ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
БАЙТАКОВА ГУЛЬНАРА САПАРЖАНОВНА
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГУ «НОВОСЕЛОВСКАЯ СШ» ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА КАРАСУСКОГО РАЙОНА»
Модернизация образования, бесспорно, предполагает следование ряду общих принципов, одним из которых является признание главенствующей роли образования в развитии общества. Оно должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжать обучение в зарубежных вузах. Поэтому важнейшей стратегической задачей образования является, с одной стороны сохранение лучших казахстанских образовательных традиций, с другой стороны, обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического сознания, в основе которого — овладение государственным, родным, и иностранными языками. В этой связи понимание роли языков в современном мире с особой остротой ставит перед педагогами вопрос о результативности обучения языкам и повышении уровня языковой подготовки детей.
Полиязычие — основа формирования поликультурной личности.
Цели поликультурного и полиязычного образования:
воспитание поликультурной, формирование компетентной личности ребёнка, готовой к социокультурному взаимодействию на государственном и других языках;
формирование человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований.
Задачи:
Создание условий для овладения навыками общения школьников на казахском языке как государственном, на русском — как языке межнационального общения, на английском языке как иностранном.
Обучение школьников разнообразным способам речевого общения и развитие навыков социокультурного взаимодействия.
Полиязыковое обучение иностранным языкам на начальном этапе способствует качественному изучению нескольких языков в будущем, что позволит продолжить свое образование в зарубежных странах, сделать выбор в мировом образовательном пространстве.
Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с детьми получать удовольствие от увлекательного процесса познания, с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир живого английского языка.
Задача учителя сегодня – совершенствовать процесс обучения с применением современных информационных технологий. Необходимо найти эффективные способы интеграции мультимедийных технологий в образовательный процесс.
Современная психологическая литература, как научного, так и прикладного характера, можно сказать, насыщена понятием рефлексии: рефлексивный подход, рефлексивное управление, рефлексивные игры и т.п. Постановка задачи развития рефлексивного (критического) мышления в различных образовательных программах придает этому понятию ценностный характер.
Упоминание рефлексивного принципа в каких-либо методических разработках становится хорошим тоном.
В своем теоретическом, концептуальном понимании рефлексия выступает как форма активного переосмысления человеком тех или иных содержаний индивидуального сознания, деятельности, общения.
В широком практическом смысле рефлексия рассматривается как способность человека к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром и представляет собой необходимую составную часть развитого интеллекта.
Рефлексия близко соотносится с самосознанием личности и рассматривается как процесс самопознания субъекта, направленный на раскрытие внутреннего строения и содержания своего духовного мира, на построение целостного образа своего Я.
Большинство исследований, посвященных проблеме личностных факторов мыслительных способностей человека, изучают личностную среду креативного и критического мышления.
Как известно, креативность рассматривается как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта (Хрящева, Макшанов, 1999). Проявление креативности многообразно. Это и богатое воображение, и тонкое чувство юмора, и неповторимость образного восприятия мира. Однако ярче всего креативность выступает именно в мышлении. По мнению Д. Гилфорда (1967), это свойство является результатом интеграции конвергентного(логического, последовательного, линейного) и дивергентного (целостного, интуитивного, релятивного) мышления.
Безусловно, рефлексия и креативность как свойства мышления имеют разные функции и содержание. Однако, принимая во внимание изменчивость и непредсказуемость педагогических ситуаций, в условиях которых учителю приходится принимать решение по какой-либо профессиональной проблеме, то можно допустить, что рефлексивный анализ, предпринимаемый им для этой цели, с необходимостью несет
в себе элементы креативности.
В этой связи личностные качества индивида, способствующие проявлению его креативной способности, могут быть приняты во внимание и при анализе личностных детерминантов педагогической рефлексии. Остановимся на некоторых из них.
Исследования, проведенные под руководством Р. Гилфорда (1967), В. Лоуэнфельда и К. Бейттела позволили выявить следующие индивидуальные характеристики в мыслительных стратегиях творческих людей:
- умение видеть проблему;
- умение видеть в проблеме как можно больше связей и возможных сторон;
- гибкость как умение:
- понять и принять новую точку зрения;
- отказаться от усвоенной точки зрения;
- оригинальность, отказ действовать по шаблону
- способность к перегруппировке идей и связей;
- способность к абстрагированию и анализу;
- способность к конкретизации и синтезу;
- ощущение стройности организации идей.
Дальнейшие исследования креативности, посвященные индивидуальным различиям, разнообразию мотивации и социокультурному окружению как источнику творчества, определили достаточно обширный набор личностных качеств, потенциально относящихся к творческим. Это такие качества, как:
- самостоятельность суждений;
- уверенность в себе;
- способность находить привлекательность в трудностях;
- эстетическая ориентация при выборе альтернативных решений;
- готовность рисковать (Меерович, Шрагина, 2000).
Проведенные научные исследования доказали, что успех человека во многом определяется его навыками общения и коммуникации. Умение общаться становится всё более ценным навыком в современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в интернете. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой, а также позволяют самовыражаться через творчество. Трудности в общении могут возникать при недостаточной развитости того или иного коммуникативного умения. Жизненный опыт учит нас решать многие проблемы путем переговоров, однако иногда обстоятельства складываются так, что накопленных знаний для решения проблемы не хватает.
Прошло время, изменились программы, изменились требования к учебе, к ученикам, появились новые предметы, и только проверка техники чтения остается неизменной. Нет, здесь тоже кое-что меняется, а именно — нормы. Теперь читать 80 слов в 4-м классе, как было раньше, недопустимо. Сейчас это норма для 2-3-го класса. А что делать? Количество информации стремительно растет. Поэтому сейчас хорошее быстрое чтение — не дань моде, а необходимость.
Так как же все-таки развивать эту технику чтения? Самое главное, что нам надо понять:
Просто чтение книг технику чтения, конечно, увеличивает, но очень медленно. И то, если ребенок уже читает достаточно хорошо для своего возраста. Если ребенок застрял на одном показателе, и дальше техника чтения не растет, то тут просто чтение не поможет.
Мозг хорошо усваивает информацию, которая поступает быстро. Значит, при быстром чтении мы понимаем текст гораздо лучше. Исследования показывают, что при быстром чтении человек понимает 80% текста, а при медленном — до 60% . Вывод напрашивается сам: чтобы осмысленно читать, надо читать быстро.
С этой целью в школе проводятся различные внеклассные мероприятия, игры, конкурсы, викторины. Каждое из них учит общению, толерантности, умению слушать и слышать, выражать свои мнения и предложения. День языков, день единства и согласия, день семьи, день единства народа Казахстана, заочные путешествия по городам и странам, экскурсии в национально-этнические центры, знакомство с играми народов мира-это далеко не полный список проводимых праздников, игр, конкурсов, на которых дети имеют возможность пополнять свои знания о культуре и традициях других народов, знакомиться с языком, обычаями, исполнять песни на других языках (английский, казахский, белорусский, украинский).
Таким образом, модернизация образования, бесспорно, предполагает следование ряду общих принципов, одним из которых является признание главенствующей роли образования в развитии общества Оно должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжать обучение в зарубежных вузах.