремни безопасности. 1 1
Велосипед и мопед. Правила перевозки пассажиров. 0,5 0,5
Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами. 0,5 0,5
Проезд железнодорожных переездов. 0,5 0,5
Наш путь в школу и новые маршруты 0,5 1,5
Движение учащихся группами и в колонне 0,5 0,5
Пожарная безопасность. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности 0,5 0,5
Элементарные способы тушения загораний 0,5 1,5
Противопожарная защита. 1 3
Основы профессии «Пожарный» 0,5 1,5
Первичная доврачебная помощь при пожаре 2
Итоговое занятие.
0,5 0,5
Итого 35 часов
VIII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Учащиеся должны знать:
дорожные знаки и знаки дополнительной информации;
правила перехода улиц по сигналам светофора и проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам;
правила поведения участников дорожного движения;
устройство велосипеда, мопеда;
правила перевозки пассажиров на автотранспорте, мотоцикле и мотороллере;
правила перевозки груза;
правовые нормы и меры ответственности за их нарушения: размеры штрафов, меры предупреждения, воспитательно – принудительные меры воздействия;
способов защиты от пожара;
источники пожара – электрические нагревательные и осветительные приборы (в том числе и телевизоры) как при неумелом и беспечном пользовании ими;
особенности и свойства горения различных синтетических предметов и тканей (мебели, пластмассы  и др.), выделение при горении ядовитых газов;
оказание первой помощи при ожогах;
действия при пожаре;
оказание первой помощи при отравлении угарным газом и др;
порядок эвакуации людей из горящих зданий.
Учащиеся должны уметь:
переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги;
передвигаться в группе, в колонне;
дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;
ориентироваться в дорожной обстановке;
определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги;
оказать первую медицинскую помощь при ДТП (при кровотечениях, ожогах, черепно – мозговых травмах, переломах)
предвидеть опасные ситуации и предотвращать их;
распознать основные, угрожающие жизни школьников опасности и явления огня;
выполнять действия и спасательные мероприятия при пожаре
Оценка достижений воспитательных результатов по программе «Патруль безопасности»
Отслеживание результативности усвоения программного материала осуществляется в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы: самостоятельная разработка учащимися наблюдений, выполнения проектных работ, их защита в группе, участие в общешкольной внеучебной деятельности.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
защита проектных работ.
IX. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методическое обеспечение программы:
Методическое обеспечение включает минимально – допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения.
Ресурсное обеспечение программы:;технические средства обучения: компьютер, принтер, интерактивная доска.
Список источников информации для учителя
Журнал «Детская энциклопедия». Азбука дороги.
Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе..
ОБЖ для детей. - М. «Просвещение»,1998.
История транспорта. – СПб, 2002г.
Открытия и изобретения. – М.: РОСМЭН,2011г.
Использованные медиаресурсы и Интернет-ресурсы
www.scientific.ruwww.phys.msu.ru
www.edios.ru