Статья Проектная деятельность как одно из продуктивных направлений внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.


Проектная деятельность как одно из продуктивных направлений внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. В процессе проектной деятельности (3. с. 35), формируются следующие общеучебные умения и навыки:
рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);- умение находить несколько вариантов решения проблемы;- умение выдвигать гипотезы;- умение устанавливать причинно-следственные связи.
навыки оценочной самостоятельности.
умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;- умение взаимодействовать с любым партнером;- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;- навыки делового партнерского общения;- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать диалог, задавать вопросы и т.д.;- умение вести дискуссию;- умение отстаивать свою точку зрения;- умение находить компромисс;- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;- умение уверенно держать себя во время выступления;- артистические умения;- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности. Проектная деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. (1. с. 75).
Данная методика вобрала в себя весь лучший опыт, выработанный традиционной и современной педагогикой, и заняла одно из ведущих мест во внеурочной деятельности с учащимися.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, поэтому методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Современные развивающие программы общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут для учащихся основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Почему проектная деятельность так прочно вошла в нашу школьную жизнь? Во-первых, проект представляет собой самостоятельно планируемую учащимися работу. Он позволяет реализовать межпредметные связи в обучении русскому языку и литературе, расширить “узкое пространство“ общения в классной комнате, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные для обучаемых каждой возрастной группы. Во-вторых, работа над проектом – творческий процесс. Учащиеся самостоятельно и под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно значимой для них. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения русским языком и литературой. В-третьих, в ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творческий интерес и не является пассивным исполнителем воли учителя. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения учащимися русского языка и литературы (по принципу “надо знать”) и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата. В-четвёртых, проект в принципиальном плане меняет функциональные обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения конкретного урока; второй выступает в роли консультанта, помощника, участника .
465963095250 На своих уроках, особенно во внеурочной деятельности, я давно использую метод проектов, помогаю учащимся создавать интересные проекты как в групповой, так и в индивидуальной форме. Например, в 9 классе был осуществлён краткосрочный монопроект проект по русскому языку по результатам изучения темы «Сложноподчинённое предложение», ученики создали совместно с учителем информатики буклеты по данной теме, а затем их защищали на зачёте по русскому языку. Кроме того, мы с детьми создаём медиа-проекты по литературе (по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя), ребята делают различные презентации, обучаясь работать с интернет-ресурсами (мы работаем в паре с учителем информатики), а потом их защищают на конференции, обучаясь при этом публичной защите, развивая презентативные умения и навыки.
13335929640 На мой взгляд, достаточно интересной и плодотворной работой моего класса (я являюсь классный руководителем 9а класса) явился внутриклассный годичный проект «Мой прадед в войне 1941 года». Этот проект мы осуществили в прошлом учебном году. Ребята провели серьёзную поисковую работу, по крупицам собирали данные о своих бабушках и дедушках, участвовавших в Великой Отечественной войне, Ученики создавали тексты, отрабатывая орфографические и пунктуационные навыки, совершенствовали свою письменную речь, работали с историческими документами, со словарями, создавали презентации. Самым кульминационным моментом было представление ребятами своих проектов в мае, накануне Дня Победы. Гимназисты волновались, но защита прошла хорошо, все получили сертификаты за участие в гимназической конференции-защите проектов. Материалы, собранные и созданные учениками, были напечатаны в районной газете
«Муниципальный вестник» от 17.05.2013года.
-35560368935Достаточно серьезно прошёл во внеурочной деятельности годичный межпредметный творческий проект «Война 1812 года и литература», участниками которого стали учащиеся 7,8,11-х классов. В творческом проекте принимали участие разные педагоги: учителями русского языка и литературы, истории, педагогами театральной и хореографической студии. Он проводился в целях сохранения памяти о героическом событии Российской истории – победе в Отечественной войне 1812 года. Основными задачами проекта было:
1.повышение интереса к военной истории и литературе;
2. развитие интереса к использованию информационных компьютерных технологий в образовании;
3.активизация общения, обмена опытом и знаниями среди учеников;
4.развитие навыков творческой и исследовательской работы.
