Развитие универсальных учебных действий через проектную деятельность

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Мало знать, надо и применять.
Мало очень хотеть, надо и делать!»
Кларк

«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Формирование универсальных учебных действий (УУД), как следует из Концепции ФГОС, способствует развитию познавательных интересов, любознательности через пересмотр содержания обучения и использование инновационных педагогических технологий.
Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, обеспечивающая повышение качества обучения школьников и готовность их к самореализации за счет развития учебной  инициативности, самостоятельности в принятии решений, мобильности, способности применять полученные знания для решения практических творческих задач.
Вот уже сто лет методу, а он всё жив, продуктивен и любим и детьми, и учителями, он занимает устойчивые позиции в рядах «современных технологий».
В основе проектной деятельности лежит развитие творческой активности, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. 
Под творческой активностью понимается способность к реализации собственных креативных стремлений школьников в учебной деятельности в соответствии с индивидуальными интересами и целями.
Программа формирования УУД содержит несколько блоков: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
При анализе каждого блока можно увидеть, как через проектную деятельность происходит гибкое усвоение учащимися знаний, повышается учебная мотивация, формируется личностное развитие.
В сфере познавательных УУД в ходе проектной деятельности обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, использовать знаково-символические средства, овладеют логическими действиями и операциями, общими приёмами решения задач.
Поиск необходимой информации для проекта, работа в расширенном современном информационном поле (учебная и дополнительная литература, ресурсы Интернета) развивает познавательные универсальные действия учащихся. Анализ текстов способствует развитию аналитических действий: подведение итогов, построение суждений и доказательств выдвинутой в проекте гипотезы.
При подготовке к работе над проектом учащиеся, при взаимодействии с преподавателем, определяют тему, цель и вырабатывают план действия. Они при анализе темы проекта погружаются в информационное поле. Так и происходило в нашем проекте. При этом мы соблюдали все требования к проекту. Идет активное изучение научно-познавательной литературы, осмысление изученного, отбор необходимого, т.е. «фильтрация» материалов. Собственное структурирование знаний, осмысление проблемы и самостоятельное создание алгоритмов деятельности позволяют приобрести навыки самостоятельной работы и исследовательской деятельности.
Проектное исследование связано с развитием научного мышления, а именно: определение объекта исследования, умение выдвигать гипотезу своего исследования, определять задачи для реализации планомерной деятельности. Все эти действия выделены в ФГОС как познавательные.
Согласно целям общего образования, личностные универсальные учебные действия – повышение учебной мотивации, учебной активности, формирование адекватной самооценки - формируются в проектной деятельности через активное участие школьников.
В ходе проектной деятельности у младших школьников в сфере личностных универсальных действий будут сформированы: внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности, самостоятельность и личная ответственность за поступки.
Личностные УУД проявляются через показатель глубины участия в деятельности: имеет ли ученик свою точку зрения, отстаивает ли ее при необходимости, насколько активно сотрудничает с социальным окружением, совместно с другими учащимися решает учебные задачи, дает ли оценку своим поступкам и поведению других людей. И здесь на помощь может придти групповой вариант работы над проектом, когда в творческом контакте каждый школьник имеет возможность почувствовать себя способным и уверенным творцом. Эмоционально-волевая сторона личности учащегося, уровень саморегуляции - показатели сформирванности регулятивных учебных действий.
Данный вид деятельности обеспечивает четкое планирование своей деятельности, а именно установление последовательности действий, осуществление самоконтроля на промежуточных этапах работы и выполнение необходимой корректировки способов действий.
Проектная деятельность обеспечивает развитию коммуникативных компетенции учащихся. Школьники в проектной деятельности, участвуя в групповой работе, коллективно обсуждают проблему, учатся принимать мнение другого и отстаивают свою точку зрения. В нашем проекте особенно ярко мы наблюдали это на нашей мини конференции и во время итоговой интеллектуальной игры «Удивительный космос».
В результате проектной деятельности организуется общение младших школьников. При этом формируются следующие группы коммуникативных УУД: сотрудничество, взаимодействие, управление совместной деятельностью. Обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, воспринимать и передавать информацию, разрешать конфликты с учётом интересов всех участников.
По мнению многих психологов и педагогов, в современном обществе наиболее остро стоит вопрос о необходимости взаимодействия и сотрудничества семьи и школы в целях создания единого педагогического пространства, поэтому к работе над проектом можно привлекать родителей. Мамы и папы становятся полноправными участниками проекта. В нашем проекте мамы создавали газету, а папа видеофильм о космосе.
Учащихся необходимо ставить в такие ситуации, где бы они не только получали теоретические знания, но и могли бы объяснить, «как и каким способом, они получили результат». Через формирование универсальных учебных действий в проектной деятельности идет формирование у школьников способности рассуждать, проявлять самостоятельность, т.е. развитие мышления, что помогает развитию творчества.




15