Создание обучающей среды для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектную деятельность

Обучающая среда для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектную деятельность.

Трунина Ольга Борисовна, Нижегородская область г. Выкса, МБОУ СОШ №3 , учитель начальных классов, стаж работы – 32 года, высшая квалификационная категория.


Актуальность.
«Мало знать, надо и применять.
Мало очень хотеть, надо и делать!»
Кларк
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».
Анализ работы по данному направлению показал, что формирование универсальных учебных действий младших школьников не может быть обеспечен только содержанием образования (например, выбором «удачного» УМК, учебника, программы).
Работая над методической темой «Создание обучающей среды для повышения качества образования и формирования коммуникативных учебных действий» определила, что одним из условий создания обучающей среды для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников является проектная деятельность. В наше время необходимо видеть учеников адаптированных к жизни, вовлечённых в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому вся педагогическая деятельность направлена на развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка.
Выделяя основные тенденции в современном образовании, в том числе и начальном, можно отметить: «Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетные значения над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектная форма организация обучения».
Среди важнейших ценностных ориентиров начального образования отмечаются следующие:
Формирование психологических условий общения, кооперации, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим- умения слушать и слышать партнера, признать право каждого на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников;
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование способностей к организацией своей учебной деятельности (планированию, контроле, оценке);
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условие ее самоактуализации:
- формирование самоуважения, эмоционально положительного отношения к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- развитие и готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости к достижению целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
В образовательных стандартах особое внимание уделяется универсальным учебным действиям на всех этапах общего образования.
Впервые рассматривается такое универсальное учебное действие как рефлексия, которая предполагает осознание учащимися всех компонентов учебной деятельности:
осознание учебной задачи
осознание цели учебной деятельности
Модели оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки. При оценке сформированности учебной деятельности должна учитываться возрастная специфика.
Таким образом, чтобы решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов и используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организаций образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.
Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. Новые образовательные результаты (учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность) могут быть достигнуты только через проектную деятельность школьников.
Работа над проектной деятельностью в начальной школе начинается с решения проектных задач. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
Проектная задача - это система или набор заданий, которые стимулируют систему детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того что в результате получится. Особенность проекта в том, что при его реализации не задаётся порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.
Какие педагогические результаты имеет подобный тип задач?
Задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
Даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты.
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели)
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделять всё существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Итак, проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в основной. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного занятия, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования разных путей решения.
Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность проб по их использованию в модельных ситуациях. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.
Педагогические результаты при решении проектных задач.

Все индивидуальные достижения отслеживаются и фиксируются в портфолио обучающегося. Стараюсь строить свою деятельность так, чтобы она способствовала формированию конкурентно способной личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, чтобы у детей были возможности реализовать себя.
Реализуя программу «Школа России» определила, какими умениями и навыками должен обладать выпускник начальной школы XXI века. Мы должны формировать личность, способную самостоятельно выходить из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить простейшие исследования, рефлексию своей деятельности. Ученик должен научиться осуществлять продуктивную деятельность, направленную на саморазвитие и самоизмерение. Помимо этого ребёнок должен обладать духовно-нравственным жизненным потенциалом, разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры.

