Выступление Развитие креативного мышления у детей с помощью учебных исследований








Развитие креативного мышления у детей с помощью учебных исследований
Под термином креативность, как известно, понимается способность порождать идеи, отличные от традиционных схем мышления, нестандартно разрешать проблемные ситуации. По Торренсу, креативность проявляется: когда существует дефицит знаний; в процессе включения новой информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений; при их проверке; в процессе сообщения результатов.1
По Джонсону, в поведении, доступном для наблюдения, креативность проявляется как неожиданный, с позитивной опорой исполнителя на самого себя, продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия.2 Креативность часто рассматривается как нечто, предполагающее нестандартные подходы, отличающиеся от общепринятых. Спирмен называл креативность «силой человеческого ума, создающей новое содержание путем изменения и создания новых связей». Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления». Несмотря на разные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывается с изобретением чего-то нового (для личности или общества)3.
Одной из форм работы по развитию креативного мышления у детей уже с младшего школьного возраста является проведение учебных исследований. Она является особым направлением внеклассной или внешкольной работы, тесно связанным с основным учебным процессом и ориентированным на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь как локальный, так и фронтальный характер.
Выбор темы исследования определяется интересами ребенка. Она должна соответствовать его уровню развития, быть оригинальной и неожиданной для него. Педагог должен сам достаточно хорошо ориентироваться в той области, которую исследует его ученик, чтобы иметь возможность консультировать его, направлять ход его мысли. Способы решения проблем во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; четко их классифицировав, сделать выбор, оценив эффективность каждого способа. Следует иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Не стоит бояться нестандартных, альтернативных способов решения, которые, порой, из эмпирических могут перейти в разряд фантастических.
Поиск новой информации, вызванный задачей разработки проекта, создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами.
Главным, завершающим этапом исследовательской работы может считаться защита проекта. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Защита проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей (ученики, учителя, родители). В ходе ее ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения.
Не стоит забывать о поощрении, так как авторы этих работ – дети. Признание для любого дарования, и для молодого тоже, необходимая составляющая успеха.
Эта работа требует от педагога неординарных усилий. Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила.
1. He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. 2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями. 3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. 4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения. 5. Научите детей прослеживать межпредметные связи. 6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. 7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач 8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. 9. Подходите ко всему творчески.4
Развития креативности у детей поможет им повысить творческие возможности и избежать проблем с профессиональной самореализацией.

Примечания
[1] Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.
[2] Туник Е. Е. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУМП, 1997.
[3] Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ. 1997.2-е издание: СПб.:
[4] Treffinger D. J. Encouraging creative learning for the gifted and talented. A handbook of methods and techniques. Ventura, CA: Ventura County Superintendent of School Office, 1980.