Формирование универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность


Формирование универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность. учитель МАОУ СОШ №36 Ильинова И.Б.2012г. Единственный путь ведущий к знаниям – это деятельность Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской  деятельности. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше   осваиваются в ходе проектно-исследовательской  деятельности. Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.. Этим обусловлено введение методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста (учителя, родителей),  в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования) Общеучебные умения и навыки,   формирующиеся в проектно- исследовательской  деятельности:  Рефлексивные  Поисковые (исследовательские) Умения и навыки работы в сотрудничестве  Менеджерские Коммуникативные  Презентационные Умение отвечать на незапланированные вопросы Задачи проектно – исследовательской деятельности Создать условия для   организации    деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;Создать условия для    подготовки  к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.Создать условия  для формирования  у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.  «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю» Конфуций Наша задача – вовлекать детей не в упражнения, не в повторение и запоминание готового, а в размышление о том, что не известно.   Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта  в ходе решения поставленной проблемы. Учебные проекты Тип проекта Цель проекта Проектный продукт Тип деятельности учащегося Формируемая компетентность Практико-ориентированные (учебные проекты) Решение практических задач Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки Практическая деятельность в определённой учебно-предметной области деятельностная Социальные (информационные) проекты Сбор информации о каком-либо объекте или явлении Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу Деятельность, связанная со сбором, проверкой информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации информационнаякоммуникативная Исследовательские проекты Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Результат исследования, оформленный установленным способом Деятельность, связанная с эксперименти-рованием, логическими мыслительными операциями мыслительная В число основных составляющих организации совместного действия входят:  1. Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы.2. Обмен способами действия.3. Взаимопонимание.4.Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.5. Планирование общих способов работы.6.Рефлексия (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы). Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п. План работы над исследовательским проектом 1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект) 1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).1.2. Определение цели, формулирование задач.1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления. 2. Поисково-исследовательский этап 2.1. Определение источников информации.2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.  3. Трансляционно-оформительский этап 3.1. Предзащита проекта (в классе)3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.3.3. Подготовка к публичной защите проекта:3.3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);3.3.2. стендовая информация о проекте. 4. Заключительный этап 4.1. Публичная защита проекта.4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.4.3. Итоговая конференция Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае: создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности; необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Мониторинг проектных умений 1. Отслеживание уровня развития общеучебных умений и навыков (ОУНов), одновременно играющих основополагающую роль в приобретении учащимися универсальных учебных умений. Результаты данной диагностики позволят иметь представление об уровне подготовленности учащихся к формированию проектных (специальных) умений.2. Отслеживание уровня развития проектных (специальных) умений, формируемых через реализацию в классно-урочной системе учебных проектов. Проектная методика в начальной школе Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность. Спасибо за внимание!