Исходя из проектной идеи о формировании личности, уже не первый год работают над проектно-исследовательской деятельностью учащихся. В её основе лежат гуманистические принципы: ребёнок учится только через действие; ребёнок имеет свои индивидуальные возможности учебной деятельности; ребёнок осваивает мир в целостном восприятии; ребёнок учится от другого ребёнка, так же как и от учителя на уроке;
ребёнок успешен в учении только тогда, когда ему хорошо; ребёнок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют.
Эта технология разрабатывается и применяется мною с целью развития компетентностных способностей учащихся, т.е. умения использовать приобретённые ранее знания для получения новых.
Именно в процессе обучения и воспитания формируются универсальные учебные действия: способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Ориентируясь на результаты мониторинга формирования УУД, стараюсь организовать деятельностный учебно-воспитательный процесс. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», - таким стал мой девиз. Этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать деятельностную педагогику. Наша задача – вовлекать детей не в упражнения, не в повторение и запоминание готового, а в размышление о том, что не известно.
Стараюсь не давать готовые знания детям, а вместе с ними искать способы их добывания. Разные знания нельзя добывать одним способом! Значит, не может быть одного метода, одной универсальной методики. В идеале, наверное, метод должен меняться на каждом урок
·е, каждому конкретному ученику подходит свой, - значит, надо комбинировать, интегрировать, экспериментировать. Если я скажу, что освоила все методы, которые способны использовать – уходить мне надо из школы – как же я смогу учить добывать знания других, если сама перестану их добывать и учиться.
Но я прекрасно понимаю, что все применяемые мною инновационные технологии должны иметь одно неоспоримое качество – своеобразный сертификат безопасности для здоровья. Поэтому всегда учитываю здоровьесберегающие технологии в организации проектной деятельности, а именно: соблюдаю частую смену видов деятельности, провожу физкультминутки, помню о доброжелательном настрое и партнёрской атмосфере на уроках, дозирую учебную нагрузку и объём выполняемых домашних заданий. Но ни одна здоровьесберегающая технология не будет работать, если учитель не требователен к себе. Уважая себя, обязательно надо уважать своего ученика. Педагог прежде всего требователен к себе, когда он любит то, чем занимается сам и умеет увлечь этим школьников, хорошо понимая при этом, что он никогда не научит знаниям всех детей одинаково. Разные дети, разные способности, и порой кому-то не преодолеть эту планку трудности, определённую учителем для большинства одноклассников. Вот тут-то и должен сработать индивидуальный подход в обучении, позволивший каждому на уровне своих способностей использовать свои возможности для получения знаний и оценки. А проектная деятельность – это та среда, где каждый сможет себя проявить. Нельзя противопоставлять детей в классе, нельзя и учителей противопоставлять друг другу. Учителя работают с детьми, оттого они и сами отчасти как дети – в этом их профессиональная сила, а не слабость. Только сохраняя в себе некоторую детскость, детское самолюбие, ранимость, способность к воодушевлению, тонкость чувства, можно понять ребёнка, почувствовать детей, принимать каждого мальчика, каждую девочку как личность.
Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение. Оно должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной знаньевой системе.
К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом простейшем уровне. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.
Организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала.
Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Подбирая определённый тип проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него таким образом необходимые предметные знания и умения, универсальные умения и навыки, необходимые компетентности.
Я практикую 3 вида решения проектных задач.
Тип проекта
Цель проекта
Проектный продукт
Тип деятельности учащегося
Формируемая компетентность (К) и УУД

Практико-ориентированные (учебные проекты)

Решение практических задач
Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки
Практическая деятельность в определённой учебно-предметной области
К:
деятельностная.
УУД:
познавательное,
регулятивное,
коммуникативная,
личностные.

Социальные (информацион-ные) проекты
Сбор информации о каком-либо объекте или явлении
Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу
Деятельность, связанная со сбором, проверкой информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации
К:
информационная,
коммуникативная УУД:
коммуникативная,
личностные.


Исследователь-ские проекты
Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы
Результат исследования, оформленный установленным способом
Деятельность, связанная с эксперименти-рованием, логическими мыслительными операциями
К:
мыслительная
УУД:
познавательное,
регулятивное,
коммуникативная,
личностные.

Многообразие типов проектных задач даёт возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания младших школьников в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять универсальные знания и умения, а затем переносить приобретённый опыт на другие виды учебной и внеурочной работы. Итак, тип проектной задачи зависит от ведущей деятельности учащегося и, в свою очередь, во многом определяет вид проектного продукта:

1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

Учебные
проекты
«Новогодняя газета», «Живая азбука», «Создаём город букв», «Моя малая родина», «Мой класс и моя школа», «Числа в загадках,пословицах и поговорках»
«Лесная газета», «Мой любимый детский журнал» «Красная книга» «Профессии», «Математика вокруг нас. Узоры на посуде», «Пишем письмо», «Рифма»
«Сочиняем волшебную сказку», «Богатства,отданные людям», «Школа кулинаров», «Проект о слове», «Семья слов», «Тайна имени», «Задачи расчёты»

«Создание календаря исторических событий», «Природа и мы», «Они защищали Родину», «Мир путешествий», «Составление сборника математических задач», «Имена прилагательные в загадках».

