ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Начальная школа самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. В этом и состоит ключевой стратегический приоритет непрерывного образования. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, включающую систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Понятие, функции и виды УУД
Остановимся более подробно на метапредметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования. Метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные), обеспечивающие умение учиться.
Рассмотрим более подробно, что включает в себя понятие «универсальные учебные действия». В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.


Функции УУД:
1. обеспечивают возможность обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
2. создают условия для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.
Рассмотрим, какими типами учебных действий овладеют ученики в сфере регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
владеть рядом общих приёмов решения задач;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;

Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Формирование УУД у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
При формировании УУД необходима последовательная реализация деятельностного подхода, которая направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе.
В рамках деятельностного подхода в качестве УУД рассматриваются такие компоненты учебной деятельности мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.
При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).

Развитие системы УУД, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативновозрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Так:
общение и сорегуляция формируют способность ребёнка регулировать свою деятельность;
оценка окружающих (близкого и взрослого) формирует
самопринятие и самоуважение, т.·е. самооценка и Яконцепция как результат самоопределения;
ситуативно-познавательное и внеситуативно-познавательное общения - познавательные действия ребёнка.

Осуществление деятельностного подхода на практике
Сначала ответим на такой вопрос: что значит уметь учиться? Учиться - это учить себя. Ещё Ж.-Ж. Руссо сказал: «Прежде, чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты».
Прежде всего нужно разобраться, что представляет собой деятельность, как явление жизни, какова её структура, какие бывают виды деятельности, как она развивается, в чём специфика и предназначение именно учебной деятельности.
Теорию деятельности создавали блестящие российские психологи - Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др. (при вхождении в деятельность, человек застаёт её как вполне до него сложившуюся и требованиям которой он должен подчиняться) – это психологическая теория.
В середине прошлого столетия в российской методологической школе под руководством Г.П. Щедровицкого стало формироваться представление о развитии мира деятельности, который существуют объективно, независимо от психики человека, и люди, включающиеся в деятельность, вынуждены к ним приспосабливаться и их учитывать – это социологическая теория.
В синтезе двух подходов возникла методологическая версия теории деятельности. Данный подход и называется системно-деятельностным. В рамках этого подхода построена технология деятельностного метода обучения. Данный подход открывает возможность построения и обоснования структуры учебной деятельности, без которой умение учиться не может формироваться системно.
Чтобы научить детей учиться, важно построить структуру учебной деятельности – ту дорогу, по которой должен систематически ходить учащийся в процессе обучения, чтобы приобрести необходимый опыт и условия для его дальнейшего практического использования в жизни.
Учебная деятельность - это деятельность ученика, связанная с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества, с другой - с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.
Учащиеся должны понимать, что такое учебная деятельность, какова ей роль, какие есть способы и средства освоения знаний, как следует взаимодействовать друг с другом и педагогом. Для формирования умения учиться необходимо помимо предметных уроков специальные метапредметные уроки.

В учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог, они осваивают предметные, надпредметные знания, умения и навыки, формируют свои способности к самоизменению и рефлексии. Функция учителя состоит в организации такого образовательного процесса, который максимально эффективно снимает затруднения учеников в их учебной деятельности. Делает он это, выбирая адекватно способы и средства обучения: технологии, программы, учебники и др.
Поэтому в образовательном процессе у учителя две роли:
1)роль руководителя (выбирает способы и средства, организует образовательный процесс, задаёт вопросы и предлагает задания);
В роли руководителя учитель имеет характеристику:
профессионализм;
владение теми ценностями, которые должен передавать;
способность к самоизменению и рефлексии.
2) роль помощника (отвечает на их вопросы, в ходе урока меняет свою позицию).
А вот характеристика учителя как помощника:
любовь к детям;
умение слышать и понимать их;
не навязывать своё мнение;
Но основная его задача, независимо от роли – помочь в самоизменении, научить их учиться.
В ходе учения только сам ученик может усваивать и приобретать новые знания, умения, способности. Это возможно лишь путем изменения себя, прежних знаний, умений. Базовым процессом, посредством которого осуществляется усвоение нового, является самоизменение. Деятельность ученика изменить себя, а учителя – организовать процесс его изменения.


Структура учебной деятельности
Чтобы начать изменение себя, научится чему-либо, учащийся должен это захотеть и поставить цель (если он чего-то не знает, не умеет, но это важно). Это возникает тогда, когда человек что-то делал сам, пробовал, и в его действиях возникло затруднение. Зачем он начал пробовать? Он понял, что это может получиться (иначе и пробовать не будет), представил себе, как это будет происходить, самоопределился к пробному действию. Цель поставлена, как он будет действовать? В культуре веками складывался и признан сегодня как самый короткий и продуктивный путь преодоления затруднений – метод рефлексии. Он заключается в следующем:
зафиксировав затруднения, надо остановиться и подумать;
проанализировать, как ты выполнял своё действие и в каком месте
возникло затруднение;
понять по какой причине оно возникло;
поставить перед собой цель, устраняющую причину затруднения, выбрать адекватный способ действий и построить проект;
реализовать проект.
Завершится этот путь самоконтролем и самооценкой. Таким образом, весь путь учебной деятельности – это путь самоизменения человека.
Наряду со способностями к самоизменению учебная деятельность создаёт условия для приобретения способности к саморазвитию.
Всю структуру учебной деятельности можно разделить на два шага: первый шаг – выяснение того, чему надо научиться, цель второго – самому найти нужные знания и умения.

Рассмотрим первый шаг подробно.
Ученик должен понять систему требований (Н: поведение на уроке, аккуратное письмо);
Ученик согласен выполнять требования (здесь осуществляется мотивация к учебной деятельности);
Понимание учеником требований к осуществлению пробных действий (осознать, что задание, которые он должен выполнить, чем-то похожи на известные, но, с другой стороны, в нем есть новый элемент);
Самоопределение к пробному действию (попробовать и найти новый способ);
Осуществление пробного действия самостоятельно, без чьей-либо помощи; продуктом пробного действия является затруднение, именно оно дает шанс для саморазвития: если его нет, то самоизменения нет;
Обдумывание или рефлексия пробного действия;
Восстановление хода пробного действия;
Выявление причин затруднения;

После этого начинается второй шаг учебной деятельности.
Построение проекта будущих учебных действий (что, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить).
Реализация проекта (действие по плану).
Фиксация нового способа действия в речи и в знаках.
Отработка умений по применению нового способа
Процедура контроля.
Включение нового знания в систему знаний.
Оценка всего проделанного.

Таким образом, структура учебной деятельности дает ответ на вопрос «Что значит уметь учиться?» - это значит знать, хотеть и уметь выполнять все шаги учебной деятельности и их рефлексию. Чем раньше ребенок будет погружен в такой способ организации своей деятельности, тем легче ему будет адаптироваться к нему, тем скорее и успешнее он научится учиться.
Технология деятельностного метода содержит в себе все компоненты учебной деятельности и открывает путь к дальнейшему саморазвитию. Деятельностный метод не предусматривает уроков «чистого» закрепления. Даже уроки, главной целью которых является отработка изученного материала, включает некоторые новые элементы (углубление материала, выходящее за рамки обязательных результатов обучения, расширение кругозора, подготовка к изучению следующих тем ).
Такой подход позволяет каждому ученику двигаться вперёд своим темпом: дети с невысоким уровнем подготовки имеют достаточно времени, чтобы, не спеша, усвоить материал, а более подготовленные дети постоянно получают пищу для ума, что делает урок привлекательным для всех детей – и сильных, и слабых.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715