42519601266190В ходе работы над проектом творческими группами был составлен дайджест «Отечественная война 1812 года в художественной литературе», подобраны различные иллюстрации к произведениям, представлены рассказы о героях Отечественной войны 1812 года, созданы презентации, видеоролик «Героям войны 1812 года посвящается», совместно с руководителем хореографической студии поставлен вальс. В рамках этого проекта была осуществлена театральная постановка «Листая календарь. Война 1812 года», где ребята оттачивали свои актёрские навыки, литературную речь, умение держаться на сцене, они окунулись в те далёкие времена Дениса Давыдова, Михаила Кутузова, лихих гусаров, русских солдат, воевавших с французами за нашу Родину.
Самым ценным было мнение всех участников проекта: «Узнавая историю создания тех или иных произведений, мы подробно узнали об истории войны 1812 года. Произведения о тех годах не только интересны, но и патриотичны. Выступая на сцене, мы чувствовали себя причастными к Бородинской битве, гусарская форма перенесла нас в то далёкое прошлое».
Результатом работы над проектами явилось выступление гимназистов в военно-патриотическом проекте «1812», посвященном 200-летию Отечественной войны 1812 года, на сцене поселкового Дома Культуры 75565-40640«Металлург», где жители нашего посёлка смогли оценить работу не только педагогов гимназии, но и ребят 7-11-х классов. Проект охватил около 100 человек.
Также параллельно с проектом «1812» стартовал новый –внутришкольный проект: «Алдан – мой край родной». Работа над этим проектом началась параллельно с подготовкой к литературному конкурсу «Якутия – мой край родной». Учащиеся 5-7 классов предложили тему проекта, когда поступило предложение принять участие в районном конкурсе сочинений. Работа только началась, но уже видна заинтересованность детей, желание узнать как можно больше о своём родном крае. Уважительное отношение человека к родному краю является показателем сформированности у него гражданственности и патриотизма. По тому, как относятся к природе и её богатствам люди, можно судить об их отношении к своему государству и к Родине, поэтому важно воспитывать у детей бережное отношение к природе как своего края, так и своей страны. Кроме того, очень важно, чтобы дети узнали, что любовь к природе, бережное отношение к её богатствам во все времена воспевалось нашими поэтами и писателями.
Для работы над проектом созданы творческие группы:
1 группа. Якутские поэты и писатели о природе родного края..44126151028702 группа. Природа и природные памятники Алданского района.
3 группа. Родной край – это… (презентация).
4 группа. Конкурс сочинений «Алдан – мой край родной».
Пока мы только сделали первые шаги в этой интересной работе, но уже видны определенные результаты: 5 лучших творческих работ (сочинений) отправлены на районный конкурс. Ребята получили грамоты и сертификаты. Работа над проектом продолжается.
Заключение.
Анализируя представленный выше практический опыт, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе обучения позволяет включить обучающихся в реальную исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата. Работа над проектами способствует творческой самореализации обучающихся, совершенствованию их интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, а также вырабатывает целеустремленность и самостоятельность.
Ученик, вовлеченный в проектную деятельность, творчески раскрепощается, проявляет свою фантазию, выражает идеи своим, доступным и нужным способом. Решение тех или иных проблем заставляет ученика думать, анализировать, сопоставлять, сравнивать. У ребенка развивается уверенность в своих силах, повышается самооценка и общая культура. Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности обучающихся, ее способностей, склонностей, интересов, расширяет пространство общения, взаимодействия, что так важно в ходе реализации ФГОС.
Список литературы
1.Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.-150с.
2.Пахомов В.Г. «Методика социально-образовательного проекта «Гражданин», М.-Самара, 2005.-251с.
3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2006. – 80с.