Социальные проекты
«Озеленение нашей школы», «Подарок»
«Кормушка»
«Дом, в котором я живу», «Наши самые любимые», «Моя семья самая»
«Люби и знай свой край», проект озеленения и благоустройства школьной территории, «Мы в ответе за тех кого приручили», «Помоги ближнему».

Исследова-тельские проекты
Интернет-проект «Путешествие в Игромир».
Детский Международныйлитературный конкурс «Сказка в новогоднюю ночь», «Родословная»
«Говорите правильно», «Как научиться читать стихи»
Создание математического справочника «Наш город»


Активность обучающихся в проектной деятельности за 2 года

Особенно всем (родителям, детям, учителям) запомнился сетевой проект «Путешествие в Игромир», проводимый на сайте Nachalka.com, который проходил с ноября 2011 по январь2013г. Свою команду мы назвали «Карандаши». Большую помощь в работе над проектом оказывали родители. Участвуя в проекте, дети узнали историю создания игрушки, научились сами изготавливать куклы обереги, которых решили подарить детям Выксунского дома ребёнка ГКУЗНО. Таким образом, результат одного проекта стал началом другого социального проекта, получивший название «Подарок». Данный проект кроме развития универсальных учебных действий, ставил цель воспитания толерантности учащихся. Исходя из того, как осуществляется формирование проектных умений, мониторинг их развития организуется в двух направлениях:
1. Отслеживание уровня развития универсальных учебных действий.
Результаты данной диагностики позволят иметь представление об уровне подготовленности учащихся к формированию проектных (специальных) умений.
2. Отслеживание уровня развития проектных (специальных) умений, формируемых через реализацию в классно-урочной системе учебных проектов.
Опросы, проведенные среди учащихся и их родителей, свидетельствуют о том, что детям нравится такая деятельность, они в целом довольны ее результатами. Родители активно поддерживают детей в их начинаниях. Помогают им пополнять портфолио, которые мы ведем с 1-го класса.

Консультации для родителей школы 1 ступени за трёхлетний период





Результаты исследования участия родителей в проектной деятельности
школы 1 ступени









Результаты анкетирования родителей учащихся начальных классов на тему: «Какие качества характера вы бы хотели развить в своем ребенке?»
В анкете родителей просили проранжировать перечисленные компетенции в порядке убывания, которые, по мнению родителей, являются наиболее важными для развития личности их ребёнка.














Результаты анкетирования учащихся начальных классов на тему: «Я в проекте»
По результатам проведённого анкетирования можно сделать вывод: чаще детям помогают успешно выполнить проект Интернет-ресурсы и библиотека, помощь учителя и родителей; больше всего ученикам нравится выполнять исследовательские и учебные проекты; 66% детей активно участвуют в проектах; 86% учащихся предложили к воплощению проекты, посвящённые памятным датам; 64% - ИНТЕРНЕТ – проекты; 52% учеников – экологические проекты; 36% - проекты по благоустройству школы.
















Степень активности учащихся начальных классов в проектной деятельности














Удовлетворённость учащихся начальных классов степенью участия в проектной деятельности
 
Удовлетворены
Частично
удовлетворены
Не удовлетворены

1 классы
91%
6%
3%

2 классы
76%
18%
6%

3 классы
88,6%
5,7%
5,7%

4 классы
80%
12%
8%


Сегодня задача школы - внедрить апробированную систему проектной деятельности в образовательный процесс школы первой ступени.
В перспективе планируется разработка индивидуальных диагностических карт развития ключевых компетенций младших школьников, а также создание базы данных реализованных проектов.
Мы считаем, что созданную и реализуемую систему работы с учащимися по организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе можно считать эффективной, так как довольно успешно проходит формирование ключевых компетенций младших школьников.

Список использованной литературы:
1.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008
2.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. – М., 2008
3. Поташник М.М. Как подготовить проект на получение грантов: Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008
4. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет-журнал “Эйдос”, 2005, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя\ Под ред. А.Г. Асмолова.-М.,Просвещение,2008
 Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьника: Пособие для учителя.-М.,2008.-с.70.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 14Ошибка! Ошибка внедренного объекта.15

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Диаграмма 1Диаграмма 5